Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа
Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
Введение………………………………………………………………………………………....
Глава I. Конкуренция и модели рынков……………………………………………………
§1. Конкуренция и ее содержание……………………………………………………………...
§2. Модели рынка:………………………………………………………………………………
2.1 Совершенная конкуренция………………………………………………………….
2.2 Чистая монополия…………………………………………………………………...
2.3 Олигополия…………………………………………………………………………..
2.4 Монополистическая конкуренция………………………………………………….
Глава II. Влияние конкуренции на развитие экономики………………………………...
§1.Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме………………….
§2. Конкуренция в развитых странах и в современной России………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………......
Список используемой литературы…………………………………………………………..
4. Никаких искусственных
5. Каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах, и спросе на рынке.
Чистая конкуренция – рынок, где множество фирм продает стандартизированный товар; доступ свободен, индивидуальный продавец совершенно не способен контролировать цену продаваемого им товара, отсутствует неценовая конкуренция; рынок с очень большим числом покупателей
Где и когда возможна совершенная конкуренция?
На практике совершенная конкуренция встречается довольно редко, но это вовсе не означает, анализ такого рынка – лишь упражнение на развитие логики. Существует несколько отраслей более близких к чистой конкурентно модели, чем к любой другой рыночной структуре. Например, рынки многих сельскохозяйственных продуктов, рыбной продукции и т.д. Кроме того, совершенная конкуренция представляет собой исходную ситуацию, сравнивая с которой удобно обсуждать определение цен и объема продукции. К тому же функционирование чистой конкурентной экономики дает образец, или стандарт, с которым можно сравнивать реальную экономику и оценивать ее эффективность.
2.2
Чистая монополия
Общие
черты несовершенной
Подавляющее
большинство реальных рынков — это
рынки несовершенной
Предпосылками
несовершенной конкуренции
1. значительная
доля рынка у отдельных
2. наличие барьеров проникновения в отрасль;
3. неоднородность продуктов;
4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации
Критерием
несовершенной конкуренции
Чистая
монополия является единственным производителем
предметов потребления, у которой
нет ближайших заменителей.
Существует несколько серьезных барьеров для вступления в отрасль:
а) эффект масштаба;
б)
естественные монополии (отрасли, где
технологические условия
в) собственность на патенты и научные исследования;
г) владение или контроль над весьма важным сырьем;
д) нечестная конкуренция. Барьеры для вступления в отрасль, которые являются очень значительными в краткосрочном периоде, могут оказаться преодолимыми в долговременном периоде;
Чистая монополия – рынок, который отличают следующие черты: одна фирма здесь продает единственный в своем роде продукт (не имеющий близкого заменителя), доступ на него закрыт; действующая на нем фирма обладает значительным контролем над ценой на продаваемый его продукт; здесь может действовать, а может и не действовать ценовая конкуренция.
Монополист зачастую избегает высокие цены, потому что они влекут за собой прибыль меньшую, чем максимальная (при эластичном спросе). Совокупная прибыль есть разница между совокупным доходом и совокупными издержками. И то и другое в равной степени зависит от продаваемого количества продукции, от цены и от издержек на единицу продукции. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимальной прибыли на единицу продукции. Например: стремящийся монополист к прибыли скорее стал бы продавать 5ед., приносящие прибыль в 28руб. на единицу продукции (ради совокупной прибыли в 140руб.), чем 4ед., приносящие прибыль в 32руб. на единицу (ради совокупной прибыли только в 128руб.). Если же спрос на продукцию неэластичен, то в ряди случаев при одних и тех же издержках чистый монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить более выгодную цену, чем сделал бы конкурентный продавец.
Экономисты не сходятся во мнениях относительно того, насколько чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу. Некоторые полагают: чистая монополия прогрессивна, чем чистая конкуренция, потому что ее способность реализовать экономические прибыли обеспечивает финансирование научно-исследовательской работе. Другие, однако, доказывают, что отсутствие конкурирующих фирм и желание монополиста полностью использовать свое существование оборудование ослабляют стимул монополиста осуществлять нововведения.
