Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:05, курсовая работа
Объектом исследования дипломной работы является особенности и проблемы организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь
.Введение…………………………………………………………………….3
1. Количественные ограничения внешней торговли. квотирование и лицензирование………………………………………………………..……6
1.1 Измерение нетарифных методов………………………………..6
1.2 Квотирование…………………………………………………….8
1.3 Лицензирование………………………………………………...14
1.4. Добровольные» ограничения экспорта……………………....16
2. Другие виды торговой политики. Скрытые, финансовые и неэкономические методы регулирования внешней торговли………….20
2.1 Виды скрытого протекционизма………………………………20
2.2Субсидии………………………………………………………...23
2.3 Экспортные кредиты………………………………………......30
2.4 Демпинг……………………………………………………..….32
2.5 Торговые договоры…………………………………………….33
2.6 Правовые режимы……………………………………………...33
3. Аргументы «за» и «против» протекционизма………………..……...37
3.1 Аргументы в пользу протекционизма…………………………………………………….38
3.2 Дополнительные аргументы против протекционизма…………………..…………………………….......40
Заключение………………………………………………………………..42
Список литературы……………………………………………………….44
Введение
Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.
Современное состояние мирохозяйственных связей характеризуется дальнейшим прогрессом в развитии специализации в международном масштабе и возрастающей зависимостью национальных экономик от внешних факторов, в первую очередь, от развития мирового производства, уровня науки и техники, развитие международных обменов. Даже государства, имеющие громадные природные, материальные и человеческие ресурсы, не могут эффективно развиваться без активного участия в международном разделении труда.
В этих условиях внешнеэкономическая политика, являясь системой мероприятий, направленных на достижение определённых преимуществ экономикой раннего государства на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, приобретает особую значимость для любого государства в современных условиях. В особенности, это касается Республики Беларусь, которая сегодня поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира.
Исторически так сложилось, что экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. В зависимости от применяемых методик внешнеторговая квота (отношение объёма внешнего товарооборота к ВВП) в Республике Беларусь колеблется от 50 до 100%, что является объективным свидетельством важного значения внешней торговли и внешнеторговой политики для белорусского государства, а так же необходимости постоянного повышения эффективности внешнеэкономической деятельности.
Всё вышесказанное обусловило актуальность работы и предопределило выбор темы. Основной целью исследования стало выявление ключевых направлений внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой. Достижение указанной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- раскрыть сущность и основные направления внешнеторговой политики;
- обобщить организацию внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой;
- показать инструменты государственной внешнеторговой политики;
- провести анализ состояния внешнеторговой деятельности и определить пути совершенствования и приоритетные направления внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе.
Объектом исследования дипломной работы является особенности и проблемы организации внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой, а предметом исследования основные направления внешнеторговой политики в странах с переходной экономикой и совершенствование их в Республике Беларусь.
Необходимо отметить, что данной теме посвящён достаточно широкий круг учебников, учебных пособий, статей и научных работ, носящих как теоретический, так и прикладной характер. Однако проблема остается не достаточно исследованной, систематизированной и обобщённой, и поэтому очень актуальной.
Глава 1. Количественные ограничения внешней торговли: квотирование и лицензирование
1.1 Измерение нетарифных методов
Индекс частотности — индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения сдельных статей импорта и их эффектность для экономики.
Индекс покрытия торговли — показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, чтo он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров.
Индекс воздействия на цены — соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависят от нетарифных ограничений. "
Обычно для целей сопоставимости с помощью одного из перечисленных индексов рассчитывают стоимость нетарифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины (процент от таможенной стоимости товара).
В большинстве случаев использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным таможенным режимом приводит к более ограничительному характеру государственной торговой политики в целом.
Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешённых к экспорту или импорту.
Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.
1.2 Квотирование
Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.
Квота (quota) — количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток, времени.
По направленности их действия квоты разделяются на:
• экспортные — вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х гг.);
• импортные — вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. Например, США накладывали квоту в 5,7 млн. л на импорт молока и сметаны из Новой Зеландии, в 104 тыс. кг на импорт мороженого из Нидерландов, в 3,4 млн. кг на импорт швейцарского сыра из Швейцарии.
По охвату квоты делятся на:
• глобальные — устанавливаются на импорт или экспорт определенного то. вара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара. Примером глобальной квоты является экспорт Россией 40 млн. т нефти в 1993 году для государственных нужд. Направление экспорта, то есть страны-импортера, при этом не устанавливается;
• индивидуальные — установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Примером индивидуальной квоты является квота в 21,6 млн. кг на импорт США пшеницы из Канады. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Предположим, что внутреннее предложение товара в стране составляет Sd, а спрос — Dd (рис. 1). Предложение того же товара из-за рубежа неограниченно и составляет Sw по мировой цене Pw. В этой ситуации внутреннее производство товара составит Q1, потребление — Q4, импорт товара — Q4Q1. Страна решает ограничить импорт товара, введя импортную квоту в размере Q3Q2. В результате сокращения внешнего предложения внутренние цены на товар
Рис.1 Импортная квота
поднимаются до уровня Рq , внутреннее производство увеличится до Q2, внутренний спрос сократится до Q3, импорт уменьшится до размеров квоты, то есть Q3Q2. Как и в случае импортного тарифа, сокращение излишка потребления составит сумму сегментов a+b+c+d. Сегмент а — эффект передела, Ь — эффект защиты, с — эффект доходов, d— эффект потребления. Совокупные экономические потери составят b+d. Эффект передела имеет тот же экономический смысл, что и в случае импортного тарифа — перераспределение доходов от потребителей к производителям.
