Занятость населения и формирование региональных рынков труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Формирование рынка труда, способного быстро и гибко реагировать на динамику экономического развития, - одно из условий создания современного эффективно действующего рыночного механизма, поскольку рынок труда призван сыграть решающую роль в преодолении сложившейся в стране неэффективной системы занятости населения, отсталости ее отраслевой, территориальной и профессиональной структур, в адаптации всей совокупности процессов занятости и трудовых отношений к условиям рыночной экономики, а также в развитии человеческого капитали.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ЗАНЯТОСТЬ
1.1. Понятие и виды занятости……………………………………………………...6
1.2 Государственная политика в сфере занятости……………………………….13
1.3 Динамика и структурные изменения занятости……………………………..18
1.4. Занятость и безработица в РФ (по итогам обследований населения по проблемам занятости)……………………………………………………………...28
2. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ
2.1 Региональные рынки труда ……………………………………………………35
2.2 Формирование и развитие российского рынка труда………………………….36
2.3 Сущность, структура, и механизм функционирования рынка труда………47
3. РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
3.1.Неполная занятость и движение работников в Республике Башкортостан...57
3.2.Методологические пояснения. Труд и занятость ……………………………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………76

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Кульменбетовой С.Х.- занятость населения и формирование региональных рынков труда.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

 

          Выполняли временные и сезонные работы, работы временного характера и общественные работы (включая внешних совместителей и лиц, работавших по договорам гражданско-правового характера) 1,4 тыс. работников.

Неполная занятость. В ноябре 2011г. на крупных и средних предприятиях наблюдаемых видов экономической деятельности в режиме неполной занятости работали 24,2 тыс. человек, что на 3,3% меньше, чем в октябре 2011 года.

Неполное рабочее время по инициативе администрации работали 2,3 тыс. человек (0,5% от списочной численности) и 0,9 тыс. работников (0,2% от списочной численности) - по соглашению между работником и работодателем.

Отпуск без сохранения заработной платы в соответствии с законодательством и по собственному желанию был предоставлен 19,5 тыс. человек (4,4% от списочной численности).

         Ниже на таблице 5 приводятся данные о применении режима неполной занятости в октябре и ноябре 2011 года на крупных и средних предприятиях по видам экономической деятельности:

Таблица 5.

 

Работали неполное рабочие время

Находились в простое

Имели отпуска

без сохранения заработной платы по заявлению работника

по инициативе администрации

по соглашению между работником и работодате-лем

по вине работодателя

по причинам, не зависящим от работодателя и работника

октябрь

ноябрь

октябрь

ноябрь

октябрь

ноябрь

октябрь

ноябрь

октябрь

ноябрь

Человек

Всего

2431

2255

829

851

1319

885

523

737

19946

19504

Лесозаготовки

-

-

10

10

-

-

-

-

6

2

Добыча полезных ископаемых

-

-

5

-

85

127

6

32

415

304

Обрабатывающие производства

2375

2193

448

413

1234

758

414

600

13415

13460

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

-

-

9

7

-

-

-

-

489

432

Строительство

6

6

147

205

-

-

102

105

2526

2432

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и бытовых изделий

3

4

160

168

-

-

-

-

907

879

Транспорт и связь

47

52

35

31

-

-

-

-

1937

1768

Финансовая деятельность

-

-

15

17

-

-

1

-

251

227

В % к списочной численности

Всего

0,55

0,51

0,19

0,19

0,30

0,20

0,12

0,17

4,49

4,38

Лесозаготовки

-

-

3,66

3,75

-

-

-

-

2,20

0,75

Добыча полезных ископаемых

-

-

0,02

-

0,32

0,51

0,02

0,13

1,56

1,22

Обрабатывающие производства

1,24

1,13

0,23

0,21

0,64

0,39

0,22

0,31

6,98

6,95

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

-

-

0,02

0,02

-

-

-

-

1,14

1,01

Строительство

0,02

0,02

0,38

0,53

-

-

0,27

0,27

6,60

6,30

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и бытовых изделий

0,01

0,01

0,37

0,39

-

-

-

-

2,10

2,03

Транспорт и связь

0,06

0,06

0,04

0,04

-

-

-

-

2,39

2,17

Финансовая деятельность

-

-

0,08

0,09

-

-

0,01

-

1,27

1,15

Таблица 6-Динамика номинальной и реальной средней заработной платы работников предприятий и организаций в Республике Башкортостан1

