Внешняя торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования дипломной работы является особенности и проблемы организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь

Оглавление

.Введение…………………………………………………………………….3
1. Количественные ограничения внешней торговли. квотирование и лицензирование………………………………………………………..……6
1.1 Измерение нетарифных методов………………………………..6
1.2 Квотирование…………………………………………………….8
1.3 Лицензирование………………………………………………...14
1.4. Добровольные» ограничения экспорта……………………....16
2. Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и неэкономические методы регулирования внешней торговли………….20
2.1 Виды скрытого протекционизма………………………………20
2.2Субсидии………………………………………………………...23
2.3 Экспортные кредиты………………………………………......30
2.4 Демпинг……………………………………………………..….32
2.5 Торговые договоры…………………………………………….33
2.6 Правовые режимы……………………………………………...33
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма………………..……...37
3.1 Аргументы в пользу протекционизма…………………………………………………….38
3.2 Дополнительные аргументы против протекционизма…………………..…………………………….......40
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Курсовая Руслана.doc

— 265.00 Кб (Скачать)


Введение

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.

В этих условиях внешнеэкономическая политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего государства на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая сегодня поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира.

Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. В зависимости от применяемых методик внешнеторговая квота (отношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства, а так же необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.

Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

- раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;

- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;

- показать инструменты государственной внешнеторговой политики;

- провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.

Объектом исследования дипломной работы является особенности и проблемы организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь.

Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.

 

 

Глава 1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование

1.1 Измерение нетарифных методов

Индекс частотности — индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетариф­ными ограничениями. Обычно исполь­зуется для определения уровня нета­рифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения сдельных статей импорта и их эффек­тность для экономики.

 

Индекс покрытия торговли — показывает стоимост­ную долю экспорта или импорта, по­крытую нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является  то, чтo он недооценивает влияние наибо­лее интенсивных нетарифных барьеров.

Индекс воздействия на цены — соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или  экспорт которого подвергается нетарифным ограничени­ям Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зави­сят от нетарифных ограничений. " 

Обычно для целей сопоставимости с помощью одного из перечисленных индексов рассчитывают стоимость нета­рифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины (процент от та­моженной стоимости  товара). 

В большинстве случаев использова­ние нетарифных методов, особенно ин­тенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным та­моженным режимом приводит к более ограничительному характеру государ­ственной торговой политики в целом.

Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешённых к экспорту или импорту.

Количественные ограничения могут применяться по решению правительст­ва одной страны или на основе между­народных соглашений, координирую­щих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включа­ют квотирование (контингентирова­ние), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

1.2 Квотирование

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих поня­тия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота (quota) — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным ко­личеством или суммой на определен­ный промежуток, времени.

По направленности их действия кво­ты разделяются на:

•   экспортные — вводятся либо в со­ответствии с международными стабили­зационными соглашениями, устанавли­вающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экс­порт нефти из стран ОПЕК), либо пра­вительством страны для предотвраще­ния вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х гг.);

•   импортные — вводятся нацио­нальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как от­вет на дискриминационную торговую политику других государств. Например, США накладывали квоту в 5,7 млн. л на импорт молока и сметаны из Новой Зеландии, в 104 тыс. кг на импорт мо­роженого из Нидерландов, в 3,4 млн. кг на    импорт    швейцарского    сыра    из Швейцарии.

По охвату квоты делятся на:

•   глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт определенного то. вара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспече­нии необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара. Примером гло­бальной квоты является экспорт Россией 40 млн. т нефти в 1993 году для государственных нужд. Направление экс­порта, то есть страны-импортера, при этом не устанавливается;

•   индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты ус­танавливаются обычно на основе дву­сторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которы­ми имеются тесные взаимные полити­ческие, экономические и иные инте­ресы. Примером индивидуальной квоты является квота в 21,6 млн. кг на импорт США пшеницы из Канады. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Предположим, что внутреннее пред­ложение товара в стране составляет Sd, а спрос — Dd (рис. 1). Предложение того же товара из-за рубежа неограни­ченно и составляет Sw по мировой цене Pw. В этой ситуации внутреннее производство товара составит Q1, потребление — Q4, импорт товара — Q4Q1.  Страна решает ограничить импорт товара, введя импортную квоту в размере Q3Q2. В результате сокращения внешнего предложения внутренние цены на товар

Рис.1   Импортная квота

поднимаются до уровня Рq , внутреннее производство увеличится до Q2, внут­ренний спрос сократится до Q3, импорт уменьшится до размеров квоты, то есть Q3Q2. Как и в случае импортного тари­фа, сокращение излишка потребления составит сумму сегментов a+b+c+d. Сегмент а — эффект передела, Ь — эффект защиты, с — эффект доходов, d— эффект потребления. Совокупные экономические потери составят b+d. Эффект передела имеет тот же эконо­мический смысл, что и в случае им­портного тарифа — перераспределение доходов от потребителей к производи­телям.

