Классическая школа управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

Классическая школа управления - одна из школ развития управленческой мысли в первой половине XIX в. (1920 - 1930 гг.). Она представила первый систематизированный подход к управленческой мысли. Примечательно, что ее усилия были направлены на поиск путей хорошего выполнения работы каждым служащим.

Оглавление

1. Классическая школа управления 2
2. Анри Файоль 2
2.1 Административная теория Анри Файоля 3
3. Макс Вебер 5
3.1 Теория рациональной бюрократии Макса Вебера 5
Список использованной лиетратуры 7

Файлы: 1 файл

КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ (ФАЙОЛЬ ВЕБЕР) менеджмент.doc

— 69.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

1. Классическая школа управления                                                                        2

2. Анри Файоль                                                                                                     2

     2.1 Административная теория Анри Файоля                                                3

3. Макс Вебер                                                                                                        5

     3.1 Теория рациональной бюрократии Макса Вебера                                 5

Список использованной лиетратуры                                                                  7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ

Классическая школа управления - одна из школ развития управленческой мысли в первой половине XIX в. (1920 - 1930 гг.). Она представила первый систематизированный подход к управленческой мысли. Примечательно, что ее усилия были направлены на поиск путей хорошего выполнения работы каждым служащим.

 

Согласно точке зрения, изложенной Адамом Смитом, люди склонны избирать курс действий, который максимально удовлетворяет их личные экономические цели, поэтому финансовые инициативы доминируют в классической школе. Исследователи согласились с практиками в признании эмоциональной стороны человеческого поведения и в принятии того, что это может быть контролируемо через логическую структуру работ и рабочие графики[1].

 

Школа называется классической, потому что управление было выделено в отдельный вид деятельности и классически раскрыто содержание управленческой деятельности[2].

 

Классическая школа может быть подразделена на две исторические философии управления: научный управленческий подход и административный управленческий подход.

 

Если научное управление в основном нацелено на эффективность производства, то административное управление направлено на широкие аспекты управления большими группами людей. Административное управление выросло из необходимости контролировать и определять поведение служащих в больших, комплексных организациях. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

 

Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научной организации труда, не очень заботились о социальных аспектах управления. Они старались взглянуть на организацию с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом они исходили из идей, что следованием этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

 

 

 

2. АНРИ ФАЙОЛЬ

Анри Файоль (1841-1925) был одним из выдающихся теоретиков менеджмента начала XX в. Его исследования хорошо дополняют изыскания Ф. Тейлора и являются важным вкладом в классическую теорию менеджмента. В своих работах А. Файоль одним из первых сделал попытку разработать общие принципы управления и провести анализ различных обязанностей, выполнение которые и составляют суть деятельности руководителя компании.

 

Репутация А. Файоля значительно пострадала от того, что последующие поколения воспринимали его как технократа, разрабатывавшего абстрактные механистические законы администрирования. Отчасти это произошло оттого, что его утверждения воспринимались слишком буквально, а перевод использовавшейся им терминологии с французского на английский был не всегда точным.

 

Научное наследие А. Файоля содержит множество сбалансированных концепций, которые могут быть неправильно истолкованы. Хотя А. Файоль и являлся сторонником иерархических разделений (“мосты” между уровнями иерархии рекомендовались только при условии обязательно информирования высшего руководства), он заявлял, что: “Менеджмент ... не является ни исключительной привилегией, ни особой обязанностью руководителя ... он является видом деятельности, имеющим отношение ко всем членам корпоративной организации”[3].

 

 

2.1 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ АНРИ ФАЙОЛЯ

Анри Файоль пытался найти ответы  на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в  целом, изучал содержание деятельности по управлению организацией, чем до него не занимался никто. Менеджмент он рассматривал как набор последовательных операций (функций) и доказывал, что их выполняют даже рабочие.

 

Для создания классического (административного) направления у Файоля существовали определенные предпосылки в виде осмысленного личного опыта. С 1888 г. в течение 40 лет он управлял крупной горнодобывающей компанией «Коломбо», которую возглавил, когда та была близка к финансовому краху, а покинул процветающей, занимавшей ведущие позиции в мире[4].

 

Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для любой деловой организации характерно наличие определенных видов деятельности, или шести функций:

• техническая деятельность (производство), т.е. осуществление производственного процесса;

• коммерческая деятельность- закупка всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыт готовой продукции;

• финансовая деятельность, связанная с привлечением, сохранением и эффективным использованием денежных средств;

• бухгалтерская деятельность, заключающаяся в статистических наблюдениях, инвентаризациях, составлении балансов и т. п.;

• административная деятельность - планирование, организация, координация, мотивация и контроль;

•    деятельность безопасности - защита жизни, личности и собственности людей[5].

 

В каждом из данных видов деятельности менеджер осуществляет планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль, т.е. выполняет свои функции. Таким образом, в познании сущности управления А. Файоль перешел от управления отдельными видами деятельности к управлению всей организацией, всеми видами деятельности в их постоянной взаимосвязи[6].