 

 

Средняя 
номинальная
начисленная 
заработная 
плата, рублей

В % к соответствующему периоду предыдущего года

Реальная 
заработная плата в % к соответствующему периоду предыдущего года

2010

октябрь

16271,9

107,5

99,4

ноябрь

17122,3

113,3

104,1

декабрь

21544,7

119,4

108,9

январь-декабрь

16377,7

109,5

101,8

2011

январь

15896,7

109,6

99,7

февраль

16111,7

109,5

99,4

март

17448,3

109,7

99,5

апрель

18309,5

119,5

108,3

май

17552,7

111,9

101,4

июнь

18850,0

114,3

103,7

июль

18120,4

110,1

100,4

август

18450,5

113,1

104,5

сентябрь

18431,4

114,8

106,9

октябрь

18333,7

117,3

108,7

1 Включая предприятия и организации малого предпринимательства.


 

         Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих за период определяется, исходя из начисленного фонда заработной платы работников, деленного на среднесписочную численность работающих и на количество месяцев в периоде.

          В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы в денежной и натуральной формах за отработанное время и выполненную работу, неотработанное время, но оплаченное время (например, ежегодные отпуска), стимулирующие доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы, и условиями труда, а  также оплата питания, жилья, топлива,  носящая систематический характер. Начисленная заработная плата включает налоги и удержания с работника в соответствии с законодательством. Социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднемесячную заработную плату.

          Индекс реальной заработной платы - рассчитывается для характеристики  изменения покупательной способности заработной платы в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги. Исчисляется делением индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен.

          Ситуация на рынке труда в Башкортостане пусть медленно, но выравнивается. Происходит постепенное возвращение к докризисным показателям рынка труда. Однако сказать, что республика уже вернулась к ним полностью, пока нельзя.

          Уровень безработицы по состоянию на 18 августа составил в регионе 1,5 процента. В докризисные времена он был чуть выше единицы. Пиковое значение регистрируемой безработицы пришлось в Башкортостане на 2009-2010 годы, когда этот показатель был равен 3,5 процента. Коэффициент напряженности тоже два года назад достигал трех. Сегодня ситуация постепенно выравнивается.

          На данный момент коэффициент напряженности в целом по Башкортостану равен единице. Другими словами, на одну вакансию сейчас претендует один безработный. Но это, что называется, «средняя температура по больнице», поскольку у нас есть территории как с высоким уровнем безработицы, так и с гораздо более низким. Вот почему так важно не упускать из виду территориальную дифференциацию,  — сказала агентству «Башинформ» начальник отдела программ занятости рынка труда и сводно-аналитических работ по проблеме занятости Управления госслужбы занятости населения РБ Аниса Гимаева.

         Число официально зарегистрированных безработных и количество свободных рабочих мест сбалансировано и практически одинаково – 32-33 тысячи. Для республики в большей степени характерна структурная безработица, то есть несоответствие тех, кто состоит на учете на бирже труда, по их профессии, квалификации, месту жительства заявленным вакансиям.             Уровень безработицы, коэффициент напряженности в Башкортостане ниже, чем в среднем по России, но достаточно высокий в ПФО. Так что нам еще есть над, чем работать. Поэтому перед центрами занятости населения сегодня поставлены конкретные задачи. Среди них  — шире и активнее использовать мероприятия по содействию в трудоустройстве. Наряду с выплатой пособий и социальной поддержкой безработных граждан важно применять и другие формы оказания помощи. К примеру, больше направлять неработающих граждан на профессиональное обучение в целях повышения их конкурентоспособности. Или по договорам с работодателями направлять их на временные работы. Больше применять программы стажировки выпускников, программы опережающего обучения женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком до трех лет, и так далее. Арсенал службы занятости в части помощи незанятому населению достаточно широк, и очень важно использовать его в полной мере,  — считает Аниса Гимаева.

Таблица 7- Численность экономически активного населения, занятых и безработных1

(тысяч человек)

 

1992

1995

2000

2005

2007

2008

2009

2010

Экономически 
 активное население - всего

1932,7

1893,0

1968,6

2019,2

2029,1

2025,5

2067,3

2032,5

    мужчины

1026,5

1009,1

1029,3

1042,4

1056,0

1050,0

1068,1

1068,8

    женщины

906,2

883,9

939,3

976,8

973,1

975,5

999,3

963,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  занятые в экономике - всего

1844,8

1749,0

1740,7

1876,4

1895,8

1919,6

1875,9

1849,6

    мужчины

981,8

931,3

908,3

968,3

992,7

997,1

963,6

967,9

    женщины

863,0

817,7

832,4

908,1

903,1

922,5

912,3

881,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  безработные - всего

87,9

144,0

227,9

142,8

133,2

105,9

191,5

182,8

    мужчины

44,7

77,8

121,0

74,1

63,3

52,9

104,5

100,9

    женщины

43,2

66,2

106,9

68,7

69,9

52,9

87,0

82,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Численность безработных, 
 зарегистрированных в 
 органах государственной 
 службы занятости 2 - всего

8,5

43,1

21,2

29,6

28,0

30,4

43,9

39,6

    мужчины

1,0

12,4

5,0

8,3

7,8

10,2

18,8

16,5

    женщины

7,5

30,7

16,2

21,3

20,2

20,2

25,1

23,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из них безработные, 
 которым назначено пособие 
 по безработице - всего

6,9

39,6

19,5

28,9

27,2

29,6

43,4

38,6

    мужчины

0,7

11,6

4,7

8,1

7,7

9,9

18,7

16,1

    женщины

6,2

28,0

14,8

20,8

19,5

19,6

24,7

22,5


 


1 По методологии Международной Организации Труда.

2 По данным Управления государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, на конец года.

Таблица 8- Трудоустройство граждан органами государственной службы

занятости

 

(человек)

 

Обратилось в поиске работы

Нашли 
работу

В % к числу обратившихся

Численность граждан, обратившихся за 
 содействием в поиске подходящей работы1

 

 

 

1991

12330

4568

37,0

1995

103320

33177

32,1

2000

101846

69917

68,6

2005

132123

90075

68,2

2006

135425

96480

71,2

2007

130839

93579

71,5

2008

128808

85575

66,4

2009

169957

95158

56,0

2010

148762

99261

66,7

 

Таблица 9- Трудоустройство граждан органами государственной службы занятости на 2010 году

(человек)

 

Обратилось 
по вопросу трудоустройства

Трудоустроено

В % к числу обратившихся

Численность граждан, обратившихся за 
 содействием в поиске подходящей работы

148762

99261

66,7

в том числе:

 

 

 

по категориям занятости:

 

 

 

Занятые

38501

38269

99,4

Незанятые

110261

60992

55,3

 

 

 

 

по профессионально-квалификационному 
 составу:

 

 

 

работавшие(ющие) по профессии рабочего

57163

29090

50,9

работавшие(ющие) на должности специалиста 
 или служащего

29838

16585

55,6

ранее не работавшие, ищущие работу впервые

61761

53586

86,8

 

 

 

 

по отдельным категориям граждан:

 

 

 

граждане в возрасте 14-29 лет

83346

64154

77,0

учащиеся, желающие работать в свободное от 
 учебы время

37581

37398

99,5

относящиеся к категории инвалидов

4761

1440

30,2

относящиеся к категории пенсионеров

2414

891

36,9

уволенные в связи с ликвидацией организации, 
 либо сокращения численности или штата 
 работников организации

13868

7926

57,2

стремящиеся возобновить трудовую деятельность 
 после длительного (более года) перерыва

24567

10488

42,7


1 До 2007г. численность граждан, ищущих работу.

Таблица 10- среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности[1]

 

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

 

тысяч человек

Всего занято в экономике

1746,2

1797,6

1846,2

1856,0

1836,9

1782,4

1770,6

в том числе по формам  
   собственности:

 

 

 

 

 

 

 

государственная и 
 муниципальная

730,1

647,8

624,0

603,5

577,4

554,6


534,9

собственность общест-
 венных и религиозных 
 организаций (объединений)

12,4

7,8

6,1

5,5

4,9

4,6



4,5

смешанная российская

425,6

259,0

212,9

170,9

160,7

141,7

119,5

иностранная, совместная
 российская и иностранная

9,3

35,3

40,6

43,1

46,2

42,1


39,9

частная

568,8

847,6

962,5

1033,0

1047,8

1039,5

1071,8

 

в процентах к итогу

Всего занято в экономике

100

100

100

100

100

100

100

в том числе по формам 
   собственности:

 

 

 

 

 

 

 

государственная и 
 муниципальная

41,8

36,0

33,8

32,5

31,4

31,1


30,2

собственность общест-
 венных и религиозных
 организаций (объединений)

0,7

0,4

0,3

0,3

0,3

0,3



0,3

смешанная российская

24,4

14,4

11,5

9,2

8,8

7,9

6,7

иностранная, совместная
 российская и иностранная

0,5

2,0

2,2

2,3

2,5

2,4


2,3

частная

32,6

47,2

52,1

55,7

57,0

58,3

60,5


[1] Расчет на основе сведений полученных из различных источников информации.

