Что такое этика, откуда она появилась,где ее используют

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 21:36, реферат

Краткое описание

Этика (от греч. ethika, от ethos обычай, нравственный характер) - учение о нравственности, морали.
Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования - «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать?

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 50.28 Кб (Скачать)

 

 

Введение.

Этика

.Этика (от греч. ethika, от ethos обычай, нравственный характер) - учение о нравственности, морали.

  Термин впервые употреблен Аристотелем как обозначение особой области исследования - «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать?

  Этика учит оценивать всякую ситуацию, чтобы сделать возможными этические (нравственно) правильные поступки.

  Она воспитывает в человеке призвание завершать мир путем настраивания к царству существующего царства того, что должно быть.

  Этика исследует, что в жизни и в мире обладает ценностью, ибо этическое поведение состоит в осуществлении этических ценностей. Эти ценности нужно искать как во всех ситуациях, так и в личности.

  Этика способствует пробуждению оценивающего сознания.

В жизни, которую вынужден вести современный человек, этическое  рассмотрение и убеждение с трудом находит себе место. Современный  человек отуплен и постоянно  спешит.

   Этическому человеку, напротив, доступно понимание ценности, он - мудрец (лат. sapiens - имеющий вкус), с тонким вкусом, нежным органом для восприятия ценности жизни.

Культура управления

Отношения   “начальник  –  подчинённый”,   имеющие   место   в   любой организации, существовали ещё с незапамятных времён. Однако лишь к середине20 века им стало уделяться должное внимание, как внутри предприятий, так  и со стороны  учёных, исследующих трудовые процессы.

Данное явление связано  с тем, что с недавнего  времени,  деятельность предприятий во всём мире характеризуется ростом управленческого  аппарата  и затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы,  появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная  деятельность, социальное страхование, связи с общественностью), ростом  объёма  информации  и документооборота.

Необходимость  совершенствования  организации  управленческого  труда вызвала  появление  различных  терминов  и   определений   для   обозначения совокупных  действий  по  улучшению  качества  управленческой  деятельности. Одним из таких понятий является культура управленческого  труда,  являющаяся фактором  повышения  конкурентоспособности,  эффективности  производства   и управления организацией.

Освящая в своём реферате это  понятие,  я  постаралась  изложить  его специфику,  раскрыть  сущность  и  содержание,  а  также  привести  примеры, которые, на мой взгляд, дают более полную  характеристику  и   представление об изложенном материале.

 

 

1. ОБЩЕНИЕ И  ЭТИКА

Взаимодействие общения  и этики многогранно.  Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о  морали, а также общения — как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.

Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления  о должном поведении возникают  у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря   общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение» по отношению к людям... «. Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика же должна гумнизировать, облагораживать общение между людьми.  Анализ взаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Этика как наука возникла давно, в период зарождения рабовладельческого общества. Слово "этика" введено древнегреческим философом Аристотелем как название науки о нравственности. Эта наука возникла, чтобы ответить на вопросы реальной жизни: как надо поступать, что есть добро и зло, в чем смысл жизни и др. Этика стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме. Этика — наука о морали. Что такое мораль? Мораль — это нормы и правила, которые предъявляются человеку, и осуществление которых носит добровольный характер. Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" — от латинского "mos". Смысл этих слов один — нрав, обычай. Нравы и обычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.

Нравы и обычаи — это  устойчиво проявляющиеся в поступках  людей нормы поведения, соответствующие  требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок  поведения, характерный для массы  людей данного общества, данного  класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные  нормы поведения людей, но также  устойчивые, характерные для данного  народа формы или особенности  его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.

Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их связь с историческими  условиями развития данного общества часто трудно обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и  нравы становятся неприемлемыми  для новых условий. Однако изживаются они очень медленно именно потому, что за ними сила традиций. В каждую эпоху в обществе, в его различных  социальных группах существуют различные  нравы и обычаи, но общество относит  к области нравственности  лишь те нравы и обычаи, в которых  выражаются его интересы, его требования к поступкам и  людей. Мораль, или  нравственность, всегда выражает в  своих нормах интересы общества или  определенной социальной группы, их требования к поведению людей, к их поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При  этом речь идет не только о поведении  человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу людей), а  о нормах поведения человека по отношению  к другим людям и обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в определенных исторических условиях, накладывает  свой отпечаток на всю частную  жизнь человека. Итак, этика исследует  ряд вопросов: о сущности морали, закономерности ее изменения и развития, принципах и нормах поведения; научно обосновывает положения о моральных  отношениях, моральном сознании, моральной  ответственности, нравственной культуре поведения людей и многое другое. Повышение роли общения в жизнедеятельности связано с ростом его культуры, в том числе и нравственной культуре.

