Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:40, контрольная работа
В истории русской литературы поэзия М.Волошина занимает особое место. Хронологически его творчество охватывает один из самых интенсивных и исторически насыщенных периодов: первую четверть ХХ века. Максимилиан Волошин был художником-философом, поэтом-реформатором, стремившимся вобрать в себя лучшее, что было сделано до него, и «произнести» новое слово, о котором, начиная с Достоевского, так много пророчили русские художники и мыслители.
Введение…………………………………………………………………3
Год «духовного рождения»……………………………………………..4
Путь к самому себе……………………………………………………...6
Метаисторический путь России в творчестве поэта…………………. 9
Поэтика М.Волошина…………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………...16
Литература………………………………………………………………17
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВПО ГБОУ «ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
кафедра культурологии и литературы
СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСКОЙ МАНЕРЫ
М.А. ВОЛОШИНА
контрольная работа
по истории русской литературы ХХ века
Выполнила:
студентка 4 курса ИФФ
заочной формы обучения
Заринская О.В.
Шуя – 2013
Творчество Максимилиана
Александровича Волошина до недавнего
времени было практически неизвестно
широкому читателю. Для современного
этапа истории русской
В истории русской литературы поэзия М.Волошина занимает особое место. Хронологически его творчество охватывает один из самых интенсивных и исторически насыщенных периодов: первую четверть ХХ века. Максимилиан Волошин был художником-философом, поэтом-реформатором, стремившимся вобрать в себя лучшее, что было сделано до него, и «произнести» новое слово, о котором, начиная с Достоевского, так много пророчили русские художники и мыслители.
Максимилиан Волошин был поэтом, стремящимся в своем творчестве соединить индивидуальность творца с объективно значимым, выходящим за рамки художественной литературы, содержанием. Его поэзия была выражением и воплощением индивидуального духовного опыта проживаемой человеком жизни, мифа его личности. «Понять» Волошина-поэта – значит понять Волошина – философа и пророка.
В стихотворении Волошина «Сквозь сеть алмазную...» (1904) , обращенном к М. Сабашниковой, есть строки, которые могут быть красноречивым эпиграфом ко всему творчеству поэта-художника:
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Это своеобразная программа жизни и творчества Волошина. Ее возникновение было обусловлено как идейно-политической неопределенностью во взглядах поэта, так и его отрицательным отношением к современному искусству, стремлением выработать собственные эстетические принципы через непосредственное соприкосновение с жизнью, природой, русским и западноевропейским искусством, через изучение философских взглядов, близких ему по умонастроению ученых. Для осуществления этой программы необходимы были богатые жизненные впечатления и знания, почерпнутые в результате усидчивых занятий, наблюдений и опыта.
ГОД «ДУХОВНОГО РОЖДЕНИЯ»
Осмысливая свой творческий
путь, в одном из вариантов автобиографии
поэт писал: «Я родился 16 мая 1877 года в
Духов день, когда «земля именинница».
Отсюда, вероятно, моя склонность к
духовно-религиозному восприятию мира
и любовь к цветению плоти и
вещества во всех его формах и ликах».
Такое непосредственно
жажду знаний, и он видит “всю европейскую культуру ретроспективно – с высоты азиатских плоскогорий”. Попав в Ташкент, юный Волошин печатал в газете «Русский Туркестан» не только стихи, но и свои первые статьи о литературе и о заграничных впечатлениях.
Здесь он открывает для себя таких философов, как Ницше и Владимир
Соловьёв, и здесь же приходит к убеждению, что Париж – “альма матер”
современной культуры. “Отсюда, - вспоминает он позже, - пути ведут меня на запад – в Париж, на много лет учиться: художественной форме у Франции, чувству красок у Парижа, логике – у готических соборов, средневековой латыни – у Гастона Париса, строю мысли у Бергсона, скептицизму – у Анатолия Франса, стиху – у Готье и у Эридиа…”
Однако, чувствуя свое духовное родство с Белым, Блоком – «сверстниками» и с поэтами-символистами старшего поколения – Брюсовым, Ивановым, Бальмонтом, Волошин шел своим путем, оставался верен своему внутреннему голосу, своему призванию. «В кругу символистов, - вспоминает Евгения Герцык, - недолюбливали его поэзию: все сделано складно, но чего-то чересчур, чего-то не хватает…» И в то же время он неизменно «принят». Брюсов сказал однажды, что, кроме него самого и Волошина, никто в России не может написать правильного сонета. И тогда же, в стихотворении «По ночам, когда в тумане…»(1903), посвященном Брюсову, сам Волошин признается:
В вашем мире я – прохожий,
Близкий всем, всему чужой.
К 1913 году это «положение» в современной поэту литературе осознается как особая творческая судьба:
Щемящей радостью душа моя объята;
Я верю в жизнь, и в сон, и в правду, и в игру.
Я знаю, что приду к отцовскому шатру,
Где ждут меня мои и где я жил когда-то.
(«Как некий юноша в скитаньях без возврата…»)
В чем же нашло свое выражение такое самосознание поэта?
Семилетие, с 1905 по 1912 год, Волошин определит для себя, как время блужданий духа. Он ищет религиозные и философские основы жизни, без чего, как он понимает, не мыслимо творчество.
Его интересуют эзотерические и оккультные учения, буддизм и магия, католичество, теософия, штейнерианство. Рудольф Штейнер, немецкий философ-мистик, основал антропософское общество, куда вошли и русские – писатели, художники. Оно предполагало объединить нации и религии. Волошин участвовал в строительстве общего храма, заложенного в живописном местечке Швейцарии. Построенный храм в первую же ночь сгорел – от поджога.
