Внешнеэкономическая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Самая старая форма международных отношений - это международная торговля. Еще до формирования мирового хозяйства народы вели активную торговлю товарами, то есть обменивали то, что у одних было в избытке на то, с чем был дефицит, а у других народов на оборот. Поэтому международная торговля предшествовала мировому хозяйству.

Оглавление

Введение во внешнеэкономическую политику
1. Понятие внешнеэкономической политики
1. Государственная внешнеэкономическая политика
2. Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства
3. Стратегические направления внешнеэкономической политики
4. Государственное регулирование внешнеэкономических связей
5. Современный мир и приоритеты внешнеэкономической политики РФ
6. Объективная необходимость выработки новой внешнеэкономической политики и механизма её реализации
2. Характеристика внешнеэкономической деятельности
1. Развитие внешнеэкономической деятельности
2. Единство государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и приоритет его экономических мер
3. Внешнеторговая политика, как элемент общей внешнеэкономической политики и деятельности
1. Влияние внешней торговли на национальное хозяйство экономики
4. Современные тенденции развития международной торговли сырьевыми товарами
1. Место России в международной торговли сырьевыми товарами
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

       Россия  интегрируется в глобальный рынок  на весьма неблагоприятных условиях. Ее доля в мировом ВВП, при удельном весе численности россиян в населении  мира в 3%, упала до 2%, а в мировых  торговых и финансовых отношениях - еще ниже. Сокращается доля РФ в мировой торговле.

       В настоящее время рейтинг РФ как  субъекта мирохозяйственных связей продолжает снижаться, а степень  зависимости ее экономики от мирового рынка постоянно возрастает. По каналам  экспорта на мировой рынок поступает  от 20 до 90% национального производства сырьевых товаров и полуфабрикатов. В первые годы рыночных реформ динамика внешней торговли еще поддерживалась быстрым наращиванием вывоза продукции ТЭК и других базовых отраслей, не востребованной внутренним рынком, что обеспечивало шаткое равновесие в экономике и позволяло за счет валютных и финансовых доходов решать острые хозяйственные проблемы. Неудовлетворительна и структура товарооборота: 2/3 экспорта приходится на минеральные продукты, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, продукцию химии, каучук. В то же время в структуре экспорта доля машиностроительной продукции продолжает оставаться на довольно низком уровне (10,6%). Экспортируемые за рубеж машины и оборудование в основной массе представлены ядерными реакторами, транспортными средствами, летательными аппаратами, военной техникой. Такое положение является свидетельством общего кризисного состояния и низкого уровня конкурентоспособности российской промышленности. За годы реформ не произошло существенного облагораживания экспорта, наоборот, сырьевая специализация страны закрепляется.

       Экономика России, обладая крупными сырьевыми, производственными, интеллектуальными  и трудовыми ресурсами, а также  потенциально емким внутренним рынком, вполне самодостаточна для развития с опорой на собственные силы. Основа другого подхода - иностранные инвестиции и кредиты, привлечение мощных зарубежных ТНК, которые обеспечат не только необходимую финансовую поддержку, но и новейшие технологии, привнесут передовые методы маркетинга и менеджмента. Нам представляется, что оба подхода страдают некоторыми упрощениями и неадекватны сложнейшим условиям глобализирующейся мировой экономики.

       Возрождение реального сектора российской экономики  в этих условиях, по мнению многих специалистов, может быть осуществлено посредством расширения и укрепления экономических, научно-технических, культурных связей с мировым сообществом, максимального использования в своих интересах тех новых маркетинговых возможностей, которые открываются процессами глобализации, в первую очередь в тех российских регионах, которые привлекательны для иностранных предпринимателей высоким уровнем своего экономического, в частности экспортного, потенциала. 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Набор инструментов для реализации внешнеэкономической  политики довольно ограничен. Традиционно наибольший приоритет отдавался тарифной политике. Однако в текущих условиях при принятии решений защитная функция тарифных методов с одной стороны сильно преувеличена, с другой - на практике малоэффективна, т.е. не выполняет защитные функции в той мере в какой это предполагается при принятии решений.

