Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:57, методичка
Методические указания предназначены для выполнения расчета цилиндрических, конических и червячных передач в курсовых проектах (работах) по дисциплине «Прикладная механика», «Механика», «Техническая механика» для студентов немеханических специальностей.
Введение 4
1 Расчет закрытых цилиндрических передач 5
1.1 Выбор материала зубчатых колес, назначение
упрочняющей обработки и определение допускаемых напряжений 6
1.2 Определение размеров зубчатых колес и параметров зацепления 7
1.3 Проверочные расчеты передачи 10
1.4 Определение сил, действующих в зацеплении 11
2 Расчет закрытых конических передач 13
2.1 Выбор материала конических колес, назначение
упрочняющей обработки и определение допускаемых напряжений 14
2.2 Определение размеров конических колес и параметров зацепления 14
2.3 Проверочные расчеты передачи 16
2.4 Определение сил, действующих в зацеплении 17
3 Расчет червячных передач 18
3.1 Выбор материала червячной пары. Назначение упрочняющей
обработки и определение допускаемых напряжений 19
3.2 Определение размеров и параметров червячного зацепления 20
3.3 Проверочные расчеты передачи 22
3.4 Определение сил, действующих в зацеплении, и КПД передачи 23
3.5 Тепловой расчет и охлаждение червячных передач 24
Список использованных источников 25
Приложение А 26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский
государственный университет»
Кафедра
деталей машин и прикладной механики
Ю.А.ЧИРКОВ, Р.Н. УЗЯКОВ,
Н.Ф. ВАСИЛЬЕВ, В.Г. СТАВИШЕНКО,
С.Ю.
РЕШЕТОВ
РАСЧЕТ
ЗАКРЫТЫХ ПЕРЕДАЧ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ПЕРЕДАЧ
В КУРСОВЫХ
ПРОЕКТАХ
Рекомендовано
к изданию Редакционно-
высшего профессионального образования
«Оренбургский
государственный университет»
Оренбург 2003
ББК 34.445.72с
Ч 65
УДК 621.833(075.8)
Рецензент
доктор
технических наук, профессор В.М.
Кушнаренко
Чирков Ю.А., Узяков Р.Н., Васильев Н.Ф., СтавишенкоВ.Г.,
Решетов С.Ю.
Ч 65
Расчет закрытых
передач: Методические
указания по расчету
передач в курсовых
проектах. - Оренбург:
ГОУ ОГУ, 2001- 31 с.
Методические
указания предназначены для выполнения
расчета цилиндрических, конических
и червячных передач в курсовых проектах
(работах) по дисциплине «Прикладная
механика», «Механика», «Техническая механика»
для студентов немеханических специальностей.
ББК 34.445
Ó
ГОУ ОГУ, 2001
Содержание
В методических указаниях изложена методика расчета закрытых передач, используемых в силовых приводах, изучаемых студентами в курсах «Прикладная механика», «Механика», «Техническая механика». Указания способствуют ускорению и унификации выполнения и оформления расчетов закрытых передач в курсовых проектах и работах.
Цель расчета: определение параметров зацепления, геометрических размеров зубчатых колёс и сил, действующих в зацеплении.
Для закрытых передач проектный расчет выполняется на выносливость по допускаемым контактным напряжениям, чтобы не допустить усталостного выкрашивания рабочих поверхностей зубьев.
Определив на основе этого расчета размеры колес и параметры зацепления, выполняют проверочный расчет на выносливость зубьев по напряжениям изгиба, чтобы установить, не появляется ли опасность усталостного разрушения зубьев – основного вида отказа данного типа передач.
Методические указания содержат рекомендации, справочный материал и примеры расчетов цилиндрических, конических и червячных закрытых передач.
