Занятость населения и формирование региональных рынков труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Формирование рынка труда, способного быстро и гибко реагировать на динамику экономического развития, - одно из условий создания современного эффективно действующего рыночного механизма, поскольку рынок труда призван сыграть решающую роль в преодолении сложившейся в стране неэффективной системы занятости населения, отсталости ее отраслевой, территориальной и профессиональной структур, в адаптации всей совокупности процессов занятости и трудовых отношений к условиям рыночной экономики, а также в развитии человеческого капитали.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ЗАНЯТОСТЬ
1.1. Понятие и виды занятости……………………………………………………...6
1.2 Государственная политика в сфере занятости……………………………….13
1.3 Динамика и структурные изменения занятости……………………………..18
1.4. Занятость и безработица в РФ (по итогам обследований населения по проблемам занятости)……………………………………………………………...28
2. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ
2.1 Региональные рынки труда ……………………………………………………35
2.2 Формирование и развитие российского рынка труда………………………….36
2.3 Сущность, структура, и механизм функционирования рынка труда………47
3. РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
3.1.Неполная занятость и движение работников в Республике Башкортостан...57
3.2.Методологические пояснения. Труд и занятость ……………………………67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………76

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Кульменбетовой С.Х.- занятость населения и формирование региональных рынков труда.doc

— 676.00 Кб (Скачать)

·   функции создания условий для развития рыночных отношений, обеспе­чения полной занятости путем стимулирования сохранения и создания но­вых рабочих мест во всех секторах экономики, развития рабочей силы;
·  разработку законов, юридических норм и правил и обеспечение право­порядка;
·   защиту всех субъектов рынка труда;

·  регулирование рынка труда;

·  функцию работодателя на государственных и муниципальных предпри­ятиях.
         Второй компонент рынка труда -  юридические нормы и экономические программы. Их разработка и совершенствование осуществляется всеми государствами с рыночной экономикой. Для макроэкономической стабилизации экономики Рос­сии и перехода к экономическому росту, способному обеспечить полную за­нятость, тем более необходима последовательная и настойчивая работа по принятию недостающих и совершенствованию имеющихся законов, других правовых норм и актов, которые создавали бы равные возможности для реа­лизации способностей к труду всех участников рыночных отношений, и осу­ществление жесткого контроля за их выполнением. Важное значение для функционирования рынка труда имеют федераль­ные и региональные программы содействия занятости населения и разрабо­танные на их основе программы и подпрограммы по отдельным направлени­ям деятельности государственной службы занятости. Повысить цивилизованный характер социально-трудовых отношений спо­собно социальное партнерство.

          Важнейший компонент рынка труда - рыночный механизм. Механизм рынка труда представляет собой взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающе­го работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда. Он имеет определенную структуру, которая включает следующие элементы: спрос на труд, пред­ложение труда, цену труда, конкурен­цию. Взаимодействие указанных элементов получило название механизма спро­са и предложения, или

ценового механизма.

          Спрос на труд выражает потребность работо­дателей в работниках, необходимых для производства товаров и услуг. Пред­ложение рабочей силы выражает определенное ко­личество занятых наемных работников, обладающих определенными знаниями и квалификацией, а также ту часть трудоспособного населения, которая же­лает работать и может приступить к работе с учетом располагаемого дохода и возможностей проводить свое время.
       Цена рабочей силы - это цена жизненных средств, которые необходимы для нормального воспроизводства рабочей силы. Но она не автоматически выплачивается наемным работникам, а является предметом договора (тор­га) между ними и работодателями. В результате, каждый из них выступает со своей ценой. Наемный работник старается подороже продать, а работодатель стремится подешевле купить. В итоге договорная заработная плата устанавливается на уровне ниже цены продавца, но выше цены покупателя.
Графически взаимоотношение работодателей и наемных работников можно выразить с помощью кривых спроса и предложения. Наиболее общее представление об этом процесс дает модель спроса и предложения, излагаемая в версии представителей классического и неоклассического направления экономической мысли (рис. 13).

