Значение инвестиций в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I: Инвестиции и их место в экономической системе………………..3
1.1. Сущность и виды инвестиций…………………………………………….3
1.2. Роль инвестиций в развитии экономики………………………………...7
1.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ………………………………………………………………………………...10

Глава I I: Проблемы инвестиций в РФ……………………………………...14
2.1. Состояние инвестиционного рынка России в современном этапе.....14
2.2. Тенденция привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………………………………………………………………16
2.3. Влияние мирового экономического кризиса на привлечение инвестиций в российскую экономику……………………………………….21

Глава I I I: Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности страны…………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованной литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 467.50 Кб (Скачать)

Обрабатывающая промышленность, двигатель промышленного роста в России, показывала хорошие результаты вплоть до конца сентября 2008 г., однако в IV кв. в этом секторе произошло снижение темпов роста. Согласно последним данным об индексах производства в сентябре 2008 г. темпы роста в обрабатывающей промышленности составили 8,2% (к сентябрю 2007 г.), что, главным образом, объясняется ростом производства гидротурбин (97,3%), тракторов (74%), легковых автомобилей (28,4%) и труб (26,1%). В течение первых 3 кварталов 2008 г. объем производства в обрабатывающей промышленности вырос на 7,7% (за аналогичный период 2007 г. — на 7,8%). Высокие темпы роста в обрабатывающей промышленности отчасти обусловлены наличием старых заказов (в основном от государственных предприятий). Однако в связи с ужесточением условий кредитования в IV кв. обрабатывающая промышленность столкнулась с падением спроса, что негативно сказалось на темпах роста производства.

Ухудшение финансовых условий в мире и резкое падение цен на нефть в III и IV кв. 2008 г. привели к еще большему снижению темпов экономического роста в России. Финансовые потрясения уже вызвали увеличение стоимости заимствований, отрицательно повлияли на ликвидность и кредитование и, как следствие, ограничили совокупный спрос, что оказывает неблагоприятное воздействие на уровень потребления и инвестиций.

Снижение темпов роста инвестиций в первой половине 2008 г. стало началом постепенного сокращения роста совокупного спроса, за которым последовало снижение темпов роста потребления. После бума, наблюдавшегося в I кв. 2008 г., когда объем инвестиций, являющихся главным (вместе с потреблением) фактором роста в краткосрочной перспективе, увеличился на 19,1%, во II кв. произошло сокращение до 13%, а III кв. — до 9,9% . Такое снижение темпов роста инвестиций было во многом связано с государственными корпорациями и добывающими отраслями, где, согласно отчетным данным, в первом полугодии 2008 г. темпы роста инвестиций резко упали до 6,2% (по отношению к первому полугодию 2007 г.), в то время как в 2007 г. они составляли 19,1%. Свой вклад в такое развитие событий внесли ограничения предложения, увеличение глобальных неопределенностей и изменения в настроении иностранных и отечественных инвесторов. С ростом неопределенностей инвесторы повсеместно сократили горизонты инвестирования и пересмотрели (или отложили) долгосрочные дорогостоящие инвестиции. В результате снизились темпы роста прямых иностранных инвестиций. Общая доля инвестиций в ВВП по-прежнему составляет около 22%, что ниже уровня, характерного для быстро развивающихся стран Азии. Кроме того, ухудшение условий кредитования, растущая неопределенность и прогнозируемый рост безработицы уже сказались на темпах роста потребления.

В перспективе большую тревогу вызывает то, что инвестиции сильно сконцентрированы в нескольких, главным образом неторгуемых, отраслях. На долю неторгуемого сектора приходится 2/3 инвестиций в основной капитал, что отражает общую структуру роста. Более подробный анализ инвестиций по отраслям показывает, что основной объем инвестиций по-прежнему сконцентрирован в добывающих отраслях, а также в секторе транспорта и связи, где трубопроводный транспорт занимает значительную долю. Рост инвестиций в торгуемом секторе сократился в первом полугодии 2008 г. до 8,1% (в 2007 г. он составлял 16,1%). Что касается неторгуемого сектора, то в розничной торговле началось даже резкое сокращение инвестиций в основной капитал, прежде всего из-за ужесточения условий кредитования. В то же время инвестиции в основной капитал в железнодорожной отрасли выросли на 49,3% в первом полугодии 2008 г., что, возможно, объясняется наличием старых крупных заказов на локомотивы, а также пассажирские и грузовые вагоны.

Что касается прямых иностранных инвестиций, которые как раз способствуют развитию экономики России, то их объем в результате кризиса в январе-сентябре 2009 г. сократился почти в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как портфельные инвестиции показали снижение лишь на 20%. Для того чтобы привлечь в нашу страну "полезные" инвестиции, по словам экспертов, прежде всего, необходимо улучшить инвестиционный климат. Так как при вхождении в экономику той или иной страны иностранные инвесторы смотрят на уровень налогообложения, качество законодательства, правоприменительную практику, прибыльность инвестиционного проекта, мобильность трудовых кадров, а также стабильность макроэкономических показателей (валютный курс, инфляция).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности страны

 

При активном участии МИД разработаны Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года (Одобрены Правительством 27 октября 2008 г.).

Основной задачей Правительства на ближайший год является переход к модели экономического развития за счет диверсификации экономики и расширения внутреннего спроса в условиях глобального финансово – экономического кризиса. Именно в этом ключе конкретизированы меры в одобренном Правительством. Плане действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.

