Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:08, реферат
Недостатки в системе регулирования внешнеэкономических связей, неадекватная структура капиталовложений, слабость институциональной структуры - все это отрицательно влияет на показатели макроэкономической стабильности. Внешнеэкономическая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда.
1. Введение. 2.
2. Понятие, сущность и принципы внешнеэкономической политики. 3.
3. Цели и задачи внешнеэкономической политики России. 5.
4. Правовые основы и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности. 7.
5. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности. 9.
6. Заключение. 13.
7. Список используемой литературы. 14.
План.
1. Введение. 2.
2. Понятие, сущность
и принципы
3. Цели и задачи
внешнеэкономической политики
4. Правовые основы и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности. 7.
5. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности. 9.
6. Заключение. 13.
7. Список используемой
литературы. 14.
В связи с переходом России к рыночной экономике особенно остро перед страной стояла задача создания системы регулирования внешнеэкономических связей, соответствующей принятой в настоящее время в мире. Сложность решения этой проблемы состояла в том, что к 90-м годам прошлого века Россия подошла, не имея сложившейся системы внешнеэкономической политики. В результате следствием принятых в то время законодательных актов о либерализации внешнеэкономических связей стало возникновение неуправляемой торговли, что отнюдь не способствовало решению стоявших перед страной задач реформирования внутренней экономики, ее адаптации к требованиям современного рынка.
В то же время практика многих стран мира доказала непосредственную связь осуществления макроэкономических реформ с реформами внешнеэкономической политики. Для повышения конкурентоспособности и динамики экономического развития необходимо использование максимально эффективных средств регулирования внешнеэкономической деятельности, а также достижение большей открытости национальной экономики.
Недостатки
в системе регулирования внешнеэкономических
связей, неадекватная структура капиталовложений,
слабость институциональной структуры
- все это отрицательно влияет на показатели
макроэкономической стабильности. Внешнеэкономическая
политика предполагает целенаправленные
действия государства и его органов по
определению режима регулирования внешнеэкономических
связей и оптимизации участия страны в
международном разделении труда.
Понятие, сущность и
принципы внешнеэкономической
политики.
Внешнеэкономическая политика (ВЭП) — это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей (ВЭС) и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВЭП являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, ВЭП решает и задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.
Основные средства осуществления внешнеэкономической политики: таможенно-тарифная система и нетарифные барьеры, регулирование движения капитала и валютного курса, эмиграция и иммиграция рабочей силы, торговля ценными бумагами и др.
Важнейшая составная часть внешнеэкономической политики - внешнеторговая политика.
Внешнеторговая политика государства - это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира. Исторически известны два основных её направления: протекционизм и фритредерство (от англ. free trade - свободная торговля).
Протекционизм направлен на защиту собственной промышленности или сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, для чего используются таможенные тарифы и др. барьеры, призванные не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. Протекционизм был характерен для периода формирования капитализма. В противоположность этому политика свободной торговли (фритредерство) предполагает отмену различного рода ограничений на пути иностранных товаров. Для политики свободной торговли характерны низкие таможенные пошлины или полная их отмена, ликвидация различных ограничений импорта и т. д. Но, хотя идеологи фритредерства и провозглашали принцип невмешательства государства в частнокапиталистическую деятельность, тем не менее, государство активно использовалось в борьбе за рынки, в частности внешние.
Важнейшей задачей государственного регулирования становится усиление международной конкурентоспособности "своих" предпринимателей; с этой целью национальное государство не только проводит мероприятия в области внешнеэкономических связей, но и принимает меры по форсированию накопления капитала, стимулированию технического совершенствования производства, формированию новых отраслей и видов производств. В эпоху НТР огромную роль в повышении национальной конкурентоспособности играет финансирование государством научных исследований, мероприятий по их внедрению в производство.
Цели и задачи внешнеэкономической политики России.
