Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 23:27, курсовая работа
Буквально несколько десятилетий назад современную глобализацию знали и обсуждали лишь очень узкий круг специалистов, то сегодня её проблемы обсуждают почти все, даже самые «ленивые» жители планеты. Уже несколько лет проблема глобализации находится в центре внимания аналитиков всего мира.
Этот коренной исторический сдвиг в общественном сознании и поведении, конечно же, вовсе не является результатом деятельности СМИ, хотя не следует принижать их роль в формировании информационного поля вокруг процессов глобализации. Указанный сдвиг, несомненно, связан с самим характером современной глобализации, с её темпами и формами, глубоко затрагивающими жизненные интересы всех людей, всех народов и государств, всей мировой цивилизации
Влияние глобализации на экономику Украины.. 4
Глава 1. Глобализация. Сущность, признаки и причины глобализации. 4
1. 1 Понятие глобализации. 4
1.1.1. Подходы к оценке глобализации. 6
1.2. Происхождение глобализации. 6
1.3. Особенности глобализации. 9
1.3.1. Факторы глобализации. 9
1.3.2. Формы проявления глобализации. 11
1.3.3. Проблемы глобализации. 11
Глава 2. Влияние глобализации на экономику. 13
2.1. Характерные черты, показатели и предпосылки глобализации. 14
2.1.1. Характерные черты глобализации. 14
2.1.2. Показатели степени интеграции в экономику. 15
2.1.3. Предпосылки глобализации. 15
2.2.Глобализация в цифрах. 16
2.3. Экономические процессы в глобализации. 21
2.3.1. Положительные стороны глобализации экономики. 21
2.3.2. Отрицательные стороны глобализации экономики. 23
Глава 3. Влияние глобализации на экономику Украины.. 24
3.1. Украина на мировой арене. 24
3.2.Стратегии Украины в глобальном окружении. 29
3.3. Украина и ВТО.. 31
3.4. Структурные преобразования Украины на пути к глобализации. 33
Заключение. 36
Списоклитературы.. 37
5. Значительный рост прямых
«Столкновение цивилизаций» заключается во фрагментации мира, неминуемой из-за существования особенностей цивилизации и культурных различий. Определяющими являются культурные, национальные и религиозные факторы.
Вестернизация, «макдональдизация» - гомогенизация культур, созданная транснациональными корпорациями под флагом модернизации. К примеру, ресторан «МакДональдс» и большинство его макдональдизированных производных являются продуктами американского общества, которые стали предметом агрессивного экспорта. Сегодня фирма «МакДональдс» открывает в других странах намного больше новых отделений, чем в США, и больше половины прибыли, полученной фирмой, она получает не в США. Хотя этот ресторан и пользуется популярностью во всем мире, но в это же время он сталкивается с протестами со стороны интеллектуалов и общественных лидеров. «МакДональдс» и много других макдональдизированных сфер бизнеса распространились во всем мире, но продолжают сохранять свой американский фундамент и свои американские корни.
Гибридизация представляет собой широкий спектр межкультурных влияний обеих сторон, которые приводят как к взаимному обогащению, так и к возникновению новых культурных традиций.
1.3.2. Формы проявления глобализации
Глобализация прослеживается в тенденции увеличения открытости и взаимозависимости экономик, хозяйственно-технологическом сближении стран, интенсификации интеграционных процессов, развитии межконтинентальной интеграции. А также глобализация является и становлением единого мирового производства на основе размещения разных составных производственно-сбытового процесса в разных странах и интенсификации планетарной деятельности хозяйственных глобальных комплексов. Она же проявляется посредством образования новых экономических субъектов (ТНК, региональных объединений, международных организаций) и новых форм рыночного поведения (глобальных стратегий, методов борьбы с конкуренцией, глобальных сетей, объединений). Международное движение циклических колебаний экономики, биржевых, валютных, финансовых кризисов, сближение процентных ставок, внутренних и мировых цен – тоже формы проявления глобализации. В том числе унификация ведения бизнеса, формирование новой системы глобального управления, увеличение количества наднациональных структур регулирования мирового хозяйства, информационно-культурное сближение народов, распространение единых жизненных стандартов, унификация нравов, ценностей, быта, принципов и норм поведения, универсализация культуры. Глобализация – это также формирование специфических интересов, нарушение равновесия в мировой экосистеме и заострение глобальных проблем.
