Внешняя торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования дипломной работы является особенности и проблемы организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь

Оглавление

.Введение…………………………………………………………………….3
1. Количественные ограничения внешней торговли. квотирование и лицензирование………………………………………………………..……6
1.1 Измерение нетарифных методов………………………………..6
1.2 Квотирование…………………………………………………….8
1.3 Лицензирование………………………………………………...14
1.4. Добровольные» ограничения экспорта……………………....16
2. Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и неэкономические методы регулирования внешней торговли………….20
2.1 Виды скрытого протекционизма………………………………20
2.2Субсидии………………………………………………………...23
2.3 Экспортные кредиты………………………………………......30
2.4 Демпинг……………………………………………………..….32
2.5 Торговые договоры…………………………………………….33
2.6 Правовые режимы……………………………………………...33
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма………………..……...37
3.1 Аргументы в пользу протекционизма…………………………………………………….38
3.2 Дополнительные аргументы против протекционизма…………………..…………………………….......40
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая Руслана.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

 

1.3 Лицензирование

Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, на­зываемый лицензированием.

Лицензирование (licensing) — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выда­ваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установ­ленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться со­ставной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регули­рования. В первом случае лицензия яв­ляется лишь документом, подтверждаю­щим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:• разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

генеральная лицензия — разреше­ние на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;

•  глобальная лицензия — разреше­ние ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

•  автоматическая лицензия — раз­решение, выдаваемое немедленно пос­ле получения от экспортера или им­портера заявки, которая не может быть отклонена государственным орга­ном.

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

• аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной каз­не, сравнимые с доходами от таможен­ной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурс­ной продаже американских импортных квот, но не среди потенциальных аме­риканских импортеров, а среди ино­странных экспортеров. Лицензия доста­валась тому экспортеру, который предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукцио­ны проводились для распределения ли­цензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;

•   система явных предпочтений — закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорци­онально размерам их импорта за пред­шествующий период или пропорцио­нально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержа­ния тех фирм, которые вынуждены со­кратить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоб­бистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти.

•   Распределение лицензий на внеценовой основе — выдача правительством лицензий тем фирмам, которые проде­монстрировали свою способность осу­ществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров кон­курса, что неминуемо связано с больши­ми затратами и злоупотреблениями.

1.4. Добровольные» ограничения экспорта

«Добровольное» ограничение экс­порта (voluntary export restraint — VER) — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле огра­ничить или, по крайней мере, не рас­ширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

Рис.  З.   Экономический    эффект   «добро­вольного»     ограничения     экспорта

Предположим, что внутреннее пред­ложение товара в стране составляет Sd, a спрос — Dd (рис. 3). Предложение того же товара из-за рубежа неограниченно и составляет из первой страны St по цене Р , а из второй страны — S2 по цене Р2.

В этой ситуации внутреннее производст­во товара составит Q потребление — Q7, импорт товара — Q,Q,, который весь придется на первую страну, поскольку товары из второй страны слишком доро­ги. Предположим, что под угрозой санк­ций со стороны импортирующей страны правительство первой страны решает «добровольно» ограничить экспорт сво­его товара, введя квоту на его экспорт в размере Q5Q3- В результате сокращения внешнего предложения внутренние цены на товар поднимаются до уровня Р3, внутреннее производство увеличится до Q3, внутренний спрос сократится до Q5, импорт сожмется до размеров квоты, то есть Q5Q3. Как и в случае импортной квоты, излишек потребления сократит­ся на a+b+c+d+e+f+g+h+i+j+k+l. При этом эффект передела составит a+h, эффект защиты — b+c+i, эффект дохо­да — d+e+j+k, эффект потребления —

f+g+l.

Эффект дохода в данном случае улав­ливается не местными импортерами, как это было в случае импортной квоты, а иностранными экспортерами, которые получают возможность повышать цену своего экспорта. Это является по­буждающим мотивом для экспортеров вводить «добровольные» ограничения экспорта, когда возникает реальная угроза введения импортных квот им­портером. Для импортирующей стра­ны «добровольное» ограничение экс­порта экспортирующей страной означа­ет потерю не только эффектов защиты и потребления, которые неизбежны в любом случае, но и эффекта дохода, то есть всего сегмента b+c+d+e+f+g+i+j+k+I.

На рисунке 3 до введения «добро­вольного» ограничения экспорта экс­портирующей страной импортирующая страна производила 1 единицу товара, потребляла 7 единиц и импортировала 6 единиц по цене 6 долл. за штуку. После введения экспортирующей стра­ной «добровольной» экспортной квоты в размере 2 единиц импортирующая страна стала производить 3 единицы товара, потреблять 5 единиц и импортировать 2 единицы по цене 7 долл. за штуку. Экономические потери импор­тирующей страны составили 4 долл.