                     Зарплата
    D – спрос на труд


         W2                                 D2                        S2

S – предложение труда
          W0                                                                                                                 
                                                         S1                               D1
Численность занятого населения

L1                                 L    
                              Рисунок  13- Спрос и предложение на рынке труда

 

          На рисунке 13 видно, что если под действием каких-либо факторов зара­ботная плата снизится до уровня W1, то в этом случае часть работников может уволиться. Предложение труда составит величину S1. При сохранении спроса на производимый товар спрос на рабочую силу будет равен D1, т.е. возникнет дефицит рабочей силы. В результате между работодателями возни­кает конкуренция за наем рабочей силы. Они будут стараться повысить воз­награждение за труд, чтобы привлечь рабочих на свои предприятия. В резуль­тате заработная плата может возрасти до величины W2. При таком уровне заработной платы предложение труда возрастет до величины S2. Но такое вознаграждение может повысить издержки работодателей и обусловить по­вышение цен на товары. Тогда реализация их будет затруднена. Поэтому ра­ботодатели будут вынуждены или сократить производство, или снизить зара­ботную плату. Спрос на рабочую силу упадет до величины D2. Конкуренция между наемными работниками облегчит задачу снижения уровня заработ­ной платы работодателями. В результате работники будут снижать свои тре­бования к уровню зарплаты. Она понизится до W0, где спрос и предложение уравняются, интересы работодателей и работников совпадут. Рынок придет в состояние равновесия. Это не значит, что на предприятиях не будет других вознаграждений. Но зарплата на уровне W0 станет доминирующей, с кото­рой будут считаться работодатели и работники. Данная цена труда (зарпла­та) становится равновесной. Следовательно, равновесная цена — это такая цена труда, при которой объем спроса равен объему предложения. Так действует модель конкурентного рынка.

          На рынке труда действуют силы, которые могут диктовать свои условия. Так, на него оказывает сильное воздействие монопсония (монополия) покупателя. Монопсонисты (например, крупные фирмы, от которых зависит эко­номика многих мелких и даже крупных городов) могут диктовать цену труда в сторону ее понижения, если работникам больше некуда трудоустроиться, ибо количество предприятий в таких населенных пунктах невелико. На рынок труда оказывает влияние и монополия продавца рабочей силы. В данном случае монополистом может выступить какой-либо сильный профсоюз. Он может поднять цену труда выше равновесной и поддерживать ее, сокращая предложение труда. При повышении зарплаты работодатель вынужден часть рабочих уволить или трудоустраивать их через профсоюз (только членов профсоюза). Последний ограничивает прием новых членов в сам профсоюз. 

          Но встречаются ситуации, когда силы работодателей и профсоюзов быва­ют равны, тогда взаимодействие спроса и предложения осуществляется по схеме, близкой к конкурентному рынку (модель двусторонней монополии).
Дж.М.Кейнс в своей макроэконо­мической теории занятости исходил из определяющей роли совокупного спроса в обществе, который управляет реальным объемом производства и, следовательно, спросом на труд. Кейнс показал, что у государства есть реаль­ные возможности обеспечить эффективный спрос в экономике с помощью проведения стимулирующей кредитно-денежной и бюджетно-налоговой по­литики. А эффективный спрос позволит при той же реальной заработной пла­те, определяемой как равновесная цена труда, занять большее число желающих работать, снизить безработицу, т.е. точка равновесия сместится вправо.

Схематически это показано на рис. 14.