       С этой точки зрения очевидна необходимость  приведения таможенных процедур в соответствие с реальными возможностями государства. Таможенные процедуры должны совершенствоваться в направлении унификации тарифов и упрощения таможенного оформления и контроля товаров, что не будет противоречить фискальным функциям импортных тарифов.

       Другая  причина целесообразности этого  заключается в том, что в международной  практике тариф используется, как правило, в рамках специальных защитных мер, и может поддерживать лишь отдельные потенциально конкурентоспособные производства, успешные производства, находящиеся в стадии становления, и отрасли, имеющие стратегическое значение, в том числе с социально-экономической точки зрения (обеспечение занятости при невозможности альтернативных решений ).

     Основным  инструментом защиты внутреннего рынка  должны стать меры, направленные прежде всего на формирование здоровых и  разумных условий конкуренции. Применение антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер позволит обеспечить "избирательную" защиту интересов национальных производителей в случаях нарушения нормальной конкурентной ситуации из-за наносящего ущерб импорта. Процедуры введения таких мер должны быть простыми и основанными на ясных и хорошо известных критериях. Применение других нетарифных мер регулирования импорта, таких, как стандарты, требования к упаковке, маркировке и аналогичных им должно быть связано исключительно с требованиями безопасности, защиты жизни и здоровья. Должны быть четко разделены функции разработки торговой политики и функции применения мер, включая меры на таможенной границе (и некоторых других административных решений).

     У России есть все необходимые предпосылки  для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).

     Во  внешней торговле особое значение должно предаваться созданию благоприятных  условий для привлечения иностранных  инвестиций. Наша страна должна принимать меры, чтобы стать более предсказуемой для внешнего инвестирования.

В области экспорта приоритетным направлением должна стать  поддержка высокотехнологичного и  наукоемкого экспорта.

Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России.

     Кроме этого, Россия должна получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, во и играет важную роль, удерживания страны от произвольных односторонних действий.

     Россия  должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность  продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.

Россия должна бороться за равноправие на мировом  рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

     1. Иванов В. В., Соколов Б. И.  Деньги. Кредит. Банки. М.: Проспект, 2003.  

     2. Злобина Л. А. Деньги. Кредит. Банки:  Учебное пособие. М.: МГУП, 2002.  

     3. Ковалев В. В. Финансы. М.: Проспект, 2003.  

     4. Дробозина Л. А. Финансы. М.: ЮНИТИ, 2003.  

     5. Чернова Е. Г. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие. СПб.: Издательство  Санкт-Петсрбургского университета, 2000. 

     6. Лушина С. И., Слепова В. И.  Финансы. М: РЭА, 2000.  

     7. Ковалева А. М. Финансы и  кредит: Учебное пособие. М.: ФиС, 2000.  

     8. Абрамова М. А., Александрова Л.  С. Финансы, денежное обращение,  кредит: Учебное пособие. М.: Институт  международного права и экономики, 1996.  

     9. Свиридов О. Ю. Финансы, денежное  обращение, кредит: Учебное пособие.  Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 

     10. Жукова Е. Ф. Деньги, кредит, банки.  М: ЮНИТИ, 2001. 

     11. Н.В.Колчина. Финансы предприятий.  М: ЮНИТИ, 1998. 

     12. Баринов Е, А., Хмыз О. В. Рынки: валютные и ценных бумаг. М.: Экзамен, 2001.  

     13. Кидуэлл Д. С, Петерсон Р.  Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые  институты, рынки, день-i. СПб.: Питер, 2000.  

     14. Эбке В. Международное валютное  право. М.: Международные отношения, 1997. 

     15. Красавина Л. Н. Международные валютные и кредитные отношения. М., 2001. 

     16. Харрис Л. Денежная теория. М.: Прогресс, 1990.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика России