Влияние конкуренции на развитие экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 16:35, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решений относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………....
Глава I. Конкуренция и модели рынков……………………………………………………
§1. Конкуренция и ее содержание……………………………………………………………...
§2. Модели рынка:………………………………………………………………………………
2.1 Совершенная конкуренция………………………………………………………….
2.2 Чистая монополия…………………………………………………………………...
2.3 Олигополия…………………………………………………………………………..
2.4 Монополистическая конкуренция………………………………………………….
Глава II. Влияние конкуренции на развитие экономики………………………………...
§1.Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме………………….
§2. Конкуренция в развитых странах и в современной России………………………………
Заключение…………………………………………………………………………………......
Список используемой литературы…………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА(оригинал).doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Все вновь присоединившиеся страны составляют лишь 5% экономики Европейского союза, однако, их влияние на Европу в целом во много раз больше, особенно на уровне предпринимательства и регулирующих норм. Один из примеров — фиксированный подоходный налог, который сначала появился в Балтии, а затем был заимствован другими странами, в частности Словакией, и теперь внедряется далее по всей Европе.

     Конкуренция влияет на развитие экономики двумя различными, но взаимодополняющими способами:

       1)путем быстрой реорганизации отдельных компаний и использования дополнительных возможностей, которые предлагаются новыми странами-членами Европейского союза.

     2)путем изменения правительствами режимов регулирования в ответ на подобные перемены, которые были осуществлены в других странах. Возможно, иногда они делают это с некоторой неохотой, но сегодня не существует реальной альтернативы вступлению в новую гонку реформ..

     Возникновение Европейского союза, который сегодня  объединяет 25 стран и 450 млн. граждан, будет и в дальнейшем способствовать значительным и многообещающим мирным переменам во всей Европе. По мере своего расширения Европейский союз потенциально способен превратиться в интегрированную и открытую экономику, охватывающую почти 1 млрд. человек.

     26 октября 2006 года вступил в силу  Федеральный закон «О защите  конкуренции», который вводит в  правовое поле взаимоотношения  бизнеса, государства и потребителей в области защиты конкуренции. Практическое применение Закона и его эффективность  требует обсуждения ведущими эксперта предпринимательского сообщества, представителями крупного бизнеса, законодателями и органами исполнительной власти.

     Ежегодная аналитическая конференция «Конкуренция: стратегия, тактика, модели, обучение»  является рабочей площадкой для  построения эффективного диалога представителей деловых кругов России, органов государственной  власти, образования и науки5.

     На  конференции предполагается обсудить широкий круг вопросов теории и практики конкуренции, результаты научных и прикладных исследований в области повышения конкурентоспособности российского бизнеса, развитие образовательных программ, направленных на формирование профессиональных компетенций в сфере конкурентного поведения на рынке.

     В рамках конференции предполагается проведение дискуссий по ключевым проблемам:

     - Конкурентоспособность и модели  конкурентного поведения компаний;

     - Государственная конкурентная политика  и антимонопольное регулирование рынков;

     - Формирование профессиональных  компетенций в сфере конкурентного  поведения;

     - Информационное сообщение о расширенном  заседании совместной рабочей  группы Федеральной службы по  интеллектуальной собственности,  патентам и товарным знакам и Федеральной антимонопольной службы России с привлечением общественности и предпринимательских кругов.

     5 сентября 2006 г. состоялось расширенное  заседание совместной рабочей  группы Федеральной службы по  интеллектуальной собственности,  патентам и товарным знакам и Федеральной антимонопольной службы России с привлечением общественности и предпринимательских кругов.

     Впервые два органа исполнительной власти совместно  с общественными организациями  и предпринимательскими кругами  объединили свои усилия и, проанализировав факты недобросовестной конкуренции, выработали пути решения по их предотвращению.

     Предметом серьезного разговора стало увеличение количества случаев, которые Федеральная  антимонопольная служба России квалифицирует  как случаи недобросовестной конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов по использованию товарных знаков. Обсуждалось возросшее количество регистраций товарных знаков и промышленных образцов, которые впоследствии хозяйствующие субъекты используют не с целью производства новых товаров и услуг, а с целью заблокировать деятельность конкурента. Также была затронута проблема увеличения числа патентных споров, которые потом переносятся в суды и тянутся долгие годы, отчего стороны несут значительные убытки, а в результате проигрывает всё общество.