Главное различие заключается в интерпретации эффекта доходов с. В. случае импортного тарифа эффект дохода заключается в перераспределении доходов от потребителей в государственный бюджет, в случае импортной квоты дополнительные доходы также перераспределяются от потребителей, но не в государственный бюджет, а в пользу импортирующих компаний, которые в рамках квоты получают возможность купить Q3Q2 товара по низкой мировой цене Рw и перепродать его потребители по поддерживаемой с помощью квоты высокой внутренней цене Рq . В результате импортеры перехватывают дополнительные доходы. Чтобы забрать часть этих доходов в государственный бюджет, государство устраивает аукционы по конкурсной продаже лицензий, дающих право импортировать или экспортировать товар в рамках квоты. Сборы от продажи лицензий поступают в государственный бюджет.
На рисунке 1 в условиях свободы торговли цена товара составляет 6 долл., по которой государство производит 1 единицу, потребляет 7 единиц и импортирует 6 единиц из-за рубежа. Страна вводит квоту на импорт в размере 2 единиц, что повышает цену товара до 7 долл. за единицу. Тем самым за импорт 2 единиц товара в рамках квоты потребители вынуждены платить на 1 долл. больше за каждый. Доход в размере 2 долл. перераспределяется от потребителей импортирующим компаниям, которые под защитой импортной квоты покупают товар на мировом рынке за 6 долл., а продают на внутреннем рынке за 7 долл. Часть или весь этот доход государство может изъять в бюджет за счет конкурсной продажи лицензий на право импортировать товар в рамках квоты (пример 1) .
Экономическое различие между тарифом и квотой заключается не только в разном содержании перераспределительного эффекта, но и в разной силе ограничительного воздействия, которое тариф и квота оказывают на импорт. Допустим, что правительство рассматривает варианты ограничения импорта с помощью тарифа или квоты. Введение импортной пошлины в размере 1 долл. повышает внутреннюю цену товара до уровня Р и снижает импорт до Q4Q2. Введение импортной квоты в том же размере Q4Q2, что и снижение импорта от введения пошлины повышает внутреннюю цену до уровня Рq , которая равна Рt. Казалось бы, от введения пошлин или квот на импорт результат одинаков.
Допустим теперь, что по каким-то причинам внутренний спрос на товар возрос с Dd до Dd.
А)Пошлина Б)Квота
Рис.2 Различия импортной пошлины и квоты
Рисунок 2а, показывает, что, несмотря на рост спроса, под защитой тарифа внутренняя цена Рt осталась прежней, правда, размер импорта увеличился на Q6Q4. Рост спроса на товар привел к увеличению его импорта. В случае импортной квоты рост спроса на товар на ту же величину приводит к иному экономическому эффекту (рис. 2б). Поскольку главная задача квоты — сохранить не цены, а объем импорта на установленном уровне, в результате повышения спроса внутренняя цена на товар увеличится до уровня Рq'. Внутреннее производство возрастет до Q3, потребление — до Q5, при этом размер импорта останется прежним в рамках квоты, то есть Q4Q2 = Q5Q3. Рост спроса на товар привел к увеличению его внутренней цены. Вывод заключается в том, что в случае роста спроса на товар импортная квота имеет более ограничительный характер, чем импортная пошлина, поскольку позволяет удерживать импорт в заданных объемах.
В числовом выражении пример на рисунке 2 выглядит следующим образом. С помощью тарифа внутренняя цена товара была повышена с 6 до 7 долл., что привело к сокращению импорта с 7 (8-1=7) до 3 (6-3=3) единиц. Введением импортной квоты в 3 единицы импорт был сокращен до того же уровня. В результате расширения спроса под защитой импортной пошлины внутренняя цена осталась прежней (7 долл.), но произошло увеличение импорта на 2 (8-6=2) единицы. В результате расширения спроса под защитой импортной квоты импорт остался прежним — в размере 3 единиц, но внутренняя цена возросла до 7,5 долл.
Обычно политика импортных квот легче поддается административному управлению, чем тарифная политика. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тарифы, которые обычно требуют рассмотрения в парламенте. С другой стороны, импортные квоты могут стать причиной монополизации внутреннего рынка, поскольку местные производители уверены, что поставка конкурирующих импортных товаров не превысит квоту, и могут в условиях достаточного спроса взвинчивать цены. Различия импортного тарифа и импортной квоты суммированы в таблице 1.
Различия импортного тарифа и квоты
| Импортный тариф | Импортная квота |
Содержание эффекта дохода заключается в | Перераспределение доходов от потребителей в бюджет | Перераспределение дохода от потребителей импортирующим компаниям |
Рост внутреннего спроса на товар | Приводит к увеличению его импорта | Приводит к повышению его внутренней цены |
Администрирование | Достаточно компактных таможенных органов | Требует создание громоздкой системы распределения лицензий |
Ограничительный эффект | Зависит от колебания импортных цен | Точно ограничивает импорт желаемым количеством |