 

Таблица11- номинальная и реальная среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций

 

Среднемесячная заработная плата
в ценах
соответствующего года, рублей1

В % к предыдущему году

номинальная заработная 
плата

индекс потребитель-
ских цен

реальная заработная 
плата

1990

269,0

114,9

105,8

108,6

1991

516,0

191,9

194,1

98,9

1992

5559,6

1077,3

1872,5

57,5

1993

57,2

1029,4

965,2

106,7

1994

185,8

324,6

345,2

94,0

1995

415,9

223,9

266,0

84,2

1996

673,1

161,8

148,1

109,3

1997

813,5

120,9

115,2

104,9

1998

879,0

108,1

122,6

88,2

1999

1239,6

141,0

187,0

75,4

2000

1932,9

155,9

123,8

126,0

2001

2836,8

146,8

121,7

120,6

2002

3717,9

131,1

114,4

114,5

2003

4449,4

119,7

113,5

105,5

2004

5389,4

121,1

112,9

107,3

2005

6612,0

122,7

113,1

108,5

2006

8632,3

130,6

109,9

118,8

2007

11027,1

127,7

108,1

118,1

2008

14084,1

127,7

114,6

111,4

2009

14951,0

106,2

110,4

96,2

2010

16377,7

109,5

107,6

101,8


1 1993-1997гг. – тыс.рублей

 

Таблица 12-Динамика числа замещенных рабочих мест в организации(без субъектов малого предпринимательства)

 

2010г.

Декабрь 2010г., тыс.

В % к

Справочно

тыс.

в % к 2009г.

декабрю 2009г.

ноябрю 2010г.

2009г. 
в % к 2008г.

декабрь 2009г. 
в % к

декабрю 2008г.

ноябрю 2009г.

Всего замещенных мест 
(работников)

963,2

96,8

953,4

98,1

98,3

95,3

95,0

99,5

в том числе:
работников списочного 
состава (без внешних 
совместителей)

925,9

96,6

915,8

98,1

99,7

95,3

95,1

99,4

внешних совместителей1

15,2

90,3

15,7

94,8

100,7

85,6

83,2

99,2

работников, 
выполняющих работы
по договорам 
гражданско-правового 
характера

22,1

110,7

21,8

101,4

60,3

105,7

99,5

106,8

1 В эквиваленте полной занятости.

 

Таблица 13- динамика просроченный задолженности предприятий и организаций по заработной плате работников
(на начало года; миллионов рублей)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Всего по республике

1399,3

951,0

747,3

909,2

341,9

287,9

117,9

63,8

95,6

25,9

17,6

86,8


 

3.2.Методологические пояснения. Труд и занятость 

          Информация о численности экономически активного населения, занятых и безработных подготовлена по материалам обследований населения по проблемам занятости, проводимых статистическими органами Российской Федерации начиная с октября 1992г. Материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости представлены: 1992г., 1995г.- на конец октября, 2000-2010гг. в среднем за год. С 1999г. по август 2009г. обследование проводилось с квартальной периодичностью; с сентября 2009г. проводится ежемесячно по состоянию на вторую неделю каждого месяца. Единицей наблюдения являются домашние хозяйства и лица в возрасте 15-72 лет - члены этих хозяйств. Обследование проводится на основе выборочного метода наблюдения с последующим распространением итогов на всю численность населения в возрасте 15-72 лет. Обследование ежемесячно охватывает около 1,7 тыс.человек. В численность занятых включены лица, занятые в хозяйствах населения производством продукции, промышленных товаров и услуг для реализации. Итоги обследования сформированы применительно к месту проживания.

         Экономически активное население - лица, в возрасте 15-72 лет, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными.

         Занятые в экономике - лица, которые в обследуемую неделю выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В численность занятых включаются лица, которые выполняли работу без оплаты на семейном предприятии, а также лица, которые временно отсутствовали на работе из-за болезни, ежегодного отпуска или выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, забастовки, других подобных причин. Не включаются лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров или услуг только для собственного потребления.

