Занятость населения и формирование региональных рынков труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Формирование рынка труда, способного быстро и гибко реагировать на динамику экономического развития, - одно из условий создания современного эффективно действующего рыночного механизма, поскольку рынок труда призван сыграть решающую роль в преодолении сложившейся в стране неэффективной системы занятости населения, отсталости ее отраслевой, территориальной и профессиональной структур, в адаптации всей совокупности процессов занятости и трудовых отношений к условиям рыночной экономики, а также в развитии человеческого капитали.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ЗАНЯТОСТЬ
1.1. Понятие и виды занятости……………………………………………………...6
1.2 Государственная политика в сфере занятости……………………………….13
1.3 Динамика и структурные изменения занятости……………………………..18
1.4. Занятость и безработица в РФ (по итогам обследований населения по проблемам занятости)……………………………………………………………...28
2. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ
2.1 Региональные рынки труда ……………………………………………………35
2.2 Формирование и развитие российского рынка труда………………………….36
2.3 Сущность, структура, и механизм функционирования рынка труда………47
3. РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
3.1.Неполная занятость и движение работников в Республике Башкортостан...57
3.2.Методологические пояснения. Труд и занятость ……………………………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………76

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Кульменбетовой С.Х.- занятость населения и формирование региональных рынков труда.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

          Неформальный сектор не является частью криминальной или нелегальной экономики и не включает занятых запрещенной дея­тельностью (контрабанда, производство и распространение нарко­тиков, проституция и т.п.), а также тех, кто работает без регистра­ции на крупных и средних предприятиях формального сектора. Од­нако, он может включать самозанятых и работающих по найму у физических лиц. Критерием отнесения Госкомстатом предприятий к неформальному сектору с 2001 г. является отсутствие государст­венной регистрации в качестве юридического лица.

          В неформальном секторе можно выделить три основных типа занятости по степени юридической оформленности отношений найма:

1)     квазиформальный наем, при котором контракт заключается, но скорее для видимости, для проверяющих инстанций; он не защи­щает работника, не дает ему ни легального статуса, ни предусмот­ренных по Трудовому кодексу РФ льгот и гарантий (сюда попадают и занятые на основе договоров гражданско-правового характера);

2) неформальный наем на основе устной договоренности, кото­рый особенно распространен в уличной и рыночной торговле, в сфе­ре индивидуальных услуг, при найме иммигрантов;
3) самостоятельная занятость, осуществляемая в России пре­имущественно в неформальном секторе экономики.
          В 1990-е гг. миллионы российских граждан сумели адаптироваться к рыночной экономике (а иногда просто выжить) благодаря чел­ночному бизнесу и уличной торговле. Многие семьи занялись про­изводством в домашних условиях одежды, обуви, мебели, инстру­ментов, ремонтом бытовой техники, мебели, квартир и т.п. Выросло число людей, сдающих а аренду квартиры и комнаты, автомобили, гаражи, лодки и т.п. Множество людей стали давать объявления о предоставлении частных услуг, обычно ориентированных не на массовый рынок, а на конкретного покупателя.

 Российской неформальной самозанятости присущи следующие особенности:
•    деятельность в теневом режиме, увод доходов от налогообло­жения (в том числе при работе в статусе «предпринимателя без об­разования юридического лица»);
•    ориентация преимущественно на сферу услуг, челночный биз­нес и уличную торговлю;
•    отсутствие отношений найма и активное вовлечение в дея­тельность членов семьи;
•    сочетание самозанятости с другой работой, часто в государст­венном секторе;
•    экономия на издержках: работа ведется в домашних условиях, используются ресурсы основного места работы, в сделках избегают посредников;
•    целью деятельности является обеспечение приемлемого уров­ня жизни семьи, капитализация доходов обычно не осуществляется.
    Малый бизнес во многих странах является доходным занятием для большого количества людей и пользуется реальной под­держкой государства. В современной России малый бизнес весьма специфичен, он мобилен и динамичен. Развиваясь практически без поддержки государства, он втягивает в себя людей, склонных к риску, молодежь, в том числе образованную и энергичную. Однако часть лю­дей, пришедших в малый бизнес, рассматривает его скорее как средст­во выживания и не имеет к нему призвания. И, наконец, есть еще од­на группа бизнесменов, которая тесно смыкается с криминальными структурами, работает на грани или за гранью закона.

        В настоящее время предприятия малого бизнеса в России дают 11% ВВП, что значительно меньше, чем в развитых странах, и со­вершенно недостаточно для формирования конкурентной рыночной среды. В развитых странах на одно малое предприятие приходится в среднем менее 30 человек населения. По-видимому, в России малых предприятий должно быть не менее 5-6 миллионов, но до этого еще очень далеко, тем более что развитие малого бизнеса, казалось бы, бурно начавшееся в конце 1980-х — начале 1990-х гг., с середины 1990-х не просто затормозилось, а даже пошло вспять. В 1994 г. в стра­не было 896,9 малых предприятий, на которых работали 8479,9 тыс. человек; в 2005 г. - соответственно 979,3 тыс. и 8045,2 тыс. человек. Малый бизнес в стране разви­вается совершенно недостаточными темпами. Доля малых предприятий в общем количестве частных организаций составляет лишь 27,2%, а численность занятых на них работников - 23,4% общей численности занятых в частном секторе.

