Публичная речь: подготовка и техника выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:57, реферат

Краткое описание

Цель работы раскрыть сущность публичного выступления
Задачи работы поставлены следующие: 1. Рассмотреть подготовку публичной речи, что можно и нужно использовать при подготовке; 2. Раскрыть элементы техники публичного выступления.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Подготовка публичной речи 4
Глава 2 Техника публичного выступления 8
Заключение 14
Литература

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Риторике.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ (филиал)

 

 

КАФЕДРА

Кафедра  гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине Риторика

На тему: «Публичная речь: подготовка и техника выступления»

 

 

 

 

 

Выполнил студент  506 з учебной  группы 5  курса

И.А. Зверева 

 

Проверил:

Е.В. Филлипова

 

Оценка ___________________________________

___________________________________

(подпись преподавателя)

«___» ____________ 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск

2011 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение            3

Глава 1 Подготовка публичной речи        4

Глава 2 Техника публичного выступления      8

Заключение                   14

Литература                   15 
ВВЕДЕНИЕ

С древних времён существует мнение, что тот, кто владеет словом, владеет умами и сердцами людей. Мысли античных мыслителей подтверждает и современная наука, которая пришла к выводу, что эмоциональная, образная, богатая речь является одним из мощнейших способов воздействия на сознание людей.

В нашем сегодняшнем веке, веке коммуникации, каждому из нас приходиться говорить, говорить много, говорить разное, говорить дома с близкими, говорить на работе, говорить с друзьями, т.е произносить речь. Могу быть уверенна, что никто и никогда в повседневной жизни и не задумывался о том, что речь сложна и уникальна по своей сути. Но человек общается и говорит не только с друзьями близкими, кто-то выступает на симпозиумах, конференциях, то есть публично.

Выступать публично, без подготовки речи, не отработать технику речи, говорит о провале, да именно о крахе всего выступления. Так что же нужно сделать, какие имеются средства способы методы публичного выступления, вот об этом и поговорим.

Публичное выступление довольно часто встречается в нашей жизни, как говорилось выше это выступление людей на семинарах, симпозиумах, хотелось бы отметь, что защита выпускных квалификационных работ это тоже публичное выступление, т.е. актуальность темы заключается в том что, с публичным выступлением мы встречаемся на каждом шагу, а как сделать это выступление ярким, запоминающимся и интересным знают не многие.

Цель работы раскрыть сущность публичного выступления

Задачи работы поставлены следующие: 1. Рассмотреть подготовку публичной речи, что можно и нужно использовать при подготовке; 2. Раскрыть элементы техники публичного выступления.  

 

ГЛАВА 1 ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНОЙ  РЕЧИ

Публичная речь требует  даже от опытных ораторов тщательной подготовке, а для начинающих это обязательное требование. К такой подготовке относится, прежде всего, обдуманная последовательность всех этапов работы.

Античный риторический канон выделял  5 этапов подготовки и произнесения речи:

1. Инвенция или «нахождение», «изобретение». На этом этапе собирают и систематизируют необходимый для будущей речи материал.

2. Диспозиция или, «расположение». Автор будущей речи обдумывает материал, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.

3. Элокуция или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление основной части, формулирование вступления и заключения, окончательная редакция текста.

4. Меморио или «запоминание». На этом этапе необходимо мысленно освоить написанный текст, может быть даже выучить его наизусть и попробовать освоить риторически, то есть выделить места, где необходимы паузы, модуляция голоса, невербальная поддержка текста и другие проявления индивидуального ораторского стиля.

5. Произнесение. Своеобразие речи состоит в том, что она воздействует на слушателей не только словами, использованными при построении фразы, но и тем, как эти слова сказаны (интонация, сила, высота звука и т.д.)

Эффективное воздействие на аудиторию происходит не столько из-за того, что говорят, сколько из-за того, как это сказано. Одно и то же слово «нет» может быть сказано повелительно или равнодушно, задумчиво или колюче, категорически или нерешительно, каждый раз придавая этому слову совершенно иной смысл.

На слушателей действует  также обстановка, в которой произносится речь: помещение, состав слушателей, наличие  или отсутствие свежего воздуха, освещение, технические средства, личность самого оратора, его внешний вид  и многое другое. Самое сложное – удержать внимание. И немало это зависит от того, какое впечатление на уровне восприятия производит оратор.

Это был представлен канон античного времени, но как же подготовить речь чтобы не забыть, не упустить того материала который хотелось бы представить при выступлении. И так.

I этап: делаем «каркас» будущего публичного выступления:  

 •     Определите цель слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя из вашей речи? 

  •     Выделите главную идею вашего выступления. 

  •     Разделите вашу речь на несколько подтем. 

 •     Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем вы им рассказываете. 

  •     Главное помнить о структуре речи: введение, основная часть и выводы. 

    Вступление — важная часть, так как более всего запоминается слушателям. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью чёткого определения стержневой идеи выступления.

II этап: основная часть — 60-65%;

Основная часть —  всестороннее обоснование главной  идеи.

Один их вариантов  системного построения аргументации:

-проблемное изложение  (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения);

-хронологическое изложение;

-изложение от причин к следствиям (от частного к общему);

-индуктивное изложение  (от общего к частному).

Рассматриваются различные  аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. 

Предмет выступления  должен раскрываться конкретно и  стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактов и необходимых примеров. 

Цифровые данные лучше  демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в  ограниченное время.

