Валютный курс и методы его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в теоретическом осмыслении и практической оценке валютной политики, прежде всего в выборе режима валютного курса.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать режимы валютных курсов и этапы совершенствования их классификации;
- на примере Польши изучить опыт формирования валютной политики;
- рассмотреть становление белорусской валютной политики и оценить ее последствия;
- охарактеризовать валютный режим Республики Беларусь на современном этапе;
- предложить рекомендации по его совершенствованию.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...
4
1 Валютный курс и методы его регулирования ……………………………...
6
1.1 Валютный курс и его роль в экономике страны……………………….
6
1.2 Классификация основных валютных режимов ………………………..
7
1.3 Выбор оптимального валютного режима ……………………………...
14
2 Характеристика валютной политики Национального Банка Польши ……
18
3 Анализ режима валютного курса в Республике Беларусь ………………..
22
Заключение……………………………………………………………………...
29
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Gotovaya_Kursovaya111.docx

— 99.00 Кб (Скачать)

Первый транш кредита МВФ  в размере 800 млн. долл. Беларусь получила в январе 2009 года. Если проследить динамику изменения золотовалютных резервов Беларуси [Приложение], то можно отметить, что несмотря на 800 млн. долл. от МВФ во втором квартале 2009 года запас резервов снизился до отметки в 3 млрд. долл. США (наименьшее значение резервов за рассматриваемый период). Таким образом, в конце мая НББ не мог уже удерживать белорусский рубль в рамках заданного коридора, поэтому с 22 июня 2009 г. границы допустимых колебаний стоимости корзины иностранных валют были  расширены с ± 5% до ±10%.  Второй транш поступил в полном объеме в июле - около 680 млн долл. [Приложение]

Продолжая рассматривать динамику валютного курса в 2009 году, можно  отметить, что уже к концу 2009 года, белоруский рубль настолько подешевел  относительно доллара и евро, что  в декабре месяце обменный курс уже  достиг верхней границе корридора [Приложение].

Таким образом, НББ с трудом удалось  удержать обменный курс в рамках заданного  корридора только в результате помощи от МВФ, хотя фактически после 20% девальвации  обменый курс снизился в течение  года еще на 13% [приложение].

В 2010 году сохранилась привязка курса  белорусского рубля к корзине  иностранных валют (евро, доллар США  и российский рубль).  Для  обеспечения  необходимой  гибкости  реагирования  обменного курса  на  изменение  ситуации  на  внешних  рынках  коридор  колебаний  стоимости  корзины  иностранных  валют  составил ±10 %  от  центрального  значения,  равного  стоимости  корзины, сложившейся к началу 2010 года. [Приложение]. Стоит отметить, что в 2010 году обменный курс белорусского рубля к корзине валют находился в заданных границах и фактически снизился на 1,8%.

В 2011 году НББ сохранил привязку к  корзине валют, однако изменил коридор  колебаний до ± 8%  от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу года [Приложение].

В начале 2011 года Международный валютный фонд предложил белорусским властям  провести девальвацию, что позволило  бы улучшить ситуацию с дефицитом  внешнеторгового баланса [25].

Доклад, подготовленный по итогам обзорной миссии фонда, проведенной 25 января – 2 февраля, вызвал среди населения страны девальвационные ожидания.

В начале марта экономика республики столкнулась с резким увеличением  спроса на иностранную валюту со стороны  населения и субъектов хозяйствования, спровоцированным опасениями относительно возможной разовой девальвации  национальной валюты. Чистая покупка  населением иностранной валюты (наличной и безналичной) в марте составила $768.07 млн. увеличившись в 44 раза по сравнению  с февралем, когда она составляла $17,67 млн. [24].

В связи с этим Национальным банком Республики Беларусь был предпринят ряд оперативных мер, направленных на стабилизацию ситуации и предотвращение развития негативных тенденций на внутреннем валютном рынке, в том числе спекулятивного давления на курс белорусского рубля.

