Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:57, методичка
Методические указания предназначены для выполнения расчета цилиндрических, конических и червячных передач в курсовых проектах (работах) по дисциплине «Прикладная механика», «Механика», «Техническая механика» для студентов немеханических специальностей.
Введение	4
1 Расчет закрытых цилиндрических передач	5
1.1 Выбор материала зубчатых колес, назначение
упрочняющей обработки и определение допускаемых напряжений	6
1.2 Определение размеров зубчатых колес и параметров зацепления	7
1.3 Проверочные расчеты передачи	10
1.4 Определение сил,  действующих в зацеплении	11
2 Расчет закрытых конических передач	13
2.1 Выбор материала конических колес, назначение
упрочняющей обработки и определение допускаемых напряжений	14
2.2 Определение размеров конических колес и параметров зацепления	14
2.3 Проверочные расчеты передачи	16
2.4 Определение сил,  действующих в зацеплении	17
3 Расчет червячных передач	18
3.1 Выбор материала червячной пары. Назначение упрочняющей
обработки и определение допускаемых напряжений	19
3.2 Определение размеров и параметров червячного зацепления	20
3.3 Проверочные расчеты передачи	22
3.4 Определение сил,  действующих в зацеплении, и КПД передачи	23
3.5 Тепловой расчет и охлаждение червячных передач	24
Список использованных источников	25
Приложение А	26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Оренбургский 
государственный университет» 
 
Кафедра 
деталей машин и прикладной механики 
 
 
Ю.А.ЧИРКОВ, Р.Н. УЗЯКОВ,
Н.Ф. ВАСИЛЬЕВ, В.Г. СТАВИШЕНКО,
    С.Ю. 
РЕШЕТОВ 
 
 
РАСЧЕТ 
ЗАКРЫТЫХ ПЕРЕДАЧ 
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ПЕРЕДАЧ
В КУРСОВЫХ 
ПРОЕКТАХ  
 
 
 
 
 
Рекомендовано 
к изданию Редакционно-
высшего профессионального образования
«Оренбургский 
государственный университет» 
 
 
 
 
Оренбург 2003
 
 
ББК 34.445.72с
Ч 65
УДК 621.833(075.8) 
 
 
 
Рецензент
     доктор 
технических наук, профессор В.М. 
Кушнаренко  
 
 
Чирков Ю.А., Узяков Р.Н., Васильев Н.Ф., СтавишенкоВ.Г.,
Решетов С.Ю.
Ч 65    
Расчет закрытых  
передач: Методические 
указания по расчету 
                           
передач в курсовых 
проектах. - Оренбург: 
ГОУ ОГУ, 2001- 31 с.  
 
 
 
 
 
 
 
      Методические 
указания предназначены для выполнения 
расчета цилиндрических, конических 
и червячных передач в курсовых проектах 
(работах) по дисциплине  «Прикладная 
механика», «Механика», «Техническая механика»  
для студентов немеханических специальностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ББК 34.445 
                              
           Ó 
ГОУ ОГУ, 2001 
 
Содержание
В методических указаниях изложена методика расчета закрытых передач, используемых в силовых приводах, изучаемых студентами в курсах «Прикладная механика», «Механика», «Техническая механика». Указания способствуют ускорению и унификации выполнения и оформления расчетов закрытых передач в курсовых проектах и работах.
Цель расчета: определение параметров зацепления, геометрических размеров зубчатых колёс и сил, действующих в зацеплении.
Для закрытых передач проектный расчет выполняется на выносливость по допускаемым контактным напряжениям, чтобы не допустить усталостного выкрашивания рабочих поверхностей зубьев.
Определив на основе этого расчета размеры колес и параметры зацепления, выполняют проверочный расчет на выносливость зубьев по напряжениям изгиба, чтобы установить, не появляется ли опасность усталостного разрушения зубьев – основного вида отказа данного типа передач.
Методические указания содержат рекомендации, справочный материал и примеры расчетов цилиндрических, конических и червячных закрытых передач.
В методических указаниях принята единая система физических единиц (СИ) со следующими отклонениями, допущенными в стандартах (ИСО и ГОСТ) на расчеты деталей машин: размеры деталей передач выражаются в миллиметрах (мм), силы в ньютонах (Н), и соответственно напряжения в ньютонах, деленных на миллиметры в квадрате (Н/мм2), т.е. мегапаскалях (МПа), а моменты в ньютонах, умноженных на миллиметр (Н·мм). У отдельных групп соответствующих формул даны соответствующие примечания.
     После 
выполнения расчетов рекомендуется 
выполнить расчеты на ЭВМ, вызвав 
необходимую программу указав С:/DMRA/start.bat. 
В процессе этих расчетов можно варьировать 
некоторые данные передачи и сделать проверку 
правильности расчетов. 
 
