Влияние государства на экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:30, доклад

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить? " одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния.

Файлы: 1 файл

ГРЭ1.docx

— 26.63 Кб (Скачать)

Филиал Научно-Исследовательского Университета нефти и газа им. И.М.Губкина  в г. Ташкент

 

 

«Отделение экономических  дисциплин»

 

 

по дисциплине:

«Государственное  регулирование экономики»

на тему:

«Влияние государства  на экономику»

 

Подготовил:

студент 3 курса гр. ЭУ-09-01

Аннамурадов Сухроб

Приняла:

доцент, к.э.н. Отакузиева З.М.

 

Ташкент 2011

 

Проблема  государственного вмешательства в  экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это  экономика или же распределительная. В распределительной экономике  все проще: государство берет  на себя все права и обязанности  по производству и распределению  товаров и услуг. То есть о регулировании  говорить не приходится: государству  просто некого регулировать. В таком  случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить? " одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Вмешательство государства  в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи  рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство  берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества  предпринимателей, для эффективной  конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.

Участие государства  в экономической жизни диктуется  еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение  дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему  также принадлежит сфера фундаментальных  научных разработок. Это необходимо потому, что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно  дорого и, как правило, не приносит быстрых  доходов. Поскольку рынок не гарантирует  право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать  меры по сокращению безработицы.

В целом государство  реализует политические и социально-экономические  принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства  в рыночной экономике проявляется  через следующие важнейшие функции:

а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и  принимает законы, регулирующие предпринимательскую  деятельность, определяет права и  обязанности граждан;

б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую  и кредитно-денежную политику для  преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного  уровня цен и национальной валюты;

в) социально-ориентированное  распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших  областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается  в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли  при конкуренции, то есть в так  называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

Естественная монополия  существует в тех случаях, когда  одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые  за счет масштаба.

Это характерно для  предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.

Для обеспечения приемлемого  поведения таких монополий могут  использоваться два варианта: государственная  собственность и государственное  регулирование.

Для естественных монополий  обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним  валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия  к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого  регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем  регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где  это не приводит к снижению эффективности  производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Большое количество антимонопольных  законов и различных уточнений  к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу применением нечестной  конкуренции, что вызовет банкротства  мелких производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко  и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе  и много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные  законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов  конкурентной борьбы. Если это условие  не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы  делать свое предприятие более сильным  и выпускать больше продукции.

Таким образом, государство  выступает в роли арбитра, который  избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями  и конкурентными отраслями. В  различные периоды истории для  различных стран это соотношение  было разным, корректируемым под особенности  развития экономики, и государство  должно умело и эффективно использовать этот механизм.

Государство оказывает  воздействие на рыночный механизм через  свои расходы, налогообложение, регулирование  и государственное предпринимательство.

Государственные расходы. 0считаются одним из важных элементов  макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами. Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

Другим важным инструментом государственной политики является налогообложение.  Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются  различные виды налогов. Одни из них  носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем  в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов  в бюджет попадают значительные суммы.

Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности  налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

  • пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
  • регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
  • прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог).

Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивный  налог, однако процентное повышение  налога не должно быть значительным, чтобы  не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно - к большим заработкам. Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как  они в большинстве случаев  перекладываются на потребителей, в  доходе которых одна и та же сумма  занимает различную долю.

Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы  обеспечить потребности бюджета  и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком  высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация.

Государству не хватает  средств, оно повышает налоги, предприниматели  все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резонно  понизить налоги. Это уменьшит стимулы  к неуплате, сделает 3честное 0предпринимательство  более прибыльным, приведет к большим  доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.

Государственное регулирование. 0призвано координировать экономические процессы и увязывать частные и общественные интересы. Оно осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства.

Изменяя налоговые  ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или  увеличение объема производства.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо предприятиям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для формирования общественного капитала (инфраструктуры). На основе субсидий может оказываться поддержка и в сфере науки, образования, подготовки кадров, и в решении социальных программ. Существуют также и специальные, или целевые субсидии, которые предусматривают расходование средств бюджета по строго определенным программам. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые невозможно покрыть по рыночных ценах.

Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях, где  хозяйственность противоречит природе  частных фирм или же требуются  огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства  состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства  состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических  задач, таких как обеспечение  необходимых темпов роста, сглаживание  циклических колебаний, поддержание  занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма  регулирования обеспечивает поддержку  малорентабельных предприятий и  отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Очевидно, что современная  рыночная система немыслима без  вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда  рано или поздно встает вопрос о  разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для  регулирования. Например, недопустимы  любые действия государства, разрушающие  рыночный механизм (тотальное директивное  планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.).

Информация о работе Влияние государства на экономику