 

Так, с 1 апреля на Белорусской валютно-фондовой бирже вводится временный порядок  покупки иностранной валюты, в  соответствии с которым в приоритетном порядке будут удовлетворяться  заявки предприятий и банков на оплату импортных контрактов на покупку  медикаментов, природного газа, погашение  кредитов в иностранной валюте и  для иных целей.

При этом у субъектов хозяйствования и банков по-прежнему сохраняется  возможность свободной покупки  иностранной валюты на внебиржевом  рынке, на котором может перераспределяться более 70 процентов поступающей в  страну валютной выручки [24].

В целях повышения эффективности  механизмов рыночного регулирования  спроса и предложения Национальный банк Республики Беларусь увеличил границы  колебания курса белорусского рубля  на межбанковском рынке до 10 процентов.

Однако, во втором квартале 2011 года Национальный банк принял решение о снятии ограничений по формированию курса белорусского рубля при совершении сделок покупки и продажи иностранной валюты между банками и субъектами хозяйствования. Кроме того, рассматривается вопрос о введении дополнительной сессии на валютно-фондовой бирже, где планируется сформировать рыночный курс рубля на основе спроса и предложения. Ожидается, что впоследствии на всех сегментах рынка будет установлен единый обменный курс рубля [26].

Таким образом, Нацбанк подтверждает существование множественности  валютных курсов (официальный курс под кртитический импорт [24], межбанковский курс (на уровне +34 - +67% от официального), курс для физических лиц ± 2% от официального; в виду дефицита валюты существует и черный рынок валюты (+21% - 48% от курса, устанавливаемого Нацбанком).

Международный валютный фонд в лице главы миссии МВФ по Беларуси Криса Джарвиса одобрил решение  белорусских властей ввести свободное  курсообразование между банками  и компаниями, но призвал унифицировать  валютные курсы на всех сегментах  валютного рынка в короткие сроки, [27] отмечая, что множественность обменных курсов может привести к серьезным проблемам в экономике.

Существование множественности  валютных курсов является негативной практикой в виду появления коррупции  и махинациях. Если на один и тот  же товар (в данном случае речь идет о долларах/евро) существует более  одной цены, то на этих ценовых ножницах поспешат заработать валютные спекулянты.

Введение рыночных механизмов для формирования курса, который  будет использоваться для приобретения некритичного импорта, стоит расценивать  положительно, но в тоже время политика множественности валютных курсов фактически вынуждает экспортеров дотировать потребление газа и медицинских  препаратов другими экономическими агентами. Тем самым, если такая ситуация будет сохраняться, в долгосрочной перспективе может быть подорвана  их финансовая устойчивость, что в  свою очередь может привести к  дальнейшему сокращению поступления  валютной выручки в страну и усилению давления на белорусский рубль.

Для поддержания платежного баланса страны в устойчивом состоянии  Правительство Республики Беларусь обратилось к Российской Федерации  и Антикризисному фонду ЕврАзЭС  за предоставлением стабилизационных кредитов на общую сумму около 3 млрд. долларов США [24]. Однако, пока кредит не будет получен ситуация на валютном рынке останется достаточно неопределенной.

Стоит отметить, что политика привязки белорусского рубля к корзине  валют не совсем соответствует сложившимся  экономическим и политическим условиям, и не может использоваться для  улучшения макроэкономической ситуации, в том числе основных статей платежного баланса, а также обеспечения  внутренней и внешней устойчивости белорусского рубля.

Положительный опыт Польши показывает необходимость перехода к более гибкому ценообразованию  и политике таргетирования инфляции в с учетом особенностей белорусской экономической модели. Обменный курс должен устанавливаться рынком, а не Национальным Банком, который в свою очередь будет заниматься поддержанием не фиксированного курса через оголение золотовалютных запасов, а стабильного и низкого уровня инфляции. Плавающий валютный курс станет  источником поддержания стабильной инфляции. Конечно, в этом случае цены в Беларуси вряд ли резко понизятся, но не будут расти такими темпами, как сейчас [приложение].

