Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2015 в 14:13, реферат
Конкуренция в экономике – процесс борьбы (соперничества) между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) или прибыли (производителей).
Соперничающими участниками являются производители (продавцы) и потребители (покупатели) товаров.
Конкуренция в экономике
Конкуренция в экономике – процесс борьбы (соперничества) между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) или прибыли (производителей).
Соперничающими участниками являются производители (продавцы) и потребители (покупатели) товаров. Лучшая реализация экономических интересов для продавцов будет означать получение в результате продажи товаров большего денежного дохода, а для покупателя – получение меньшими денежными затратами большего количества необходимых товаров и услуг. Конкуренция среди продавцов ведётся за деньги покупателей, а среди покупателей – за товары продавцов.
Конкуренция покупателей может вестись:
Конкуренция продавцов может вестись путём:
Положительные стороны конкуренции:
Отрицательные стороны конкуренции:
Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
б) при его потреблении:
Виды конкуренции
Внутриотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями одной отрасли за более выгодные условия производства и реализации товаров с целью получения большей прибыли.
Межотраслевая конкуренция — это борьба между товаропроизводителями разных отраслей экономики за наиболее выгодные условия (сферы) применение капитала.
Международная конкуренция — это конкуренция национальных и транснациональных экономических субъектов за наиболее выгодные условия производства и реализации экономических благ на мировом рынке.
Совершенная (свободная) конкуренция — это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.
Несовершенная конкуренция – способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым дополнительную прибыль.
Абсолютная монополия (гр, моно — один и "поло" — продаю) — это ситуация, когда на рынке существуют лишь один продавец и множество покупателей, которые не имеют выбора и поэтому вынуждены покупать необходимый товар по предложенной цене.
Монополистическая конкуренция — это такая ситуация на рынке, когда большое количество производителей предлагает подобную, но не идентичную продукцию, т. е. она базируется на дифференциации продукции.
Олигополистическая конкуренция (гр. "олигос" — мало) — это тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и реализацию основной массы товаров.
Ценовая конкуренция - конкуренция, связанная с непосредственным использованием цен для завоевания рынка и достижения лучших экономических условий сбыта.
Неценовая конкуренция - конкуренция, основанная на предложении товара более высокого качества, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.
Нечестная конкуренция - конкуренция, осуществляемая в рамках закона, но выходящая за пределы этических норм, деловых обычаев и правил. Тратроатрадиций
Честная конкуренция – это равенство конкурентов перед законом
Типы конкурентных рынков
В экономической теории различают четыре типа конкурентных рынков. Знание различий между ними имеет важное практическое значение: тип рынка подсказывает стратегию поведения на нем.
1. Рынок чистой конкуренции (совершенной
конкуренции). В отличие от остальных
типов рынков он в действительности никогда
не встречается в чистом виде: это абстрактная
модель, к которой реальная ситуация может
быть более или менее приближена.
Рынок чистой конкуренции предполагает
выполнение трех условий.
Во-первых, на таком рынке отсутствуют входные и выходные барьеры. Иными словами, ничто не мешает продавцу, обнаружившему, что условия для продажи его товара невыгодны, уйти с рынка и выйти на рынок другого товара.
На самом деде для входа на рынок любого товара необходимо обладать и кантатами, и специальными знаниями и навыками. Выход тоже бывает затруднен — сделанными капиталовложениями, взятыми обязательствами и т.п. Но «высота» барьера для разных товаров различна.
Барьеры на конкретных рынках могут быть достаточно низкими, что приближает их к идеальной модели.
Во-вторых, на рынке чистой конкуренции предполагается качественная однородность одноименных товаров, т.е. названием товара все о нем и о его качестве уже сказано (бракованный товар просто не имеет права так именоваться).
Третье условие — абсолютная информированность продавцов и покупателей о предложении и ценах на рынке данного товара в данный момент.
Если все эти условия будут соблюдены, то для всех продавцов на рынке устанавливается единая равновесная цена, на которую ни один из них влиять не в состоянии. Повышать качество здесь не имеет смысла: все равно покупатель больше не заплатит.
Фактически на таком рынке конкуренция
отсутствует, хотя и возможно более быстрое
обогащение благодаря низким индивидуальным
издержкам (при одинаковой у всех цене)
или случайным предпочтениям потребителей.
