Внешняя торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования дипломной работы является особенности и проблемы организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь

Оглавление

.Введение…………………………………………………………………….3
1. Количественные ограничения внешней торговли. квотирование и лицензирование………………………………………………………..……6
1.1 Измерение нетарифных методов………………………………..6
1.2 Квотирование…………………………………………………….8
1.3 Лицензирование………………………………………………...14
1.4. Добровольные» ограничения экспорта……………………....16
2. Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и неэкономические методы регулирования внешней торговли………….20
2.1 Виды скрытого протекционизма………………………………20
2.2Субсидии………………………………………………………...23
2.3 Экспортные кредиты………………………………………......30
2.4 Демпинг……………………………………………………..….32
2.5 Торговые договоры…………………………………………….33
2.6 Правовые режимы……………………………………………...33
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма………………..……...37
3.1 Аргументы в пользу протекционизма…………………………………………………….38
3.2 Дополнительные аргументы против протекционизма…………………..…………………………….......40
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая Руслана.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

•   Постоянный демпинг (persistent dumping) — постоянный экспорт това­ров по цене ниже справедливой.

•   Обратный демпинг (reverse dum­ping) — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке. Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний кур­сов валют.

2.5 Торговые договоры

На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых догово­ров и соглашений, которые заключаются между странами на уровне исполни­тельной власти (между правительства­ми) и подлежат ратификации законода­тельной властью (парламентами). Они заключаются обычно на 5—10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами.

Торговый договор, соглашение о торговле и мореплавании (trade agree­ment, trade and navigation agreement) — вид межгосударственных договоров, устанавливающий принципы и режим двусторонней торговли.

Основополагающим принципом меж­дународного права является то, что каж­дое государство обладает исключитель­ной юрисдикцией над своей терри­торией и все юридические и физичес­кие лица, находящиеся на этой терри­тории, подпадают под его юрисдикцию. Поэтому для оценки торговых догово­ров вопросом принципиальной важнос­ти является режим, который предос­тавляется на территории данного государства иностранным товарам, услугам и капиталу.

2.6 Правовые режимы

В практике регулирования междуна­родной торговли наиболее часто ис­пользуются следующие режимы:

•  Режим наибольшего благоприят­ствования — РНБ (most favored nation regime — MFN) — условие, закреплен­ное в международных торговых со­глашениях, предусматривающее пре­доставление договаривающимися сторо­нами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или бу­дет пользоваться любое третье государ­ство. Принцип РНБ включен в условия ВТО и считается основой создания не­дискриминационного режима в между­народной торговле.

•  Национальный режим (national tre­atment) — режим экономических отно­шений между государствами, при кото­ром   одно   государство   предоставляет  иностранным физическим и юридичес­ким лицам режим не менее благоприят­ный, чем режим для своих юридичес­ких и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами—членами интеграционных группировок и приме­нительно к вывозу капитала.

Из РНБ существуют изъятия, но толь­ко в следующих рамках:

• Изъятия для соседних стран с целью облегчить приграничную торгов­лю. Такая торговля составляет менее 1% от мировой торговли, и изъятия, распространяющиеся на нее, не оказы­вают сколько - нибудь существенного воздействия на политику РНБ в целом.

• Изъятия и преимущества, вытекающие из соглашений о создании меженных  союзов   и   зон   свободной торговли нескольких стран. В рамках интеграционных группировок осуществляется осуществляется до 40% международной торгов­ли. Страны, предоставившие опреде­ленные торговые льготы друг другу в рамках таких группировок, вправе не распространять их на третьи страны. Хотя в соответствии с правилами ВТО это и не считается нарушением принци­па РНБ, искажающее влияние соглаше­ний о создании таможенных зон на сам Принцип РНБ очевидно.

• Изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы префе­ренций (ОСП) — действующая с 1971 года система таможенных льгот, предос­тавляемых развитыми и переходными .Странами развивающимся в виде отмены или значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.

