Валютный рынок: особенности, инфраструктура, регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:54, курсовая работа

Краткое описание

в данной работе раскрыты теоретические аспекты валютного рынка, а также тенденции его развития в РБ, проблемы и пути решения этих проблем.

Оглавление

Введение……………………………………………………………. 5
1.Теоретический аспект валютного рынка ………………………………………………………………………. 7
1.1 Понятие и сущность валютного рынка…………………………………………………………………. 7
1.2 Международные финансы и теория обменных курсов…………………………………………………………………. 10
1.3 Валютная биржа как элемент валютного рынка…………………………………………………………….. 21
2. Республика Беларусь в системе валютно-финансовых отношений………………………………………………………….. 25
2.1 Становление и развитие валютного рынка в Республике Беларусь………………………………………………………… 25
2.2 Анализ состояния валютного рынка в Республике Беларусь на современном этапе……………………………………………… 26
3. Основные направления и особенности валютной политики Республики Беларусь ………………………………. 34
3.1 Государственное регулирование валютного рынка…………………………………………………………………. 34
3.2 Задачи и приоритеты на пути к устойчивому развитию………………………………………………………… 37
Заключение…………………………………………………………… 40
Список использованных источников………………………………. 42

Файлы: 1 файл

Валютный рынок.doc

— 302.50 Кб (Скачать)

    В сегменте банков-резидентов наблюдалось  превышение спроса над предложением иностранной валюты. За январь – август 2010 г. Банками-резидентами на чистой основе было куплено 417,6 млн. долларов США против чистой продажи 551,3 млн. долларов США в аналогичном периоде 2009 года.

    В январе – августе 2010 г. Превышение спроса над предложением иностранной валюты наблюдалось по операциям нерезидентов в размере 49,5 млн. долларов США против 59 млн. долларов США в январе – августе 2009 г.

    На 1 сентября 2010 г. Стоимость корзины  иностранных валют составила 1 042,81 рубля, увеличившись по сравнению с началом текущего года на 0,6 процента при установленном коридоре возможных колебаний стоимости валютной корзины в пределах плюс/минус 10 процентов. При этом с 1 января по 1 сентября 2010 г. В результате взаимных колебаний курсов мировых валют белорусский рубль ослабился к доллару США на 5,2 процента, до 3012 рублей за 1 доллар США, к российскому рублю – на 3,8 процента, до 98,23 рубля за 1 российский рубль, к евро укрепился на 6,7 процента, до 3 832,77 рубля за 1 евро. [14, с. 3-4]

    Таким образом, за последние три года оборот на внутреннем валютном рынке значительно увеличился. Значительное увеличение емкости валютного рынка вызвано ростом операций резидентов – юридических лиц, населения и банков при незначительном росте операций нерезидентов.

      В конце 2008, 2009 гг. наблюдалось  увеличение спроса на иностранную  валюту вследствие роста девальвационных  ожиданий и частичного перевода  сбережений в иностранную валюту. Далее ситуация стабилизировалась.  Позитивное влияние на снижение  спроса населения на иностранную валюту оказало обеспечение положительной реальной ставки по рублевым депозитам и относительной стабильности национальной валюты.

    Снижение  предложения и спроса нерезидентов на внутреннем валютном рынке в 2009 году по сравнению с 2008 годом связано с сокращением использования белорусских рублей в расчетах по внешнеторговым операциям. Это связано с достаточно сложным порядком осуществления экспортно-импортных операций. Большое количество нормативных документов регулирующих данное направление, жесткая привязка проведения операций по сроку, а также формализованный механизм оформления паспортов сделок.

    В целях восстановления ценовой конкурентоспособности  отечественных товаров на фоне значительного  ухудшения внешнеэкономической  ситуации 2 января 2009 г. была произведена разовая корректировка обменного курса белорусского рубля. Кроме того, в соответствии с Основными направлениями Национальный банк осуществил переход к использованию привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют, включающей доллар США, евро и российский рубль.

    Также к основным проблемам валютного  рынка можно отнести высокую  степень открытости экономики Республики Беларусь и несоответствие некоторых  норм валютного регулирования и  валютного контроля международной практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3

   ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ И  ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

  • 3.1 Государственное регулирование валютного рынка
  •     Экономические отношения, связанные с функционированием  валютной системы, регулируются государством с помощью валютной политики. Под валютной политикой понимают систему стратегических направлений государственного регулирования в области международных финансово-кредитных отношений, целью которого является осуществление принятых правительством политических и экономических программных установок. Средством реализации валютной политики является валютное регулирование, призванное в конечном счете решать проблемы формирования и поддержания валютного курса. [5, с. 224]

        В соответствии с Законом Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 22 июля 2003 г. № 226-3) валютное регулирование – это деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. Под валютными ценностями понимают иностранную валюту (в том числе платежные документы в иностранной валюте), ценные бумаги в иностранной валюте, национальную валюту в сделках между резидентами и нерезидентами, а также ценные бумаги в национальной валюте при совершении сделок между резидентами и нерезидентами и т.д.

        Валютное  законодательство представляет собой  совокупность правовых норм, регулирующих порядок осуществления валютных операций, сделок с валютными ценностями между организациями и гражданами другой страны, порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки национальной и иностранной валюты и валютных ценностей, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и ответственность за нарушение валютного законодательства. [12, с.76]

          Правовой  основой в области валютных отношений  и валютного контроля являются Указ Президента Республики Беларусь «О совершенствовании  системы валютного регулирования  и валютного контроля в Республике Беларусь» от 23 февраля 2000 г. № 87, Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» от 22 июля 2003 г. № 226-3, Банковский кодекс и таможенное законодательство.

        Важнейшими  понятиями валютного законодательства являются понятия «резидент» и «нерезидент».

        Резиденты

    • Физические лица – граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство (либо заменяющий его документ), выданный компетентными государственными органами Республики Беларусь;
    • Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь;
    • Филиалы и представительства резидентов, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
    • Дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
    • Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь.

        Нерезиденты:

    • Физические лица – иностранные граждане и лица без гражданства
    • Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
    • Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
    • Дипломатические и иные официальные представительства нерезидентов, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами
    • Международные организации, их филиалы и представительства;
    • Филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
    • Иностранные государства, их административно-территориальные единицы, участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством Республики Беларусь. [5, с. 228]

         Валютное  регулирование в Республике Беларусь прошло несколько этапов.

          Первый  этап относится к периоду до либерализации  внешнеэкономической деятельности, когда валютное регулирование во всех сферах внешнеэкономической деятельности осуществлялось на основе государственной валютной монополии, которая представляла собой исключительное право государства на совершение расчетных, кредитных и других операций с валютными ценностями, а также управление валютными фондами внутри страны и за границей.

          Второй  этап начался после либерализации  внешнеэкономической деятельности и с реформ в социально-экономической  сфере, когда право выступать  на внешнем рынке получили непосредственно  субъекты хозяйственной деятельности – предприятия, они стали получать в свое распоряжение иностранную валюту. Началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся, в частности, в создании большого числа независимых от государства коммерческих банков, имевших право открывать и вести валютные счета клиентов и проводить международные расчеты. Все это потребовало разработки специального законодательства по вопросам валютного регулирования. Как следствие, в марте 1991 г. был принят Закон СССР «О валютном регулировании».

          После распада СССР валютное регулирование в Республике Беларусь осуществлялось на основе постановлений Правительства, инструкций Министерства финансов, Указов Президента.

          Органами  валютного регулирования в республике являются Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь.

          Национальный банк устанавливает официальные курсы белорусского рубля, порядок и нормы вывоза, ввоза и пересылки в Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, выдает валютные лицензии, проводит валютные интервенции на валютной бирже и др.

          Совет Министров Республики Беларусь как  орган валютного регулирования  принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного  законодательства.

          Целями  осуществления в Республике Беларусь валютного регулирования и валютного контроля являются обеспечение стабильности платежного баланса и национальной валюты (белорусского рубля), экономической безопасности Республики Беларусь, поддержание устойчивого экономического роста и дальнейшее развитие международного сотрудничества.

          Основными направлениями совершенствования  валютного регулирования в Республике Беларусь являются:

    • Усиление единства целей валютного регулирования на внутреннем и внешних рынках. В станах с переходной экономикой, как правило, в большей степени преобладают внутренние интересы, обусловленные необходимостью регулирования девальвационных ожиданий субъектов рынка (в республике это выражается прежде всего в поддержании курса белорусского рубля к иностранным валютам в рамках заданного достаточно жесткого «коридора», что не всегда в интересах расширения экспорта);
    • Активизация взаимодействия органов валютного регулирования и валютного контроля с агентствами валютного контроля;
    • Постепенный переход к преимущественно экономическим методам валютного регулирования, снижение значимости административных мер регулирования валютного рынка;
    • Расширение круга валютных операций, не подлежащих валютному контролю и валютному регулированию.

          Валютный  контроль – деятельность органов  валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь. [3, с. 186]

          Органами  валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров, Национальный банк, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.

          Агентами  валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские  органы государственного управления, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

          Созданный в Беларуси механизм валютного контроля направлен на полное и своевременное поступление экспортной валютной выручки в Республику Беларусь с целью оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, а также развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов. 

  • 3.2 Задачи и приоритеты на пути к устойчивому развитию
    • К основным проблемам развития валютного рынка  можно отнести:

    1. Высокую степень открытости экономики  Республики Беларусь, и как следствие, серьезную зависимость от внешней конъюнктуры, которая может потребовать пересмотра  валютной политики в случае неблагоприятного для Республики Беларусь развития на мировых валютных и товарных рынках;
    2. Достаточно сложный порядок осуществления экспортно-импортных операций. Большое количество нормативных документов регулирующих данное направление, жесткая привязка проведения операций по сроку, а также формализованный механизм оформления паспортов сделок;
    3. Несоответствие некоторых норм валютного регулирования и валютного контроля международной практике, что затрудняет деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности в некоторых аспектах.

        Для обеспечения сбалансированности, устойчивости и дальнейшего развития валютного  рынка предлагается осуществить следующее:

    1. Привести нормы валютного законодательства в соответствие с международной практикой.
    2. В целях обеспечения притока в страну валютной выручки направить усилия на развитие экспортно-ориентированных производств и создание условий для развития малого и среднего бизнеса. Вместе с тем без существенной модернизации производства, необходимы иностранные инвестиции.
    3. Необходимо в ближайшее время провести полный комплекс мероприятий по сохранению полученного Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга. Сохранению рейтингов на прежнем уровне способствовало заключение Беларусью соглашения с Международным валютным фондом (МВФ) об участии в программе кредитования stand-by. По оценке экспертов S&P выполнение мероприятий программы stand-by и возможность получения внешнего финансирования будет способствовать стабилизации экономической ситуации в республике.

    Информация о работе Валютный рынок: особенности, инфраструктура, регулирование