 

Такой подход к управлению назван процессным подходом в отличие от традиционного рационалистического. Процессный подход к управлению позволил А. Файолю сформулировать четырнадцать принципов управления, которыми он руководствовался в работе и которые сохранили свое значение и в современных условиях.

 

Принципы административного управления:

1.       Разделение труда - повышает квалификацию и уровень выполнения работы. Цель разделения труда состоит в том, чтобы увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий.

2.       Власть – ответственность - право отдавать команды и нести ответственность за результаты. Требуется баланс между властью и ответственностью. Власть менеджера должна быть прямо связана  с его компетенцией и знанием операций, осуществляемых под его наблюдением.

3.       Дисциплина – неукоснительное выполнение организационных правил и инструкций. Дисциплина управленческой справедливости менеджера и готовности наказать за нарушение правил. Состояние дисциплины в организации полностью зависит от ее руководителей.

4.       Единство распорядительства (единоначалие) – отдавать приказания относительно какого-либо действия может только один начальник и ответственность за исполнение его подчиненные несут лишь перед ним.

5.       Единство руководства (равенство руководства) – все действия и операции должны проводиться с определенной целью, по единому объединенному плану и под руководством одного начальника.

6.       Субординация личного интереса и общей цели (подчинение индивидуальных интересов общим) – на предприятии интересы служащих, или группы служащих, не должны преобладать над интересами предприятия. При столкновении интересов труднейшая задача менеджеров состоит в их согласовании.

7.       Вознаграждение персонала - оплата труда должна отражать состояние организации и удовлетворять как работников, так и администрацию, а также стимулировать людей на работу с отдачей.

8.       Централизация - уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбираться таким образом, чтобы давать лучшие результаты.

9.       Иерархия - ряд руководящих должностей, начиная с низших и заканчивая высшими. Это разделение должны использовать рабочие и менеджеры в ходе обычной деятельности и при решении проблем, а также оно помогает организовать потоки информации.

10.   Порядок – каждая вещь и каждый работник всегда должны быть на своем месте.

11.   Равенство и справедливость – благожелательное отношение к работникам способствует их стремлению выполнить свои обязанности наилучшим образом. Справедливость это сочетание благожелательности и правосудия.

12.   Стабильность персонала – нарушение стабильности персонала и текучесть кадров – причины плохого положения дел на предприятии, поэтому оно должно стремиться к достижению долговременных соглашений с работниками.

13.   Инициатива – поощрение подчиненных к выдвижению идей. Наличие возможности создания и осуществления плана действий работниками ведет к наиболее полной реализации их способностей, позволяет почувствовать себя активной частью организации.

14.   Единение персонала (корпоративный дух) - следует создавать дух единства и совместных действий персонала, развивать бригадную форму работы[7].

 

Считая предложенные им принципы универсальными, Файоль, тем не менее, считал, что применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление.

 

После Файоля многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием управленческой деятельности, функций управления. Однако все они, в конечном счете, были только последователями, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

 

 

 

 

3. МАКС ВЕБЕР

Макс Вебер (1864-1920) был крупнейшим социальным теоретиком. Идеи ученого имели самое непосредственное отношение к проблемам бизнеса и менеджмента. В ходе исследований мировой истории М. Вебер создал общую теорию рационализации общества. Время оказалось к ней не слишком суровым: сегодняшнее общество является еще более рациональным, чем в годы ее создания.

 

Теоретические идеи М. Вебера имеют особое значение для понимания, помимо прочего, современных формальных организаций, капиталистического рынка, особенностей профессий и экономики в целом, а также многих современных тенденций развития бизнеса Теоретики продолжают изучать и развивать идеи М. Вебера, а исследователи пытаются применять их к изучению различных социальных проблем.  Появившиеся на их основе неовеберовские теории применимы к проблемам современного общества еще в большей мере[8].

 

 

3.1 ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОЙ БЮРОКРАТИИ МАКСА ВЕБЕРА

Макс Вебер внес огромный вклад в развитие управленческой мысли, разработав теорию бюрократического построения организации и системы управления в частности. Он искал ответ на вопрос, что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос М. Вебер видел в разработке прав и обязанностей работников, а также правил и процедур их поведения в любой ситуации. Личность отсутствовала в его концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности.

 

Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Основными элементами построения организации, обеспечивающими эти качества, по Веберу, должны быть следующие:

1.       Разделение труда осуществляется на базе функциональной специализации. Власть и ответственность четко определены для каждого работника и узаконены их официальные обязанности.

2.       Власть распределяется согласно иерархии. Должности или позиции, созданные в иерархии властей, действуют в цепи команд или по скалярному принципу

3.       Работники подбираются на конкурсной основе, в зависимости от потребностей организации и технической квалификации работников, посредством формальных экзаменов или путем обучения.

4.       Система карьеры, при которой должностные лица не избираются, а назначаются. Продвижение вверх, для квалифицированных работников, осуществляется на основе компетентности и широких знаний, которые приходят с выслугой лет.

Информация о работе Классическая школа управления