Внешняя торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования дипломной работы является особенности и проблемы организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь

Оглавление

.Введение…………………………………………………………………….3
1. Количественные ограничения внешней торговли. квотирование и лицензирование………………………………………………………..……6
1.1 Измерение нетарифных методов………………………………..6
1.2 Квотирование…………………………………………………….8
1.3 Лицензирование………………………………………………...14
1.4. Добровольные» ограничения экспорта……………………....16
2. Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и неэкономические методы регулирования внешней торговли………….20
2.1 Виды скрытого протекционизма………………………………20
2.2Субсидии………………………………………………………...23
2.3 Экспортные кредиты………………………………………......30
2.4 Демпинг……………………………………………………..….32
2.5 Торговые договоры…………………………………………….33
2.6 Правовые режимы……………………………………………...33
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма………………..……...37
3.1 Аргументы в пользу протекционизма…………………………………………………….38
3.2 Дополнительные аргументы против протекционизма…………………..…………………………….......40
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая Руслана.doc

— 265.00 Кб (Скачать)

2.2 Субсидии

Субсидия (subsidy) — денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и кос­венную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делят­ся на:

•   прямые — непосредственные вы­платы экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разни­цы его издержек и полученного им до­хода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок. Предметом прямого субсидирования с начала 60-х годов являлись дорогостоящие товары промышленного экспорта развитых стран — суда, авиационная техника и пр. Однако прямые субсидии запреще­ны правилами ВТО и их применение слишком очевидно для торговых парт­неров, которые могут использовать от­ветные меры;

•   косвенные — скрытое дотирова­ние экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные усло­вия страхования, займов по ставке ниже рыночной, возврат импортных пошлин и пр.

Внутренняя субсидия (domestic subsidy) — наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финан­сирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Рис.4 Экономический  эффект внутренних субсидий

Допустим, что в малой стране внут­реннее предложение товара составляет Sd, а спрос — Dd. Предложе­ние того же товара из-за рубежа неогра­ниченно и составляет Sw по цене Р . В этой ситуации внутреннее производст­во товара составит Qp потребление — Q3, импорт товара — Q3Q1. Чтобы под­держать местных производителей това­ров, конкурирующих с импортом, правительство решает предоставить им внутреннюю субсидию. Цена на субси­дируемый товар уменьшается на размер субсидии и прямая его предложения местными производителями передвига­ется на уровень Ss. Внутреннее произ­водство возрастает до Q2, а импорт сокращается до Q3Q2. При объеме внут­реннего производства Q2 производитель получает за свой товар цену Р которая состоит из цены, которую платит пот­ребитель Pw, и субсидии, получаемой от правительства PWP,- Расходы пра­вительства на выплату субсидии сос­тавляют произведение суммы субсидии на объем производства, достигаемый при    получении    субсидии,    то    есть PwPs*Q2.

На рисунке 4 внутренняя цена до начала торговли и до предоставления субсидии составляет 430 долл. После на­чала торговли при мировой цене на то­вар в 400 долл. страна производит 2 единицы, потребляет 14 единиц, импортирует 12. После введения субсидии в 25 долл. на каждую единицу местные производители при той же мировой цене получают возможность производить 7 единиц товара, а импорт сокращается до 7 единиц. Протекционистское воз­действие субсидирования местного про­изводства на импорт очевидно. Прави­тельство платит из бюджета 175 долл. ($25 х 7=$ 175) в виде субсидий. При по­лучении субсидий местный производи­тель получает за каждую единицу товара 400 долл. от покупателя и 25 долл. от правительства, всего 425 долл. . Чтобы стимулировать сокращение издержек производства и рост конкурентоспособ­ности национальных товаров, даже в случае субсидирования импортозамеща­ющего производства, правительство вводит такие субсидии, которые обеспе­чивают производителю несколько мень­ший доход (425 долл.), чем он получал за каждую единицу на внутреннем рын­ке в отсутствие импорта (430 долл.).