          К безработным, применительно к стандартам Международной Организации Труда (МОТ) относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем следующим критериям:

не имели работы (доходного занятия);

занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия или работодателю, использовали личные связи или предпринимали шаги к организации собственного дела (поиск земли, здания, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов, обращение за разрешением, лицензиями и т.п.) и т.п.;

были готовы приступить к работе.

         Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

           Данные о среднегодовой численности занятых в экономике формируются по основной работе один раз в год при составлении баланса трудовых ресурсов на основе сведений предприятий и организаций (о численности работающих по найму), материалов выборочного обследования населения по проблемам занятости (о численности лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по найму у отдельных граждан, занятых в фермерских хозяйствах, а также лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством товаров или услуг, включая занятых в личном подсобном сельском хозяйстве, для которых эта работа является основной), данных органов исполнительной власти, досчетов численности занятых, не выявленной при проведении выборочного обследования населения.

         Среднесписочная численность работников организаций за месяц исчисляется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Женщины, находящиеся в отпусках по беременности, родам и в дополнительных отпусках по уходу за ребенком, работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в среднесписочную численность работников не включаются.

           Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата исчисляется на основании сведений, полученных от организаций, делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников, и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, но оплаченное время,  компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.

 Реальная начисленная заработная плата характеризует покупательную способность заработной платы в отчетном периоде в связи с изменением цен на потребительские товары и услуги по сравнению с базисным периодом. Для этого рассчитывается индекс реальной начисленной заработной платы путем деления индекса номинальной начисленной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.

          Просроченной задолженностью по заработной плате считаются фактически начисленные (с учетом налога на доходы физических лиц и других удержаний) работникам суммы заработной платы, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договорами на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком (расчетно-кассовым центром). В сумму просроченной задолженности, включаются переходящие остатки задолженности, не погашенные на отчетную дату, и не включается задолженность на внутримесячные даты (аванс).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Состояние национальных, региональных и локальных рынков труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения рабочей силы (численности экономически активного населения (по классификации МОТ к экономически активному населению относится население в возрасте 15-72 лет, занятое в экономике и ищущее работу - безработные).

          Самое кардинальное структурное изменение - в занятости по формам собственности, за переходный период российский рынок труда стал совершенно иным. Только за 1995-2007 гг. доля занятых на частных предприятиях и в организациях выросла с 34 до 57%, а доля работающих на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной собственности сократилась с 42 до 32%, хотя и остается еще достаточно высокой. По данным Росстата за 1-й квартал 2009 г., в регионах России насчитывался 1 млн. чиновников-управленцев, треть из них составляли занятые в органах МСУ. Важнейшая российская особенность - численность федеральных чиновников в регионах в среднем в 2,4 раза больше, чем чиновников региональной исполнительной власти.

         Экономический кризис, начавшийся осенью 2008 г., привел к почти двоекратному росту безработицы (с 5,6% летом 2008 г. до 9,5% в феврале 2009 г.). В настоящее время в стране не проводится эффективной региональной политики, основанной на оценке состояния ситуации на рынке труда и возможных перспектив ее развития, прежде всего в регионах с существенной деформацией структуры населения, спецификой социально-экономического развития - однобокой специализацией, преобладанием производств с высокой концентрацией интеллектуального труда, производств ВПК, отраслей с большим удельным весом предприятий-банкротов.

основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:

- обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ, создание единого экономического пространства;

- обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных               

         Конституцией РФ, независимо от экономических возможностей регионов;

- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

- предотвращения загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

- максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

- становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

          Рыночные механизмы регулирования развития отраслей народного хозяйства вносят существенные коррективы в деятельность всей системы, подчиняя спросу на нее на рынке услуг такого вида стратегию предприятий, ассоциаций, объединений.

         Формирование новых субъектов рыночных отношений в сфере производственных услуг обусловливает и совершенно иной характер отношений по сравнению с теми, которые были присущи прежней форме отношений. В значительной степени это предопределено конкуренцией и совершенно иной мотивацией предпринимательской деятельности субъектов рыночных отношений в регионах.

         Таково в основном положение некоторых региональных рынков. Система рынков товаров и услуг практически получила развитие во всех регионах России. Хотя, естественно, есть существенные различия в их ассортименте и эффективности функционирования.

