Занятость населения и формирование региональных рынков труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Формирование рынка труда, способного быстро и гибко реагировать на динамику экономического развития, - одно из условий создания современного эффективно действующего рыночного механизма, поскольку рынок труда призван сыграть решающую роль в преодолении сложившейся в стране неэффективной системы занятости населения, отсталости ее отраслевой, территориальной и профессиональной структур, в адаптации всей совокупности процессов занятости и трудовых отношений к условиям рыночной экономики, а также в развитии человеческого капитали.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ЗАНЯТОСТЬ
1.1. Понятие и виды занятости……………………………………………………...6
1.2 Государственная политика в сфере занятости……………………………….13
1.3 Динамика и структурные изменения занятости……………………………..18
1.4. Занятость и безработица в РФ (по итогам обследований населения по проблемам занятости)……………………………………………………………...28
2. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ
2.1 Региональные рынки труда ……………………………………………………35
2.2 Формирование и развитие российского рынка труда………………………….36
2.3 Сущность, структура, и механизм функционирования рынка труда………47
3. РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
3.1.Неполная занятость и движение работников в Республике Башкортостан...57
3.2.Методологические пояснения. Труд и занятость ……………………………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………76

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Кульменбетовой С.Х.- занятость населения и формирование региональных рынков труда.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

2. Ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельности, на которую способен человек и которую он желает осуществлять.

          Таким образом, в рамках данной концепции можно достичь полной занятости населения при любом ее уровне, если спрос населения на рабочие места удовлетворяется, при условии экономической целесообразности создания и использования рабочих мест. При этом подходящей считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, опыта работы, состояния здоровья и транспортной доступности рабочих мест. Следует отметить, что в переходный период в России обозначилась проблема неформальной занятости, вызванная наличием трудовой деятельности, не облагаемой налогами. Наряду со скрытой безработицей неформальная занятость может перейти в открытую безработицу, кроме того, она вызывает ухудшение трудовой морали, деквалификацию рабочей силы, расширение «теневой» экономики.

          При переходе к рыночной экономике существенно меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости всего трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора формы и вида занятости.

          Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней.

          Несомненно, что рыночной экономике гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению вторым, которое для нее органично. Благодаря принятию новых, значительно отличающихся от советских основ законодательства о занятости, возникла правовая база изменения сложившихся принципов функционирования системы занятости. Но, как известно, от законов до реальной жизни - дистанция значительного размера.

          Свободно избранная занятость все еще воспринимается россиянами несколько неадекватно, так как противоречит выработанным годами традициями и установки советской экономики. Необходим коренной поворот в экономическом мышлении. Новым законодательством о занятости населения предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого, не противоречащего законодательству вида общественно-полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы. Провозглашается демократический принцип добровольности труда, согласно которому занятость граждан основывается исключительно на их свободном волеизъявлении. Запрещено административное принуждение людей к труду. Допускается добровольная незанятость трудоспособных граждан в общественном хозяйстве при наличии у них законных источников дохода.

          Несмотря на то, что принятие подобных положений имеет самостоятельное значение, не находится в прямой, непосредственной связи с переходом к рыночной экономике, вне сомнения, что новая концепция занятости гораздо ближе к канонам рыночного хозяйства, чем к принципам административно-государственной экономики. Она легализует как совершенно законные, общественно признанные формы трудовой деятельности работу на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми и инвалидами.

         В широком смысле слова речь идет о свободном выборе не только вида занятости, но и ее меры, то есть временного режима занятости и трудовой деятельности. Конечно, во многом такой режим предопределен технологическими особенностями производства.

Но там, где это возможно и допустимо, наряду с постоянной занятостью, на равных с ней в правах, на принципах равнодоступности должны иметь место работа по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику.

          Принципиальное значение таких форм организации труда состоит в том, что их раскрепощенность, внутренняя свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики. Не менее важно следствие свободно избранной занятости и режима труда: возрастающие возможности получения и использования свободного времени - одного из главных достояний человека и человечества. При этом свободное время как одно из вожделений человека может исполнять роль стимулятора эффективной работы, если будет воплощен в жизнь принцип: «Чем лучше и эффективнее работаешь на производстве, тем больше получаешь свободного времени и тем шире диапазон его использования».

          Еще одна принципиальная сторона занятости состоит в возможности избрания сферы трудовой деятельности в любом секторе экономики и вне зависимости от господствующей в нем формы собственности. Допустима, не противоречит закону свободно избранная занятость на основе различных форм собственности, включая личную, индивидуальную, частную. Это означает, что труд по найму, индивидуальный труд, предпринимательская деятельность приобретают статус так же общественно признанных форм, как и труд в общественном производстве, в государственной экономике. Не воспрещается трудовая деятельность российских граждан за рубежом по своему выбору.

