Хорошие манеры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:40, реферат

Краткое описание

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией.
Этикет определяет самые разнообразные правила поведения: как представлять друг другу незнакомых людей, как вести себя в гостях и общественных местах, как одеваться и даже такие, казалось бы, незначительные детали, как держать вилку и нож, можно ли пить чай из блюдечка и многие другие.

Файлы: 1 файл

хорошие манеры, знание норм делового и светского этикета.docx

— 791.60 Кб (Скачать)

Введение

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией.

Этикет определяет самые  разнообразные правила поведения: как представлять друг другу незнакомых людей, как вести себя в гостях и общественных местах, как одеваться  и даже такие, казалось бы, незначительные детали, как держать вилку и  нож, можно ли пить чай из блюдечка и многие другие.

Ученые выделяют четыре основных подсистемы этикета:

  • речевой, или вербальный этикет, регламентирует словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы, приглашения, совета, предложения, утешения, сочувствия, соболезнования, комплимента, одобрения; к речевому этикету относят также манеру разговаривать (в том числе и по телефону) и искусство вести беседу;
  • мимика и жесты. Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления, причем эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Отношение к собеседнику и теме беседы выражается также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда;
  • организация пространства в этикете. Важное значение в этикете имеет и взаимное расположение собеседников в пространстве, выбор определенной дистанции, наличие или отсутствие между ними физического контакта. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным, какие позы допустимы в той или иной ситуации;
  • этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете). К этикетной атрибутике относятся прежде всего одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Принципы этикеты

Принцип гуманизма, человечности, который воплощается в ряде моральных требований, обращенных непосредственно к культуре взаимоотношений. Это вежливость, тактичность, скромность и точность.

Вежливость - форма взаимоотношений  между людьми, суть которой доброжелательство, желание другому человеку добра. Доброе отношение к людям - главная  нравственная основа современной этики. Принято выделять несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.

Тактичность - это чувство меры, которую следует соблюдать в  отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой  может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. Тактичность включает в себя умение не замечать ошибок и оплошностей другого, не делать ему замечаний в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение. Тактичность всегда предполагает чуткость к переживаниям другого человека и способность считаться с ним не ради собственного блага, но по доброте.

Скромность - умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать  себя, свою значимость, не афишировать  свои достоинства и заслуги, уметь  сдерживать себя. Скромность предполагает безыскусственность поведения, отсутствие театральности, позерства. Подлинная  скромность не имеет ничего общего со скованностью, замкнутостью, робостью.

Точность - умение ценить свое слово, не бросать его на ветер, т.е. выполнять  то, что обещано, вовремя приходить, не опаздывать и т.д.

Второй важнейший принцип современного этикета - Принцип целесообразности действий. Почему котлету не следует резать ножом? Да потому что она мягкая! Все очень разумно, просто. В этом как раз и заключается преимущество современного демократичного этикета перед сословным, аристократичным. Современный этикет предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой-то ситуации, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства. Но при этом надо помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим.

Третий принцип, на котором основываются нормы современного этикета - Это красота, или эстетическая привлекательность поведения. Правила этикета вырастают из требований эстетики и логика их проста: «неприлично, потому что некрасиво».

Народные  обычаи и традиции - четвертый принцип современного этикета.

Некоторые нормы  и обычаи возникли очень давно, и, дойдя до нашего времени, они утратили свой первоначальный смысл и значения. И сегодня они представляют собой  обычаи и традиции, которые закрепились  в культурном опыте человечества. Объяснить же истоки того или иного  правила довольно сложно.

Деловой этикет

Деловой этикет включает в  себя следующие разделы:

  1. Технологии невербального общения:

жесты хорошего тона

Существует классификация  жестов, в соответствии с которой  они делятся на четыре группы:

  1. общепринятые жесты;
  2. эмоциональные жесты (зависят от культуры страны, в которой проживает человек);
  3. индивидуальные жесты (присущие конкретному человеку);
  4. ритуальные жесты (к примеру, приветствие).

Рукопожатие

По протянутой для  рукопожатия руке человека можно  сделать вывод о его самомнении и самооценке.  

Если мужчина протягивает  руку для рукопожатия ладонью  вниз, это может сигнализировать  о властности его натуры.  

Если он подаёт руку ладонью вверх, это, наоборот, говорит  о его уступчивости и готовности передать инициативу партнёру.  

Если между людьми существует взаимоуважение, они подают друг другу руки ребром вниз.  

Сигналом агрессивного настроения является крепкое рукопожатие  не согнутой в локте рукой.  

Слишком слабое рукопожатие  говорит о низкой самооценке и  психологической слабости человека.

Открытые жесты 

Жесты, при которых  человек "открывается": разводит руки в стороны, показывает ладони и  т.п., получили название открытых жестов.

В психологии такие  жесты трактуются как желание  и готовность человека установить контакт.  

То же самое в  отношении расстегнутых или расстегиваемых вещей. Учёными даже было установлено, что к соглашению чаще приходят люди именно в расстегнутых пиджаках.

разрешается слегка склонить голову набок. Это производит впечатление максимальной заинтересованности.

Закрытые жесты 

Закрытые жесты - те, при которых человек всячески заграждается, отгораживается от окружающих, перекрывает своё тело руками или  посторонними предметами.

