Внешнеторговые переговоры и организация их подготовки и проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2015 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Искусство вести переговоры при заключении внешнеторгового договора позволяет добиться максимально возможного экономического результата. Переговоры всегда нацелены на решение двух главных задач:
любые переговоры должны привести к соглашению, если оно возможно;
даже если и не удается улучшить отношения сторон в результате переговоров, то ни в коем случае нельзя допустить их ухудшения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Правила проведения переговоров………………………………6
1.1 Этика переговоров…………………………..…………………………6
1.2 Особенности проведения внешнеторговых переговоров в различных странах………………………………………………………………………9
1.3 Причины неудачных переговоров………………………………...…15
Глава 2. Подготовка и организация проведения внешнеторговых переговоров………………………………………………………………..18
2.1 Протокольные аспекты внешнеторговых переговоров…………….18
2.2 Этапы проведения внешнеторговых переговоров………………….21
Глава 3. Техника и тактика ведения внешнеторговых переговоров..…23
3.1 Методы ведения внешнеторговых переговоров…………………….23
3.2 Подходы и типы поведения на внешнеторговых переговорах…….28
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по ВТО. Шуйкова Таисия. МЭО-41.docx

— 72.63 Кб (Скачать)

   Второй подход можно считать противоположностью первого. Стороны занимают дружеские позиции. Более слабая сторона ожидает от партнера по переговорам "дружеского" к себе отношения и ведет себя заискивающе. На практике второй подход встречается редко.

   И третий подход основан на понимании сторонами необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Участники переговоров совместно анализируют ситуацию и заняты поиском таких решений, которые в максимальной степени отвечали бы интересам обеих сторон. Третий подход может быть назван партнерским. В основу подхода, получившего название "совместный анализ проблемы", положены два принципа:

- тщательный анализ интересов, в т.ч. собственных; 
- собственные интересы реализуются полнее, если партнер достигает своих интересов.

   Такой подход продуктивен, но он предполагает более высокий уровень доверия между партнерами. Доверительность отношений должна сочетаться с необходимостью сохранять коммерческие тайны.

   Реальная практика не исключает встречи с партнером, использующим разного рода "грязные уловки". Эти приемы необходимо знать и уметь их нейтрализовать. Одно из старых правил состояло в "максимальном завышении начального уровня". В ходе переговоров один из партнеров стремился как можно дольше отстаивать эту крайнюю позицию. Часто этот прием предусматривал включение таких пунктов, от которых впоследствии можно было безболезненно отказаться, выдавая это за уступку и ожидая аналогичных шагов от партнера по переговорам. Этот прием часто приводит к отрицательным последствиям. Подобное поведение вызывает недоверие, да и современные методы оценки потенциала сторон оставляют мало возможностей для его использования.

   Другой прием, близкий к описанному - "расстановка ложных акцентов в собственной позиции" и как один из вариантов этого приема - внесение явно неприемлемых для партнера предложений. Этот тактический прием заключается в том, что демонстрируется, например, крайняя заинтересованность в решении какого-либо вопроса, хотя на самом деле этот вопрос является второстепенным для данного участника переговоров. Мотивы такого поведения могут быть различными. Иногда это делается непосредственно для торга: вопрос в дальнейшем снимается, чтобы получить необходимые решения по другому, более важному вопросу.

   Прием "вымогательства" также близок к только что описанным приемам завышения начальных требований и расстановке ложных акцентов. Различия скорее в том, когда эти приемы используются. Если применение первых двух наиболее характерно для начала переговоров, то вымогательство обычно используется в конце, когда стороны подошли к подписанию договоренностей. Иногда этот прием называется "выдвижением требований в последнюю минуту", поскольку нацелен именно на завершающий этап переговоров. Одна из сторон в конце переговоров, когда практически становится очевидным успешное их завершение, вдруг выдвигает новые требования. При этом она исходит из того, что ее партнер, будучи крайне заинтересованным в подписании достигнутых договоренностей, пойдет на уступки. Последствия такого поведения достаточно очевидны. Конечно в этом случае, можно получить некие уступки от партнера, но какими будут после завершения переговоров отношения между их участниками представить не составит труда.

   Прием "вымогательства" по своей природе близок другому приему - "постановке партнера в безвыходную ситуацию". На переговорах - поставить партнера в безвыходную ситуацию – это, вероятнее всего, риск сорвать их. Соглашение же, полученное таким путем, вряд ли будет прочным. В лучшем случае можно добиться каких-то временных уступок.