          Малые предприятия в России наиболее прибыльны в торговле, общественном питании, строительстве и предоставлении сервисных услуг. Научно-техническая и инновационная деятельность для них зачастую убыточна; внедрением инноваций занимается лишь 4-5% предприятий (в развитых странах - от 70 до 82%).

         Одной из особенностей российского рынка труда можно назвать массовое распространение вторичной занятости - добровольной (постоянной или временной) оплачиваемой трудовой деятельности, осуществляемой в свободное от основной работы время.

          Многочисленные исследования выявили следующие закономер­ности:
-  вторую работу чаще имеют молодые работники, чем люди в зрелом и тем   
более пожилом возрасте;

- вторичная занятость в большей степени свойственна образо­ванным,  
квалифицированным работникам и лицам с высоким соци­ально- 
профессиональным статусом;

 -  мужчины имеют вторую работу в среднем в 2 раза чаще, чем женщины;
- в рабочей среде вторичная занятость распространена в меньшей степени,      
чем в других группах экономически активного населения; рабочие стремятся   
получить приработок на основном месте работы;
- рынок дополнительных работ формирует спрос на ограничен­ный круг профессий, в основном, массовых и универсальных (строи­тели, электрики и т.п.), работникам же узкоотраслевых специально­стей, например, шахтерам, значительно труднее найти себе дополни­тельную работу;
- жители крупных городов имеют больше возможностей для вто­ричной занятости;
- для большинства работников дополнительная занятость чаще всего является нерегулярной, краткосрочной, но достаточно интен­сивной;
- дополнительную работу люди находят в основном в сфере не­формальных трудовых отношений.

          Широкое  распространение   вторичной   занятости  в  России  сыграло  в 
1990-е гг. позитивную роль, помогая одним людям улучшить свое материальное положение, другим - просто выжить. В условиях эко­номической нестабильности она стимулировала процесс адаптации людей к новым условиям. Многие из них, оставаясь на прежней ра­боте и одновременно испытав себя в новой роли, убедились, что надо менять работу, профессию, сферу деятельности.

          Для руководителей многих отечественных предприятий вторич­ная занятость оказалась способом «придержания труда» - сохране­ния технологического и социального ядра коллектива. В то же время поиск работником дополнительного заработка - свидетельство того, что на основном месте работы он не может полностью реализовать свой потенциал. В настоящее время численность желающих иметь дополнительную работу примерно втрое превосходит численность тех, кто ее имеет.

        В России  широко распространена нестандартная за­нятость, которая может включать: неполную занятость; сверхуроч­ную занятость; временную занятость (на основе договоров, рассчи­танных на определенный срок); случайную занятость; занятость на основе договоров гражданско-правового характера; занятость в ком­паниях, осуществляющих лизинг персонала; вторичную занятость; неформальную занятость, занятость в домашних хозяйствах населе­ния. Нестандартные формы занятости обеспечили макси­мально гибкую адаптацию российского рынка труда к экономиче­ским потрясениям 1990-х гг.

        К концу 1990-х гг. многие российские компании (особенно бан­ки и крупные фирмы) стали проводить кадровую политику, опира­ясь на принципывнутренних рынков труда. При этом решающая роль принадлежит отраслевым особенностям бизнеса. Качества ра­ботника с помощью тестов при приеме на работу довольно трудно проверить в программировании и наукоемких, высокотехнологич­ных отраслях (мобильная связь, телекоммуникации, информацион­ные технологии). Часть компаний с внутренними рынками труда относятся к реальному сектору (машиностроение, автомобилестрое­ние, черная и цветная металлургия), где опыт и знания передаются непосредственно на рабочем месте. Внутренние рынки труда в России часто представлены там, где решающее значение имеет соблю­дение коммерческой тайны, а также на предприятиях, обладающих уникальными производственными и (или) управленческими техно­логиями, обучение которым должно и может проводиться непо­средственно через систему наставничества и постепенной передачи опыта. Многие западные компании, осваивающие пищевую про­мышленность России, явно предпочитают формировать у себя внутренние рынки труда и инвестировать средства в обучение сво­их сотрудников.
          Профессиональные рынки труда также имеют в России свои осо­бенности. Работник, спрос на услуги которого предъявляют разные наниматели, заинтересован в поддержании высокой квалификации, мобильности и хорошей профессиональной репутации. Для него осо­бенно важно суметь послать потенциальным работодателям «рыноч­ный сигнал» о своих трудовых возможностях. Роль подобных сигналов выполняют различные документы (дипломы, сертификаты, грамоты и т.п.), изданные книги и учебники, материальные свидетельства качества предыдущей работы, а также отзывы и рекомендации кли­ентов или предыдущих работодателей.
          В России специалистов высокого класса достаточно много, но для самых конкурентоспособных из них (математиков, программи­стов, музыкантов, артистов балета, спортсменов и т.п.) выход на профессиональный рынок часто означает отъезд за рубеж. Для ос­тальных возможность работы на профессиональном рынке нередко сдерживается ненадежностью инструментов, позволяющих послать или получить «рыночный сигнал» из-за распространения поддель­ных документов; устные рекомендации также не всегда надежны.