 

 

 

 

 


AS2                 
               Р1                                              D1                   D
                                              AD1                AD2
                                                                        Q1              Q2                            Q

Рисунок 14- Увеличение совокупного спроса и производства (занятости) по Кейнсу

         С увеличением совокупного спроса с AD1, до AD2 реальный объем произ­водства и занятости увеличивается с Q1 до Q2, при неизменной цене Р1 (ре­альной заработной плате). Вместе с тем точка D (пересечение кривых сово­купного спроса AD2 и совокупного предложения AS2) показывает предел позитивного воздействия роста совокупного спроса и повышение реального объема производства и занятости. Она показывает не только эффективный спрос, но и эффективную занятость, т.е. состояние, при котором совокуп­ная занятость в случае дальнейшего ее увеличения (за пределы точки D) не реагирует на повышение совокупного спроса ростом реального объема про­дукции. Кривая совокупного предложения (AS2) резко устремляется вверх. Иначе говоря, дальнейшее увеличение совокупного спроса (за пределы AD2) провоцирует инфляционный рост, т.е. увеличение ценового, а не физичес­кого объема производимой продукции (Q2).

        Безработица и социальные выплаты, связанные с ней является обязательным компонентом для современного цивилизованного рынка труда. Действие законов рыночного хозяйства сопровождается постоянным высво­бождением с предприятий и привлечением на предприятия рабочей силы. При этом число принимаемых работников не перекрывает полностью число уволь­няемых. В результате возникает и постоянно поддерживается безработица. Зна­чительная часть безработных нуждается в определенной помощи в поиске работы, переподготовке, в материальной поддержке на период отсутствия работы и заработка. 

       Компонент - рыночная инфраструктура представляет собой со­вокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, профессиональной ориентации трудоспособного населения. В нее входит целая сеть фондов занятости, бирж труда (центров занятости), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и др.
Фонды занятости являются организацией, аккумулирующей страховые взносы работодателей (а во многих странах и страховых взносов с заработка работающих) и занятых индивидуально-трудовой деятельностью, ассигнова­ния бюджета, добровольные взносы предприятий и граждан. Государственные и частные службы занятости осуществляют содействие гражданам в трудоустройстве. 
          Компонент рынка труда - альтернативные виды деятельности включает в себя общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, ра­боты по контракту на определенный срок выполнение определенного зака­за), работа в фирмах временной занятости, трудоустройство несовершенно­летних граждан на временную работу и др.виды гибкой занятости. В отличие от традиционных систем организации труда, регулируемых кол­лективными договорами, гибкие виды занятости регулируются контрактами.

 

 

 

 

 

 

3. Рынок труда в Республике Башкортостан

 3.1.Неполная занятость и движение работников в Республике

        Башкортостан

 

          В ноябре 2011г. мониторинг неполной занятости и движения работников проводился на 1234 крупных и средних предприятиях республики, основной вид деятельности которых относится к лесозаготовкам, добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, строительству, транспорту и связи, оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, финансовой деятельности. Статистическим наблюдением было охвачено 444,9 тыс. человек, или около 48,8% от численности работников организаций республики (без субъектов малого предпринимательства).

         Движение работников. В ноябре 2011г. на крупные и средние предприятия республики, по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности, были приняты на работу 9,8 тыс. человек (2,2% от списочной численности), из них 300 человек, или 3,1% от общей численности принятых - на дополнительно введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 9,9 тыс. человек, или 2,2% списочной численности персонала.

Таблица 4.

                                                                 человек

 

Принято работ-ников -

всего

Выбыло работ-ников - всего

из них по причинам:

Численность работников, намеченных к высвобождению в следующем месяце

Число вакантных рабочих мест (требуемых работников)

по соглашению сторон

в связи с сокращением численности работников

по соб-ственному желанию

2011г.

 

 

 

 

 

 

 

Январь

8344

8795

363

578

5934

214

3136

Февраль

9170

8263

401

373

6224

306

2763

Март

9255

10365

644

481

7697

201

2813

Апрель

9924

10294

776

361

7799

274

3046

Май

9314

11459

650

536

8611

259

3631

Июнь

10888

11675

721

509

8637

237

3633

Июль

11672

11596

752

470

8814

143

3914

Август

10530

12912

353

480

9334

280

4177

Сентябрь

11737

11753

686

382

8933

388

4459

Октябрь

10216

11476

633

580

8172

64

4227

Ноябрь

9810

9898

502

215

7723

160

3985

Информация о работе Занятость населения и формирование региональных рынков труда