Итак, на двустороннем уровне торго­вые отношения между странами регулируются двусторонними торговыми договорами и соглашениями, устанав­ливающими юридическую базу осущес­твления торговли, включая режим — режим наибольшего благоприятствова­ния или национальный режим, — кото­рый предоставляется в стране инос­транным товарам, услугам, капиталу, физическим и юридическим лицам.

Глава 3. Аргументы «за» и «против» протекционизма

Были рассмотрены экономические последствия приме­нения лишь некоторых основных инструментов внешнеторговой политики. На практике их используется гораздо больше. В частно­сти, за последнее время широкое распространение получили так называемые технические барьеры, представляющие собой адми­нистративное регулирование, при котором происходит дискри­минация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, сани­тарных ограничений и др.

Несмотря на то что как тарифные, так и нетарифные методы государственного воздействия на внешнюю торговлю в абсолютном большинстве случаев приводят к чистым потерям благосос­тояния, они широко используются практически всеми странами мира. Это объясняется, с одной стороны, наличием эффекта пе­рераспределения дохода и, следовательно, значительных (и влия­тельных) групп населения, для которых политика протекциониз­ма выгодна. Эти группы населения могут оказывать давление на государство в пользу ограничения торговли, и такое давление ча­сто приносит свои плоды, тем более что и самому государству таможенный тариф и некоторые нетарифные меры протекцио­низма приносят немалый доход.

С другой стороны, проведенный выше анализ базировался лишь на количественной оценке изменения благосостояния в отдель­ной отрасли и только в краткосрочном периоде. Однако как сто­ронники, так и противники протекционизма используют целый ряд дополнительных аргументов, которые не всегда поддаются простой количественной проверке и поэтому требуют особого рассмотрения.

 

3.1 Аргументы в пользу протекционизма

Стимулирование производства и увеличение занятости. Сторон­ники протекционизма утверждают, что ограничение импорта не­обходимо, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспе­чить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулиру­ет рост производства и занятости.

Однако существо проблемы заключается в том, что отечествен­ное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности, и политика протекционизма, ограничивая кон­куренцию, создает условия для сохранения такого положения. Кроме того, хотя импорт сокращает занятость в импортозамеща­ющих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (связанную, например, с закупкой, продажей, послепродажным обслуживанием импортной продукции). Наконец, государство может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективным, чем протекционизм, методом, с меньшими потерями для благосостояния общества. На рисунке 4.6 показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и пре­доставления эквивалентной субсидии производителям.

Защита молодых отраслей. Часто приводится аргумент, что про­текционизм необходим как временная мера для того, чтобы на­рождающиеся перспективные отрасли промышленности, в кото­рых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и ук­репить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повы­шения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится при­менительно к развивающимся странам.

Увеличение доходов государственного бюджета. Во многих слу­чаях государство проводит протекционистскую политику, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система нахо­дится в стадии становления и существуют значительные трудно­сти со сбором внутренних налогов.

Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Аргумент в пользу протекционизма в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, но­сит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возник­новения чрезвычайных обстоятельств.

Трудно назвать такую отрасль, которая бы не вносила свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производ­ства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, не­фти и газа) может создать зависимость от импортных поставок в будущем. Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по дешевым ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Нако­нец, и стратегические отрасли можно защищать более эффек­тивным, чем внешнеторговый протекционизм, способом (на­пример, субсидиями).

3.2 Дополнительные аргументы против протекционизма

Как мы видим, аргументы в пользу протекционизма являются по меньшей мере небесспорными, они нуждаются в тщательной проверке, и во многих случаях можно найти более эффективные средства достижения тех же целей. Вместе с тем кроме неизбеж­ных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные для страны послед­ствия.

Обострение межгосударственных противоречий. Вряд ли мож­но ожидать, что политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызовет ответных мер со стороны ее торговых парт­неров. Другими словами, следствием сокращения импорта в ре­зультате введения страной тарифных или нетарифных ограни­чений внешней торговли скорее всего станет сокращение и ее экспорта, а значит, снижение занятости, уменьшение сово­купного спроса и т.д. Экономические противоречия между стра­нами могут обостриться до такой степени, что начнутся насто­ящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такой сценарий развития событий в реальной действительнос­ти далеко не редок.

Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса. Про­текционистская внешнеторговая политика, сокращая импорт и увеличивая чистый экспорт страны, неизбежно оказывает влия­ние на уровень обменного курса национальной валюты, способ­ствуя его повышению. В свою очередь, повышение обменного курса стимулирует импорт и сдерживает экспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Как показало проведенное исследование, идеи открытой эконо­мики и либерализации внешнеэкономической де­ятельности получили широкое распространение в практике хозяйствования Республики Беларусь, но ожидаемых дивидендов это республике не принесло, что обусловлено, прежде всего, системным кризисом экономики, отсутствием инвестиций и новых технологий. Это обстоятельство предопределило низкую конкурентоспособн6ость отечественных товаров и превалирование сырьевой составляющей в структуре белорусского экспорта.

Развитие Республики Беларусь в качестве су­веренного государства первоначально ха­рактеризовалось игнорированием формирования государственных приоритетов страны во внешне­экономической деятельности, что естественно, привело к снижению размеров ВВП, росту отри­цательного сальдо во внешней торговле и дезинтеграцирнным процессам в рамках участия рес­публики в Содружестве Независимых Государств. Практически, только с момента создания Целевой программы привлечения иностранных инвести­ций, утвержденной в июне 1995 года, в Республи­ке Беларусь начали закладываться основы форми­рования государственных приоритетов во внеш­неэкономической деятельности.

Одной из причин торможения экспортного потенциала является государственное централизованное перераспределение финансовых ресурсов в импортопотребляющие отрасли посредством выделения им целевых льготных эмиссионных кредитов при отсутствии соответствующей поддержки экспортоориентированных производств. Сокращение валютных поступлений обусловил также рост бартерных операций (на 9-10%). Несколько улучшает ситуацию во внешнеторговой деятельности активное сальдо в торговле услугами как со странами дальнего, так и ближнего зарубежья, которое смягчает негативное влияние отрицательного сальдо торговли товарами.

К числу положительных факторов следует отнести также расширение и углубление интеграционных процессов с отдельными регионами России, внешнеторговый оборот с которыми увеличился. В то же время белорусские производители промышленной продукции в валютном выражении потеряли около 17% традиционного экспорта в Россию.

В торговле со странами третьего мира торговый баланс в основном складывается в пользу Республики Беларусь. В то же время невысокая конкурентоспособность продукции, устанавливаемые жесткие ценовые параметры и антидемпинговые санкции к важнейшим экспортным белорусским товарам привели к тому, что Белоруссия практически со всеми государствами Европейского союза имела пассивное сальдо торгового баланса.

В целом процесс интеграции Белоруссии в мировую экономику в основном связан с межгосударственной торговлей товарами и услугами. В меньшей мере он касается выхода республики на международные финансовые рынки, включения в процесс международной торговли недвижимостью. Международные инвестиционные потоки капиталов и информационно-технологический обмен затронули республику незначительно. При всей важности и необходимости выхода Белоруссии на международные финансовые рынки следует отметить что успешному расширению внешнеэкономических связей республики и интеграции ее в систему международной торговли должно послужить прежде всего дальнейшее наращивание экспортного потенциала по всем направлениям на основе повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, создания инфраструктуры торговых рынков, роста экспорта услуг.

 

             

 

Список литературы

1.      Агапова, Т.А. Макроэкономика: учебник / Т.А. Агаповап С. Ф. Серегина: под общ. ред. А. В. Сидоровича  8-е  изд, Москва: Дело и сервис, 2007.

2.      Долан  Э. Дж. Микроэкономика Э. Долан  под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. пер. с англ. В. Лукашевича и др. Санкт-Петербург 1994.

3.      Киреев. А.П. Международная  экономика: учебник. В 2 ч./ А. Киреев. Ч. 1. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. М.: Международные отношения, 2 000.

Информация о работе Внешняя торговля