Основные цели и задачи государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России сформулированы в Федеральном Законе от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ (вступившего в силу с 18 июня 2004 года). "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
К важнейшим целям государственного регулирования относят обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиту экономических и политических интересов Российской Федерации.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
3) единство таможенной территории Российской Федерации;
4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);
5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры;
7) государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
13) единство применения
методов государственного регулирования
внешнеторговой деятельности на всей
территории Российской Федерации.
Правовые основы и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности.
Основы законодательной базы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности создавались в 90-е годы прошлого века. В них предусматривались не только меры по государственному регулированию внешнеторговой деятельности и защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, но и меры по регулированию иностранных инвестиций, другие законодательные акты.
Главные инструменты регулирования установлены Федеральными законами: от 8 декабря 2003г. №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 4 января 1999г. №4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ", от 9 июля 1999г. № 160-ФЗ " Об иностранных инвестициях в РФ", Таможенным кодексом РФ от 28 мая 2003г. №61-ФЗ.
Используются 4 основных инструмента воздействия:
Для регулирования ввоза и вывоза ресурсов используются такие инструменты, как налоги на импортные товары и единый курс национальной валюты. Регулирование дополняется системой валютного контроля.
Действующий механизм регулирования создает достаточные условия для реализации в сфере внешнеэкономической деятельности рыночных принципов – свободного предпринимательства и конкуренции. Но, сохраняя открытость экономики, государство может и должно использовать протекционистские меры.
Важным фактором, влияющим на внешнеэкономическую деятельность и экономическую ситуацию страны, является обменный курс рубля. Здесь возможны два варианта, которые условно можно охарактеризовать как политику "слабого" или "сильного" рубля. Сохранение "сильного" рубля повышает конкурентоспособность отечественных товаров, выгодно для экспортного сектора, но такая политика имеет ряд негативных последствий (в частности, консервирует неэффективную структуру экономики).
Инвестиционно-активная стратегия, ориентированная на модернизацию российской экономики, требует принятия стратегии "сильного" рубля. Однако при этом необходимо поддерживать соответствие между темпами укрепления рубля и скоростью осуществления преобразований в стране.
Для
повышения эффективности внешнеэкономической
деятельности большое значение имеет
либерализация валютного законодательства.
Закон "О валютном регулировании и валютном
контроле" предусматривает обязательную
продажу части валютной выручки резидентов
в размере 0 процентов суммы валютной выручки.
Обязательная продажа части валютной
выручки резидента в соответствии с настоящей
Инструкцией осуществляется по распоряжению
последнего непосредственно уполномоченному
банку либо через уполномоченный банк
на валютных биржах, на внебиржевом валютном
рынке, Центральному банку Российской
Федерации. Центральный банк РФ регулирует
валютный рынок, имея для этого достаточные
золотовалютные резервы.
Методы
регулирования
Политика государства в области внешней торговли осуществляется с помощью таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования.
Таможенно-тарифное регулирование заключается во введении экспортных и импортных таможенных пошлин для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений. Регулируя размер данных пошлин, государство тем самым оказывает влияние на ввоз и вывоз товаров в экономических интересах страны. На нежелательные товары устанавливаются высокие таможенные пошлины. На нужные экономике товары, наоборот, вводится благоприятный таможенно-тарифный режим. В экономике России регулирование основано на Таможенном кодексе Российской федерации и Законе Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993г. №5003-1(имеет изменения).
Таможенный тариф Российской Федерации - свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров. Этот один из старейших и важнейших инструментов внешнеэкономического регулирования выполняет следующие функции:
1) фискальную, т. е. обеспечивает пополнение доходной части бюджета;
2) защитную, т. е. защита отечественных производителей от чрезмерной конкуренции;
3) регулирующую, т.е. таможенный тариф позволяет регулировать ввоз и вывоз товаров.
Основными целями таможенного тарифа являются:
Информация о работе Основные принципы и задачи внешнеэкономической политики России