1.3.3. Проблемы глобализации
Среди проблем, с которыми столкнулось общество в условиях глобализации, проблемы экологического кризиса и духовная бедность. Антиглобалисты полагают, что вследствие запредельной эксплуатации ресурсов планеты, началось массовое разрушение условий жизни на Земле. Транснациональные корпорации бесконтрольно эксплуатируют природные ресурсы развивающихся стран. В то же время на территорию этих стран переводятся экологически грязные технологии.
Несмотря на создание крупных производительных сил, продуктивное накопление богатства в развитых странах, извечное противоречие между крупными собственниками средств производства, капитала, с одной стороны, и не собственниками средств производства, наемными работниками, трудящимися, с другой стороны, не только не снимается, а наоборот обостряется. Угрожающими становятся рост безработицы, бедность, инфляция, циклический характер производства, наличие устойчивых социальных групп, выпавших из нормальной общественной жизни. В условиях глобализации гигантский разрыв в условиях жизни увеличивается.
Глобализация не предусматривает значительного ослабления милитаризации и высвобождаемые ресурсы из этой области не направляются в развивающиеся страны для их развития, поэтому не все человечество приветствует и поддерживает её.
Глобализацию можно рассматривать как стирание границ между цивилизациями. В этой социальной реальности отразились и интенсификация международных экономических, политических, социальных и культурных связей, и триумф американской системы ценностей, и технологическая революция. А также неспособность государств самостоятельно преодолеет глобальные проблемы (демографические, экологические, соблюдение прав человека, распространение ядерного оружия), которые требуют совместных усилий.
Глава 2. Влияние глобализации на экономику
В последние два десятилетияпроисходит уплотнение пространства и времени в глобальных масштабах, взаимное сближение самых отдаленных и различных стран, народов регионов. Мировое хозяйство как сложный, хрупкий организм, в котором всегда было нелегко поддерживать баланс сил и интересов, все больше предстает как неделимое глобальное целое, в котором постоянно формируются и протекают разноплановые и разнонаправленные процессы.
С начала 90-х годов количество книг и статей, относящихся к глобализации, стало мгновенно увеличиваться, и сегодня подавляющее большинство экономистов считает, что хозяйственная глобализация является наиболее значимым социальным процессом конца ХХ века.
Глобализация – это переход от экономик отдельный стран к экономике международного масштаба.
Глобализация экономики – это «сложный, многогранный процесс качественных преобразований интеграционных процессов в мировой экономике на основе увеличения объемов и ускорения международных перемещений товаров, услуг, капитала, широкого развития новых информационных технологий, глобальных телекоммуникационных сетей и т.д.» [3; с.533]
Это доминирующая составляющая глобализации, закономерная тенденция интеграции мирового пространства в единое экономическое пространство.
Сегодня в мире, превратившемся в одну большую деревню, промышленное производство носит международный характер, и деньги быстро и беспрепятственно текут из одной страны в другую. В сущности, торговле границы не помеха. При этом многонациональные корпорации сосредотачивают в своих руках огромную власть, а деятельность анонимных инвесторов может либо способствовать материальному процветанию, либо приводить к экономическому упадку в любой точке земного шара.
Значимость процесса глобализации на различных уровнях демонстрирует тот факт, что наибольшим достижением деловой жизни XX-XXI вв. стал подъем и развитие глобальной торговли.
2.1. Характерные черты, показатели и предпосылки глобализации
2.1.1. Характерные черты глобализации
Глобализация может проявляться как в формировании общего научно-информационного пространства, глобальной информационной инфраструктуры, мировой коммуникационной сети и технологических макросистем в сфере производства, транспорта, связи, так и в интенсификации международных трансакций, установлении глобальных рынков рабочей силы, товаров, информационных технологий на основе постепенного демонтажа торговых барьеров. А также формой её проявления может быть подписание многосторонних торговых соглашений или бурный рост мирового финансового рынка, который функционирует в режиме реального времени, кроме того, глобализация может проявляться в резком увеличении объемов и скорости передвижения капиталов, интенсификации глобальных финансовых операций.
Благодаря развитию электронных технологий и инновационных способов связи мировая финансовая система превратилась в постоянно действующую глобальную сеть, в рамках которой так называемые электронные деньги быстро перемещаются в любую точку мира, пересекая киберпространство и много раз изменяя направление. Отличительной чертой глобализации стала финансовая революция, связанная с «эквитизацией» мировой экономики ( от английского equities – акции) на основе расширения глобальной фондовой капитализации.
2.1.2. Показатели степени интеграции в экономику
Глобализация на уровне отдельной страны характеризуется степенью взаимосвязи её экономики с мировой экономикой в целом. Несмотря на возрастание глобализации мировой экономики, далеко не все страны в равной степени в неё интегрированы.
Существует несколько главных показателей, определяющих степень интеграции экономик различных стран в глобальную экономику, среди которых:
· Отношение внешнеторгового оборота к ВВП;
· Прямые иностранные инвестиции(ПИИ), направляемые в страну из страну и из страны, и портфельные инвестиции;
· Поток платежей в страну и из страны, связанных с передачей технологии.
2.1.3. Предпосылки глобализации
Основными значимыми социально-экономическими предпосылками глобализации стали:
· Дальнейшая интернационализация экономики, усиление её транснационализации и формирование интернациональных ядер, которые воплощают в себе целые страны в страны-системы, способные контролировать различные сферы;
· Распад командно-административной системы, утверждение рыночного механизма в мировом масштабе на основе использования унифицированных механизмов функционирования и развития;
· Либерализация торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, принятие единых правил, в сфере регулирования банковских и финансовых операций, стандартизации и сертификации продукции.
Также, факторами формирования глобальной экономики являются:
· Телекоммуникационная революция, которая облегчила для корпораций установление постоянных контактов со всеми странами мира, заключение соглашений с партнерами, которые находятся в какой-либо точке земного шара;
· Переход к гибкой системе использования рабочей силы, дающей возможность приспосабливаться к постоянным изменениям в мировой экономике с целью удержания своих позиций и завладения новых рынков;
· Увеличение количества участников в мировой торговле стран третьего мира, а также в мировом инвестиционном процессе и международном распределении труда.
2.2.Глобализация в цифрах
Сущность глобализации легче уяснить, проанализировав некоторые выводы и цифры из статистических исследований.
В течение последних десятилетий количество транснациональных и многонациональных компаний бурно росло. По данных ЮНКТАД, их число в 14 богатейших странах мира более чем утроилось за последние четверть века, т. е. с 7 тыс. в 1970 году выросло до 24 тыс. в 1995 году. А всего в мире в 1998 году насчитывалось около 38 тыс. транснациональных компаний ( ТНК). Ими осуществляется по всей планете поставок и продаж почти на 6 трлн. долл., что равно сумме ВВП США.
При такой степени насыщенности мировых рынков крайне обостряется конкуренция на них. Чтобы стать конкурентоспособной необходимо расширить сферы деятельности на весь мир. Целью глобальной компании является направление всех ресурсов фирмы против её конкурентов. Для глобальной компании недостаточен перевод производственных мощностей туда, где можно воспользоваться самыми быстрыми умами и самыми дешевыми руками, а необходим слом внутренних барьеров, препятствующих движению людей и идей. Процесс глобализации в настоящее время сопровождается и таким явлением, как «многокультурность», что характеризует сегодняшнюю практику большинства глобальных фирм.
«Многокультурность» в понимании глобальных фирм выражается в использовании в каждой из своих дочерний компаний менеджеров из принимающей её страны, а также привлечении в свои штаты лучших профессионалов любой национальности.
Глобализация приобретает различный смысл в зависимости от того, идет ли речь об отдельной компании, отрасли, стране или обо всем мировом производстве. Для отдельной компании глобализация определяется той степенью, с которой компания расширила поступления свои доходов и распределила свои активы в различных странах, а также тем, как она вовлечена в экспорт капитала, товаров и ноу-хау через зависимые от неё структуры.
Toyota является хорошим примером
высокоглобализированной
Главными показателями глобализации компании являются международное рассредоточение поступлений от продаж и основных активов, внутрифирменная торговля полуфабрикатами, заготовками и готовой продукцией и внутрифирменные потоки технологий.
Глобализация на уровне отдельной отрасли определяется тем, в какой мере конкурентоспособность компании внутри отрасли в данной стране взаимосвязана с её конкурентоспособностью в другой стране. Чем более глобализирована отрасль промышленности, тем больше преимуществ получает компания от внедренной технологии, производственного процесса фабричной марки. Глобализированные отрасли промышленности имеют тенденцию доминировать на каждом рынке одним и тем же набором глобальных компаний, которые координируют свои стратегические действия во всех странах своей активности. Так, отрасль промышленности, производящая спортивную обувь, на всех рынках представлена доминирующими компаниями Nike, Reebok, Adidas. Главными показателями глобализации отрасли промышленности являются соотношение объемов встречной торговли внутри отрасли с объемом мирового производства, соотношение встречных инвестиций со всем инвестированным в эту отрасль капиталом, а также пропорции доходов, полученных конкурирующими компаниями отрасли во всех главных регионах мира.
Информация о работе Влияние глобализации на экономику Украины