Антропософия повлияла на русскую, да и на мировую культуру в конце
19 – начале 20 столетия – в одну из кризисных эпох, которое когда-либо испытывало христианство. Современники говорили, что штейнерианство было настоящим откровением для Волошина. Оно питало его тайную природу, затрагивало область мистики.
Эволюция Волошина наиболее ярко может быть представлена на уровне темы. В символической эстетике тема становится своеобразным сверхсимволом, «телеосом» (греч.) – причиной, расположенной не в начале пути, а в конце, - тем духовным образом, который пытается обрести и воплотить поэт в своем творчестве. Его книги отличаются особой структурно-тематической связанностью, композиционной проработанностью представленных произведений, раскрывающихся как одно поэтическое целое, объединенное символом-заглавием, темой и хронологией. Так, книга «стихов о войне» «В год пылающего мира 1915» состояла из трех частей:
1. Внутренние голоса. 2. Солнечные
сплетения. 3. Армагеддон. Каждая часть
предварялась четверостишием-
Первый период творчества – период лирики. Это две книги поэта: «Годы странствий» и «Selva oscura». Тема этих книг – художественная софиология. Содержанием здесь является мистика Всеединства – переживание «духовной телесности» и таинственной взаимосвязи сущего – София Бытия.
Своеобразие поэтического мира Волошина периода лирики является то, что может быть определенно как эпичность лирического «я». Поэт как бы отстраняется от своих лирических стихов в пользу их «объективности». Лирическое «я» художника раскрывается как «я» символическое:
Теперь я мертв. Я стал строками книги
В твоих руках…
И сняты с плеч твоих любви вериги,
Но жгуч мой прах…
Меня отныне можно в час тревоги
Перелистать.
Но сохранят всегда твои дороги
Мою печать.
Свое пребывание в стихе поэт уподобляет «вождению» по иным мирам, подобно тому как вел Данте Вергилий по мирам его «Божественной комедии». Вторая книга лирики названа «Темный лес» - выражение из «Божественной комедии» Данте:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу…
При этом путь самого поэта – путь первопроходца, путь человека к самому себе, «воспоминание» самого себя.
Тайна человека, его пути, таинство человеческой жизни становится сквозной темой поэтических исканий Волошина, личностным сверхсимволом его поэзии, который в 1917 году в стихотворении «Подмастерье» он выразил следующим образом:
Когда поймешь, что человек рожден,
Чтоб выплавить из мира
Необходимости и разума
Вселенную Свободы и Любви, -
Тогда лишь
Ты станешь Мастером.
«Воспоминания» о самом себе ставшее темой стихотворения «Подмастерье», составляет сущность его символизма. Символическое искусство, актуализируя бессознательное, выявляя в мире внутренние духовные процессы, помогает обрести новую связь с Бытием, открывает во внешней эмперической реальности духовное инобытие. Это и есть «воспоминание», и с этим опытом души поэт обращается к читателю.
Символическое мироощущение Волошина связано с переживанием и духовным образом земли, обретающим свою символику в пейзажной лирике. Наиболее ярким образцом такого символизма являются циклы «Киммерийские сумерки» 1907 г. И «Киммерийская весна», составленный из стихотворений 1910 – 1926 гг. Софийным символом киммерийского пейзажа для поэта становится образ полыни. Для Волошина «полынь» - это образ земли, отрешенной от времени и цивилизации, символ преодоления времени, в котором соединяются пейзаж земли и его плод, «горький запах вечности».
О, мать-невольница! На грудь твоей пустыни
Склоняюсь я в полночной тишине…
И горький дым костра, и горький дух полыни,
И горечь волн – останутся во мне.
МЕТАИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА
Центральным символом творчества Волошина второго периода стала Россия, в ней соединились три образа: человек, земля и культура. Россия рассматривается поэтом как мистическая мифологема, как духовный субъект веры. Книга стихов «о войне и революции» «Неопалимая Купина» представляет собой художественное воплощение телеологического созерцания истории и современности России, попытку обрести символ ее исторического пути, миссии ее во Всемирной Истории. Метаисторический путь страны представляется как служение Премудрости Божией на путях «крестной» и «страстной истории человечества» - к Граду Божьему.
В «России распятой» поэт утверждает: «Мой единственный идеал – это Град Божий. Но он находится не только за гранью политики и социологии, но даже за гранью времен». Этот путь – сквозь историю, сквозь человека – и есть путь России – «Неопалимой Купины»:
А из тебя, сожженный мой народ,
Я ныне новый выплавляю род!
Волошин верил в особую миссию русского народа, в избранничество России, которая, чтобы спасти Европу, «совершает в настоящее время жертвенный подвиг, принимая на себя… заболевание социальной революцией». Поэт преклонялся перед Высшей волей, определившей России такую судьбу:
Нам ли весить замысел
Всё поймём, всё вынесем, любя,—
Жгучий ветр полярной преисподней,
Божий бич, приветствую тебя!
«Северовосток», 1920 г.
Поэтика этого периода, да и содержание наполнены религиозным
смыслом. О чём можно судить даже по названиям стихотворений: “Демоны глухонемые”, “Неопалимая Купина”, “Видение Иезекииля”, “Ангел времён”, “Из бездны”: мотив 129-го псалма, мужественная обнадёживающая нота: