Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:54, курсовая работа
Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структура и эффективность использования инвестиций во многом определяют результаты хозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние, перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I: Инвестиции и их место в экономической системе………………..3
1.1. Сущность и виды инвестиций…………………………………………….3
1.2. Роль инвестиций в развитии экономики………………………………...7
1.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ………………………………………………………………………………...10
Глава I I: Проблемы инвестиций в РФ……………………………………...14
2.1. Состояние инвестиционного рынка России в современном этапе.....14
2.2. Тенденция привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………………………………………………………………16
2.3. Влияние мирового экономического кризиса на привлечение инвестиций в российскую экономику……………………………………….21
Глава I I I: Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности страны…………………………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………..33
Уверенность иностранного инвестора, вкладывающего свой капитал в российскую промышленность, зависит от множества факторов, среди которых можно выделить главные:
- инвестиционный климат в стране и ее промышленном комплексе, стабильность политического строя и правового регулирования инвестиционного процесса;
- состояние конъюнктуры, благоприятствующей или не благоприятствующей долгосрочным вложениям капитала;
- обоснованное определение инвестиционной стратегии, наиболее перспективных направлений вложения капитала;
- правильный выбор объекта инвестирования с точки зрения конкурентоспособности намечаемых к выпуску товаров или услуг, обеспеченности ресурсами, эффективности, надежности партнера, благоприятной внешней среды;
- использование наиболее подходящей для данного объекта и данной конкретной ситуации формы вложения капитала, его обеспечения и страхования;
- субъективный фактор – знания, навыки, опыт, психологические установки всех участников инвестиционного процесса, соблюдение деловой этики и т.п.
В настоящее время и российское правительство, и Государственная Дума декларируют поддержку прямым иностранным инвестициям, конкретные меры по их стимулированию предстоит только принять. Также надлежит ликвидировать и многочисленные серьезные препятствия, все еще стоящие на пути инвестиций.
Иностранные инвесторы и импортеры в частных беседах ссылаются на следующие основные проблемы, препятствующие их деятельности:
- тяжелое налоговое бремя и несправедливые принципы налогообложения в сочетании с чрезмерно усложненной налоговой системой;
- неясная и забюрократизированная система стандартизации, лицензирования и сертификация;
- преступность и коррупция;
- неудовлетворительное обеспечение прав собственности;
- проблемы, связанные с таможенным режимом и ввозом товаров.
Инвесторы считают, что налоги могут забирать чрезмерную часть прибыли, однако реальная тяжесть налогового бремени в значительной мере зависит от имеющихся связей. При наличии нужных знакомств можно значительно снизить размер налогов. Эта система, основанная на произвольном соблюдении правил, порождает неопределенность и риск, препятствуя тем самым масштабному притоку необходимых промышленных инвестиций.
Одной из мер, направленных на установление ясных и четких правил деятельности, на стимулирование экономических агентов к реинвестированию прибыли и осуществлению иных видов капиталовложений, является активное внедрение международных стандартов бухгалтерского учета. Инвестиции в действующие российские промышленные предприятия представляют собой серьезную проблему, поскольку российская система бухгалтерского учета чрезвычайно затрудняет для иностранных компаний оценку финансового положения предлагаемых к приобретению объектов или партнеров, не позволяет обеспечить прозрачность и препятствует созданию совместных предприятий.
Следует отметить, что непросто осуществлять модернизацию предприятия в условиях, когда, например, компьютер разрешается списывать после срока эксплуатации, значительно большего, чем предусмотрено международными стандартами. Пока не проработана и система списания расходов на рекламу и обучение персонала.
Тем не менее имеются и отдельные преимущества существующей системы налогообложения: например, импортируемое оборудование и запасные части не облагаются НДС, а продукция, ввозимая предприятиями с иностранным участием и относящаяся к основным фондам, не облагается налоговыми пошлинами.
Повышение инвестиционной привлекательности отечественных промышленных предприятий можно отнести к важнейшим условиям, которые должна обеспечивать макроэкономическая политика. Для этого необходимо проведение комплекса мероприятий по реструктуризации хозяйствующих объектов для повышения эффективности их деятельности и улучшения перспективы получения инвестиций. Необходимо создание действенного механизма обеспечения гарантий и страхования инвестиций, способствующего развитию страхового рынка в России. При этом наиболее привлекательные условия, вероятно, должны создаваться прежде всего для тех инвесторов, которые приносят с собой наиболее новые технологии и опыт управления.
В конкурентной борьбе за привлечение прямых иностранных инвестиций Россия уступает Китаю и странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
Сам поток инвестиций из-за рубежа в российскую экономику остается значительным. По оценкам авторитетных экспертов, на репатриированный капитал приходится почти половина общего объема иностранных инвестиций в российскую экономику, в том числе свыше 60% объема прямых иностранных инвестиций.
По данным Росстата, по состоянию на конец 2009г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 268,2 млрд.долларов США, что на 1,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,5% (на конец 2008г. - 51,6%), доля прямых инвестиций составила 40,7% (46,3%), портфельных - 3,8% (2,1%).
В 2009г. в экономику России поступило 81,9 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 21,0% меньше, чем в 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше), в IV квартале - 27,2 млрд.долларов США (на 2,8% меньше) (см. Приложение 1).
Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2009г. 76,7 млрд.долларов США, или на 12,8% больше, чем в 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале - 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше), в IV квартале - 26,1 млрд.долларов США (на 30,9% больше).
Наибольшая сумма поступлений иностранных инвестиций отмечена в 2009 г. в сферах оптовой и розничной торговли и ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 22792 млн.долларов, обрабатывающей промышленности – 22216 млн.долларов, транспорта и связи – 13749 млн.долларов, добычи полезных ископаемых – 10327 млн. долларов, операций с недвижимым имуществом, аренд и предоставлением услуг - 7937 млн. долларов, в финансовом секторе - 2658 млн. долларов, строительстве - 1012 млн. долларов, в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды – 437 млн. долларов (см. Приложение 2).
По-прежнему основную долю (79,5% в 2009 г.) занимают прочие иностранные инвестиции.
На долю прямых иностранных инвестиций в 2009 г. пришлись 19,4 % .
Поступления портфельных инвестиций составили 1,1% объема всех иностранных инвестиций, поступивших в 2009 г.
Больше всего инвестиций поступило в 2009 г. из Кипра – 19,9 млрд. долл., Великобритании – 14,9 млрд. долл., Нидерландов – 14,5 млрд. долл., ФРГ – 10,7 млрд. долл., Люксембурга – 7 млрд. долл., Франции – 6,2 млрд. долл., Британских Виргинских островов – 3,5 млрд. долл., Ирландии – 2,9 млрд. долл., США – 2,7 млрд. долл.
Лидерами по накопленным прямым инвестициям в российскую экономику по состоянию на 1 октября 2009 г. являются Кипр – 31,2 млрд. долл., Нидерланды – 29,2 млрд. долл., ФРГ- 7,4 млрд. долл., Британские Виргинские острова – 4,2 млрд. долл., Великобритания – 3,6 млрд. долл., США - 2,8 млрд. долл. На эти страны, а также на Францию (2 млрд. долл.), Люксембург (1 млрд. долл.), Японию (801 млн. долл.), Ирландию (433 млн. долл.) приходятся 79,5% прямых иностранных инвестиций, накопленных по состоянию на 1 октября 2009 г.
Прежде всего, вышеуказанные инвестиции ориентированы на удовлетворение конечного потребительского спроса (розничная торговля, пищевая промышленность, автосборочное производство, выпуск бытовой техники, промышленность стройматериалов, бытовая химия, мебельная промышленность).
Характерной особенностью в плане регионального среза процесса привлечения иностранных инвестиций остается их высокая концентрация в небольшой группе регионов. На 10 субъектов Федерации приходились 81,2% поступивших в за 9 месяцев 2009 г. иностранных инвестиций. В частности, только в Москву поступили 51,6% всего их объема. В Санкт-Петербург - 5,6%, Московскую область – 5,1%, Сахалинскую область – 4,5%, Челябинскую область – 3,5%, Республику Татарстан – 2,9 %, Томскую область – 2,5%, Ленинградскую область – 1,9%, Калужскую область - 1,8%, Свердловскую область – 1,8%.
Важным элементом деятельности по созданию благоприятных условий для иностранных инвестиций и повышению открытости российской экономики является переговорный процесс по вступлению России в такие влиятельные международные экономические организации, как ВТО (Всемирная торговая организация) и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Продолжается работа по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО и ОЭСР. В 2007 г. Россия была переведена в третью группу страновых рисков (из существующих семи) по классификации ОЭСР. Наша страна является полноправным членом ФАТФ (Международной группы финансовых действий).
2.3. Влияние мирового экономического кризиса на привлечение инвестиций в российскую экономику.
После 10 лет бурного роста Россия испытала воздействие глобального финансового кризиса, что ставит новую задачу в области макроэкономической политики. После того как российская экономика достигла впечатляющих темпов роста в период с 1999 по 2007 г. (7% в год) и еще более высоких темпов в первой половине 2008 г. (8%), в стране началось постепенное замедление экономического роста.
В первой половине 2008 г. в России по-прежнему наблюдались высокие темпы роста ВВП — около 8%, что отчасти было отражением хороших фундаментальных макроэкономических условий. Такие темпы роста превышали долгосрочный потенциал российской экономики (согласно оценкам, он составляет примерно 6—7%), а признаки перегрева были уже очевидны. Рост инфляции, сокращение безработицы, повышение коэффициента использования производственных мощностей, а также тот факт, что рост реальной заработной платы значительно опережает рост производительности, — все эти признаки свидетельствовали о "перегреве" экономики в условиях ограничений (в основном инфраструктурных), сдерживающих предложение.
Хорошие фундаментальные макроэкономические условия в России, взвешенная бюджетная политика и отсутствие влияния кризиса ипотечного кредитования в США частично защитили российскую экономику и ограничили влияние глобального финансового кризиса. Благодаря незначительному объему государственного внешнего долга, большому двойному профициту (профицит бюджета и счета текущих операций), наличию одних из крупнейших в мире золотовалютных резервов и благоприятным оценкам рейтинговых агентств, иностранные инвесторы вплоть до середины 2008 г. считали Россию безопасной гаванью, которая достаточно защищена от ухудшения финансовых условий во всем мире. Создав хороший бюджетный и резервный буфер по сравнению с большинством других стран с формирующейся рыночной экономикой, Россия смогла задержать приход и ограничить воздействие глобального кризиса. На самом деле сейчас уже очевидно, что если бы к началу текущего глобального финансового кризиса у России не было такого большого профицита бюджета и огромного объема ресурсов, накопленных в стабилизационном фонде и золотовалютных резервах, последствия кризиса сказались бы гораздо раньше и были бы намного серьезнее, чем сейчас. Не менее важно и то, что у Правительства было бы гораздо меньше времени, ресурсов, возможных вариантов экономической политики и свободы маневрирования для того, чтобы ограничить воздействие кризиса на реальный сектор.
Глобальный кризис негативно сказался на России в виде четырех взаимосвязанных шоков:
1. Развитие глобального кризиса привело к резкому прекращению притока, а затем к оттоку капитала в результате бегства инвесторов, которые стали уводить свои средства в более надежные активы с развивающихся рынков, включая Россию.
2. Глобальный кризис кредитной системы сказался на банковской системе России, у которой возникли проблемы с ликвидностью в период сроков погашения краткосрочной внешней задолженности.
3. Резкое падение цен на нефть ведет к уменьшению профицитов бюджета и счета текущих операций России, а также к снижению огромных золотовалютных резервов страны.
4. На российском фондовом рынке произошел масштабный обвал (это во многом отражает утрату доверия инвесторов во всем мире и ожидание резкого падения цен на нефть). К середине ноября 2008 г., т. е. менее чем за 5 месяцев, он потерял примерно 2/3 своей стоимости.
Данные шоки сдерживают внутренний спрос, являющийся главным фактором роста в России, что ставит перед Правительством новые задачи экономической политики в совершенно иных внешних и внутренних условиях по сравнению с тем, что было всего несколько месяцев назад. Главная задача экономической политики сейчас заключается в том, чтобы ограничить неизбежное воздействие кризиса на реальный сектор, сохранив при этом доставшуюся большой ценой макроэкономическую стабильность и особенно стабильность бюджетной системы.
Начиная с июля 2008 г. стремительное развитие глобального финансового кризиса и падение цен на нефть привели к резкому ухудшению перспектив развития мировой экономики, вызвав "охлаждение" российской экономики. После 3 июля 2008 г., когда цены на нефть достигли своего исторического максимума — 144,04 долл. за нефть марки Brent и 139,52 долл. за нефть марки Urals, — появились первые признаки "охлаждения" экономики, которое сначала было обусловлено возросшими ограничениями производственных мощностей, увеличением затрат на факторы производства и реальным укреплением рубля. Однако падение мирового спроса и снижение цен на нефть ускорили процесс замедления роста.
Со стороны предложения снижение темпов роста сначала произошло в торгуемых отраслях, однако сейчас замедление роста наблюдается и в неторгуемых отраслях, где ранее были зарегистрированы очень высокие темпы роста. Резкий рост заработной платы, опережавший рост производительности, и укрепление рубля продолжали снижать конкурентоспособность торгуемых отраслей. В целом в торгуемых отраслях рост во II кв. 2008 г. составил 3,4%, в то время как в I кв. 2008 г. он составил 5,2%. Вместе с тем в неторгуемых отраслях в первой половине 2008 г. наблюдался рост в 9,5%, что было обусловлено высоким потребительским спросом, особенно в строительстве и розничной торговле. Однако рост замедлился даже в бурно развивающейся строительной отрасли, где во II кв. 2008 г. темпы роста сократились с 28,3% в предыдущем квартале до 18,7%. Сейчас появились признаки того, что темпы роста строительной отрасли будут и в дальнейшем резко снижаться ввиду продолжающегося ужесточения условий кредитования. Самые последние данные о росте производства в основных отраслях свидетельствуют о том, что в III кв. 2008 года в строительстве продолжалось резкое сокращение темпов роста, которые составили всего лишь 9,5% (за аналогичный период 2007 г. — 15,7%).
Информация о работе Значение инвестиций в развитии национальной экономики