   Довольно часто в рамках концепции торга, кроме вымогательства и постановки партнера в безвыходную ситуацию, используются другие приемы, связанные с оказанием на него давления. Один из них - "ультимативность требований": либо вы соглашаетесь на наше предложение, либо мы уходим с переговоров. Понятно, что разговор с помощью ультиматума - это уже не переговоры, а попытка решить проблему в одностороннем порядке. Другой тактический прием - "угроза". В принципе отличие этих двух приемов состоит в том, что, если первый относится к предложениям, то угрозы могут быть выдвинуты по любому поводу.

   "Выдвижение требований по возрастающей". Видя, что партнер соглашается с вносимыми предложениями, выдвигают все новые и новые.

   Еще один прием - "салями". Он состоит в том, что информация о собственных интересах, оценках и т.д. дается очень маленькими порциями по принципу нарезания колбасы салями - отсюда и название. Смысл приема в том, чтобы заставить партнера первым "раскрыть свои карты", а там уже в зависимости от этого соответствующим образом действовать.

   "Дача заведомо ложной информации или блеф". В целом этот прием исчезает из арсенала средств участников переговоров, поскольку в современных условиях его использование может стать легко и быстро очевидным, что ведет к потере репутации данного участника переговоров.

   Есть еще два приема. Один из них - "отказ от собственных предложений", когда партнер готов пойти на их принятие. Цели здесь могут быть различными: и затягивание переговоров, и попытка "выторговать побольше", и нежелание вообще чего-либо решать с помощью переговоров. Другой тактический прием - "двойное толкование". Он предполагает следующее: стороны в результате переговоров выработали некий документ. При этом одна из сторон "заложила" в формулировки двойной смысл, который не был замечен ее партнером, с тем, чтобы трактовать соглашение в своих интересах, якобы не нарушая его. Понятно, что подобное поведение может нести в себе весьма большую опасность.

   Одной из продуктивных тактик ведения переговоров может быть "постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов". Эта тактика предлагает сначала обсудить наиболее легкие вопросы. Их решение оказывает положительное психологическое воздействие на участников переговоров, демонстрирует возможность достижения договоренностей. Использование данного приема может быть весьма продуктивным. Решение сначала более легких вопросов создает благоприятную психологическую атмосферу на переговорах, показывает, что проблемы, в принципе, решаемы.

   В ходе переговоров бывает полезно "разделить проблему на отдельные составляющие", а не пытаться сразу решить проблему. Разложив проблему, участники переговоров смотрят, возможно ли достижение договоренности по каждому элементу. Если - нет, то может быть целесообразно вынести некоторые из них "за скобки", иными словами - не рассматривать. Конечно, в этих условиях не будет достигнуто всеобъемлющего соглашения. Однако в целом ряде случаев наличие такого частичного соглашения будет значительным шагом вперед по сравнению с отсутствием какой бы то ни было договоренности.

   Иногда действия партнера нельзя отнести к тому или иному подходу. Похожие внешне они могут иметь различный смысл. В качестве примера может быть приведен хорошо прием "пакетирования", когда несколько предложений или вопросов увязываются и предлагаются к рассмотрению в виде "пакета", т.е. обсуждению подлежат не отдельные предложения или вопросы, а их комплекс. В процессе переговоров используются два вида "пакета", но один из них отражает концепцию торга, другой - совместный с партнером анализ проблемы.

   Использование "пакета" в рамках торга предполагает увязывание привлекательных и малопривлекательных предложений в один "пакет". Автор "пакета" исходит из крайней заинтересованности партнера в нескольких предложениях из этого "пакета" и надеется на одобрение всего пакета. После дискуссии стороны приходят к какому-либо решению.7

   Другой прием характерен для многосторонних переговоров и предполагает разработку "блоковой тактики", заключающейся в согласовании действия с партнерами, выступающими единым блоком. При большом числе сторон, участвующих в переговорах, сначала предлагается найти решения для части из них и тем самым облегчить поиск конечного решения. В других случаях этот прием используется в прямо противоположных целях, а именно: не дать провести решение путем, например, выдвижения альтернативного предложения от блока.

   Приведенные примеры показывают, что внешне одинаковые действия для участников переговоров могут иметь различный смысл. Если партнер прибегает к подобным действиям, то необходимо прежде всего понять, какие цели он при этом преследует.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Итак, переговоры - это средство, взаимосвязи между людьми, предназначенные для достижения соглашения, когда обе стороны имеют совпадающие либо противоположные интересы.

   Специалист по переговорам обязан быть дипломатом, то есть иметь в своём арсенале приемы, позволяющие найти путь к сердцу партнеров, снять их сопротивление, нейтрализовать их нечестные действия. При этом переговоры должны проходить в вежливо-предупредительном тоне. При правильном применении правил и психологических приемов, можно добиться наиболее благоприятных условий для фирмы. Необходимо развивать такие качества как: выдержка, самообладание, ум, правильная стратегия.

