Значение инвестиций в развитии национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:54, курсовая работа

Краткое описание

Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I: Инвестиции и их место в экономической системе………………..3
1.1. Сущность и виды инвестиций…………………………………………….3
1.2. Роль инвестиций в развитии экономики………………………………...7
1.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ………………………………………………………………………………...10

Глава I I: Проблемы инвестиций в РФ……………………………………...14
2.1. Состояние инвестиционного рынка России в современном этапе.....14
2.2. Тенденция привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………………………………………………………………16
2.3. Влияние мирового экономического кризиса на привлечение инвестиций в российскую экономику……………………………………….21

Глава I I I: Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности страны…………………………………………………...25

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованной литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 467.50 Кб (Скачать)

- совершенствования системы налогов, механизма начисления

амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землёй и др. природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтинговых оценок субъекта инвестиционной деятельности;

- принятия антимонопольных мер;

- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

- развития финансового лизинга;

- проведения переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

 

2) Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путём:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых в РФ совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счёт средств бюджетов всех уровней;

- формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счёт средств федерального бюджета;

- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счёт средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ;

- размещения на конкурсной основе средств федерального и регионального бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение этих средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов, определяемых законами о бюджетах, либо на условиях закрепления в государственной соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определённый срок на РЦБ с направлением средств от реализации в соответствующие бюджеты;

- проведение экспертизы инвестиционных проектов;

- защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоёмких, энергоёмких и не наукоёмких технологий, оборудования, конструкций, материалов;

- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

-  выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов).

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной

деятельности;

- гласность при обсуждении инвестиционных проектов;

- право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

- стабильность прав субъекта инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлена, что его действие распространяется на отношения, возникающие из ранее заключенных договоров;

- защиту капитальных вложений.

Законом предусмотрено, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинённых субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II: Проблемы инвестиций в РФ.

 

2.1. Состояние инвестиционного рынка России в современном этапе.

С началом демократических преобразований в России ее стратегическим курсом остается активное участие в процессах интеграции и либерализации мировой экономики.

В стратегии развития России до 2020 года поставлена задача радикального повышения эффективности нашей экономики.

Президент России Д.А. Медведев еще в своем предвыборном программном выступлении на Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 г. высказался за переход к инновационной модели экономики.

В своем выступлении 5 июня 2009 г. на XIII Петербургском экономическом форуме он подчеркнул, что Россия должна выйти из нынешнего глобального кризиса с обновленной, более сильной экономикой. Соответствующие поручения содержатся в Бюджетном послании Президента о бюджетной политике в 2010 -2012 гг. Особый акцент сделан на стимулировании прогрессивных структурных сдвигов в экономике.

В этой связи в своем послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. он подчеркнул заинтересованность нашей страны в притоке новых технологий и передовых идей. Президент призвал к созданию в стране максимально комфортной конкурентной среды, в том числе и для привлечения инвестиций, прежде всего в высокотехнологичные отрасли.

Выступая 18 сентября 2009 г. на экономическом форуме в Сочи, Председатель Правительства В.В.Путин подчеркнул нашу открытость для иностранных инвестиций и стремление предложить инвестору наиболее благоприятные условия и перспективы роста.

В этой связи для сохранения высоких темпов роста экономики, и, в частности, инвестиций в основной капитал и притока иностранных инвестиций Правительством принимаются меры, направленные на улучшение инвестиционного климата и привлечение иностранных стратегических инвесторов, прежде всего в транспортную и энергетическую инфраструктуру, телекоммуникации, цифровое телевидение.

На предприятиях с участием иностранного капитала (на 1 января 2009г.) заняты 2,88 млн. человек. Выручка этих предприятий в 2008 г. составила, по данным Росстата, около 16,6 трлн. руб. или почти 40% применительно к объему ВВП за отчетный период (41,7 трлн. руб.).

В последние годы были достигнуты позитивные результаты в реализации социально–экономической политики. Они способствовали закреплению положительного инвестиционного имиджа России в мировом сообществе.

По темпам экономического роста в 2000 – 2007 гг. Россия уверенно входила в число мировых экономических лидеров. Российский ВВП в реальном выражении увеличился почти на 72%. Среднегодовой темп прироста составлял свыше 7%, что более чем вдвое выше среднегодовых темпов прироста мировой экономики за тот же период.

Что касается результатов за 2008 г., то с учетом последствий глобального кризиса и обострения экономической ситуации в стране, рост реального объема ВВП России оказался более скромным (5,6%).По текущему курсу в долларовом исчислении российский ВВП составил 1535 млрд. долл. Причем за 2009 г. падение ВВП достигло 7,9% в сравнении с предыдущим годом.

При сложившейся структуре основного капитала, его физическом и моральном износе, нынешний объем инвестиций является недостаточным для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов.

