Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 12:54, курсовая работа
Целью данной работы является изучение ВВП/ВНП как важнейших
показателей системы национальных счетов. При этом решаются следующие
задачи: изучение ключевых понятий ВВП/ВНП, изучение методов расчетов,
проведение анализа динамики ВВП в республике Узбекистан.
ВВЕДЕНИЕ 2
Понятие валового внутреннего продукта и его место в системе национальных
счетов 2
Методы расчета валового внутреннего продукта 4
Валовый национальный продукт 4
Расчет ВНП по расходам 4
Расчет ВНП по доходам 4
Чистый национальный продукт. национальный доход, личный доход. доход после
уплаты налогов 4
Измерение уровня цен. Номинальный и реальный ВНП 4
Тенденции в динамике основных макроэкономических индикаторов за 1990-1999
годы 4
Критерии и оценка устойчивости экономического роста 4
Изменение структуры ВВП и факторы экономического роста 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4
Литература 4
Одним из главных результатов макроэкономической политики первых лет
независимого развития Узбекистана стало преодоление тенденции к спаду
производства и возобновление его роста с 1996 года в отраслях реального
сектора и экономики в целом.
Анализ динамики важнейших макроэкономических индикаторов за 1990-1999 годы
показывает, что избежать глубокого спада производства, характерного для
большинства государств СНГ, Узбекистану позволили меры, направленные на
поддержку и реформирование двух ведущих отраслей экономики промышленности и
сельского хозяйства. В результате спад производства в промышленности был
преодолен уже
в 1995 году, а в сельском хозяйстве
- в 1997-м(см. табл. №1).
Структура производства ВВП по отраслям народного хозяйства
Руз за 1994 и 1995 гг. (% к итогу, в ценах соответствующих лет)
|Показатель
|ВВП
|Добавленная стоимость отраслей |91,8 |86,5 |
|из них
| промышленность
| строительство
| сельское хозяйство
| сфера услуг
|из них
| торговля
| транспорт и связь |5,8 |8,4 |
| прочие отрасли
|Чистые налоги, включая налог на |8,2 |13,5 |
|импорт
Примечательным для макроэкономической динамики стал 1997 год, когда впервые
с начала проведения реформ рост ВВП Узбекистана (105,2%) превысил рост
численности населения (101,8%), инвестиции увеличились на 14%, а
среднемесячный уровень инфляции составил 2,1%, что в два раза ниже, чем в
1996 году. Эти позитивные тенденции были закреплены в 1998 и в 1999 годах,
когда прирост ВВП составлял в среднем около 4,5%, продукции промышленности
около 6%, сельского хозяйства 4-6%, строительства - 6%.
Сопоставительный анализ динамики ВВП Узбекистана и других государств СНГ за
1990-1996 годы показывает, что выбранная Узбекистаном стратегия
макроэкономического
регулирования позволила
производства, обнищания населения, роста внутреннего и внешнего
государственного долга(см. табл. №2). Если в Узбекистане спад производства
за период с 1990 по 1995-1996 годы составил около 20%, то в России и
Казахстане - 40%, Кыргызстане почти 50%, на Украине 50- 55%. Более того, в
Узбекистане часть отраслей реального сектора (производство энергоносителей,
цветная металлургия, зерноводство), на долю которых приходится около
четверти валового продукта, не только не допустили обвального спада
производства, но и увеличили выпуск продукции.
Соотношение ВВП
|№ |Страны СНГ |1990 |1996 |
|1 |Российская Федерация |60,5 |69,1 |
|2 |Украина |18,3 |14,4 |
|3 |Белоруссия |3,8 |3,8 |
|4 |Узбекистан |4,0 |5,6 |
|5 |Казахстан |5,2 |4,6 |
|6 |Молдова |0,9 |0,8 |
|7 |Азербайджан |1,7 |1,7 |
|8 |Армения |1,4 |1,0 |
|9 |Грузия |1,7 |0,6 |
|10|Таджикистан |0,8 |0,5 |
|11|Туркменистан |0,8 |0,2 |
|12|Кыргызстан
|0,9
|0,7
|
Аналогичные выводы можно сделать и по другим макроэкономическим
индикаторам. Так, в соответствии с данными международных экономических
организаций Узбекистан имеет один из наиболее низких уровней внешней
задолженности (18% к ВВП в 1997 году по сравнению с 56% в Кыргызстане и
20,4% в Казахстане),
а также индикатор уровня
населения оказались ниже уровня бедности против 50% в Казахстане и 76% в
Кыргызстане).
Отказ от принципов "шоковой терапии", сохранение значительной роли
государства в реформировании экономики позволил в Узбекистане не только
избежать обвального спада производства, но и предотвратить масштабное
снижение инвестиционной активности, которое произошло в других государствах
СНГ.
Сопоставляя динамику ВВП государств СНГ за последние два года, можно
сделать вывод, что мировой финансовый кризис затормозил процесс
экономического развития в новых независимых государствах, но оказал на них
различное воздействие. У государств, которые продвинулись дальше по пути
либерализации экономики (Россия, Казахстан, Кыргызстан), последствия
финансового кризиса более негативны, чем у тех, которые осуществляли
реформы постепенно (Узбекистан, Белоруссия). Наиболее сильно пострадала
Россия, о чем свидетельствует спад ее производства на 4,6% в 1998 году
после наметившихся в 1997 году первых признаков оживления экономики (тогда
впервые после 5 лет рыночных реформ в России был зарегистрирован рост ВВП
на 0,4%). Резко сократились темпы прироста ВВП в Кыргызстане (с 10,4% до
1,8%), а в Казахстане рост экономики в 1997 году (на 2%) сменился ее спадом
на 2,5% в 1998 году и на 1,5% в первом полугодии 1999 года.
Если экстраполировать средние темпы роста ВВП за последние два года на
прогнозный период, то можно сделать вывод, что восстановить дореформенный и
уровень производства в ближайшие 6-7 лет из рассматриваемой группы
государств СНГ смогут лишь три государства: Узбекистан, Беларусь и
Кыргызстан. Как показывают расчеты, в Узбекистане это возможно уже в 2000
году, в Беларуси
- через 3-4 года, а Кыргызстане - к 2006-2007
году.
Критерии и оценка
устойчивости экономического роста
Для государств с переходной экономикой важнейшей является задача
обеспечения устойчивого экономического роста и решения на этой основе
первоочередных социальных и структурных проблем. Анализируя итоги 1997-1999
годов, можно констатировать, что ряд государств СНГ добились прекращения
спада производства и обеспечили рост ВВП. Однако возникает вопрос отражает
ли рост ВВП реальное улучшение экономической ситуации в этих государствах и
является ли он устойчивым, особенно в свете событий на мировых финансовых
рынках, имевших место в 1998 году?
Положительный ответ возможен в том случае, если методика расчета ВВП
полностью отвечает международным требованиям, а система сбора и обработки
статистической информации обеспечивает ее репрезентативность. Не секрет,
что в условиях переходного периода это не всегда достижимо. Нельзя забывать
также о низком качестве информации по новым секторам экономики и ее полном
отсутствии по неформальному сектору.
Об актуальности данной проблемы для Узбекистана свидетельствуют
альтернативные оценки, которыми оперируют международные финансовые
организации (МВФ, Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и
развития). Все они на 2-2,5 процентных пункта ниже оценок, даваемых
официальными государственными органами Узбекистана, что связано прежде
всего с различиями в оценке уровня инфляции, значение которого оказывает
существенное влияние на расчеты темпов роста ВВП.
Если пересмотр уровня инфляции в сторону ее повышения уменьшает оценку
темпов роста реального ВВП, то учет "теневого" сектора - увеличивает ее.
Есть и другие неучтенные факторы, которые оказывают влияние на этот
важнейший макроэкономический индикатор как в сторону его повышения, так и в
обратном направлении.
Кроме того, оценка степени устойчивости тех или иных макроэкономических
тенденций требует анализа достаточно длинных рядов макроэкономической
динамики.
Вышесказанное не позволяет рассматривать ВВП как главный индикатор
устойчивого экономического роста. В переходных условиях не менее важны и
такие индикаторы, как сводные индексы динамики физического объема
производства важнейших видов товаров и услуг, индикаторы уровня
эффективности производства, располагаемых доходов населения, динамика
экспорта (в долларах на душу населения), измерение которых связано с
меньшими по сравнению
с ВВП методологическими и
статистическими проблемами.
Критерием устойчивости экономического роста, помимо превышения темпов роста
ВВП (рассчитанного в соответствии с международными статистическими
стандартами) над темпами роста населения на протяжении трех и более лет,
служат и темпы роста экспорта, которые, как показывает мировой опыт, для
государств с малой экономикой должны быть в 2,5-3 раза выше темпов роста
ВВП. Немаловажными индикаторами устойчивости служат рост реальных доходов
населения и повышение доли сбережений в структуре доходов населения.
Экономический рост в условиях устойчивого развития предполагает массовое
внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, изменение структуры
экономики, а также личного и производственного потребления в целях
сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала,
обеспечения жизнедеятельности существующего и будущего поколений.
Мировой опыт свидетельствует, что в современных условиях устойчиво
Информация о работе ВВП и ВНП: определение, распределение и расчет