В методических указаниях принята единая система физических единиц (СИ) со следующими отклонениями, допущенными в стандартах (ИСО и ГОСТ) на расчеты деталей машин: размеры деталей передач выражаются в миллиметрах (мм), силы в ньютонах (Н), и соответственно напряжения в ньютонах, деленных на миллиметры в квадрате (Н/мм2), т.е. мегапаскалях (МПа), а моменты в ньютонах, умноженных на миллиметр (Н·мм). У отдельных групп соответствующих формул даны соответствующие примечания.
После
выполнения расчетов рекомендуется
выполнить расчеты на ЭВМ, вызвав
необходимую программу указав С:/DMRA/start.bat.
В процессе этих расчетов можно варьировать
некоторые данные передачи и сделать проверку
правильности расчетов.
Закрытые
цилиндрические передачи (прямозубые,
косозубые, шевронные, с внешним и внутренним
зацеплением) и обозначение их параметров
показаны на рисунке 1.
а)
а
– внешнее зацепление; б –
внутреннее зацепление
Рисунок
1
Исходные
данные для расчета передачи выбираются
из кинематического расчета
Вращающий момент:
Угловая скорость:
.
Частота ращения:
.
Передаточное число:
.
В редукторостроении экономически целесообразно применять стали с .
1.1.1 Материал колеса выбираем по таблице А.1 приложения – сталь с , например, сталь 45, термообработка – улучшение.
Твердость .
Предел прочности МПа (Н/мм2).
Предел текучести МПа (Н/мм2).
Допускаемые контактные напряжения:
,
где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов,
-коэффициент долговечности, для редукторостроения
- коэффициент безопасности.
Допускаемые напряжения изгиба:
,
где - предел выносливости при базовом числе циклов переменных напряжений
- коэффициент безопасности,
- коэффициент долговечности,
- коэффициент, учитывающий
- для нереверсивного движения,
- для реверсивного движения.
1.1.2 Материал шестерни должен быть тверже материала колеса, так как зубья шестерни входят в зацепление чаще, чем зубья зубчатого колеса.
или
По найденной твердости по таблице А.1 выбираем материал шестерни. Например: Сталь 45, термообработка – улучшение.
Твердость HB1 = 230,
Предел прочности МПа.
Предел текучести МПа.
Допускаемые контактные напряжения:
Допускаемые напряжения изгиба:
Расчетное контактное напряжение для прямозубых колес:
Расчетное контактное напряжение для косозубых и шевронных принимаем в соответствии с выполнением неравенства:
Если условие не выполняется, то принимаем:
1.2.1 Принимаем расчетные коэффициенты в зависимости от расположения зубчатых колес относительно опор:
КH=1,1…1,15 – для симметричного расположения;
КH=1,15…1,25 – для несимметричного расположения;
KH=1,25…1,4 - для консольного расположения колес.
2) коэффициент ширины колеса по межосевому расстоянию:
,
большее значение принимают для симметричного расположения колес, среднее - несимметричного, меньшее - консольного расположения зубчатых колес относительно опор:
ψbaω≤ 0,2; 0,25; 0,315 - для прямозубых колес,
ψbaω≤ 0,315; 0,4; 0,5 - для косозубых.
1.2.2
Определяем минимальное
мм,
где (u+1) – для передач с внешним зацеплением;
(u-1) – для передач с внутренним зацеплением;
C=310 – для прямозубых передач;
C=270 – для косозубых передач;
T2 – момент на колесе в Н·мм.
Расчетные значения округляем до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 2185-66 (таблица А.2 приложения).
1.2.3 Определяем нормальный модуль.
Для внешнего зацепления:
мм.
Для внутреннего зацепления:
Расчетное
значение округляем до стандартного
(таблица
А.3 приложения).
Уменьшение модуля, т.е. увеличение числа
зубьев зубчатых колес z1 и z2 увеличивает коэффициент
перекрытия εα, т.е. увеличивает плавность
зацепления, но уменьшает прочность зуба
на изгиб. Поэтому, если передача находится
после электродвигателя, то принимаем
меньшее значение модуля, а для тихоходной
ступени, большее значение модуля.
1.2.4
Для косозубых колес
- для косозубых колес,
- для шевронных колес.