Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 15:57, методичка
Методические указания предназначены для выполнения расчета цилиндрических, конических и червячных передач в курсовых проектах (работах) по дисциплине «Прикладная механика», «Механика», «Техническая механика» для студентов немеханических специальностей.
Введение 4
1 Расчет закрытых цилиндрических передач 5
1.1 Выбор материала зубчатых колес, назначение
упрочняющей обработки и определение допускаемых напряжений 6
1.2 Определение размеров зубчатых колес и параметров зацепления 7
1.3 Проверочные расчеты передачи 10
1.4 Определение сил, действующих в зацеплении 11
2 Расчет закрытых конических передач 13
2.1 Выбор материала конических колес, назначение
упрочняющей обработки и определение допускаемых напряжений 14
2.2 Определение размеров конических колес и параметров зацепления 14
2.3 Проверочные расчеты передачи 16
2.4 Определение сил, действующих в зацеплении 17
3 Расчет червячных передач 18
3.1 Выбор материала червячной пары. Назначение упрочняющей
обработки и определение допускаемых напряжений 19
3.2 Определение размеров и параметров червячного зацепления 20
3.3 Проверочные расчеты передачи 22
3.4 Определение сил, действующих в зацеплении, и КПД передачи 23
3.5 Тепловой расчет и охлаждение червячных передач 24
Список использованных источников 25
Приложение А 26
1.2.5
Определяем число зубьев
Суммарное число зубьев косозубых шестерни и колеса:
- округляем до целого значения
в меньшую сторону (
, (вычисляют с точностью до 4 знака).
Суммарное число зубьев прямозубых шестерни и колеса:
,
- должно получится целым значением (при необходимости изменить модуль зацепления и межосевое расстояние).
Для внешнего зацепления:
число зубьев шестерни:
число зубьев колеса:
z2 = zC - z1.
Для внутреннего зацепления:
Если z1 окажется меньше 17, то изменяем модуль в меньшую сторону и заново рассчитываем числа зубьев.
Значения z1
и z2 округляем до целых
чисел.
Уточняем передаточное число:
Расхождения с исходным значением
Если
, то увеличивают или уменьшают модуль
зацепления, а затем заново определяют
числа зубьев z1 и z2.
1.2.6
Определяем основные
Диаметры делительных окружностей, (мм):
Проверяем условие:
- для внешнего зацепления;
- для внутреннего зацепления.
Диаметры окружностей выступов (мм):
- для внутреннего зацепления.
Диаметры окружностей впадин (мм):
- для внутреннего зацепления.
Ширина зубчатых колес (мм):
Значения и округляем до целых чисел.
Проверяем условие
- для прямозубых колес,
- для косозубых колес.
Если
условие не выполняется, то принимаем b2= d1 и b2=
1,5·d1 соответственно.
Определяем коэффициент ширины относительно диаметра:
1.3.1 Проверяем условие прочности по контактным напряжениям.
Окружная скорость, м/с:
Назначаем
степени точности изготовления колес
(таблица
А.18 приложения).
Уточняем коэффициент нагрузки:
где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями (таблица А.4 приложения). Для прямозубых колес =1;
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца (таблица А.5 приложения);
- динамический коэффициент (табл
ица А.6 приложения).
Проверяем условие прочности:
Допускается
недогрузка на 10% и перегрузка на 5%.
Если условие прочности не выполняется,
то либо увеличивают степень точности,
либо увеличивают
, не выходя за пределы рекомендуемых,
либо увеличивают
. Если это не дает должного эффекта,
то назначают другие материалы и расчет
повторяют.
1.3.2 Проверяем условие прочности зубьев по напряжениям изгиба.
Для косозубых колес определяем приведенное число зубьев шестерни и колеса:
Определяем по ГОСТ 21354-87 коэффициенты формы зуба - и (таблица А.7 приложения).
Проводим сравнительную оценку прочности на изгиб зубьев шестерни и колеса:
Дальнейший расчет ведем по минимальному значению найденных отношений.
Определяем коэффициент нагрузки:
где - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
- для прямозубых колес,
- для косозубых колес,
- коэффициент, учитывающий
- коэффициент динамичности (таблица А.9 приложения).
Коэффициент, учитывающий наклон зубьев (для косозубых колес),
Проверяем условие прочности по минимальному значению , подставив параметры шестерни или зубчатого колеса в формулу вычисления напряжений изгиба:
Возможна большая недогрузка.
Если условие прочности не выполняется, то задаются большим значением mn, не изменяя , т.е. не нарушая условия контактной прочности.
Если это не дает положительного эффекта, то назначают другие материалы и расчет повторяют.
В прямозубой передаче сила нормального давления раскладывается на окружную и радиальную составляющие силы (рисунок 2а).
Окружные силы, в ньютонах:
где - вращающий момент на шестерне или колесе, Н·мм;
- диаметр делительной
Радиальные силы, в ньютонах:
где - угол зацепления.
Силы нормального давления, в ньютонах:
В косозубой передаче появляется осевая составляющая (рисунок 2б).
Окружные силы в ньютонах:
Осевые силы в ньютонах:
Радиальные силы в ньютонах:
Силы нормального давления в ньютонах:
где ,
- уточненное значение угла
наклона зубьев.
Конические
зубчатые колеса применяют в передачах
между валами, оси которых расположены
под углом. Основное применение имеют
передачи с пересекающимися под углом
90о осями (рисунок 3).
Рисунок
3 – Прямозубая коническая передача
Исходные данные для расчета конической передачи выбираются из кинематического расчета силового привода с соответствующих валов и вводятся новые обозначения: параметры для зубчатой шестерни обозначаются с индексом единица, а параметры для зубчатого конического колеса обозначаются с индексом два.
Вращающий момент:
Угловая скорость:
.
Частота ращения:
.
Передаточное число:
2.1.1 Материал колеса (см. расчет закрытых цилиндрических передач п. 1.1.1).
2.1.2 Материал шестерни (см. там же п. 1.1.2).
Расчетное контактное напряжение для прямозубых колес:
2.2.1
Принимаем расчетные
1) коэффициент нагрузки при консольном расположении колес.
2) коэффициент ширины зубчатого венца по конусному расстоянию:
по ГОСТ 12289 -76.
2.2.2
Определяем внешний
где T2 – вращающий момент на колесе, Н·мм.
Расчетные значения округляем до ближайшего стандартного значения по ГОСТ2185-66 (СТ СЭВ 229-75) (таблица А.2 приложения).
2.2.3 Определяем внешний окружной модуль, мм:
.
По таблице А.3 (приложения), рекомендуется
принимать такие стандартные значения
модуля mte, которому соответствует
целое число зубьев колеса:
2.2.4 Число зубьев шестерни:
Значения округляем до целого числа.
2.2.5 Уточняем передаточное число:
Расхождения с исходным значением:
Если
условие не соблюдается, тогда увеличивают
или уменьшают
на единицу и корректируют модуль
зацепления (п.2.2.3).