Нравственная культура —  это не просто сумма этических  знаний и не только совокупность моральных  ценностей и принципов. Это уровень  нравственного развития человека и  общества. Охарактеризовать нравственную культуру можно как системное  свойство общества, группы личности, выражающее меру усвоения ими нравственных норм ценностей. Это определенное  нравственное состояние личности и общества. Качество нравственной жизни проявляется  главным образом в социально  и гуманности отношений между  людьми, сочетании личных  групповых  и общественных интересов. Нравственная культура общества усваивается личностью.  Овладевая моральным опытом общества, закрепленным в этических взглядах и представлениях, в моральных  принципах и нормах, человек обретает нравственную культуру. Однако человек  обретает нравственную культуру не столько  в процессе академического усвоения морального опыта общества, сколько  в реальных действиях и поступках, отношениях между людьми отношениях к обществу. Речь идет о мере воплощения нравственности в жизни людей, о  нравственной культуре как качестве, присущем или не присущем каждой личности. Между нравственной культурой и  моральной ответственностью существует определенная связь. Уровень образования  человека, социальный статус, высокий  профессионализм вовсе не предполагают одновременно и наличие определенной нравственной культуры личности. А  вот наличие моральной ответственности  характеризует нравственную культуру личности. Чем выше моральная ответственность  человека, тем выше зрелость нравственной культуры. В обыденном смысле под  нравственной культурой подразумевается  уважительное, сочувственное, доброжелательное, дружелюбное, заботливое взаимоотношение  между людьми. В условиях экономического, политического, духовного кризиса, в процессе эмоционального взаимодействия людей нередко возникают отношения  предвзятости, непринятия, отчуждения. Одна из наиболее распространенных причин подобных отношений — низкая нравственная культура общения. Нравственная культура общения позволяет предотвращать и разрешать конфликты, возникающие в процессе общения. В конфликте, т.е. в столкновении людей, придерживающихся противоположных взглядов, мнений, стремлений, проявляются различные типы поведения. Многообразие типов поведения особенно проявляется в состоянии фрустрации, т.е. расстроенного психического состояния, вызванного реальной или воображаемой помехой, препятствующей достижению цели. При фрустрации меняется прежняя линия поведения человека. Активная защитная реакция при таком психическом состоянии — гнев, агрессивность, импульсивная беспорядочная активность и др. Пассивной же формой психологической защиты является неспособность ответить на грубость и агрессивность. Ни активная, ни пассивная формы защитной реакции не могут привести к разрешению конфликта,

• Социальная психология называет ряд конкретных путей разрешения конфликтов: подавление, отсрочка, превращение  конфликта в деловой разговор. Итак, повышение нравственной культуры является одним из важных факторов, нормализующих общение между  сторонами, находящимися в конфликте. Положительные нравственные чувства, моральная убежденность, моральная  ответственность за свое поведение  позволяют находить пути выхода из конфликтных ситуаций.

• Роль нравственной культуры проявляется и в том, что она  способствует  повышению потребности  в общении. Отдельной личности или  группе свойственны разные уровни потребности  в общении. Далеко не у всех членов той или иной общности такая потребность  получает должное развитие. Человеку бывает трудно определить свою позицию  к партнеру по общению, выступить  в роли собеседника, предпочитаемого  для общающихся. Не все обладают способностью умело использовать в процессе общения качества своей личности'. Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и овладение техникой общения.

• Реальный процесс общения  — это общение реальных, живых  людей, обладающих индивидуальными  личностными качествами, эмоциями, склонностями и желаниями. Уже в  утилитарном общении выявляется общность человеческих переживаний, потребностей и интересов. На этой основе возникают  симпатии и антипатии, дружеские  и товарищеские связи — словом, все, что можно объединить термином "личностные отношения". Общение  не только сопутствует трудовой, политической и иной деятельности, но нередко  становится самоцелью и побуждается  стремлением к обмену мнениями, чувствами, строением. У человека как общественного  существа развивав специфически присущая только ему нравственная потребность в общении, сопереживании, привычной социальной среде. Потребность в общении — одна из сильнейших потребностей общественного человека. Важнейшей потребностью человека является другой человек. Человек неизмеримо много теряет, если он не может соизмерять себя с другим человеком, обмениваться с ним мыслями, ориентироваться на него. Равнодушие, отсутствие внимания, одиночество для многих равносильно смерти. Чем выше личностная культура человека, тем сильнее проявляется у него потребность в общении. Она сказывается всем его мироощущении. В то же время все более требовательными оказываются претензии людей друг к другу, сложнее становится удовлетворять их взаимные ожидания.