В процессе проведения этих институциональных и структурных  изменений плавающий валютный режим  должен быть направлен на смягчение  их последствий и одновременно обеспечивать сбалансированность внешнеэкономической  деятельности. Фактически речь идет о  достижении новой макроэкономической стабилизации, необходимой для устойчивого  развития  реального сектора экономики, и  сохранения при этом приемлемых условий для развития системы  международных экономических отношений  страны (конкурентоспособности экспортеров, привлекательного инвестиционного  климата, уровня международной валютной ликвидности страны). 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1 Валютный, или обменный, курс связывает экономику конкретной  страны с внешним миром, позволяет  оценивать эффективность всех  внешнеэкономических операций, аккумулируют  информацию о состоянии экономик  соответствующих стран и во  многом определяет качество функционирования  национальной экономики в целом. 

2 Валютный курс – «цена» денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах. 

3 Согласно методологии МВФ на  сегодняшний день существует 10 валютных  режимов которые объеденены в  три группы: фиксированные валбтные  режимы, промежуточные валютные  режимы и плавающие валютные  режимы.

4 На протяжении всего существования  МВФ классификация валютных режимов  претерпела ряд значительных  изменения.

5  Тенденция использования валютных  режимов рядом стран заключается  в том, что полюс использования  режима смещается к более гибкому  направлению.

6 Выбор режима валютного курса определяется состоянием экономики, денежного обращения, платежного баланса страны, ее местом в системе мирового хозяйства и мировой торговли, зависит от размера золотовалютных резервов.

7 Развитие валютной системы и политики Польши отражает направленность страны на решительные реформы либерализации торговых отношений и регулирования валютного курса. Польша является ярким примером перехода к плавающему валютному режиму.

8 Рассмотрение формирования валютной политики государств на примере Польши и Беларуси позволяет сделать вывод, что в разные периоды развития экономики могут использоваться разные валютные режимы, что обусловлено как внутренними так и внешними факторами. Особенно это проявляется при переходе к рыночному типу экономики.

