Классическая геополитика французской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

Основателем французской школы геополитики был географ Поль Видаль де ла Блаш (1845-1918). С 1898 и до конца жизни он возглавлял кафедру географии в Сорбонне. Свои геополитические взгляды Блаш изложил в работах «Картина географии Франции» (1903), «Восточная Франция» (1917) и «Принципы географии человека» (1922).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

1. Классическая геополитика французской  школы 

 

Теория географического поссибилизма или «география человека» 

 

   Основателем французской  школы геополитики был географ  Поль Видаль де ла Блаш (1845-1918). С 1898 и до конца жизни он  возглавлял кафедру географии в Сорбонне. Свои геополитические взгляды Блаш изложил в работах «Картина географии Франции» (1903), «Восточная Франция» (1917) и «Принципы географии человека» (1922).

 

   В отличие от немецкой  школы геополитики с ее жестким  географическим детерминизмом ведущую роль в историческом процессе он отводил человеку, его воле и инициативе, активным действиям в рамках природного комплекса.

 

   «Антропологическая школа»  политической географии Видаль  де ла Блаша была альтернативой  концепции социал-дарвинизма Ратцеля, исходившей из приоритетного влияния на политику государства его географического положения. Эта полемика отражала соперничество между Францией и Германией на европейском континенте, стремление Франции блокировать германскую экспансию.

 

   В представлении Блаша политическая история имеет пространственную и временную составляющую, географическую и историческую состав­ляющую. Отталкиваясь от этой позиции Видаль де ла Блаш разработал геополитическую концепцию «поссибилизма» (от лат. possibilis— возможный). Согласно этой концепции, в политической истории имеются два аспекта — пространственный (географический), отраженный в окру­жающей среде, и временной (исторический), сконцентрированный в человеке.

 

   Он предлагал рассматривать  географическую среду, климат, почву как некую «возможность» — потенциал, который способен стать реальным политическим фактором, но может и остаться нейтральным. Согласно поссибилизму это зависит от человека, проживающего в пределах данного пространства. В работе «Картина географии Франции» он обращал внимание на взаимосвязь почвы и крови. В этой связи Блаш придавал решающее значение ценности человеческой свободе и чувству истории в геополитической борьбе.

 

   Утверждая «чувство свободы»  человеческой воли, он противопоставлял  его «чувству пространства» немецких. Это отличает французскую школу геополитики от немецкой.

 

    Главную роль в складывании  мирового геополитического пространства, согласно Блашу, играли коммуникации. По его мнению, основу мирового  цивилизационного процесса составляли взаимодействующие локальные или расширяющиеся пространственные «ячейки» (или очаги), в рамках которых складывались своеобразные «образы жизни».

 

   Взаимодействуя между собой  путем «революционных вспышек», «ячейки» пространственно расширялись.  В процессе взаимодействия теснота контактов вела к подражанию, заимствованию. Способность к творческому восприятию и усвоению внешних влияний стала основой богатства и динамизма европейской цивилизации.

 

   Видаль де ла Блаш разработал  тезис о постепенном преодолении противоречий между континентальными и морскими державами. В противовес немецкой теории о борьбе стран моря и континента, уже в начале XX в. Бланш считал неизбежным преодоление противоречий между морскими и континентальными державами благодаря расширению сети коммуникаций. Поэтому в работе «Восточная Франция» он провозглашает свой основной тезис: «Взаимопроникновение Земли и Моря — универсальный процесс». Воплощением этого тезиса стал блок Антанта (Тройственное согласие) 1904—1907 гг. и объединение в ходе Первой мировой войны против Германской коалиции более 20 государств: Великобританию (талассократия), Францию (в большей степени талассократия, чем теллурократия), Россию (теллурократия), позже и США (талассократия). Антигитлеровская коалиция включала СССР (теллурократия), США (талассократия), Великобританию (талассократия), Францию (в большей степени талассократия, чем теллурократия), Китай (теллурократия) и другие страны.

 

   Блаш считал возможным  создание в будущем мирового  государства, как результат взаимодействия государств, в основе которого должны быть интересы человека. В перспективе каждый житель Земли должен осознать себя «гражданином мира». Для оценки геополитического положения великих держав Блаш использовал позиционный принцип.

 

   Существенное место в исследованиях Видаль де ла Блаша занимает проблема инкорпорирования земель Эльзаса и Лотарингии, вновь отошедших к Франции после Первой мировой войны. Он предложил превратить эти территории, где большинство жителей говорят на немецком языке, в зону взаимного сотрудничества между Францией и Германией.