   При реализации сторонами партнерских отношений центральным звеном становится совместный анализ проблемы, совместное творчество. Чем полнее и глубже будет проанализирована проблема, тем больше шансов найти разрешение имеющих место противоречий. Поэтому любые действия, направленные на изучение проблемы, играют положительную роль. Информация о положении дел должна быть доступна участникам переговоров. При ориентации на совместный с партнером анализ проблемы надо высказать свою точку зрения, выслушать партнера, сопоставить их.

   Каждая сторона на переговорах должна согласиться с принимаемым решением и быть заинтересованной, чтобы и другая сделала это. В ходе переговоров вырабатывается общее решение. Если вы не согласны с тем, что предлагает другая сторона, и не можете достичь согласия относительно других возможных вариантов, вы имеете право не принимать предложения, поскольку переговоры предполагают добровольное согласие с решением обеих сторон. Если вы против вашей воли, под давлением вынуждены согласиться — это не переговоры. Если ход переговоров был позитивным, то на завершающей их стадии необходимо резюмировать, кратко повторить основные положения, которые затрагивались в процессе переговоров, и, что особенно важно, характеристику тех положительных моментов, по которым достигнуто согласие сторон. Это позволит добиться уверенности в том, что все участники переговоров отчетливо представляют суть основных положений будущего соглашения, у всех складывается убеждение в том, что в ходе переговоров достигнут определенный прогресс. Целесообразно также, основываясь на позитивных результатах переговоров, обсудить перспективу новых встреч.

   При негативном исходе переговоров необходимо сохранить субъективный контакт с партнером по переговорам. В данном случае акцентируется внимание не на предмете переговоров, а на личностных аспектах, позволяющих сохранить деловые контакты в будущем. Т.е. следует отказаться от подведения итогов по тем разделам, где не было достигнуто позитивных результатов. Желательно найти такую тему, которая представит интерес для обеих сторон, разрядит ситуацию и поможет созданию дружеской, непринужденной атмосферы прощания.

   Цель переговоров заключается в том, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями получить отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех его участников. Если поставленная цель достигнута, то можно сказать, что в процессе организации и проведении международных переговоров были учтены все необходимые требования, приняты во внимание различные детали и особенности.

   Анализ сильных и слабых сторон различных национальных культур дает возможность прийти к определенным заключениям и вывести некоторые правила, которыми, возможно, было бы полезно руководствоваться в переговорах с представителями разных стран.

   Таким образом знание национального стиля и поведенческих привычек партнера по переговорам способно облегчить задачу достижения согласия на переговорах.

 

 

Список использованной литературы:

    1. Архипов А.Ю., Пузаков Е.П – Международный бизнес. – Гриф УМО ВУЗов России. – М.: Феникс, 2011
    2. Емышева Е.М., Мосягина О.В. «Особенности ведения деловых бесед», Секретарское дело, январь 2010
    3. Емышева Е.М., Мосягина О.В. «Подарки в протокольной практике», Секретарское дело, октябрь 2010
    4. Кузнецов. Культура делового общения.  –  М.: АСТ, Харвест,  2010
    5. Орлов В.И., Внешнеторговые переговоры: техника и психология. – М.: Альфа-Пресс, 2011
    6. Родыгина Н.Ю. -Внешнеторговые переговоры – Учебное пособие. – Экономист ГРИФ УМО, 2011
    7. Родыгина Н.Ю. –Организация и техника внешнеторговых операций – М.: Юрайт, 2012
    8. Соколянский В.В., Этика бизнеса. – М.: Инфа-М, 2012
    9. Станкин М.И. «Искусство ведения переговоров», Трудовое право, апрель 2011
    10. Шевелева О.А., Организация ведения переговоров – Учебное пособие, 2012

 

1 Соколянский В.В., Этика бизнеса. – М.: Инфа-М, 2012

 

2 Кузнецов. Культура делового общения.  –  М.: АСТ, Харвест,  2010

 

3 Архипов А.Ю., Пузаков Е.П – Международный бизнес. – Гриф УМО ВУЗов России. – М.: Феникс, 2011

 

4 Емышева Е.М., Мосягина О.В. «Подарки в протокольной практике», Секретарское дело, октябрь 2010

 

5 Родыгина Н.Ю. –Организация и техника внешнеторговых операций – М.: Юрайт, 2012

 

6 Орлов В.И., Внешнеторговые переговоры: техника и психология. – М.: Альфа-Пресс, 2011

 

7 Станкин М.И. «Искусство ведения переговоров», Трудовое право, апрель 2011

 

 

 


Информация о работе Внешнеторговые переговоры и организация их подготовки и проведения