2.3.Сущность, структура, и механизм функционирования рынка  труда
      Степень развития рыночных отношений, активность государства в регулировании социально-трудовых отношений определяет динамику развития национального рынка труда в любой стране. Очевидно, что специфика развития конкретной страны накладывает отпечаток на процессы формирования и функционирования рынка труда. Как эко­номическое явление он не возникает сам по себе, в силу наличия ры­ночных отношений в экономике и достижения определенного уровня развития этих отношений. Полноценный национальный рынок труда формируется под влиянием ряда факторов, обеспечивающих единство как экономики страны в целом, так и отдельных ее подсистем.
         Рынок труда как составная часть рыночной экономики представ­ляет собой систему общественных отношений с согласованными инте­ресами работодателей и наемной рабочей силы. Ему свойственны сле­дующие характеристики. Рынок труда — это, во-первых, совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы; во-вторых, место пересечения различных экономических и со­циальных интересов и функций; 
в-третьих, с позиций предприятий, поле взаимоотношений отдельного предприятия и его работников, по­тенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.
      Первая особенность рабочей силы как товара состоит в том, что соб­ственником и носителем этого товара является работник, живая личность, со всеми правами человека и гражданина общества, на страже которых стоит общество. Работодатель не может использовать товар "рабочая сила" по своему произволу, он должен соблюдать общественные нормы права и мора­ли, требования государственного законодательства и международных конвен­ций, регулирующих рынок труда, не имеет права нарушать законодательство о продолжительности рабочего времени, об опла­те труда, о правилах техники безопасности в различных условиях и т.п.

        Второй особенностью товара "рабочая сила" является то, что это товар производственного назначения, личный фактор производства, в отличие от вещественных факторов (средств труда, зданий, сооружений, энергетических агрегатов, земли и т.п.). При этом труд - решающий фактор производства, а работник- главная производительная сила. 

        Третья особенность товара "рабочая сила" заключается в том, что его нельзя положить в склад на хранение, как это можно делать в отношении других товаров. Если работник не продал свою способность к труду, то ему как собственнику рабочей силы нет никакой пользы от этого; он не будет иметь доход, а значит необходимых для своего существования жизненных средств.
        Еще одна, четвертая, особенность товара "рабочая сила" – это  полезность этого товара после его купли, когда он уже начинает использоваться. Здесь он обнаруживает свойства, которыми не обладает никакой другой товар — он не уничтожается при использовании, а, напротив, воспроизводится, создает или участвует в создании всех благ.

         Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей:
1) неотделимость права собственности на товар - труд - от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы ее носителя; в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения;
2) значительная продолжительность контакта продавца и покупа­теля. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало дли­тельных отношений между продавцом и покупателем;

3) действие неденежных факторов сделки (условия труда, микро­климат в коллективе, перспективы профессионального роста);

4) наличие большого числа институциональных структур особого рода, к которым относятся система трудового законодательства, раз­личные учреждения и службы регулирования занятости, государствен­ные программы в области труда и занятости и т.д.;

5) высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и требует от претендента специфических навыков .

Рынок труда, как любая система, имеет свою структуру:
1)  субъекты рынка;

2)  юридические нормы, экономические программы, трехсторонние со­глашения и коллективные договоры;

3)  рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, пена труда, конкуренция);
4)  безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5)  инфраструктура рынка труда;

6)  альтернативные виды деятельности.

      К субъектам рынка труда относятся наемные ра­ботники (и их союзы), работодатели (и их объединения) и государство (его органы).

Наемные работники - самая многочисленная часть субъектов рынка груда. К ним относятся люди, не имеющие средств производства, живущие за счет продажи своих способностей к труду - рабочей силы. Их благосос­тояние, воспроизводство зависит от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу - заключить контракт, получить работу. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда, социально приобретенных качеств: ответственности, исполнительности, дисциплинированности, обязательности, предприимчивости и др. В ус­ловиях экономического неравенства работника и работодателя более или менее достойной заработной платы наемные работники могут добиться, если сумеют объединиться в профессиональную организацию, которая будет отстаивать их интересы. 

          К работодателям относятся люди, работающие самостоятельно и по­стоянно нанимающие на работу одного и более человек. Доля работодателей в составе работающего населения невелика, несколько превышает 10%. К работода­телям относятся как собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, так и наемные управляющие (директора) в крупных акционер­ных компаниях и на государственных предприятиях. Роль их в экономике ве­лика. От их знаний, умения, предпринимательских способностей во многом зависит эффективность работы предприятий, экономическая жизнь в стране, стагнация или экономический рост, расширение воспроизводства на иннова­ционной основе.
       Государство и органы местного самоуправления, как субъекты рыночных отношений выполняют разнообразные функции. В социально-трудовой сфере к ним можно отнести:

Информация о работе Занятость населения и формирование региональных рынков труда