Они означают то, что  человек не готов полностью довериться своему собеседнику.

Например, сигналом того, что человек пытается что-то утаить от партнёра или испытывает чувство разочарования в собеседнике, являются пальцы, сцепленные в замок.

Сцепление рук или  просто наложение ладони на ладонь за спиной является сигналом того, что  человек обладает высоким самомнением  и ощущает своё превосходство  над окружающими.  

Данное открытие психологи стали даже применять  на практике. Например, Вы можете провести несложный аутотренинг в стрессовой ситуации. Просто заложите руки за спину, и сразу почувствуете, как напряжение сдаёт свои позиции и уступает место уверенности.  

Руки, засунутые  в карманы, с выставленными большими пальцами сигнализируют о властной натуре человека или о его агрессивном  настроении.

Жесты прикосновения  к лицу

Психологи установили, что  человек чаще всего лжёт, если дотрагивается  рукой до носа, мочки уха или  шеи. То же самое, если он трёт глаза. (Конечно, если он не болен!).

Если человек постоянно держит пальцы у рта, это расценивается  психологами как его потребность  в защите, одобрении и поддержке  со стороны окружающих. Когда человек  подпирает подбородок или щёку, или  обе щеки, это означает, что он сильно увлечён чем-то.

Когда человек потирает подбородок, это сигнализирует об обдумывании решения по тому или  иному вопросу.

Жесты нетерпения 

Нетерпение человека выдают такие жесты, как потирание  рук, постукивание пальцами и т.д.

Жесты защиты 

Руки, скрещенные на груди, показывают, что человек с  чем-то не согласен или кому-то не доверяет.  

Когда человек одной  рукой охватывает свободнолежащую  другую, это можно расценивать  как признак его неуверенности  в себе или растерянности.

Жесты флирта

 

 

К жестам, сигнализирующим  о готовности человека к флирту, психологи относят прикосновение  к волосам, поправление одежды, закладывание пальцев за пояс.

Излишняя жестикуляция и борьба с ней Чрезмерная жестикуляция, согласно утверждениям психологов, является признаком взволнованности, возбуждения  человека или его неуверенности  в себе.

 походка

Походка выполняет  ряд функций: регулирует пространство общения, информирует о текущем  состоянии человека, о чертах его  личности. Принято выделять ряд общих характеристик походки: ритм, скорость, длина шага, давление на поверхность, а также такие «особенные» признаки походки, как положение носков ног, движение рук, плеч, положение головы.

- ритмичная походка свойственна  человеку воодушевленному, она  может свидетельствовать о хорошем  настроении или о том, что  в голову пришло интересное  решение;  
- размашистая походка при среднем и малом росте — свидетельство целеустремленности, активности, экстравертированности;  
- короткие и мелкие шажки часто присущи осторожному, расчетливому человеку, умеющему держать себя в руках;  
- прерывистая, спотыкающаяся походка — показатель неуверенности, скованности, робости;  
- волочащаяся походка может говорить и о плохом настроении, и об отсутствии заинтересованности;  
- медленная походка с опущенной головой и сцепленными за спиной руками бывает у человека, занятого решением какой-либо проблемы;  
- сильная отмашка руками при ходьбе свидетельствует о целеустремленности, решительности человека;  
- привычка постоянно держать руки в карманах при ходьбе говорит о критичности, скрытности человека, о стремлении подавлять других.

 как правильно сидеть

стойка широко расставив ноги означает потребность в самоутверждении, потребность в высокой самооценке, а часто сверхкомпенсацию чувства неполноценности;  
- широкая, удобная, грузная посадка на всю поверхность сидения выражает желание человека наслаждаться покоем и уютом, т.е. «устроиться поудобнее»;  
- посадка на краю стула с выпрямленной спиной и полной обращенностью к партнеру говорит о высокой степени заинтересованности в собеседнике, концентрации внимания;  
- ноги, скрещенные или прижатые друг к другу, свидетельствуют о педантичной корректности или беспомощности человека;  
- руки под столом во время деловых переговоров — знак неготовности к разговору либо выражение чувства неуверенности, нервозности.

вход и выход  из автомобиля

  1. Протокольные вопросы приема делегаций: встреча, обращение, представление, знакомство, рассадка по автомобилям, размещение в отеле. Протокол переговоров. Визитные карточки. Подарки, сувениры и цветы.
  2. Манеры руководителя. Манеры подчиненного.
  3. Классификация приемов. Приемы формата с рассадкой: правила для хозяев и гостей. Общение в кафе, в ресторане, а также с прислугой. «Чаевые». Приемы формата стоя. Сервировка стола. Кувертные карты. Что чем едят, включая особые блюда и десерты.
  4. Деловая одежда (dress-code), обувь и аксессуары хорошего тона: для приемов, для работы (мужские и женские). Семь принципов правильной одежды.[3]
  5. Ритуалы и правила употребления алкоголя. Выбор вин и других напитков. Главные типичные ошибки.
  6. Национальные особенности этикета (Россия, Латвия, Германия, Италия, Испания, Франция, Япония, Китай, Корея, Венгрия, США, арабские страны и т. д.)[4]
  7. Этикет телефонных переговоров[5]
  8. Речевой этикет
  9. Сетевой этикет (нэтикет)

 

 

 

 


Информация о работе Хорошие манеры