Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:05, курсовая работа
Объектом исследования дипломной работы является особенности и проблемы организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь
.Введение…………………………………………………………………….3
1. Количественные ограничения внешней торговли. квотирование и лицензирование………………………………………………………..……6
1.1 Измерение нетарифных методов………………………………..6
1.2 Квотирование…………………………………………………….8
1.3 Лицензирование………………………………………………...14
1.4. Добровольные» ограничения экспорта……………………....16
2. Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и неэкономические методы регулирования внешней торговли………….20
2.1 Виды скрытого протекционизма………………………………20
2.2Субсидии………………………………………………………...23
2.3 Экспортные кредиты………………………………………......30
2.4 Демпинг……………………………………………………..….32
2.5 Торговые договоры…………………………………………….33
2.6 Правовые режимы……………………………………………...33
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма………………..……...37
3.1 Аргументы в пользу протекционизма…………………………………………………….38
3.2 Дополнительные аргументы против протекционизма…………………..…………………………….......40
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………….44
1.3 Лицензирование
Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.
Лицензирование (licensing) — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.
Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования (и тогда его экономическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше) или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором — приобретает ряд конкретных форм:• разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
генеральная лицензия — разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок;
• глобальная лицензия — разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
• автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.
Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:
• аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономически эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но не среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, который предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;
• система явных предпочтений — закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот, что позволяет уменьшить их лоббистское давление на правительство с целью отменить эти лицензии. В США такая система использовалась в начале 70-х годов для распределения лицензий на импорт нефти.
• Распределение лицензий на внеценовой основе — выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведения нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.
1.4. Добровольные» ограничения экспорта
«Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint — VER) — количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
Рис. З. Экономический эффект «добровольного» ограничения экспорта
Предположим, что внутреннее предложение товара в стране составляет Sd, a спрос — Dd (рис. 3). Предложение того же товара из-за рубежа неограниченно и составляет из первой страны St по цене Р , а из второй страны — S2 по цене Р2.
В этой ситуации внутреннее производство товара составит Q потребление — Q7, импорт товара — Q,Q,, который весь придется на первую страну, поскольку товары из второй страны слишком дороги. Предположим, что под угрозой санкций со стороны импортирующей страны правительство первой страны решает «добровольно» ограничить экспорт своего товара, введя квоту на его экспорт в размере Q5Q3- В результате сокращения внешнего предложения внутренние цены на товар поднимаются до уровня Р3, внутреннее производство увеличится до Q3, внутренний спрос сократится до Q5, импорт сожмется до размеров квоты, то есть Q5Q3. Как и в случае импортной квоты, излишек потребления сократится на a+b+c+d+e+f+g+h+i+j+k+l. При этом эффект передела составит a+h, эффект защиты — b+c+i, эффект дохода — d+e+j+k, эффект потребления —
f+g+l.
Эффект дохода в данном случае улавливается не местными импортерами, как это было в случае импортной квоты, а иностранными экспортерами, которые получают возможность повышать цену своего экспорта. Это является побуждающим мотивом для экспортеров вводить «добровольные» ограничения экспорта, когда возникает реальная угроза введения импортных квот импортером. Для импортирующей страны «добровольное» ограничение экспорта экспортирующей страной означает потерю не только эффектов защиты и потребления, которые неизбежны в любом случае, но и эффекта дохода, то есть всего сегмента b+c+d+e+f+g+i+j+k+I.
На рисунке 3 до введения «добровольного» ограничения экспорта экспортирующей страной импортирующая страна производила 1 единицу товара, потребляла 7 единиц и импортировала 6 единиц по цене 6 долл. за штуку. После введения экспортирующей страной «добровольной» экспортной квоты в размере 2 единиц импортирующая страна стала производить 3 единицы товара, потреблять 5 единиц и импортировать 2 единицы по цене 7 долл. за штуку. Экономические потери импортирующей страны составили 4 долл.