9 В качестве главного вывода по данной работе можно сказать, что опыт нашей страны в построении собственной эффективной валютной политики пока нельзя назвать успешным, однако не следует говорить о его провале. Для Беларуси в настоящий момент в качестве одного из инструментов стабилизационной политики более предпочтительным является режим плавающего валютного курса. При этом выбор этот будет оправдан только в том случае, если правительство Беларуси решает встать на путь решительного реформирования экономики.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Лобанов, А – Анализ систем регулирования валютных курсов/ А.Лобанов//  Банковский вестник. – 2008. – июнь. – с. 10-19.
  2. Лемешевский, И.М. Макроэкономика : мировой опыт и белорусская практика / И. М. Лемешевский. - Мн: ФУАинформ, 2009. - 701 с. 
  3. Лэттер, Т. Выбор режима валютного курса/ Т. Лэттер. – Питер: Принтус, 2008. – 37 c.
  4. Киреев, А.П. Международная экономика : Ч. 2 : Международная экономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование / А. П. Киреев. – М.: ЮРАЙТ, 2006. - 484 с.
  5. Habermeier K., Kokenyne A.,  Veyrune A., Anderson H. Revised System for the Classification of Exchange Rate Arrangements/ K. Habermeier and others// IMF working paper. – November 17, 2009 – 35 p.
  6. Ghosh A.R., Ostry J.D. Сhoosing an Exchange Rate Regime/ A.R. Ghosh, J.D. Ostry//    Finance & Development/ - December 2009, Volume 46, Number 4. -  p. 32-38.
  7. Reinhart C. M.,  Rogoff K. S.  The modern history of exchange rate arrangements: a reinterpretation/ Carmen M. ReinhartKenneth S. Rogoff// National Buro of economic research. – June, 2002. – 27 p.
  8. Ашрафзянов, Р. Ложь и правда о валютных курсах [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://strategik.ru/statji-po-forex/653-2009-04-16-06-38-49.html - Дата доступа 07.04.2011.
  9. Soyoung Kim, Doo Yong Yang. International Monetary Transmission and Exchange Rate Regimes: Floaters vs. Non-Floaters in East Asia/ Soyoung Kim and  Doo Yong Yang// IMF working paper. – December 2009, №181
  10. Classification of Exchange Rate Arrangements and Monetary Frameworks [Electronic resource] – Mode of access: http://www.imf.org/external/np/mfd/er/index. asp - Date of access: 20.04.2011.
  11. IMF Annual Report 2010 Supporting a Balanced Global Recovery/ IMF annual report. – 2010
  12. Blanchard, O. Toward a Stable System of Exchange Rates. Prepared by the Research department/ O. Blanchard. - IMF, - July 2009.
  13. Sozovska, A. Exchange Rate Regimes in Transition Economies/ A. Sozovska// research paper. – May, 2004 – 45 p.
  14. Zawadzki, K. Polish exchange rate policy in response to the EMU/  K. Zawadzki// research paper. – 2005 – 22 p.
  15. Chrabonszczewska, E. Convertibility and Exchange rate regime in Poland/ E. Chrabonszczewska// research paprer. – 2009 – 38 p.
  16. Narodny Bank Polki / official  site. – Режим доступа: http://www.nbp.pl – Дата доступа: 15.04.2011
  17. Экономическое Обозрение: Посткризисный сценарий Лешека Бальцеровича [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iefs.md/en/news-and-events/various/19-yeuisyinyoun-gpnsn-youspsyo-yonbs-cnshnub-gbcnesyib.html Institute of economy finance and statistics – Дата доступа: -  18.04.2011.
  18. Borowski J., Brzoza-Brzezina M., Szpunar P./ Exchange rate regimes and Poland’s  participation in ERM II/ J. Borowski, M. Brzoza-Brzezina, P. Szpunar// IMF research paper. – 2003. – 34 p.
  19. Pruski J.  Szpunar P. Exchange rate policy and  foreign exchange interventions in Poland/ J. Pruski  P. Szpunar// research paper/ - June 2008
  20. Реалии вступления в ВТО: Польша [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://wtoregions.ru/index.php?option=com_content&task=view&id =13&Itemid =3#a2 – Дата доступа 28.04.2011
  21. Польша. Членство в Европейском союзе не привело к устойчивому подъему экономики// БИКИ – 2006 – №42. – с.4-5
  22. Josifidis K., Allegret J-P.,  Beker Pucar E. Monetary and Exchange Rate Regimes Changes: The Cases of Poland, Czech Republic, Slovakia and Republic of Serbia/ Kosta Josifidis, Jean-Pierre Allegret,  Emilija Beker Pucar// IMF research paper/ - 2009
  23. Лузгин, Н. – Развитие валютной системы Беларуси и интеграция с Россией/  Н. Лузгин//  Банковский вестник. – 2002. – ноябрь. – с. 8-16.
  24. Национальный Банк Республики Беларусь/ официальный сайт. – Режим доступа: nbrb.by – Дата доступа: 29.04.2011
  25. МВФ обнаружил экономику Беларуси на краю пропасти [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://news.date.bs/economics_ 220946.html - Дата доступа: 30.04.2011
  26. Эксперты: Новые меры в части курсообразования не решают проблем с дефицитом наличной валюты – Режим доступа:  http://news.tut.by/economics/224073.html - Дата доступа: 30.04.11
  27. МВФ одобрил меры Минска по частичной свободе обменного курса [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://news.tut.by/economics/224068.html - Дата доступа: 30.04.2011.

Информация о работе Валютный курс и методы его регулирования