При определенных условиях монополист мог бы быть в состоянии использовать свое рыночное положение более полно, и, таким образом, увеличить прибыли, назначая разные цены для разных покупателей. Поступая так, продавец занимается ценовой дискриминацией.
Ценовая дискриминация – продажа в один и тот же момент одного продукта разным покупателем по разным ценам, когда разница в ценах для разных покупателей не оправдана разными издержками производства этого продукта; ценовая практика объявлена преступной законом Клейтона в случае, когда она ограничивает конкуренцию.
Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по более чем одной цене и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Например: владельцы кинотеатров и площадок для гольфа меняют цены в зависимости от времени (более высокие цены вечером и в выходные дни, когда высокий спрос) и возраста (способность платить).
Монополист может увеличить свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией, при условии, если ему удается выделить покупателей на основе различной эластичности спроса и продукт или услуга не могут легко быть перемещены между изолированными рынками. При всех прочих равных условиях занимающейся дискриминацией монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.
В
большинстве чисто
2.3
Олигополия.
Структура рынка, при которой
несколько независимых фирм
Причинами, лежащими в основе развития олигополии, является:
1. Эффект масштаба, позволяющий сократить издержки на единицу продукции;
2. Барьеры для вступления: необходимость владения патентами и стратегическим сырьем, огромные расходы на рекламу;
3.
Преимущества слияния:
По типу продукции обычно различают чистую олигополию и дифференцированную (по продуктам) олигополию. Чистая олигополия - производящая однородный продукт . В этом случае цена товара на рынке примерно единая. Примером такого рынка является рынок цемента, продукции химической промышленности, сталелитейной и т.п. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения является дифференцированной. Цены товаров на таком рынке обычно распределяются по ценовым кластера - группам цен на однотипные, но неоднородные товары. Например, ценовые группы на автомобили разных классов.
Неопределенности, присущие ценообразованию в условиях олигополии, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимилизации общих прибылей, т.е. к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов.
Тайное соглашение может принимать ряд форм. Наиболее простой формой тайного сговора является картель. Картель – это формальное, в письменном виде или устном соглашение между фирмами об установлении цен не продукт, или об объеме производства индивидуальных фирм, или о географическом разделении рынка сбыта продукции.
Наиболее
известным успешно
Препятствиями тайному сговору служат следующие факторы:
1. Большое число фирм в отрасли делает сложным соглашение о ценах.
2.Мошенничество
одного или нескольких
3.
Возможность вступления в
4.
Спад деловой активности, сокращающий
рынки и вызывающий рост
5.Правовые предприятия: антитрестовское законодательство, запрещающее картели и некоторые воды тайного соглашения об установлении цен.
Лидерство в ценах представляет собой менее формальное средство тайного соглашения, при которых крупнейшая или наиболее эффективная фирма в отрасли предпринимает изменение цен, а другая фирма следует за ней.
Еще одной моделью ценового поведения олигополии является ценообразование по принципу «издержки плюс»4, или «накидки». Олигополисты, для того чтобы определить цену, оценивают свои издержки на единицу продукции при некотором плановом уровне производства и добавляют «накидку» в размере определенного процента.
Рыночные доли в олигополистических отраслях обычно определяются на базе неценовой конкуренции. Олигополисты придают особое значение неценовой конкуренции, потому что конкурентам достаточно сложно повторить рекламу и изменения продукта. Олигополисты часто имеют вполне достаточные финансовые ресурсы, для того чтобы финансировать неценовую конкуренцию.
По поводу экономической
2.4
Монополистическая
конкуренция
Своеобразным и широко распространенным типом несовершенной конкуренции, наблюдающемся практически во всех развитых странах, является, так называемая, монополистическая конкуренция. В известной, мере, она напоминает совершенную конкуренцию:
-
большое количество
- барьеры для входа на рынок и выхода с него минимальны;
-
каждая фирма воспринимает
Но все дело в том, что в условиях монополистической конкуренции не требуется присутствия сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно большого их числа, 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товара той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары (или услуги) группы одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. И почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.
Наличие большого количества производителей приводит к тому, что каждая фирма обладает значительно небольшой долей рынка и имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того практически исключается тайный сговор фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цены.
Информация о работе Влияние конкуренции на развитие экономики