 

Геополитика европейской интеграции

 

   Жак Ансель (1882—1943) был учеником  Видаль де ла Блаша и придерживался  его идей. Он был противником  военного способа решения геополитических  интересов государства, экспансионизма и империализма, отвергал идею доминирования одной нации над другой.

 

   За критику немецкой геополитики  оправдывавшей империалистическую  политику Германии в 1941 г. он  был помещен в концентрационный  лагерь Компьень и умер вскоре  после освобождения.

 

   В книге «География границ»  (1938) Ж.Ансель предлагал рассматривать  изменение границ как результат  необходимости и желательности.  Граница, по Анселю, — это результат  равновесия между жизненными  силами двух народов. При этом  границы между государствами он рассматривал в качестве временной периферии, а не строгих барьеров. Они трактовались как политические «изобары», отражающие баланс международной власти и способные к изменениям. Единственным естественным рубежом он считал рубеж ойкумены (отсутствия людей). Согласно Анселю, путь к прогрессу лежит через создание гибких группировок, которые были бы признанием основных человеческих реалий и вкладом в общее благосостояние, как экономическое, так и культурное. Это обеспечивало бы существование порядка, при котором величие одной нации не было бы совместимо со свободой всех других наций.

 

 

Альберт Деманжон и гэополитический  закат Европы

 

   Предметом анализа Альберта  Деманжона (1872—1940) — ученика Блаша,  были сдвиги в геополитической  структуре мира, возникшие после Первой мировой войны.

 

   Предметом особого беспокойства  Деманжона было падение роли  Европы в международных делах.  В книге «Упадок Европы» (1920) он анализирует причины смещения  баланса сил в мире, приведшие  Европу на перефирию глобальной политики. По прогнозам Деманжона, геополитическая структура мира должна быть трехполюсной: США, Япония и объединенная Европа. После Первой мировой войны США превратились в мирового лидера. Япония стала региональной державой, которая доминирует в пределах «Нового Средиземноморья» — Тихоокеанского региона. И лишь Европа скатывалась на перефирию под давлением континентальных противоречий и геополитического раскола, что вызывало у него беспокойство. В ситуации упадка Европы значительную опасность для нее представляла милитаризация исламского мира. Противостоять этим угрозам могла только объединенная Европа, идея которой широко обсуждалась в 1920-е годы. Деманжон был яростным сторонником европейской кооперации.

 

   В 1922 г. австрийский граф  Куденхове-Калерги выдвинул идею объединения Европы. В 1923 г. была опубликована его книга «Пан-Европа», а в июне 1924 г. ее автор обратился с открытым письмом к французским парламентариям, в котором изложил свой проект. В нем констатировалась необходимость объединения Европы перед лицом трех сил — СССР, США и Великобритании. Советскому Союзу, из-за его «социальных экспериментов», не находилось места в Европе, взамен ему отводилась роль «моста» между Европой и Китаем. Ядро союза должны были составить примирившиеся Франция и Германия, которая противостояла бы агрессии с Востока.

 

   В октябре 1926 г. состоялся  первый «Паневропейский конгресс»,  на котором было объявлено  о создании «Паневропейского  союза». Почетным председателем  Союза стал известный политический  деятель Аристид Бриан (министр иностранных дел Франции). Членами союза были такие политические деятели, как Э. Эррио, Л. Блюм, Э. Даладье, П. Бонкур (Франция), Я. Шахт, К. Вирт (Германия), Ф. Бейкер (Великобритания), немецкие писатели Т. и Г. Манны, французский поэт П. Валери, испанский философ X. Ортега-и-Гассет, всемирно известные ученые А. Эйнштейн, 3. Фрейд и др.

 

   В конце 20-х годов А.  Бриан выдвинул проект европейского  объединения. Проект предполагал  сохранение независимости и суверенитета  всех участников союза: в нем использовались такие понятия, как «общий рынок», «европейское сообщество».

 

   По мнению Деманжона,  геополитическая ситуация в Европе  после Первой мировой войны  является шагом назад, ведущим  к автаркии и будущим конфликтам. Только политика интеграции и  объединения государств могла предупредить упадок Европы.

 

   Позже, в 30-е гг. XX в., изменился  геополитический ландшафт на  европейском континенте, баланс  сил «победителей и проигравших». В условиях экономического кризиса  1929—1933 гг. заметно ослабло положение Франции как великой державы. Последствия кризиса усугубляли процесс зарождения фашизма и рост опасности со стороны Германии, стремящейся к реваншу. Выход из этой ситуации Деманжон видел не только в более эффективном использовании национальных ресурсов, модернизации промышленности и сельского хозяйства в пределах самой метрополии, но и призывал к проведению более рациональной колониальной политики. Причем колонизация трактовалась им в рамках концепции «front de colonisation» как национальная ревитализация, т.е. оживление. Деманжон считал необходимым вкладывать больше капиталов в колонии, поощрять эмиграцию в них.

