К
основным коммерческим международным
сделкам относятся:
- обмен товарами
в материально-вещественной форме;
- обмен научно-техническими
знаниями;
- долгосрочная
аренда машин и оборудования;
- предоставление
консультационных услуг;
- обмен кинофильмами
и телевизионными программами.
Кроме
данных сделок, во внешнеэкономической
деятельности осуществляется целый ряд
сделок товародвижения:
- посреднические;
- перевозка
грузов;
- страхование
грузов при перевозках;
- транпортно-экспедиторские;
- банковские
операции, обеспечивающие международные
расчёты.
Все
осуществляемые во ВЭД сделки можно
разделить на экспортные, импортные,
реэкспортные и реимпортные.
Экспортные сделки, связанные с
продажей и вывозом за границу
товаров национального производства,
имеют следующие отличительные
признаки:
- заключение
контракта с импортёром;
- пересечение
товаром границы страны-экспортёра;
- пересечение
экспортёром платежей за товар.
Для
того, чтобы экспортная сделка состоялась,
фирме-производителю товара необходимо
провести определённую менеджерскую деятельность:
- изучить конъюнктуру
внешних рынков сбыта и выбрать целесообразную
стратегию поведения на них;
- изучить таможенный
режим импортёра;
- провести
рекламные мероприятия;
- направить
перспективным покупателям предложения
на продажу товаров;
- провести
переговоры и подписать контракт с импортёром;
- осуществлять
контроль за исполнением контракта, начиная
с изготовления товара, его поставки и
заканчивая получением платежей за товар.
Импортные
сделки, связанные с покупкой и
ввозом иностранных товаров в
страну для реализации их на внутреннем
рынке, имеют следующие признаки:
- заключение
контракта с экспортёром;
- пересечение
товаром границы страны-импортёра;
- оплата импортёром
товара.
Непременным
условием импортной операции является
платёжеспособность импортёра. Фирма,
осуществляющая импортную сделку должна:
- изучить цены
на интересующие её товары;
- выбрать возможных
поставщиков (продавцов) необходимых товаров;
- определить
целесообразный способ закупки товара;
- провести
переговоры и подписать контракт с экспортёром;
- обеспечить
соблюдение контрактных обязательств.
В
некоторых случаях импортёры
объявляют международные торги.
Реэкспортные
сделки связаны с продажей и вывозом из
страны ранее ввезённого в неё товара
без его переработки. Страна, которая ввозит,
а затем вывозит товар, называется реэкспортирующей.
Главное условие реэкспорта – товар не
должен подвергаться какой-либо переработке.
Эти
сделки применяются, когда реэкспортирующей
стране страной экспортёра предлагаются
более выгодные условия, чем стране импортёра.
Реэкспортирующая страна является посредником
между поставщиком и покупателем товара,
играя роль импортёра по отношению к продавцу
и экспортёра по отношению к покупателю.
Реимпортные
сделки представляют собой не состоявшиеся
экспортные сделки, т.е. ввоз в страну
ранее вывезенных из неё товаров,
не проданных на внешних рынках (на
аукционах, торгах, ярмарках, через
посредников или напрямую).
Внешнеэкономическую
деятельность вправе осуществлять объединения,
предприятия и организации промышленности,
сельского хозяйства, перерабатывающих
отраслей агропромышленного комплекса,
транспорта, связи, строительства, учебные
учреждения, туристическо - экскурсионные
организации, коммерческие структуры,
торгово-посреднические организации и
т.д.
Для
осуществления внешнеэкономических
связей необходимо следующее:
- государственная
регистрация предприятия по месту нахождения
предприятия (утверждение учредительных
документов: устава и договора, а также
получение свидетельства о государственной
регистрации);
- стать на
учет в налоговом управлении по месту
регистрации;
- получить
в установленном порядке печать, штамп;
- зарегистрироваться
в государственном реестре страны;
- открыть рублевый
и валютный счета в любом акционерном
коммерческом банке страны.
Определение
экономической целесообразности намечаемой
коммерческой сделки предполагает соблюдение
следующих основных положений:
- экспортно-импортная
операция основывается на принципе полной
самоокупаемости (в том числе валютной),
самофинансирования, т.е. основных принципов
полного хозрасчета;
- объем предполагаемой
сделки устанавливается исходя из имеющихся
в распоряжении предприятия ресурсов:
материальных, валютных, интеллектуальных;
- коммерческой
сделки должны предшествовать тщательный
маркетинг, технико-экономическое обоснование,
должны быть просчитаны и рассмотрены
многочисленные варианты возможных коммерческих
сделок;
- организация
коммерческой сделки должна вестись с
соблюдением нормативно-правовых актов
(международных, СНГ; законов, указов, постановлений
соответствующих органов; двусторонних
государственных соглашений);
- обязательным
условием любой сделки должно быть полное
знание системы налогообложения, системы
конвертации валюты, уровня мировых и
внутренних цен, а также наличие определенного
опыта совершения внешнеэкономических
операций;
- лица, непосредственно
осуществляющие коммерческие сделки с
иностранными партнерами, должны владеть
иностранным языком (желательно английским),
знать общепринятые правила проведения
переговоров.
Вновь созданному предприятию
не следует начинать свою деятельность
с внешнеэкономических связей
с зарубежными партнерами; необходимо
накопить определенный опыт, работая на
внутреннем рынке республики, а также
со станами СНГ.
Предприятия,
организации, фирмы, участвующие во
внешнеторговой деятельности, то есть
осуществляющие экспортно-импортные операции,
можно подразделить на следующие группы:
1)
предприятия-товаропроизводители,
которые производят продукцию. Это многочисленные
объединения, предприятия и организации
промышленности, сельского хозяйства,
перерабатывающих отраслей агропромышленного
комплекса, строительства и т.д.
В
зависимости от масштаба, объема экспортируемой
продукции предприятие-производитель
может иметь специальное подразделение,
иногда выделяемое во внешнеторговую
структуру на правах юридического лица.
На
предприятиях - товаропроизводителях
с небольшим объемом экспортно-импортных
товаров создаются отдельные подразделения.
Внешнеторговое подразделение в составе
производственного или научного объединения,
предприятия, организации или кооператива
является его структурным подразделением,
не обладает статусом юридического лица
и имеет право заключать внешнеторговые
сделки, а также хозяйственные договоры
с другими организациями от имени и по
поручению той организации, в составе
которой она создана;
2)
организации, фирмы, коммерческие
структуры-посредники. К ним относятся
биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые
фирмы и другие торгово-посреднические
структуры;
3)
организации, фирмы, которые обслуживают,
обеспечивают внешнеторговую деятельность.
К этой группе относятся коммерческие
банки, страховые компании, рекламные
и маркетинговые агентства, аудиторские
фирмы, транспортные организации (авто-,
авиа-, железнодорожные, морские и речные),
организации средств связи, консультативные
компании и другие.
К
этой группе организаций, фирм относятся:
- инженерно-консультационные
(инжиниринговые) фирмы; фирмы, специализирующиеся
на предоставлении инженерно-консультационных
услуг на внутреннем и международном рынках.
Инженерно-консультационные фирмы пользуются
статусом формально независимых, т.е. не
подчиняющихся каким-либо промышленным,
торговым или строительным фирмам. Осуществляют
предпроектные работы, управление строительством
объектов, подготовку кадров, оказывают
многие другие услуги;
- консалтинговые
фирмы предоставляют услуги по исследованию
и прогнозированию рынка (товаров, услуг,
лицензий, ноу-хау и т.д.), цен мировых товарных
рынков, по оценке торгово-политических
условий, экспортно-импортных операций,
по разработке технико-экономических
обоснований на объекты международного
сотрудничества и создание совместных
предприятий, разработке экспортной стратегии,
проведению комплекса маркетинговых исследований,
разработке маркетинговых программ, анализу
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия с учетом внутренней и внешней
среды, а также характеристик конкретных
рынков, на которых предприятие осуществляет
экспортно-импортные операции;
- инаудит -
организация по оказанию помощи и консультированию
предприятий в области финансов. Задача
инаудита - предоставлять консультационные
услуги и контролировать состояние финансовой
деятельности и бухгалтерского учета
на предприятиях.
Проведение
экспортно-импортных операций осуществляется
в несколько этапов:
- Маркетинговые
исследования рынка.
- Изучение
системы государственного регулирования
ВЭД.
- Технико-экономическое
обоснование.
- Заключение
внешнеторгового контракта.
- Исполнение
контрактных обязательств.
Таким
образом, внешнеэкономическая деятельность
определяет необходимость выполнения
определённых управленческих и маркетинговых
функций.
2.1.
Развитие внешнеэкономической
деятельности
Первый
этап (1986-1988 гг.) характеризуются изменением
принципов организации управления
внешней торговлей и её децентрализацией.
На этом этапе решались 2-ве основные задачи:
- Расширение
прав отраслевых министерств и ведомств,
предприятий, объединений и организаций
по выходу на внешний рынок, установление
прямых связей и осуществление производственной
и научно-технической кооперации с зарубежными
партнёрами, предоставляются предприятиям
производственные права самостоятельно
участвовать в ВЭД.
- Расширение
числа участников ВЭД за счёт создания
совместных предприятий, международных
объединений и организаций, ассоциаций
внешнеэкономических сотрудничеств с
зарубежными странами с целью ускорения
научно-технического прогресса.
Второй
этап (1989-1991 гг.) характеризуются дальнейшим
развитием ВЭД и формированием
системы государственного регулирования
данной сферы, прежде всего нетарифного
(регистрация участников ВЭД, лицензирование,
квотирование). Право самостоятельного
выхода на внешний рынок с апреля 1989 г.
Получили все производители товаров и
услуг.
На
третьем этапе, начинается с 1992 г. Усилия
были направлены на создание нового механизма
государственного регулирования ВЭД и
более стабильной нормативной базы российского
государства в условиях формирования
современной внешнеэкономической стратегии
и её либерализации.
Среди
ограничений, налагаемых на российский
экспорт, главное место занимают
меры конкурентной борьбы по отношению
к российским товарам: сохранение санкции
в отношении торговли нефтепродуктами,
дискриминационных квот и запретительных
тарифов стран – членов ЕС, правовой основой
для применения которых является присутствие
России в списке стран с государственной
системой торговли.
Правительством
России были впервые определены стратегические
цели и приоритетные направления дальнейшего
развития ВЭД России:
- Развитие
экспортного потенциала России, включая
совершенствование его структуры, повышение
степени конкурентоспособности и увеличение
доли наукоёмкой продукции
- Создание
механизма государственного стимулирования
экспорта и импорта замещения, как на микроуровне,
посредством налоговых льгот экспортёрам
и долгосрочных льгот кредитов на развитие
экспортного производства, так и на макроуровне.
- Путём использования
части доходов от экспортных пошлин и
соответствующего механизма распределения
иностранных кредитов и государственных
инвестиций.
- Формирование
современной производственной и финансово-экономичной
инфраструктуры ВЭД.
- Устранение
сохраняющейся дискриминации иностранных
инвесторов и формирование институтов
страхования от политического и экономического
риска.
- Рационализация
импорта в целях изменения структуры экономики
и обеспечить процесс модернизации основных
средств производства, направленного
на укрепление экспортной базы страны
(закупка комплексного оборудования и
лицензий и др.)