     По  итогам заседания был принят итоговый документ «Развитие механизмов предотвращения недобросовестной конкуренции при использовании товарных знаков и промышленных образцов», в том числе предусматривающий совершенствование нормативных правовых документов и методических рекомендаций, направленных на предотвращение случаев недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности. .

           В работе заседания приняли участие представители Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Роспатента, ФАС России, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства, Общероссийской общественной организации, Ассоциации российских патентных поверенных, Российской ассоциации владельцев товарных знаков, других общественных организаций и предпринимательских кругов.

     Участники заседания отметили, что его актуальность обусловлена наличием значительного количества дел, относящихся к административным и судебным спорам между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, использующими в конкурентной борьбе полученные ими права интеллектуальной собственности, в том числе и в целях недобросовестной конкуренции. При этом подчеркивалось, что современное законодательство России предоставляет широкие возможности для формирования цивилизованных отношений на товарных рынках в рамках добросовестной конкуренции с использованием товарных знаков и промышленных образцов. Вместе с тем анализ рассматриваемых конфликтов позволяет сделать вывод о том, что не редко причинами их возникновения являются ошибки экспертизы, в том числе обусловленные несовершенством нормативной правовой и методической базы экспертизы заявок на товарные знаки и промышленные образцы, которая не во всем отвечает уровню развития конкуренции в современных условиях.

     На  заседании были выработаны следующие  предложения, направленные на повышение  эффективности мер по предотвращению недобросовестной конкуренции при использовании товарных знаков и промышленных образцов:  

      1. ФАС России совместно с Роспатентом  разработать проект регламента  взаимодействия ФАС России и  Роспатента по установлению факта  недобросовестной конкуренции при  осуществлении действий, связанных с регистрацией товарного знака, в целях регламентации применения норм подпункта 4 пункта 1 статьи 28 Закона о ТЗ, а также пункта 2 статьи 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (статьи 14 Федерального Закона «О конкуренции»). Отразить в регламенте положение о привлечении в необходимых случаях отраслевых союзов и потребительских ассоциаций к установлению фактов, относящихся к недобросовестной конкуренции.

Срок  – 2007 г. 

      2. Роспатенту, ФАС России совместно  с общественным организациям  активизировать деятельность по  информационно-разъяснительной работе  с хозяйствующими субъектами  по вопросам пресечения недобросовестной конкуренции при регистрации и использовании объектов интеллектуальной собственности, а также по пропаганде третейских процедур разрешения споров. 

  3. Роспатенту, ФАС России с привлечением компетентных общественных организаций регулярно проводить мероприятия по обсуждению наиболее актуальных вопросов, связанных с пресечением недобросовестной конкуренции при регистрации и использовании товарных знаков и промышленных образцов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Сегодня можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому.

    Положительные черты конкуренции очевидны. При  наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг.

    Так же хотелось бы отметить, что чистая конкуренция, равно как и чистая монополия являются по своей сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии. Стоит отметить, что отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополии в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы в пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

    Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции  имеют своих сторонников и  противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей. Стоит заметить, что Россия обладает достаточным научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами (в четыре раза богаче США), чтобы разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно уходить с характерного для россиян 127 места в мире по конкурентоспособности.

     Решающую  роль в создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

 

Список  использованной литературы.

1. Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России». - Мировая экономика и   международные отношения. 1999. №1. С. 25-31.

2.А Никифоров. Изменения в законе "О конкуренции..." и борьба с установлением   монопольных цен. - Вопросы экономики, 1995, №11

3. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. - СПб, 2000, - 284 с.

4. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. - М.: Республика, 2007. - 400 с.

5.Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям/Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. - М.:ИТД "КноРус", 1999. - 544 с.

6. Портер М. Международная конкуренция. Перевод с англ. – М.: “Международные                                                        отношения”, 1993. – 400 с.

7. Р. Нуреев. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное                законодательство. - Вопросы экономики, 1995, №12.

8. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополии на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. – 101 с.

9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. -М.: Дело,2001.

10. Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике.- Вопросы экономики №2. 2002. – с.23-26.

11. Экономическая теория: Учебник./ Под общей ред. Чепурина М. Н и Киселевой Е. А. –Киров: «АСА», 2006 г.-832 с.

12. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп., издательство "ГНОМ-ПРЕСС", 1998. - 384 с 
 
 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Влияние конкуренции на развитие экономики