Возникновение марксизма как направления классической школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

Марксизм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии.

Оглавление

Введение
1. Теория марксизма
1.1. История возникновения теории марксизма
1.2. Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния
2 Марксистская философия
2.1 Диалектический материализм
2.2 Марксистская философия истории
2.3 Экономическое учение Маркса
3. Марксистская социология
3.1 Коммунизм
3.2 Марксизм как официальная идеология
4 Марксистские и постмарксистские школы и направления
4.1 Российский марксизм XIX — нач. XX вв.
4.2 Российский марксизм XX в.
4.3 Российский марксизм XXI в.
4.4 Российский постмарксизм в конце XX — начале XXI в.
4.5 Западный марксизм XIX — начале XX в.
4.6 Западный марксизм и неомарксизм XX в.
4.7 Западный постмарксизм в конце XX — начале XXI в.
Заключение 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Файлы: 1 файл

Возникновение марксизма как направления классической школы.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    Диалектический  материализм

    Основная  статья: Диалектический материализм Проверить информацию.

    Необходимо  проверить точность фактов и достоверность  сведений, изложенных в этой статье.

      На странице обсуждения идёт дискуссия на тему: Так кто же впервые использовал?.  
 

    Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс  свое учение диалектическим материализмом  не называли. Они пользовались понятиями  «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплён Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма. 

    Выражение «диалектический материализм» часто  используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается  у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике». Выражение «диалектический материализм» ввёл в научный оборот И. Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания». 

    Центральным понятием философии марксизма как  учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В  «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».

    Философия марксизма находит человека в  состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии. 

    Движущей  силой истории Маркс считает  «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза  стал переход от присваивающего хозяйства  к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства. 

    Все известные формации заключают в  себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений  к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим). 

    Коммунистическая  революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации. 

    Основным  трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации. 

    Карл  Маркс не использовал в своих  работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается. 

    Коммунизм, по мнению Маркса[источник не указан 909 дней], — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений. 

    Коммунизм Маркс понимал[источник не указан 909 дней] как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил. 

    В ряде государств в течение тех  или иных исторических периодов у  власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под  влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто. 

    Далеко  не все политики, использовавшие и  использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно в  нём разбирались и были его  последовательными и убеждёнными сторонниками. Довольно часто марксизм использовался как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма. 

    Ряд современных исследователей высказывают  мнение, что в СССР и некоторых  других странах партийная номенклатура использовала марксистские идеи в их догматизированном и вульгарном представлении. 

    Теория  и идеология Маркса породила множество  последователей как в научной  сфере, так и в политике.

    Российский  марксизм XIX — нач. XX вв.

    Плеханов  Г. В.

    Ленин В. И.

    Богданов А. А.

    Троцкий Л. Д.

    Мартов  Ю. О.

    Дан Ф. И.

    Чхеидзе Н. С.

    Аксельрод П. Б.

    Федосеев  Н. Е.

    [править]

    Российский  марксизм XX в.

    Выготский Л. С.

    Лифшиц  М. А.

    Ильенков  Э. В.

    [править]

    Российский  марксизм XXI в.

    Бузгалин  А. В.

    Колганов  А. И.

    [править]

    Российский постмарксизм в конце XX — начале XXI в.

    Кагарлицкий Б. Ю.

    Тарасов А. Н.

    [править]

    Западный  марксизм XIX — начале XX в.

    Карл  Каутский

    Роза  Люксембург

    Рюле, Отто

    [править]

    Западный  марксизм и неомарксизм XX в.

    Дьёрдь  Лукач — проблемы отчуждения, товарного  фетишизма.

    Луи Альтюссер — структуралистский  марксизм.

    Эрнст Блох — философия надежды, марксизм как религия — как открытость будущему.

    Жан Бодрийяр — от политэкономии денег  к политэкономии знака и символа.

    Карл  Манхейм — разработка концепции  идеологии.

    Вильгельм Райх — фрейдо-марксизм, разработка идеи «Сексуальной революции».

    Франкфуртская школа.

    Жан Поль Сартр — марксизм-экзистенциализм, проблемы отчуждения, свободы.

    Антонио Грамши — гражданское общество, интеллигенция, культура.

    Эрнест  Мандель — изучение анатомии бюрократии в Советском Союзе и при капитализме; исследование перспектив её отмирания при переходе общества на качественно новую ступень развития.

    Бертелл Оллман — отчуждение.

    Перри Андерсон — британско-американский историк, теоретик движения «новых левых».

    Рюбель, Максимилиан — марксистский историк  и теоретик либертарного коммунизма.

    Коркут  Боратав — марксистский экономист, изучал проблемы распределения ресурсов и международной эксплуатации.

    Западный  постмарксизм в конце XX — начале XXI в.

    Иштван  Месарош — критика капитализма, проблемы отчуждения.

    Эрнесто Лаклау

    Шанталь Муфф

    Критика марксизма

    Основная  статья: Критика марксизма 

    По  мнению ряда историков и экономистов  попытки построить «справедливое  общество» на основе классического  марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире.

    Точка зрения о несостоятельности марксизма  как науки о развитии общества имеет место и в современном экономическом образовании: 

    В курсе, который предлагается избравшим его студентам, будет аргументированно показано, почему эта теория за два века существования выявила свою полную несостоятельность. История развивалась совершенно не так, как то представлено в марксистской теории формаций, особенно в той её части, которой в свое время наиболее старательно занимался сам Маркс.

    Литература

    Маркс, Карл, Энгельс, Фридрих Собрание сочинений. Изд. 2. — М.: Изд. политической литературы, 1955—1981 (pdf)

    Корш, Карл «Марксизм и философия» (1923)

    Юрий  Семёнов «Марксизм и псевдомарксизм» //глава монографии «Россия: что с ней случилось в XX веке»

    Юрий  Семёнов «Философия истории» // Современные  тетради, 2003 ISBN 5-88289-208-2 (монография)

    Перри Андерсон «Размышления о западном марксизме» (монография) — Москва, 1991.

    Перри Андерсон «На путях исторического материализма»

    Эрих  Фромм «Марксова концепция человека» // Э. Фромм. Душа человека. — Москва: «Республика», 1992. — с. 375—414.

    Кагарлицкий Б. Ю. Марксизм: не рекомендовано для  обучения — Москва: Алгоритм, Эксмо. — ISBN 5-699-13846-3 (Философский бестселлер)

    S. D. Shenfield. VLADISLAV BUGERA: PORTRAIT OF A POST-MARXIST THINKER

    Максимилиан Рюбель Маркс против марксизма. —  Москва: НПЦ «Праксис», 2006. — ISBN 5-901606-08-6

    Каутский, Карл Экономическое учение Карла  Маркса 1886

    Каутский, Карл К критике теории и практики марксизма («Антибернштейн») 1899 (djvu)

    Розенберг Д. И. Комментарии к «Капиталу» Маркса.

    Месарош, Иштван По ту сторону капитала: к  теории переходного периода

    Даниэль Герен Анархизм и марксизм

    Лекции  А. Б. Гофмана

    Владимир  Ленин Три источника и три составных части марксизма

    Владимир  Ленин. Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). ПСС, т.26. — с. 43-81.

 

     Оглавление. 
 

    ВВЕДЕНИЕ 3 

    ИСТОРИЧЕСКИЕ  УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА 4 

Информация о работе Возникновение марксизма как направления классической школы