          Подобная концепция занятости создает качественно новые представления о труде как социально-экономической категории, выдвигает на первый план социальные аспекты трудовой деятельности. Принятие новой доктрины занятости со временем приведет к ощутимым переменам не только в воззрениях и трудовой психологии людей, но и в реальных трудовых отношениях, непосредственно в сфере приложения трудовых усилий. Представляется возможным и уже широко наблюдается смещение акцентов престижности отдельных форм, видов, областей труда. Стремление к предпочтению сфер деятельности, приносящих государственные привилегии и дающих возможность числиться на работе, не работая, по существу, должно смениться почитанием труда в любой области, где он приносит доход, предоставляет возможность самовыражения личности с учетом ее индивидуальных качеств и способностей. На людей перестают давить: примат труда в государственном секторе экономики, унизительность предпринимательской деятельности, непочитаемость работ, которые в огосударствленной экономике с ее социальными стереотипами мышления воспринимаются как «второсортные» и «третьесортные».

          Соответственно и молодежь, вступающая в трудовую жизнь, прекратит считать трагедией непопадание в клан артистов, дипломатов, космонавтов, ученых, политических и общественных деятелей, а удовлетворится всеми почитаемой, хорошо оплачиваемой профессией станочника, хлебороба, дояра, водителя. Хотя, увы, на первых этапах становления российского рынка притягательны иные профессии и виды деятельности.

1.2. Государственная политика в сфере занятости

Следует хорошо представлять и никак не забывать, что свободно-рыночные начала в формировании трудового сектора рыночной экономики тесным образом сочетаются с государственно-регулирующими началами. Наряду с личным волеизъявлением людей имеют место объективные обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура производства, спроса на определенную рабочую силу. Нельзя, наконец, абстрагироваться от малоприятного, но часто наблюдаемого факта несоответствия запросов работников их личным трудовым качествам.

Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика никоим образом не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями, желанием добросовестно трудиться, от доходных объектов труда способно носить более обостренный характер, быть выраженным резче, чем в государственной экономике. Это нисколько не умаляет заботы общества о трудоустройстве людей, обеспечения занятости.

           Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.[ 1 ст.5 п.1]

  Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда (абзац в редакции, введенной действие с 14 февраля 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 8-ФЗ);

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.[1 ст.5 п.2]

          Проведение активной политики на рынке труда не только активизирует незанятых на поиск работы, но и способствует снижению материальных и нервно-психологических затрат, связанных с поиском работы. Следовательно, активная политика на рынке труда способствует росту эффективности общественного труда и снижению социальной напряженности.

Приходится менять и представление о полной занятости, бытовавшее в течение многих лет в советской экономической науке и практике. Концепция максимального, полного вовлечения всего трудоспособного населения в зону общественного труда уступает место принципу рациональной занятости. Что же касается полной занятости, то с позиций рыночной экономики ее следует воспринимать не как «всеобщую», «поголовную», а как доступную. Иначе говоря, занятость следует считать полной, если каждый, изъявивший желание иметь оплачиваемую работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных возможностей. Законодательство о занятости населения наряду с трудовым законодательством призвано гарантировать право на труд и меры по предоставлению людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства, создана государственная служба занятости. Численность не занятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости, приведена на рисунках(по данным Федеральной службы по труду и занятости)

(рис.2,3,).

 

 

Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости – всего,
тыс. человек

из них признано
безработными

Из числа безработных назначено пособие по безработице

Заявленная потреб- ность

в
работни-ках, тыс.
человек

Нагрузка незанятого населения
на одну заявленную вакансию, человек

тыс.
человек

в процентах

тыс.
человек

в процентах

2000

1196,5

1037,0

86,7

909,7

87,6

750,9

1,6

2003

1823,1

1638,9

89,9

1304,9

79,6

804,2

2,3

2004

2108,7

1920,3

91,1

1623,9

84,6

788,3

2,7

2005

2009,0

1830,1

91,1

1570,3

85,8

816,7

2,5

2006

1910,9

1742,0

91,2

1522,1

87,4

935,7

2,0

2007

1731,8

1553,0

89,7

1305,0

84,0

1126,3

1,5

2008

1733,5

1521,8

87,8

1253,2

82,4

894,7

1,9

январь

1779,1

1551,6

87,2

1269,1

81,8

1122,5

1,6

февраль

1773,1

1574,0

88,8

1306,6

83,0

1164,3

1,5

март

1740,8

1534,1

88,1

1263,4

82,4

1235,6

1,4

апрель

1678,9

1478,1

88,0

1192,7

80,7

1375,0

1,2

май

1599,0

1396,7

87,3

1101,4

78,9

1552,8

1,0

июнь

1530,4

1331,5

87,0

1046,0

78,6

1526,8

1,0

июль

1526,0

1316,9

86,3

1025,3

77,9

1530,0

1,0

август

1499,5

1293,5

86,3

1003,2

77,6

1542,1

1,0

сентябрь

1461,4

1247,3

85,3

964,4

77,3

1553,4

0,9

октябрь

1473,7

1245,3

84,5

970,9

78,0

1426,6

1,0

ноябрь

1560,5

1304,5

83,6

1036,1

79,4

1183,2

1,3

декабрь

1733,5

1521,8

87,8

1253,2

82,4

894,7

1,9

Информация о работе Занятость населения и формирование региональных рынков труда