Среди них можно выделить меры по модернизации промышленности, обеспечению устойчивых темпов экономического роста, защите прав собственников, снижению совокупной налоговой нагрузки на производителей, поддержке экспорта, улучшению корпоративного управления, обеспечению большей финансовой прозрачности российского бизнеса, развитию системы ипотечного кредитования, активизации деятельности банков развития.

Предприняты действия по усилению защиты интеллектуальной собственности. Ведется работа по обеспечению полной валютной либерализации.

Усилена борьба с коррупцией, осуществляются конкретные шаги по укреплению судебной власти.

Кардинально снижен подоходный налог. Существенно (с 24% до 20%) снижена ставка налога на прибыль с предоставлением регионам права различных льгот для малых предприятий, которые работают по упрощенной схеме налогообложения (в пределах 5 - 15% единой налоговой ставки). Полностью отменены налоги с оборота.

Приняты дополнительные меры по упрощению и снижению налогообложения предприятий микро и малого бизнеса. До 60 млн. рублей повышена предельная планка годовой выручки этих предприятий для применения к ним упрощенной системы налогообложения.

Введены в действие соответствующие положения Налогового кодекса: налог на прибыль, НДС (налог на добавленную стоимость), налог с продаж, налог на имущество и единый социальный налог (за исключением взносов в Пенсионный фонд) заменены единым налогом на вмененный доход со ставкой 6% или 15% в зависимости от объекта налогообложения.

В области налоговой политики осуществлены, в частности, следующие меры: снижена базовая ставка НДС до 18%, отменен налог с продаж, предусмотрен более гибкий режим налогового учета в отношении убытков, капитальных вложений и расходов на научные исследования и разработки.

Уменьшена налоговая нагрузка на фонд оплаты труда за счет снижения эффективной ставки единого социального налога (с 35,6% до 26%). Однако в условиях наступившего кризиса с пенсионным обеспечением возникает необходимость пересмотра этой схемы. Поэтому с 2010 г. ЕСН (Единый социальный налог) заменен системой взносов в четыре государственные внебюджетные фонды.

Правительство намерено с 2011 г. увеличить размеры этих взносов до 34% от фонда зарплаты. Предельная величина базы для начисления страховых взносов (в 2009 г. - 415 тыс. руб. годового дохода физического лица; с доходов, превышающих эту сумму страховые взносы не взимаются) подлежит ежегодной индексации.

Одним из наиболее значимых шагов является легальное и широкомасштабное введение в оборот земельных ресурсов. Важным фактором повышения инвестиционной привлекательности является развитие рынка земли на основе Земельного кодекса. Начал действовать Федеральный закон" Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Для улучшения инвестиционного климата, повышения открытости и глобальной конкурентоспособности российской экономики большое значение имеет модернизация таможенной системы.

Снижены ставки ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, используемое в металлургии, пищевой и медицинской промышленности. Введены на постоянной основе нулевые ставки таможенного тарифа на импорт технологического оборудования для пищевой промышленности, не производимого в России.

Вступила в силу новая редакция Таможенного кодекса, который стал правовым актом прямого действия. Одновременно с 3000 до 100 сократилось число соответствующих подзаконных актов.

Принята часть 4 Гражданского кодекса, что позволит значительно повысить защиту прав на интеллектуальную собственность. Стали также действовать новые редакции Водного, Лесного, Гражданско-процессуального и Уголовно-процессуального кодексов, новые Арбитражный, Градостроительный, Жилищный и кодексы. Прорабатывается концепция Экологического кодекса.

За последнее время приняты или вступили в силу и другие федеральные законы, направленные на улучшение предпринимательского климата и стимулирование инвестиционной деятельности:

«О внесении изменения и дополнения в Федеральный Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведения государственного контроля (надзора)»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

«О внесении изменений в Федеральный Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О рынке ценных бумаг»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об акционерных обществах»;

«О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

« О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

« О кредитных историях»;

« Об особых экономических зонах »;

« О концессионных соглашениях »;

«О государственных закупках»;

«О защите конкуренции»;

« О естественных монополиях» (новая редакция);

« О Банке развития»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О техническом регулировании»;

« О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об инвестиционных фондах»;

«О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;

« О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

« О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»;

« О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011года».

Приняты поправки в закон «О концессионных соглашениях» и внесены изменения в положение «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации», улучшающие условия инвестиционной деятельности на принципах государственно-частного партнерства. В завершающей стадии находится подготовка изменений в Федеральные законы «Об электронной подписи», «О недрах», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

«Планируется принять законы «Об организованных рынках и биржевой торговле», «О формировании, инвентаризации и государственном кадастровом учете недвижимого имущества».

Осуществляется административная реформа, призванная обеспечить четкое разграничение функций, полномочий и финансирования между структурами государственного управления и устранить избыточное вмешательство государства в экономику.

Развернута активная работа по дебюрократизации экономики и устранению административных барьеров, осложняющих деятельность иностранных инвесторов и предпринимателей в целом. Упрощена процедура регистрации и постановки на налоговый учет юридических лиц на основе принципа "одного окна". Внесены поправки в Федеральный закон о лицензировании. Они предусматривают сокращение лицензируемых видов деятельности.

В рамках реформы природопользования принят Лесной кодекс, который устанавливает четкие и прозрачные условия использования природных ресурсов.

Ведется разработка концепции государственной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций. Предусмотрено ее закрепление в государственной целевой программе на среднесрочную перспективу.

Сделаны ключевые шаги по реформам в сферах электроэнергетики, железнодорожного транспорта, газовой отрасли, по решению проблем жилищно-коммунального сектора. Правительство ведет разработку государственной программы энергосбережения. Подготовлена новая Энергетическая стратегия страны до 2030 года.

Информация о работе Значение инвестиций в развитии национальной экономики