Глобализация экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 19:05, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация пред¬ставляет процесс, в рамках которого между структурами нацио¬нального производства и финансов устанавливается взаимоза¬висимость, обусловленная увеличением числа внешних сделок. В результате происходит новое международное разделение тру¬да, при котором создание национальных богатств, все более за¬висит от экономических субъектов других стран.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 24.57 Кб (Скачать)

             НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА - совокупность  налогов, сборов, пошлин и других  обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых  законодательными актами. Существенными  характеристиками налоговой системы  той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных  законодательством; принципов, форм  и методов их установления  и ввода в действие; система  налоговых органов, форм и методов  налогового контроля; права и  ответственность участников налоговых  отношений, порядок и условия  налогового производства.  

1.Понятие  налоговой системы , принципы её построения.

     1.Характеристика  современной налоговой системы

1.1 Налоги как основной источник  формирования доходной части  бюджета

 

     Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек  в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

     Налоги  играют важнейшую роль среди государственных  доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета. Совокупность взимаемых в  государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее  налоги), а также форм и методов  их построения образует налоговую систему.

     Налоговая система1 — совокупность налогов (сборов), принципов их установления, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства. Цель налоговой системы — аккумулирование денежных средств в руках государства для выполнения им общественно полезных функций.

     Под налогом (сбором, пошлиной) понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня государственной власти (или внебюджетный фонд) установленной суммы денежных средств, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законодательством страны.  

              Целью создания налоговой системы является реализация принципов  налогообложения, обеспечение  своевременного и полного взыскания налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также рациональное и эффективное использование собранных средств.

       Принципов, как и требований к построению системы налогообложения можно  выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:

- единства или  единой законодательной и нормативно-правовой  базы;

- стабильности  налогового законодательства;

- рациональности  и оптимальности налоговой системы;

- организационно-правового  построения и организации налоговой  системы;

- единоначалия  и централизации управления налоговой  системой;

- максимальной  эффективности налоговой системы;

- целевого поступления  налогов в бюджеты соответствующих  территориальных образований и  другие.

       Однако, основные принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом. Применительно к современной терминологии они могут быть определены следующим образом:

  • справедливость или равномерность налогообложения означает, что все граждане страны должны участвовать в формировании бюджета посредством налогов, но при этом налоговая система должна действовать с учётом доходов и имущественного положения налогоплательщиков. Реализация данного принципа может быть достигнута  посредством использования прогрессивной шкалы налогообложения;
  • определённость или известность – принцип, при котором все существенные элементы налогообложения должны быть однозначно определены, а каждый налогоплательщик должен быть ознакомлен с правилами исчисления и уплаты налогов и об ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • удобность – принцип, который означает, что каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее его платить;
  • всеобщность – принцип, который предполагает распространение общего порядка определения налоговой базы и обязанностей по уплате налога на всех лиц, которые могут быть плательщиками по соответствующему объекту.

    В налоговом законодательстве РФ перечисленные  принципы нашли своё развитие и реализацию в виде основных начал законодательства о налогах и сборах. Так ст. 3 НК РФ установлено:

    1. Каждое лицо  должно уплачивать законно установленные  налоги и сборы. Законодательство  о налогах и сборах основывается  на признании всеобщности и  равенства налогообложения. При  установлении налогов учитывается  фактическая способность налогоплательщика  к уплате налога.

    2. Налоги и сборы  не могут иметь дискриминационный  характер и различно применяться  исходя из социальных, расовых,  национальных, религиозных и иных  подобных критериев.

    Не допускается  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места происхождения  капитала.

    3. Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не  могут быть произвольными. Недопустимы  налоги и сборы, препятствующие  реализации гражданами своих  конституционных прав.

    4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

    5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

    6. При установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить.

    7. Все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу налогоплательщика (плательщика  сборов).

2. состав  и структура налоговой системы  РФ.

       Понятие «система» является основополагающей категорией общей теории систем, системного подхода к управлению. Буквальное значение в переводе с греческого языка – «целое, составленное из частей». Отсюда – можно дать следующее  научное определение системы: «система – совокупность взаимодействующих компонентов, обладающих некоторыми свойствами, которые не являются очевидными свойствами самих этих компонентов», характерной чертой системы является то, что объединение элементов приводит к появлению нового качества. Налицо закон диалектики, формулируемый как переход количества в качество.  
            В настоящее время в теории налогов понятие «налоговая система» воспринимается по-разному. Нередко оно отождествляется с понятиями «система налогов и сборов», «система налогообложения» и «система законодательства о налогах и сборах», что является не вполне правильным. Положение усугубляется еще и тем, что в Конституции РФ и законодательстве о налогах и сборах РФ в настоящее время отсутствует нормативно определенное понятие «налоговая система». В частности, п. 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом».  
           Система налогов и сборов представляет собой определенную группу, совокупность обязательных налоговых платежей, а налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением. Налоговая система - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.  
Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами:  
1. уровнем экономического развития,  
2. общественно-экономическим устройством общества,  
3. господствующей в обществе экономической доктриной,  
4. государственным устройством общества (унитарное или федеративное),  
5. историческим развитием налоговой системы.
 

Книга организация и методика нал. Проверок. 2009г. ред. Романова А.Н.

Налоговая система – это основанная на определенных принципах система урегулированных  нормами права общественных отношений, складывающихся с сфере н/о.

Понятие «налоговая система РФ» не имеет  легального определения. Ранее закреплённое в ст. 2 Закона РФ «Об основах нал. Системы в РФ» было неудачным. Законодатель называл налоговой системой РФ систему «налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в обязательном порядке», фактически смешивая понятия «налоговая система» и «система налогов м сборов». Между тем 2 понятие уже по своему объёму – система налогов и сборов – только часть налоговой системы.

Налоговая система РФ представляет собой совокупность:

  • системы налогов и сборов РФ;
  • системы налоговых правоотношений;
  • системы участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

    Т.о, элементами (подсистемами) нал. Системы РФ называют не только налого и сборы, но и налогооблагающих субъектов, т.е. таких субъектов, которые «обременяют подданных» обязанностями по уплате налогов и сборов:

    • Россия, 83 её субъекта и свыше 20 тысяч  МО;
    • Действующие от их имени налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы внутренних дел, а также  налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности.

Информация о работе Глобализация экономики