В результате предоставления субси­дии возникают два экономических эффекта. Часть субсидии попадает в распоряжение более эффективных на­циональных производителей данного товара в форме излишка производителя — сегмент а. Эффект защиты Ь, пред­ставляющий собой прямые потери для экономики, возникает в силу того, что в результате получения субсидии неэффективные местные производители получают, тем не менее, возможность продавать свой товар. Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограни­чения импорта по сравнению с импорт­ным тарифом или квотой. Помимо того что тариф и квоты искажают внутренние цены, в их результате возникает рас­смотренный выше экономический эф­фект потребления, выражающийся в по­тере излишка потребления, которая целиком ложится на импортирующую страну. Субсидия производителям обес­печивает ограничение импорта, срав­нимое с тарифом и квотой, но за счет меньших потерь для национальной эко­номики. Правда, эти потери возникают не только в результате негативного эф­фекта защиты, но и из-за того, что суб­сидии финансируются за счет бюджета, то есть за счет налогов.

Нередко правительства не только субсидируют отрасли, конкурирующие с импортом, но и предоставляют субси­дии экспортерам.

Экспортная субсидия (export sub­sidy) — финансовый нетарифный метод торговой политики, предусматриваю­щий бюджетные выплаты националь­ным экспортерам, что позволяет прода­вать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутрен­нем рынке, и форсировать тем самым экспорт.

Рис.5 Экономический   эффект   экспорт­ных   субсидий

Допустим, что предложение товара из-за рубежа (экспорт товара зарубеж­ной страной в данную страну) составля­ет Sw, а спрос внутри данной страны — Da (рис. 5). В этой ситуации рыноч­ное равновесие достигается в точке Е — покупатели в импортирующей стране купят Q1 товара по цене Р . Что­бы поддержать экспортеров, иностран­ное правительство решает предоставить им экспортную субсидию. В результате снижения экспортной цены предложе­ние товара из-за рубежа увеличивается и кривая предложения смещается на уровень S3, а рыночное равновесие — в точку F. В результате субсидирования экспортная цена снижается до уровня Р, то есть условия торговли экспорти­рующего государства ухудшились. Но из-за снижения экспортной цены уве­личивается количество единиц товара, который удается экспортировать, до Q2. Поскольку из-за роста экспорта мень­ше товара поступает на внутренний рынок, внутренняя цена на него увели­чивается до Pd. Выигрыш или проигрыш экспортирующего государства напря­мую зависит от того, удастся ли за счет увеличения объема продаж компенси­ровать потери, возникшие из-за ухуд­шения условий торговли, то есть сни­жения экспортной цены. Кроме того, возникают расходы на финансирование самой субсидии, которые должен нести бюджет, а значит, и налогоплатель­щики, в размере количества товара, экспортированного после введения суб­сидии, умноженного на размер субси­дии (четырехугольник ABFD).

На рисунке 5 экспортирующая страна продает, а импортирующая по­купает 1 млн. штук товара по цене 100 долл. за штуку. Правительство экспор­тирующей страны решает помочь эк­спортерам и дает им субсидию в разме­ре 50 долл. за каждую экспортируемую единицу товара. Допустим, что в этом случае экспортная цена товара упадет до 75 долл., а экспорт увеличивается до 1,5 млн. штук. До введения субсидии экспортер получал $100х 1=100 млн. долл. дохода от экспорта. После введе­ния субсидии — $75х 1,5=112,5 млн. долл., то есть, несмотря на паде­ние цены, его доходы возросли за счет увеличения объема экспорта. Но при этом бюджету и налогоплательщи­кам экспортная субсидия обошлась в $50х 1.5=75 млн. полл.

Импортный тариф и экспортная субсидия                                                                      таблица №2

 

Импортный тариф

Экспортная субсидия

Относительная цена импорт­ных товаров на мировом рын­ке

Сокращается

Увеличивается

Относительная цена экспорт­ных товаров на мировом рын­ке

Увеличивается

Сокращается

Условия торговли

улучшаются за счет других стран

ухудшаются в   пользу других стран

Внутренняя цена импортных товаров

увеличивается (снижается в случае  парадокса Метцлера)

остается прежней

Внутренняя цена экспортных товаров

остается прежней

увеличивается       (снижается в случае парадокса Метцле­ра)

Внутренний спрос на экс­портные товары

остается прежним

Снижается

внутренний спрос на импортные товары

Снижается

Остается прежним

 

Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидировани­ем экспорта как средствами торговой политики заключается в том, что им­портный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то время как экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Импортный тариф, вводимый большой страной, улучшает ее условия торговли, снижая цену ее импорта, и увеличивает относи­тельное предложение местных товаров, конкурирующих с импортом, одновре­менно снижая спрос на импорт. Эк­спортная субсидия, вводимая большой страной, производит обратный эффект: ухудшает ее условия торговли, увеличи­вая цену ее экспорта, но увеличивая при этом и относительное предложение на экспорт и сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары. Им­портный тариф улучшает условия тор­говли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального внутренние цены и структуру потребления в стране, их использую­щей.

Однако, как и в случае разоряющего роста, чрезмерное использование им­портных пошлин и экспортных субси­дий может обернуться своей проти­воположностью. На этот парадокс, который скорее является теоретической возможностью, нежели экономической реальностью, впервые указал экономист из Чикагского университета Ллойд Метцлер.

Парадокс Метцлера (Metzler pa­radox) — импортный тариф может привести к падению, а не увеличению внут­ренней цены на импортный товар в случае сильного падения его относи­тельной цены на мировом рынке в результате введения тарифа. Применение экспортной субсидии может привести к падению, а не увеличению внутренней цены на экспортный товар из-за чрез­мерного падения его относительной цены на мировом рынке.

2.3 Экспортные кредиты

Экспортное кредитование (ex­port credit) — метод финансовой не­тарифной внешнеторговой политики, предусматривающий финансовое стимулирование государством развития эк­спорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

•   субсидированных кредитов наци­ональным экспортерам — кредитов, выдаваемых государственными банка­ми под ставку процента ниже рыночной;

•   государственных кредитов инос­транным импортерам при обязатель­ном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

•   страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие риски (неспо­собность импортера оплатить поставку) и политические риски (неожиданные действия правительства, не позволяю­щие импортеру выполнить свои обяза­тельства перед экспортером).

Наибо­лее крупными объединениями агентств по экспортному кредитованию явля­ются:

•   Экспортная кредитная группа (Export Credit Group) — группа представителей правительств и агентств по экспортному кредитованию в рамках ОЭСР, которая регулирует предоставле­ние среднесрочных экспортных креди­тов на 2 и более лет. В числе условий, которые члены группы обязались со­блюдать, следующие: оплата наличны­ми по меньшей мере 15% стоимости экспортного контракта; выплата по кредитам должна происходить через регулярные промежутки времени в те­чение 5 лет относительно богатыми и в течение 10 лет всеми остальными стра­нами; минимальные ставки процента по кредитам должны быть связаны с ры­ночными ставками, минимальная доля льготного компонента в кредите — 35% для наименее развитых стран.

•   Бернский союз — Международ­ный союз страхования кредитов и инвестиций (the Bern Union) — со­вещательный орган агентств по экспортному    кредитованию,    служащий

•          Экспортные кредиты иногда рассмат­ривают как разновидность внешней помощи   другим   государствам.   Размеры   субсидирования   через льготное кредитование рассчитываются как разница между процентной ставкой по льготному кредиту и текущей рыноч­ной процентной ставкой. В банковской практике  процентные  ставки   по  эк­спортным кредитам обычно существен­но ниже ставок по другим видам креди­тов   и   нередко   являются   предметом , согласования между странами в рамках  картельных соглашений.  2.4 Демпинг

Субсидирование экспорта с целью его форсирования в условиях обостре­ния конкурентной борьбы может при­нимать крайние формы, направленные на подавление конкурентов и вытесне­ние их с рынка.

Демпинг (dumping) — метод фи­нансовой нетарифной торговой полити­ки, заключающийся в продвижении то­вара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нор­мального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг мо­жет приобретать одну из следующих форм:

• Спорадитеский демпинг — эпизодическая продажа из­лишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происхо­дит тогда, когда внутренние объемы про­изводства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не ис­пользовать часть производственных воз­можностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внеш­ний рынок.

•   Преднамеренный демпинг (preda­tory dumping) — временное умышлен­ное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Информация о работе Внешняя торговля