          В рыночной экономике реальные товарные рынки находятся в динамических состояниях и стремятся к равновесию. На рынках труда неравновесие нормальное условие, а совпадение спроса и предложения рассматривается как резкое, непродолжительное и неустойчивое состояние.

Процесс взаимодействия работодателей и наемных работников формирует структуру и объем спроса и предложения на рабочую силу, определяет степень развития рынка труда. По степени развития рынка труда различают теневой (нерегулируемый), регулируемый и организованный.

          Есть ряд демографических, экономических и социальных критериев, по которым можно судить о качестве национального рынка труда.

Синтетическим критерием качества рынка труда является стабильный характер повышения уровня жизни всех слоев населения, который определяется состоянием его физического, нравственного и социального здоровья, т.е. состоянием процветания общества.

          Качество рынка труда тем выше, чем меньше элементы деградации населения: физической, нравственной, социальной.

         Таким образом, вопросы повышения качества национального рынка труда выходят за пределы собственно рынка труда, охватывая все сферы жизнедеятельности общества.

          Рынок труда представляет собой сложную подсистему рыночной экономики, без которой она не может нормально существовать и развиваться. Следовательно, регулировать рынок труда – значит, прежде всего, поддерживать общественные условия, при которых купля-продажа труда становится необходимой, несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующимся, он тем не менее поддается регулированию с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором играет государственная политика.

          Политика на рынке труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.

         Основная цель регулирования рынка труда – содействие эффективному распределению и перераспределению рабочей силы по территориям, отраслям и профессиям, оказание помощи населению, прежде всего из числа неконкурентоспособных, в трудоустройстве, социальной поддержке и адаптации к рыночным условиям.

         Государственное регулирование национального рынка труда и трудовой миграции является одним из условий формирования рыночной среды в транзитных экономиках. Причём это относится ко всем его срезам – региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому.

          Основой государственного регулирования рынком труда должны стать:

обеспечение занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и социальную поддержку безработных граждан;

устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда;

повышение конкурентоспособности рабочей силы;

поддержка малого предпринимательства;

регулирование трудовой миграции;

создание условий для профессиональной подготовки впервые вступающих в трудовую деятельность и развитие профориентации;

введение трудовых стандартов (разработка общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).

          Выделение именно этих направлений государственного регулирования диктуется особенностями отечественного рынка труда: неблагоприятной демографической ситуацией; низким качеством национальной рабочей силы; слабой мобильностью рабочей силы; неэффективной занятостью населения; существованием значительного неформального сектора экономики; незначительной долей занятых в малом бизнесе; ситуацией в сельской местности.

          Политика регулирования занятости и рынка труда должна быть направлена как на создание гибкого рынка труда, так и на предупреждение его негативных последствий через систему непрерывного образования, опережающую переподготовку кадров, налоговые льготы предприятиям, квоты социально слабо защищенным слоям населения, гарантии трудоустройства.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» ( в редакции Федерального закона от 20.04.1996 года № 36-ФЗ) (с изменениями на 30.11.2011 года).

2.      Башинформ. Автор Галина Бахишева.

3.      Статистический сборник «Труд и занятость в России.2009» Москва.

Ответственные за выпуск: В.Б. Житков, Н.И. Пашинцева, И.В.Воронина, М.Р. Максимова.

4.      Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской федерации [Текст] / B.Н. Васильев, В.А. Гуртов, Е.А. Питухин и др. – М.: Техносфера, 2006. – 680 с.

5.      Трудовой кодекс Российской Федерации [электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс. – М., 2002.

6.      Гражданский кодекс Российской Федерации [электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс. – М.: Омега-Л, 2006.

7.      Гуртов, В.А. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / В.А.Гуров, В.Н.Васильев и др.- М.:Техносфера, 2007.-680с.

8.      Капелюшников, Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации / Р.И.Капелюшников.- М.:ГУ ВШЭ, 2001.-311с.

9.      «Российская бизнес-газета» - № 10, 2007.

10. «Российская газета» - № 60, с.5, 2007.

11. Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.- 2005.-№1.

12. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. Раздел рынок труда.\ пер. с англ. - М, 2006. - 133 с.

13. Павленков В.А. Рынок труда. - М, 2005. - 333 с.

14. Cоциально-экономические проблемы рынка труда в России.\Под ред. Титова В.Н. - М., РАН., Институт социально-экономических проблем народонаселения.- 2006. - 230 с.

3

 



Информация о работе Занятость населения и формирование региональных рынков труда