Кроме того, введение «добровольных» ограничений экспорта одной страной зачастую приводит к расширению экспорта такого же товара другими странами, с которыми не заключено соглашение о «добровольном» ограничении экспорта и которые стремятся занять нишу, образовавшуюся на рынке импортирующей страны. Тот же товар из второй страны, цена на который Р2 в условиях отсутствия «добровольного» ограничения экспорта первой страны была неконкурентоспособна, после его введения стал вполне конкурентным, ибо Р2<Р3- Импорт не угрожает второй стране импортными ограничениями и не требует введения «добровольных» ограничений экспорта. Вторая страна экспортирует (Q3-Q2)+(Q6-Q5) единиц товара, что поднимает внутреннюю цену импортирующей страны до уровня Р2. Потери для потребителя ограничиваются эффектами защиты и потреблении, которые ь данном случае составят только b+g. Если первая страна поднимет цены на свой товар до уровня цен второй страны, то увеличит свои доходы только на размер сегментов c+d. Сегменты e+f составят эффект отклонения (сокращения) в торговле (trade diversion effect), возникающий в связи с тем, что импортер вынужден покупать дополнительное количество товара во второй стране, где цены на него изначально выше, чем в первой. Фактически эффект отклонения является прямой потерей для мировой экономики, поскольку из-за «добровольных» ограничений экспорта ресурсы используются не самым эффективным образом. Экспорт дополнительного количества товара, пусть и по более высокой цене, из второй страны приводит к сокращению полных экономических потерь для импортирующего государства, которые составят только сегменты i+j+k+l.
На рисунке вторая страна добавляет к «добровольной» экспортной квоте в 2 единицы первой стране еще 2 единицы своего экспорта, который стал конкурентоспособным, поскольку цена на товар во второй стране 6,5 долл. ниже цены в 7 долл., по которой импортируется этот же товар из первой страны. При экспорте товара из двух стран импортирующая страна производит 2 единицы товара, потребляет 6 единиц и импортирует 4 единицы, 2 из которых по цене 6,5 долл. за единицу — из второй страны и 2 по цене 6 долл. за единицу — из первой. Видя это и учитывая, что 2 долл. от эффектов зашиты и потребления пропадают в любом случае, первая страна поднимает цену на свой товар также до 6,5 долл. за единицу и получает 1 долл. ($0,5х2=$1) дополнительной прибыли (0,5 долл. за счет сокращения эффекта защиты и 0,5 долл. за счет сокращения эффекта дохода). Но из-за того, что импортирующая страна вынуждена покупать 2 единицы товара сверх «добровольной» квоты у второй страны по цене 6,5 долл. за штуку, вместо того чтобы купить их у первой страны по 6 долл. за штуку, возникает эффект отклонения ($0,5х2=$1). Полные экономические потери импортера сокращаются до 2 долл. ($0,5x2)+ +($0,5x'/2)+($0,5x 1/2)=$2.
Глава 2. Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и неэкономические методы регулирования внешней торговли.
Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. Конечно, председатель биржевого комитета под свободой торговли имел в виду свободу нарушать установленные законы торговли. Многие методы скрытого протекционизма как раз и являются наиболее ярким нарушением согласованных принципов международной торговли.
2.1 Виды скрытого протекционизма
По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
• Технические барьеры — скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа. Наиболее распространенные барьеры технического характера — требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропускать все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Та же Франция запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. В Канаде — те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски. В Швеции для продовольственных и аптекарских товаров на упаковке должно I быть указано название содержимого на шведском и финском языках. Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах Европейского союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных рисках использования товара в инструкции, при маркировке, на этикетке.
• Внутренние налоги и сборы (domestic taxes and charges) — скрытые методы торговой политики, направленные на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводиться как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.
• Политика в рамках государственных закупок (state procurements) — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов предприятии покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1933 года, получившему название «Акт "Покупай американское"», платило на 12% больше, а для оборонных товаров — на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.
• Требование о содержании местных компонентов (local content require ment) — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.