Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:05, курсовая работа
Объектом исследования дипломной работы является особенности и проблемы организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь
.Введение…………………………………………………………………….3
1. Количественные ограничения внешней торговли. квотирование и лицензирование………………………………………………………..……6
1.1 Измерение нетарифных методов………………………………..6
1.2 Квотирование…………………………………………………….8
1.3 Лицензирование………………………………………………...14
1.4. Добровольные» ограничения экспорта……………………....16
2. Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и неэкономические методы регулирования внешней торговли………….20
2.1 Виды скрытого протекционизма………………………………20
2.2Субсидии………………………………………………………...23
2.3 Экспортные кредиты………………………………………......30
2.4 Демпинг……………………………………………………..….32
2.5 Торговые договоры…………………………………………….33
2.6 Правовые режимы……………………………………………...33
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма………………..……...37
3.1 Аргументы в пользу протекционизма…………………………………………………….38
3.2 Дополнительные аргументы против протекционизма…………………..…………………………….......40
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………….44
• Постоянный демпинг (persistent dumping) — постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.
• Обратный демпинг (reverse dumping) — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.
2.5 Торговые договоры
На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых договоров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполнительной власти (между правительствами) и подлежат ратификации законодательной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5—10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.
Торговый договор, соглашение о торговле и мореплавании (trade agreement, trade and navigation agreement) — вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли.
Основополагающим принципом международного права является то, что каждое государство обладает исключительной юрисдикцией над своей территорией и все юридические и физические лица, находящиеся на этой территории, подпадают под его юрисдикцию. Поэтому для оценки торговых договоров вопросом принципиальной важности является режим, который предоставляется на территории данного государства иностранным товарам, услугам и капиталу.
2.6 Правовые режимы
В практике регулирования международной торговли наиболее часто используются следующие режимы:
• Режим наибольшего благоприятствования — РНБ (most favored nation regime — MFN) — условие, закрепленное в международных торговых соглашениях, предусматривающее предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или будет пользоваться любое третье государство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания недискриминационного режима в международной торговле.
• Национальный режим (national treatment) — режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала.
Из РНБ существуют изъятия, но только в следующих рамках:
• Изъятия для соседних стран с целью облегчить приграничную торговлю. Такая торговля составляет менее 1% от мировой торговли, и изъятия, распространяющиеся на нее, не оказывают сколько - нибудь существенного воздействия на политику РНБ в целом.
• Изъятия и преимущества, вытекающие из соглашений о создании меженных союзов и зон свободной торговли нескольких стран. В рамках интеграционных группировок осуществляется осуществляется до 40% международной торговли. Страны, предоставившие определенные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принципа РНБ, искажающее влияние соглашений о создании таможенных зон на сам Принцип РНБ очевидно.
• Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы преференций (ОСП) — действующая с 1971 года система таможенных льгот, предоставляемых развитыми и переходными .Странами развивающимся в виде отмены или значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.
Итак, на двустороннем уровне торговые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, устанавливающими юридическую базу осуществления торговли, включая режим — режим наибольшего благоприятствования или национальный режим, — который предоставляется в стране иностранным товарам, услугам, капиталу, физическим и юридическим лицам.
Глава 3. Аргументы «за» и «против» протекционизма
Были рассмотрены экономические последствия применения лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики. На практике их используется гораздо больше. В частности, за последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.
Несмотря на то что как тарифные, так и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются практически всеми странами мира. Это объясняется, с одной стороны, наличием эффекта перераспределения дохода и, следовательно, значительных (и влиятельных) групп населения, для которых политика протекционизма выгодна. Эти группы населения могут оказывать давление на государство в пользу ограничения торговли, и такое давление часто приносит свои плоды, тем более что и самому государству таможенный тариф и некоторые нетарифные меры протекционизма приносят немалый доход.
С другой стороны, проведенный выше анализ базировался лишь на количественной оценке изменения благосостояния в отдельной отрасли и только в краткосрочном периоде. Однако как сторонники, так и противники протекционизма используют целый ряд дополнительных аргументов, которые не всегда поддаются простой количественной проверке и поэтому требуют особого рассмотрения.