С учетом мирового опыта России необходимо повысить норму валового накопления до 26% ВВП (в I квартале 2009 г. она едва превысила 12,4%). Для сравнения: аналогичный показатель составляет в Китае - 42%, Вьетнаме – 35%, Таиланде – 31%, Южной Корее – 30%.

Динамика инвестиций в основной капитал являлась до конца 2008 г. позитивной. В 2008 г. они выросли, по предварительной оценке, на 9,8% и составили 8,76 трлн. руб. (однако вследствие кризиса, за январь – ноябрь 2009 г. сокращение инвестиций составило 18,4% по сравнению с соответствующим периодом предшествующего года).

Доля иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал в I квартале 2009 г. достигла, по данным Росстата, 6,7% (62,9 млрд. руб.). По данным ЮНКТАД (КОНФЕРЕНЦИЯ ООН ПО ТОРГОВЛЕ И РАЗВИТИЮ), в 2008г. эта доля составляла 19,5%.

Одной из приоритетных задач внешнеэкономической дипломатии остается создание условий для роста инвестиционной привлекательности, формирование благоприятного климата для иностранных инвестиций, прежде всего прямых и долгосрочных.

В своем послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009 г. Президент России Д.А.Медведев подчеркнул, что результаты работы дипломатического ведомства должны выражаться не только в объемах привлеченных иностранных инвестиций, но и в притоке в страну новейших технологий.

МИД (Министерство иностранных дел) самым активным образом содействует привлечению стратегических иностранных инвесторов. В частности, его представители регулярно выступают с разъяснениями внутриполитических событий, затрагивающих интересы иностранных инвесторов. Они также постоянно разъясняют меры российского руководства, направленные на интеграцию в мировую экономику и либерализацию экономической жизни.

Совместно с другими федеральными органами исполнительной власти МИД осуществляет меры по совершенствованию нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. МИД непосредственно участвует в законотворческой деятельности, высказывает замечания и предложения по вопросам, касающимся экономической политики государства.

 

 

 

2.2. Тенденция привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

В условиях продолжающегося инвестиционного кризиса в России одной из приоритетных задач правительства является привлечение российского и иностранного капитала в реальный сектор экономики. Отсутствие у государства свободных финансовых средств и невысокая эффективность таких вложений, низкий уровень внутренних сбережений делают в ближайшие годы невозможным динамичное развитие российской экономики исключительно на основе государственных капиталовложений или частных инвестиций российских экономических субъектов. Это выдвигает вопрос привлечения иностранного капитала в число приоритетных задач правительства.

Принимая во внимание фактическое отсутствие доступа к международному рынку кредитных ресурсов и резкое сокращение портфельных инвестиций, особое внимание при этом должно уделяться прямым иностранным инвестициям (ПИИ).

Преимущества ПИИ перед другими формами иностранного капитала (официальными кредитами, портфельными инвестициями, торговыми кредитами и др.) и их позитивная роль для развития национальной экономики обусловливаются следующими факторами:

• ПИИ представляют собой долгосрочные капиталовложения, которые ориентируются в первую очередь на стратегические преимущества принимающей страны и мало подвержены влиянию краткосрочных факторов, а значит, гарантируют более стабильный источник удовлетворения спроса на инвестиции (это имеет особенно важное значение для предотвращения финансовых кризисов, а также в периоды преодоления их последствий);

• в большинстве случаев ПИИ сопряжены с переносом в принимающую страну новых технологий, ноу-хау и методов управления, что содействует повышению общего уровня конкурентоспособности национальной экономики;

• приток ПИИ может оказывать положительное влияние на развитие хозяйственной системы в целом, связанное

- с распространением используемых иностранными инвесторами технологий, ноу-хау и т.д. на другие отрасли и производства;

- с ростом спроса на продукцию национальных предприятий со стороны компаний с иностранными инвестициями;

- с созданием новых рабочих мест;

- с ростом доходов занятых на данных компаниях резидентов принимающей страны, обеспечивающим расширение спроса на продукцию национальной промышленности;

- с увеличением налоговых и иных поступлений в центральный и местные бюджеты, что способствует решению фискальных проблем государства и созданию предпосылок оптимизации деятельности в сфере выполнения им своих функций.

Привлечение инвестиций в экономику любой страны для любого инвестора всегда связано с решением кардинальной задачи – какому варианту отдать предпочтение: более доходному, но и более рискованному или менее доходному, но и менее рискованному.

    Решение инвестора неоднозначно и на самом деле всегда обусловлено сочетанием множества факторов, взаимодействие которых определяет так называемый инвестиционный климат страны, региона и отрасли.

Создание благоприятного инвестиционного климата – проблема номер один для привлечения инвесторов и получения инвестиций на долговременной основе. Для любой страны, экономика которой находится в состоянии недостаточной деловой активности, создание благоприятного инвестиционного климата – залог стабилизации и будущего подъема.

Информация о работе Значение инвестиций в развитии национальной экономики