2. Рынок чистой монополии. На рынке имеется
один поставщик товара. Монополист не
связан средней ценой, он может назначать
любую цену или поставлять на рынок любое
количество товара, но делать то и другое
одновременно он не может: при высокой
цене общий спрос на товар сократится
даже при отсутствии конкурентов. Цена
при этом может быть как монопольно высокой,
обеспечивающей сверхприбыли, так и заниженной
в целях борьбы с конкурентами. Монополист
диктует также качество товара, поскольку
у потребителя нет выбора.
Существуют разные пути создания монополий:
• обладание ограниченным ресурсом (или
патентом);
• вытеснение или поглощение конкурента;
• образование монополистических объединений
— картелей (соглашение о ценах, рынках
сбыта, объемах производства, распределении
прибыли по определенному товару), синдикатов
(в дополнение к функциям картеля — объединенное
снабжение и сбыт при сохранении производственной
самостоятельности), трестов (производственной
самостоятельности, возможны как одноотраслевые,
так и комбинированные тресты), концернов
(многоотраслевые объединения, включающие
производственную, банковскую, инфраструктурную
деятельность при значительной производственной
и даже коммерческой самостоятельности
в рамках единой стратегии);
• официальное создание монополии, обычно
государственной, применяется в отраслях
так называемой естественной монополии,
где конкуренция по каким-то причинам
нежелательна.
Монополия создает входные барьеры, мешающие
проникновению на рынок новых конкурентов.
Такими барьерами могут служить:
• законодательство, защищающее государственную
монополию;
• патенты, права собственности на уникальный
ресурс;
• экономия от масштаба, т.е. вытекающая
из больших масштабов деятельности и недоступная
конкурентам эффективность производства;
• политика низких или даже демпинговых
цен (т.е. ниже себестоимости, лемпинг относится
к числу методов недобросовестной конкуренции
и преследуется государством, но фактически
осуществляется сплошь и рядом);
• авторитет у потребителя благодаря
завоевавшей известность торговой марке,
рекламе и т.п.
Однако большинство барьеров нельзя считать непреодолимыми. Бороться с монополистом трудно, но при наличии определенных конкурентных преимуществ возможно (классический пример — фирма "Apple, сумевшая завоевать значительную долю рынка компьютеров в борьбе с монополией IBM).
Фирмы, которые не чувствуют достаточной силы для конкуренции с монополистом, должны избрать другую стратегию — найти на рынке такую нишу, на которую монополист не претендует и даже, возможно, заинтересован, чтобы в ней существовали мелкие производители.
Имеется ряд соображений в пользу поощряемой государственной монополии. В некоторых отраслях конкуренция означала бы дублирование затрат на дорогостоящее основное оборудование. Еще существеннее то, что некоторые отрасли настолько важны для общества в целом, что требуют централизованного управления (круг таких отраслей может то расширяться, особенно в чрезвычайных обстоятельствах, например во время войны, то сужаться).
Вместе с тем гораздо более важны соображения
против монополии;
• большая свобода ценовой стратегии
для монополиста оборачивается ущемлением
интересов потребителя;
• при отсутствии давления конкурентов
ничто не мешает снижать качество продукции,
это неизбежно приводит к застою.
Эти соображения настолько важны, что в государствах с развитой рыночной экономикой обычно проводится специальная антимонопольная политика, включающая соответствующее законодательство.
Разновидностью монополии является монопсония — ситуация, когда на рынке имеется одни крупный покупатель, диктующий цены и качество множеству мелких продавцов. Таким покупателем могут быть, например, мощная торговая фирма или машиностроительный завод, покупающий металлические изделия у ремесленников.
3. Олигополистический рынок, т.е. разделенный
между небольшим числом
Известны два типа олигополии. Олигополия первого рода означает, что все фирмы выпускают практически идентичную продукцию. Типичный пример — рынок алюминия, да и других металлов. Как это ни парадоксально, эта ситуация имеет нечто общее с чистой конкуренцией (соблюдены второе и третье условия). Но, конечно, о единых ценах не может быть и речи хотя бы из-за больших различий в издержках (транспортные сырьевых, энергетических, трудовых) и капитальных затратах.