      Закрытые 
цилиндрические передачи (прямозубые, 
косозубые, шевронные, с внешним и внутренним 
зацеплением) и обозначение их параметров 
показаны на рисунке 1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                               
а)                                          
      а 
– внешнее зацепление;  б – 
внутреннее зацепление 
      Рисунок 
1 
      Исходные 
данные для расчета передачи выбираются 
из кинематического расчета 
Вращающий момент:
Угловая скорость:
.
Частота ращения:
.
Передаточное число:
.
В редукторостроении экономически целесообразно применять стали с .
1.1.1 Материал колеса выбираем по таблице А.1 приложения – сталь с , например, сталь 45, термообработка – улучшение.
Твердость .
Предел прочности МПа (Н/мм2).
Предел текучести МПа (Н/мм2).
Допускаемые контактные напряжения:
,
где - предел контактной выносливости при базовом числе циклов,
-коэффициент долговечности, для редукторостроения
- коэффициент безопасности.
Допускаемые напряжения изгиба:
,
где - предел выносливости при базовом числе циклов переменных напряжений
- коэффициент безопасности,
- коэффициент долговечности,
      
 - коэффициент, учитывающий 
- для нереверсивного движения,
- для реверсивного движения.
1.1.2 Материал шестерни должен быть тверже материала колеса, так как зубья шестерни входят в зацепление чаще, чем зубья зубчатого колеса.
или
По найденной твердости по таблице А.1 выбираем материал шестерни. Например: Сталь 45, термообработка – улучшение.
Твердость HB1 = 230,
Предел прочности МПа.
Предел текучести МПа.
Допускаемые контактные напряжения:
Допускаемые напряжения изгиба:
Расчетное контактное напряжение для прямозубых колес:
Расчетное контактное напряжение для косозубых и шевронных принимаем в соответствии с выполнением неравенства:
Если условие не выполняется, то принимаем:
1.2.1 Принимаем расчетные коэффициенты в зависимости от расположения зубчатых колес относительно опор:
КH=1,1…1,15 – для симметричного расположения;
КH=1,15…1,25 – для несимметричного расположения;
KH=1,25…1,4 - для консольного расположения колес.
2) коэффициент ширины колеса по межосевому расстоянию:
,
большее значение принимают для симметричного расположения колес, среднее - несимметричного, меньшее - консольного расположения зубчатых колес относительно опор:
ψbaω≤ 0,2; 0,25; 0,315 - для прямозубых колес,
ψbaω≤ 0,315; 0,4; 0,5 - для косозубых.
      1.2.2 
Определяем минимальное 
мм,
где (u+1) – для передач с внешним зацеплением;
(u-1) – для передач с внутренним зацеплением;
C=310 – для прямозубых передач;
C=270 – для косозубых передач;
T2 – момент на колесе в Н·мм.
Расчетные значения округляем до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 2185-66 (таблица А.2 приложения).
1.2.3 Определяем нормальный модуль.
Для внешнего зацепления:
мм.
Для внутреннего зацепления:
     Расчетное 
значение округляем до стандартного 
(таблица 
А.3 приложения). 
Уменьшение модуля, т.е. увеличение числа 
зубьев зубчатых колес z1 и z2 увеличивает коэффициент 
перекрытия εα, т.е. увеличивает плавность 
зацепления, но уменьшает прочность зуба 
на изгиб. Поэтому, если передача находится 
после электродвигателя, то принимаем 
меньшее значение модуля, а для тихоходной 
ступени, большее значение модуля.       
     1.2.4 
Для косозубых колес 
- для косозубых колес,
     
 - для шевронных колес.