III этап: заключение — 20-30%

Заключение — формулирование выводов, которые следуют из главной  цели и основной идеи выступления. Закончить  выступление можно решительным (эмоциональным) заявлением, подводящим итог выступлению.

Подготовив план выступления, начинайте добавлять некоторые дополнения.

Это могут быть:  

  •     яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.  

 •    необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.

Особенностью введения является то, что аудитория по нему очень быстро составит впечатление о вас, и это впечатление будет доминировать на протяжении всего выступления. Если во вступительной части допустить ошибки, их тяжело будет исправить. Важно с самого начала заинтересовать публику удачностью ваших первых слов. Для этого во вступительной части можно использовать какую-либо остроумную шутку, рассказать интересный факт или вспомнить выдающееся историческое событие, обязательно связывая их с темой выступления.  

Заключительная часть публичного выступления предусматривает подведение итогов. В окончании нужно напомнить ключевые проблемы, затронутые в речи, обязательно повторить все основные идеи. Удачность конструкции последних фраз, усиленная их эмоциональностью, выразительностью, не только вызовет аплодисменты слушателей, но и превратит их в ваших приверженцев. 

Время. Аудитория внимательно слушает и воспринимает речь не более 15-20 минут.

Короткие фразы легче  воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле 13 слов. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотов. 

Известно, что слова  звучат убедительнее после мини-пауз. Не следует говорить без паузы  дольше, чем 5,5 сек. 

Учитывайте темпоритм вашей речи. Самая благоприятная скорость для восприятия — приблизительно 100 слов за минуту. 

При планировании выступления  обязательно учитывайте время, которое  нужно будет потратить для  ответов на вопросы. Основной постулат этикета оратора – не говорить долго. Если время выступления четко оговорено, то выходить за эти рамки не стоит. Говорить нужно по сути, вычленяя главное – чем меньше воды в выступлении, тем лучше.  

И, наконец, еще одно из основополагающих правил выступления – оно должно вестись на языке, доступном большинству. То есть каждому выступлению должен соответствовать свой лексический запас, принятый среди слушателей. Разумеется, использование малоизвестных для данной аудитории слов и терминов не является табу, но с одной стороны оно может быть рассмотрено опять-таки, как проявление неуважения, а с другой – высокомерия.

Произнесите речь несколько  раз вслух (лучше перед зеркалом), чтобы привыкнуть к тексту и хорошо прочувствовать все нюансы. Для шлифовки фраз, интонации, мимики желательна работа с магнитофоном или видеокамерой. Такая предварительная тренировка снизит ваше волнение, позволит почувствовать себя уверенно и намного увеличит вероятность успеха публичного выступления.

ГЛАВА 2 ТЕХНИКА ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

И так приступим к рассмотрению техники публичного выступления

1. Определение цели выступления.

Определите до начала выступления  свои цели, они могут: информировать  слушателей рассказ о чем-то новом; убедить слушателей подготовка слушателей к признанию способа решения  проблемы; побуждение к действию вызвать желание, что-либо изменить. Чтобы реализовать цели выступления необходимо знание аудитории.

2. Соберите информацию о вашей  аудитории. 

Сбор информации осуществляется в соответствии с логическими  уровнями: среда (окружение) - привычный стиль поведения - способности (знания) - убеждения (мнения, ценности, предубеждения) - само представления (профессиональные и личностные) - миссия (общие цели, которые поддерживает большинство аудитории.

На данном этапе много вариантов: подчеркнуть свой статус, возраст, принадлежность к определенной группе, обозначить род занятий и степень профессиональности.

Помните - срабатывает  эффект выступающего.

3. Конструируйте свой образ. 

Выступающий с трибуны  аудитории кажется экспертом  и вызывает доверие. Усилить впечатление об искренности человека и доверие к нему (а следовательно и эффект воздействия) возможно, если он ясно и выпукло аргументирует позицию, которая заслуживает доверия в том, что она явно не затрагивает его прагматические интересы и не приносит ему никакой выгоды (а лучше если противоположна интересам коммуникатора) и если он явно в лоб не пытается повлиять на аудиторию. Наиболее существенным при выступлении является (внешний знак авторитета) титул, звание и прочее. Обозначающие ценность личности через ее социальную роль. Здесь вступает в действие механизм (переноса) при котором достоинства (свидетельствующего) переносятся на товар, на другого человека, на явление. При высоком авторитете выступающего аудитория будет тем более убеждаема, чем большее противоречие будет существовать между ее начальным мнением и точкой зрения, которую отстаивает выступающий.

4. Определите свою роль.

Изучив аудиторию, перед  которой вы собираетесь выступать определитесь с ролью, которую вы будете использовать при выступлении. Исследователь А. Добрович считает, что для успешного психологического воздействия нужна особая социально-психологическая роль: божество, покровитель, хозяин или господин, кумир, виртуоз ловкач, удав. Поза, жесты выражение глаз, манера речи передают социально-психологическую роль выступающего, поэтому необходима тренировка для вживания в роль. Отрабатывается роль через отождествление себя с кем-либо наиболее соответствующим ей.

5. Подготовка речи.

Выступление не должно содержать  более семи основных идей, так как  больше никто не запомнит. Важна  краткость выступления. Способность  к запоминанию информации очень  ограничена, один из способов запомнить  побольше информации - связать ее в виде пакетов.

Информация о работе Публичная речь: подготовка и техника выступления