Кроме того, введение «доброволь­ных» ограничений экспорта одной страной зачастую приводит к расшире­нию экспорта такого же товара другими странами, с которыми не заключено соглашение о «добровольном» ограни­чении экспорта и которые стремятся занять нишу, образовавшуюся на рынке импортирующей страны. Тот же товар из второй страны, цена на который Р2 в условиях отсутствия «добровольного» ограничения экспорта первой страны была неконкурентоспособна, после его введения стал вполне конкурентным, ибо Р2<Р3- Импорт не угрожает второй стране импортными ограничениями и не требует введения «добровольных» ограничений экспорта. Вторая страна экспортирует (Q3-Q2)+(Q6-Q5) единиц товара, что поднимает внутреннюю цену импортирующей страны до уровня Р2. Потери для потребителя ограничи­ваются эффектами защиты и потребле­нии, которые ь данном случае составят только b+g. Если первая страна подни­мет цены на свой товар до уровня цен второй страны, то увеличит свои дохо­ды только на размер сегментов c+d. Сегменты e+f составят эффект откло­нения (сокращения) в торговле (trade diversion effect), возникающий в связи с тем, что импортер вынужден покупать дополнительное количество товара во второй стране, где цены на него изна­чально выше, чем в первой. Фактичес­ки эффект отклонения является прямой потерей для мировой экономики, по­скольку из-за «добровольных» ограни­чений экспорта ресурсы используются не самым эффективным образом. Экспорт дополнительного количества товара, пусть и по более высокой цене, из второй страны приводит к сокра­щению полных экономических по­терь для импортирующего государства, которые составят только сегменты i+j+k+l.

На рисунке вторая страна добав­ляет к «добровольной» экспортной квоте в 2 единицы первой стране еще 2 единицы своего экспорта, который стал конкурентоспособным, поскольку цена на товар во второй стране 6,5 долл. ниже цены в 7 долл., по кото­рой импортируется этот же товар из первой страны. При экспорте товара из двух стран импортирующая страна про­изводит 2 единицы товара, потребляет 6 единиц и импортирует 4 единицы, 2 из которых по цене 6,5 долл. за еди­ницу — из второй страны и 2 по цене 6 долл. за единицу — из первой. Видя это и учитывая, что 2 долл. от эффектов зашиты и потребления пропадают в лю­бом случае, первая страна поднимает цену на свой товар также до 6,5 долл. за единицу и получает 1 долл. ($0,5х2=$1) дополнительной прибыли (0,5 долл. за счет сокращения эффекта защиты и 0,5 долл. за счет сокращения эффекта до­хода). Но из-за того, что импортирующая страна вынуждена покупать 2 еди­ницы товара сверх «добровольной» кво­ты у второй страны по цене 6,5 долл. за штуку, вместо того чтобы купить их у первой страны по 6 долл. за штуку, воз­никает эффект отклонения ($0,5х2=$1). Полные экономические потери импор­тера сокращаются до 2 долл. ($0,5x2)+ +($0,5x'/2)+($0,5x 1/2)=$2.

Глава 2. Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и неэкономические методы регулирования внешней торговли.

              Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. Конечно, председатель биржевого комитета под свободой торговли имел в виду свободу нарушать установленные законы торговли. Многие методы скрытого протекционизма как раз и являются наиболее ярким нарушением согласованных принципов международной торговли.

2.1  Виды скрытого протекционизма

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого про­текционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:

• Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникаю­щие в силу того, что национальные тех­нические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера — тре­бования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о спе­цифической упаковке и маркировке то­варов, о соблюдении определенных са­нитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране ок­ружающей среды, о соблюдении услож­ненных таможенных формальностей. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро прово­зить в страну большие партии. Та же Франция запрещала рекламу шотланд­ского виски, а Великобритания на­кладывает ограничения на показ инос­транных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стирае­мыми и не смываемыми до момента продажи надписями. В Канаде — те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски. В Швеции для продовольственных и ап­текарских товаров на упаковке должно I быть указано название содержимого на шведском и финском языках. Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько за­ботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива о защите пот­ребителей, обязывающая производите­лей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здо­ровья людей. Изготовитель обязан ин­формировать потребителей о всех воз­можных рисках использования товара в инструкции, при маркировке, на эти­кетке.

•   Внутренние налоги и сборы (domestic taxes and charges) — скрытые методы торговой политики, направлен­ные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органа­ми государственной власти. Налоги, на­кладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импорт­ные товары, при том что товары мест­ных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внут­реннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика мо­жет рассматриваться как политика со­здания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги пре­вышают по стоимости размер импорт­ной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.

•   Политика в рамках государствен­ных закупок (state procurements) — скры­тый метод торговой политики, требую­щий   от   государственных   органов   предприятии покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары мо­гут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной бе­зопасности. Например, американское правительство по закону 1933 года, по­лучившему название «Акт "Покупай американское"», платило на 12% боль­ше, а для оборонных товаров — на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. В западно­европейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в ру­ках государства, практически не было торговли оборудованием связи, посколь­ку от государственных фирм требова­лось покупать такое оборудование толь­ко у своих производителей.

•   Требование о содержании мест­ных компонентов (local content require  ment) — скрытый метод торговой поли­тики государства, законодательно уста­навливающего долю конечного продук­та, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных ком­понентов используется развивающими­ся странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительст­ва развитых стран используют требо­вание о содержании местных компо­нентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень заня­тости.

Информация о работе Внешняя торговля