Классическая геополитика французской школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 11:07, реферат

Краткое описание

Основателем французской школы геополитики был географ Поль Видаль де ла Блаш (1845-1918). С 1898 и до конца жизни он возглавлял кафедру географии в Сорбонне. Свои геополитические взгляды Блаш изложил в работах «Картина географии Франции» (1903), «Восточная Франция» (1917) и «Принципы географии человека» (1922).

Файлы: 1 файл

1.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

 

   В 1943 году в статье  «Круглый мир и достижение  мира» Маккиндер из состава Хартленда исключил «Леналенд» (территория Сибири к востоку от Енисея, вокруг реки Лены), который был отнесён им к «поясу бросовых земель», опоясывающего Хартленд с востока, юга и уходящего далее в Сахару. На западе Хартленд теперь совпадает с предвоенными границами СССР.

 

   В статье «Завершенность  земного шара и обретение мира»  (1943 г.) Маккиндер выделив из состава  Хартленда  регион Lenalend, богатого  природными ресурсами, предполагал  его включение в зону берегового  пространства, которое может  быть использовано морскими державами против Хартленда. В этой статье он существенно переработал свою модель с учетом мировой ситуации. Она отражала союз СССР, США, Великобритании и Франции. Хартленд теперь был тождествен с СССР и объединялся с Северной Атлантикой, включающей «Межконтинентальный океан» (северная часть Атлантического океана) и его «бассейн» в составе Западной Европы и Англо-Америки со странами Карибского бассейна (используется терминология Маккиндера).

 

   Исходя из своих пространственно-структурных построений, Маккиндер вывел три максимы:

 

  »  Кто управляет Восточной  Европой, тот управляет Хартлендом.

 

  »  Кто управляет Хартлендом, тот командует Мировым островом.

 

  »  Кто управляет Мировым  островом, тот командует всем  миром.

 

   В 1943 г. в статье «Земной шар и достижение мира» (1943) Маккиндером была впервые выдвинута концепция северного атлантизма, связанная с недоверием к СССР. При этом он вновь возвращался к своей геополитической идее Хартленда. Маккиндер прогнозировал глобальный конфликт как противостояние между «центральным материком», который ассоциировался с Советским Союзом, и державами «внешнего полумесяца» — США, Англией и Японией.  Прибрежные страны Межконтинентального (Средиземного) океана, отмечал Маккиндер, объединившись, смогут сбалансировать могущество державы, занимающей господствующее положение на «материковой сердцевине» в пределах Хартленда (СССР). Несколько позже эта идея нашла воплощение в стратегии послевоенного периода, в частности, в создании Северо-Атлантического военного блока - НАТО.

 

   В своем геополитическом  завещании Маккиндер призвал  западных лидеров сплотиться  вокруг концепции «атлантической  цивилизации» и сообща противостоять  коммунизму.

 

   Вторая мировая война,  казалось бы, завершилась установлением  «справедливых и нерушимых» границ между западной и восточной частями Европы, и ее можно было бы принять за границу Хартленда, но на рубеже 1989—1990 гг. эта разделительная линия также была разрушена.

 

Модель «Хартленд-Римленд»

 

   Николас Спайкмен (1893—1944) – географ, директор Института международных отношений в Йельском университете был теоретиком новой американской геополитики в 30—40-е годы XX в.

 

   Спайкмен был сторонником  глобальной системы безопасности  США, названной им «интегрированным  контролем над территорией» и отстаивал идею активного вмешательства США в дела Евразии.  С позиции интересов безопасности США Н. Спайкмен объединил идею Мэхэна о «морской мощи» и теорию Хартленда Маккиндера.

 

   В своем труде «Стратегия  Америки в мировой политике: Соединенные Штаты и баланс силы» (1942 г.) Спайкмен дал оценку и прогноз развития событий в результате Второй мировой войны и  считал возможной войну США с СССР, война действительно произошла, но только «холодная».

 

   Главные направления американской  геополитики Спайкмен видел в том, чтобы:

 

  а) сохранить Германию и  Японию как военные державы,  не допустить советско-китайского  союза, так как союз двух  огромных континентальных держав  не позволит будущему англо-американо-японскому  союзу контролировать мир; 

 

  б) не допустить объединения Европы, так как эта мощная федерация государств ослабит в конце концов мировые позиции США.

 

    В 1944 г. посмертно была  опубликована небольшая книга  Н. Спайкмена «География мира».  Основная идея книги сводилась  к тому, что на евразийском континенте находится большое количество центров силы, которые активно влияют на глобальную безопасность, поэтому их объединение в любого рода коалиции недопустимо для США.

 

   Спайкмен считал ключевой  зоной всего мира в Евразии  Римленд (от rim — дуга, обод), зона географически соответствующая «внутреннему полумесяцу» в теории Хартленда Маккиндера. Теория Спайкмена получила название «Хартленд-Римленд». Она включает прибрежные государства Евразии. Эта гигантская «материковая кайма» — «спорный пояс», «буферная зона конфликта между континентальными и морскими державами» — подлежала «интегрированному контролю», поскольку здесь осуществляется противостояние между океанической гегемонной державой (США) и владельцем Хартленда (СССР).

 

   В подражание Маккиндеру Спайкмен выдвинул свои максимы:

 

  ◆ кто контролирует Римленд, тот контролирует Евразию;

 

  ◆ кто контролирует Евразию, тот контролирует мир.

 

   Как известно Вторая мировая  война развивалась по Маккиндеру. Сильное давление из Хартленда  в западном, восточном и южном направлениях привело к еще большему его контролю над Евразией. Одним из геополити­ческих итогов Второй мировой войны стало образование под контролем Хартленда огромного блока континентальных держав, превышавших по площади империю Чингисхана.

 

   Влияние  работ Н. Спайкмена на современную  геополитику США было значительным. Развитием его идей являются  практически все концепции периода  холодной войны, которые обосновывали  правоту модели Хартленд-Римленд.  В связи с этим она стала  идеологическим инструментом творцов внешней политики послевоенной Америки.


Информация о работе Классическая геополитика французской школы