Главное различие заключается в ин­терпретации эффекта доходов с. В. слу­чае импортного тарифа эффект дохода заключается в перераспределении дохо­дов от потребителей в государственный бюджет, в случае импортной квоты до­полнительные доходы также перерас­пределяются от потребителей, но не в государственный бюджет, а в пользу импортирующих компаний, которые в рамках квоты  получают возможность купить Q3Q2 товара по низкой мировой цене Рw и перепродать его потребите­ли по поддерживаемой с помощью квоты  высокой   внутренней   цене   Рq . В результате импортеры перехватывают дополнительные доходы. Чтобы забрать часть этих доходов в государственный бюджет, государство устраивает аукци­оны по конкурсной продаже лицензий, дающих право импортировать или экс­портировать товар в рамках квоты. Сборы от продажи лицензий поступают в государственный бюджет.

На рисунке 1  в условиях свободы торговли цена товара составляет 6 долл., по которой государство произ­водит 1 единицу, потребляет 7 единиц и импортирует 6 единиц из-за рубежа. Страна вводит квоту на импорт в раз­мере 2 единиц, что повышает цену то­вара до 7 долл. за единицу. Тем самым за импорт 2 единиц товара в рамках квоты потребители вынуждены платить на 1 долл. больше за каждый. Доход в размере 2 долл. перераспределяется от потребителей импортирующим компа­ниям, которые под защитой импортной квоты покупают товар на мировом рын­ке за 6 долл., а продают на внутреннем рынке за 7 долл. Часть или весь этот доход государство может изъять в бюд­жет за счет конкурсной продажи ли­цензий на право импортировать товар в рамках квоты (пример 1) .

Экономическое различие между та­рифом и квотой заключается не только в разном содержании перераспредели­тельного эффекта, но и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Допустим, что правительство рассматривает варианты ограничения импорта с помощью тари­фа или квоты. Введение импортной пошлины в размере 1 долл. повышает внутреннюю цену товара до уровня Р и снижает импорт до Q4Q2. Введение импортной квоты в том же размере Q4Q2, что и снижение импорта от введения пошлины повы­шает внутреннюю цену до уровня Рq , которая равна Рt. Казалось бы, от вве­дения пошлин или квот на импорт ре­зультат одинаков.

Допустим теперь, что по каким-то причинам внутренний спрос на товар возрос с Dd до Dd.

                            А)Пошлина                                                                                    Б)Квота

Рис.2   Различия импортной пошлины  и квоты

Рисунок 2а, показывает, что, несмотря на рост спроса, под защитой тарифа внутренняя цена Рt осталась прежней, правда, размер им­порта увеличился на Q6Q4. Рост спроса на товар привел к увеличению его им­порта. В случае импортной квоты рост спроса на товар на ту же величину приводит к иному экономическому эффек­ту (рис. 2б). Поскольку главная зада­ча квоты — сохранить не цены, а объем импорта на установленном уровне, в результате повышения спроса внутрен­няя цена на товар увеличится до уровня Рq'. Внутреннее производство возрастет до Q3, потребление — до Q5, при этом размер импорта останется прежним в рамках квоты, то есть Q4Q2 = Q5Q3. Рост спроса на товар привел к увеличению его внутренней цены. Вывод заключа­ется в том, что в случае роста спроса на товар импортная квота имеет более ограничительный характер, чем импор­тная пошлина, поскольку позволяет удерживать импорт в заданных объемах.

В числовом выражении пример на рисунке 2 выглядит следующим образом. С помощью тарифа внутренняя цена товара была повышена с 6 до 7 долл., что привело к сокращению им­порта с 7 (8-1=7) до 3 (6-3=3) единиц. Введением импортной квоты в 3 едини­цы импорт был сокращен до того же уровня. В результате расширения спро­са под защитой импортной пошлины внутренняя цена осталась прежней (7 долл.), но произошло увеличение им­порта на 2 (8-6=2) единицы. В резуль­тате расширения спроса под защитой импортной квоты импорт остался преж­ним — в размере 3 единиц, но внутрен­няя цена возросла до 7,5 долл.

Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте. С другой стороны, им­портные квоты могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные производители уве­рены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цены. Различия импортного тарифа и импортной квоты суммированы в таблице 1.

Различия импортного тарифа и квоты                                                 таблица 1                    

 

Импортный тариф

Импортная квота

Содержание эффекта дохода заключается в

Перераспределение доходов от потребителей в бюджет

Перераспределение дохода от потребителей  импортирующим компаниям

Рост внутреннего спроса на товар

Приводит к увеличению его импорта

Приводит к повышению его внутренней цены

Администрирование

Достаточно компактных таможенных органов

Требует создание громоздкой системы распределения лицензий

Ограничительный эффект

Зависит от колебания импортных цен

Точно ограничивает импорт желаемым количеством

Информация о работе Внешняя торговля