 

   В противостоянии океанических  и континентальных стран (дихотомия  «Суша — Море») он отдавал  предпочтение «морской ориентации»  Франции, которая в то время в отличие от Германии имела колонии и могла развивать с ними торговые отношения.

 

 

 

2. Классические концепции англо-американской  школы

 

    Истоки англо-американской  школы восходят к работам А.  Мэхэна и X. Маккиндера. В достижении  глобального доминирования их взгляды заметно различались: первый делал упор на морскую мощь, а другой — на сухопутную. Несмотря на это, они были едины в своих доктринальных основах. Оба презрительно оценивали демократию и враждебно относились к свободной торговле и самому коммерческому классу. Мэхэн мог одобрительно говорить об использовании морской торговли в качестве источника английской экономической мощи, но в его схеме именно контроль над морями играл решающую роль в восхождении и могуществе Британской империи. А Маккиндер был убежден в том, что экономическая мощь государства никак не зависит от свободной торговли. По его мнению, классические теории разделения труда не только вредны, но и попросту опасны, поскольку свободная конкуренция на мировых рынках чревата войной.

 

Концепция морской мощи

 

   Основы американской геополитики  были заложены в работах адмирала  морского флота, а затем преподавателя  истории военного флота в Военно-морском  колледже в Нью-Порте (США) Альфреда  Тайера Мэхэна (1840—1914). Теоретические разработки Мэхэна были направлены на превращение США в самую сильную военно-морскую державу.

 

   Основными его работами  являются «Заинтересованность Америки  в морской силе» (1897), «Влияние  морской силы на Французскую  революцию и Империю: 1793—1812»,  «Проблема Азии и ее воздействие на международную политику», «Морская сила и ее отношение к войне» и особенно «Влияние морской силы на историю (1660—1783)» (1890)

 

   Теоретические исследования  А. Мэхэна являются во многом  обобщением его практической  деятельности в качестве флотоводца и политического деятеля.

 

   Прикладной характер работ  А. Мэхэна еще при жизни оказал  большое влияние на внешнюю  политику американских президентов  Мак-Кинли (1897—1901) и Теодора Рузвельта  (1901 — 1909), способствовал формированию военной доктрины США. Геополитическая концепция Мэхэна определила основные геополитические ориентиры для США на протяжении XX столетия.

 

   Его работы оказали влияние  на формирование военно-морской  стратегии Третьего рейха. Германский  кайзер Вильгельм II старался наизусть выучить труды Мэхэна и распорядился разослать их во все военные и судовые биб­лиотеки страны.

 

   Книга А. Мэхэна «Влияние  морской силы на историю. 1660-1783»  была трижды опубликована на  русском языке (в 1896, 1941 и 2002 годах).

 

   Геополитическая теория Мэхэна основана на том, что мировая история есть процесс противостояния и борьбы морских и континентальных держав, а судьбы государств определяются их морской мощью. Идею преимущества морской державы над континентальной и постоянства полярности «латинской расы над славянской» он выводил из исторического опыта Европы и США.

 

   Методология геополитического  анализа Мэхэна с позиции морской  силы опирается на учет шести  основных геополитических факторов, которые определяют планетарный  статус государства и влияют на морскую мощь нации:

 

   1) Общее географическое  положение государства, его открытость  морям и возможность морских  коммуникаций с другими странами. Способность флота государства  угрожать территории противника. Протяженность сухопутных границ и способность контролировать стратегически важные регионы.

 

   2) «Физическая конфигурация»  государства, прежде всего очертания  морских побережий и наличие  необходимого количества портов, от которых зависит процветание  торговли и стратегическая защищенность страны.

 

   3) Общая протяженность береговой  линии.

 

   4) Численность населения  страны, которая важна для оценки  спо­собности государства строить  флот и обслуживать корабли.

 

   5) Национальный характер, проявляющийся  в способности народа заниматься торговлей, поскольку морская сила основывается на мирной и широкой торговле.

 

   6) Политический характер  правления, от которого зависит  ориентация лучших природных  и человеческих ресурсов на  создание морской силы; способность  правительства управлять государством и завоевывать территории

Информация о работе Классическая геополитика французской школы