3.1 Аргументы в пользу протекционизма
Стимулирование производства и увеличение занятости. Сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости.
Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамещающих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества. На рисунке 4.6 показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям.
Защита молодых отраслей. Часто приводится аргумент, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам.
Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов.
Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, нефти и газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протекционизм, способом (например, субсидиями).
3.2 Дополнительные аргументы против протекционизма
Как мы видим, аргументы в пользу протекционизма являются по меньшей мере небесспорными, они нуждаются в тщательной проверке, и во многих случаях можно найти более эффективные средства достижения тех же целей. Вместе с тем кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны последствия.
Обострение межгосударственных противоречий. Вряд ли можно ожидать, что политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызовет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Другими словами, следствием сокращения импорта в результате введения страной тарифных или нетарифных ограничений внешней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение совокупного спроса и т.д. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития событий в реальной действительности далеко не редок.
Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Протекционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, способствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт.
Заключение
Как показало проведенное исследование, идеи открытой экономики и либерализации внешнеэкономической деятельности получили широкое распространение в практике хозяйствования Республики Беларусь, но ожидаемых дивидендов это республике не принесло, что обусловлено, прежде всего, системным кризисом экономики, отсутствием инвестиций и новых технологий. Это обстоятельство предопределило низкую конкурентоспособн6ость отечественных товаров и превалирование сырьевой составляющей в структуре белорусского экспорта.
Развитие Республики Беларусь в качестве суверенного государства первоначально характеризовалось игнорированием формирования государственных приоритетов страны во внешнеэкономической деятельности, что естественно, привело к снижению размеров ВВП, росту отрицательного сальдо во внешней торговле и дезинтеграцирнным процессам в рамках участия республики в Содружестве Независимых Государств. Практически, только с момента создания Целевой программы привлечения иностранных инвестиций, утвержденной в июне 1995 года, в Республике Беларусь начали закладываться основы формирования государственных приоритетов во внешнеэкономической деятельности.
Одной из причин торможения экспортного потенциала является государственное централизованное перераспределение финансовых ресурсов в импортопотребляющие отрасли посредством выделения им целевых льготных эмиссионных кредитов при отсутствии соответствующей поддержки экспортоориентированных производств. Сокращение валютных поступлений обусловил также рост бартерных операций (на 9-10%). Несколько улучшает ситуацию во внешнеторговой деятельности активное сальдо в торговле услугами как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, которое смягчает негативное влияние отрицательного сальдо торговли товарами.
К числу положительных факторов следует отнести также расширение и углубление интеграционных процессов с отдельными регионами России, внешнеторговый оборот с которыми увеличился. В то же время белорусские производители промышленной продукции в валютном выражении потеряли около 17% традиционного экспорта в Россию.
В торговле со странами третьего мира торговый баланс в основном складывается в пользу Республики Беларусь. В то же время невысокая конкурентоспособность продукции, устанавливаемые жесткие ценовые параметры и антидемпинговые санкции к важнейшим экспортным белорусским товарам привели к тому, что Белоруссия практически со всеми государствами Европейского союза имела пассивное сальдо торгового баланса.
В целом процесс интеграции Белоруссии в мировую экономику в основном связан с межгосударственной торговлей товарами и услугами. В меньшей мере он касается выхода республики на международные финансовые рынки, включения в процесс международной торговли недвижимостью. Международные инвестиционные потоки капиталов и информационно-технологический обмен затронули республику незначительно. При всей важности и необходимости выхода Белоруссии на международные финансовые рынки следует отметить что успешному расширению внешнеэкономических связей республики и интеграции ее в систему международной торговли должно послужить прежде всего дальнейшее наращивание экспортного потенциала по всем направлениям на основе повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, создания инфраструктуры торговых рынков, роста экспорта услуг.
Список литературы
1. Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агаповап С. Ф. Серегина: под общ. ред. А. В. Сидоровича 8-е изд, Москва: Дело и сервис, 2007.
2. Долан Э. Дж. Микроэкономика Э. Долан под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. пер. с англ. В. Лукашевича и др. Санкт-Петербург 1994.
3. Киреев. А.П. Международная экономика: учебник. В 2 ч./ А. Киреев. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М.: Международные отношения, 2 000.