•Только в общении происходит эмоциональное и нравственное развитие личности, пробуждение глубоких духовных интересов, эмоциональная разрядка. В процессе общения удовлетворяется  потребность человека в индивидуальном самоутверждении, непосредственном эмоциональном  контакте. Нравственные аспекты общения  особенно сильно проявляются в таком  его свойстве, как нормативность. Общение, в каких формах оно ни выступало, всегда существует как упорядоченная  коммуникативная связь. Эта упорядоченность  достигается с помощью правил и норм, регулирующих общение в  зависимости от его целей и  средств. Например, общения руководителей  и подчиненных, продавцов и покупателей, индивидуальные массовые коммуникации (собрания, митинги, официальное и неофициальное общения). Все они различаются не только содержанию, но и по форме, стилю, символике, предусматриваемой соответствующими нормами. В утилитарном общении нормативности значительно больше, чем в  личностном общении, хотя и оно не свободно от определенной регламентации. Вступая в личностные отношения люди вынуждены считаться с принятыми в той или иной с условностями, правилами этикета, обычаями и традициями. Нормативность, с одной стороны, накладывает определенные ограничения на общение, а с другой — программирует своеобразный тип и форму взаимоотношений вступающих во взаимные контакты людей. Важно уяснить, какова природа норм, регулирующих человеческое общение. Вносятся ли они в коммуникативный процесс моралью или являются непосредственным выражением самой технологии общения? Ответить однозначно на этот вопрос сложно. Нормы общения могут регулировать характер социально - ролевых отношений и тогда они определяются содержанием этих отношений и непосредственного морального значения не имеют. Но вместе с тем этот тип общения, подобно другим, является объектом моральной оценки и, следовательно, объектом моральной регуляции. Глубинные социально-экономические факторы воздействуют на общение через тип духовной культуры и ее неотъемлемую форму — мораль. В современном обществе можно наблюдать, как отношения социального неравенства воздвигают на пути процесса общения ряд сложных нравственно-психологических преград, ограничивающих круг свободного общения, как правило, социально - однородной средой. Они подчиняют личностные отношения собственнической психологии, утилитаризируют даже интимные человеческие отношения.

•Общение выступает стороной более широкого явления — поведения  людей, одна из сторон которого — этикет, т.е. установленный порядок поведения. Такой порядок поведения устанавливается  в семье, в общественных местах: институте, школе, учреждении, на производстве, в  церкви, дипломатической деятельности и т.п. Этикет формируется прежде всего в соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы, традиции, общественное мнение. Этикет обладает большим нравственным смыслом. С его помощью можно выразить признание значимости человека, с которым вступают в контакт, уважение к нему. Если человек является представителем государства или определенной фирмы, то этикетом выражается отношение к его рангу и его государству, его фирме и т.д. В этом случае этикет заключает в себе политический смысл. Этикет обязывает признавать установленные государством значимости, такие, как ранг, титул, чин и т. д. Военный этикет состоит в поддержании дисциплины, организованности, порядка, выражении готовности беспрекословно выполнять приказы старших по званию. Другими словами, форм этикета множество, но все они имеют одинаковую направленность — признание и поддержание значимости, уважения человека, с которым возникает контакт. Таким образом, единство нравственной и сегреативной (разделяющей) функции этикета очевидно. Признавая значимость каждого человека, мы признаем и различия этой значимости, зависящие как от личных качеств человека, так и от возложенных на него обязанностей, а так же от его званий титулов, социального статуса, даже от пола и возраста. Следует помнить и о том, что в процессе исторического развития общества менялись смысл и значение этикета. Содержанием этикета выступает признание значимости человека или проявление уважения к нему, выраженное в форме вежливости, учтивости.

 

2.КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Современное социальное управление еще далеко от рациональности. Оно  во многом носит "вчерашний" характер и не отвечает требованиям времени. Назрела острейшая потребность  в его обновлении, в коренных изменениях, которые позволят влиять на главную  причину всеобщего кризиса управления - усугубляющееся противоречие между  субъектом и объектом управления. Важнейшим условием решения этих проблем является возрастание роли культурного фактора. Его роль в  решении современных проблем  управления обществом возрастает, и  будет возрастать. Это объясняется  рядом обстоятельств.

   Во-первых, социальные регуляторы общественной жизни в связи с требованиями информационной революции среди других (экономических, юридических, политических) приобретают все большую значимость.

Информация о работе Что такое этика, откуда она появилась,где ее используют