Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:19, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в теоретическом осмыслении и практической оценке валютной политики, прежде всего в выборе режима валютного курса.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать режимы валютных курсов и этапы совершенствования их классификации;
- на примере Польши изучить опыт формирования валютной политики;
- рассмотреть становление белорусской валютной политики и оценить ее последствия;
- охарактеризовать валютный режим Республики Беларусь на современном этапе;
- предложить рекомендации по его совершенствованию.
Введение………………………………………………………………………...
4
1 Валютный курс и методы его регулирования ……………………………...
6
1.1 Валютный курс и его роль в экономике страны……………………….
6
1.2 Классификация основных валютных режимов ………………………..
7
1.3 Выбор оптимального валютного режима ……………………………...
14
2 Характеристика валютной политики Национального Банка Польши ……
18
3 Анализ режима валютного курса в Республике Беларусь ………………..
22
Заключение……………………………………………………………………...
29
Список использованных источников……………
- Плавание (floating). Плавающий валютный курс в основном определяется рынком, а траекторию его изменения предсказать невозможно. Режим, который удовлетворяет условиям peg-like или crawl-like может быть отнесен к плавающему режиму, если он не является результатом действий, проводимых властями. Для предотвращения неоправданных колебаний обменного курса могут проводиться центральным банком интервенции. К этому режиму относят 38 стран [11] (Молдова, Румыния, Армения, Монголия, Индия, Албания, Венгрия, Израиль и др.).
- Свободное плавание (free floating). Валютный режим может быть классифицирован как свободное плавание, если интервенции проводятся лишь в исключительных случаях, и если власти предоставили данные, подтверждающие, что интервенции проводились не более 3 раз за 6 месяцев, каждый продолжительностью не более 3-х дней. Если же информация не будет предоставлена, то режим будет классифицироваться как плавание (floating). К этому режиму относят 30 стран [11] (страны Европейского валютного союза, Польша, Австралия, Канада, Япония и др.).
В эту категорию входят валютные режимы, которые не соответствуют критериям других категория. Валютный режим страны, который характеризуются частой изменчивостью, также может попасть в эту категорию. К этому режиму относят 21 страну (Россия, Украина, Грузия, Ангола, Киргизия, Коста-Рика и др.).
Общая тенденция в эволюции способов определения валютных курсов заключается в настоящее время в увеличении количества стран, которые используют различные виды плавающих курсов, и сокращении количества стран, придерживающихся политики фиксированного валютного курса. Наиболее востребованными являются разновидности промежуточного режима, с той или иной степенью регулирования и управления динамикой валютного курса. Их практикуют 78 стран, или 41,4% [Приложение Б].
1.3 Выбор оптимального валютного режима
По меньшей мере, с начала 50х гг. продолжается дискуссия о том, какой курсовой политики – свободно плавающих курсов или регулируемых курсов – должны придерживаться государства. Одна из причин неоднозначности ответа на этот вопрос заключается в том, что фиксированный курс может быть оптимальным вариантом для взаимоотношений стран с примерно одинаковыми уровнями экономического развития и темпами инфляции, жестко координируемой денежной и фискальной политикой, но абсолютно невыгодным для отношений с другими странами [4].
В исследовании МВФ по режимам
валютного курса сделана
По итогам проведенного
МВФ обследования можно сделать
вывод о том, что
- размер бюджетного дефицита стран с промежуточным режимом в 1990–2007 гг. в среднем был меньше (−3,0% ВВП), чем у государств с режимом фиксированного курса (−3,2%) и независимо плавающего валютного курса (−4,0% ВВП);
- средний темп экономического роста этой группы стран в течение 1980–2007 гг. был выше (2,4%), чем у государств с режимом фиксированного курса (1,2%) и независимо плавающего курса (1,5%).
Показатель волатильности
валютного курса в годовом
интервале у стран с
Таким образом, по совокупности
большинства характеристик
Из развитых стран 37% (в том числе США, Япония, Великобритания и др.) используют свободно плавающие валютные курсы, 49% (прежде всего зона евро) – режим валютного союза, 14% – разновидности промежуточного режима.
По группе развитых стран влияние режима валютного союза стран зоны евро оценивается неоднозначно.
С одной стороны, единая денежно-кредитная политика Европейского центрального банка позволила стабилизировать на относительно низком уровне темпы инфляции и уровень процентных ставок. Введение единой валюты способствовало увеличению за последние 10 лет объема взаимной торговли между странами зоны евро на 10–15%. Однако рост достигнут главным образом благодаря снижению трансакционных издержек в рамках валютного союза, а не за счет диверсификации товарных потоков. Производительность труда в странах зоны евро несколько увеличилась за минувшее десятилетие, хотя темпы роста были ниже, чем в 1990–1999 гг.
С другой стороны, мировой финансовый кризис выявил уязвимые места режима валютного союза, особенно для его менее развитых стран-членов – Греции, Португалии, Ирландии. По мнению экспертов, отрицательная динамика по объему ВВП, рост дефицита бюджета и государственного долга могли быть менее чувствительными, если бы эти страны на ранних стадиях кризиса имели возможность девальвировать национальные валюты на 20% и более.
По результатам исследования также можно сделать вывод, что количество стран, использующих крайние режимы резко сокращается [Приложение В]. Этот эффект еще больше замечен в развивающихся странах, так как именно эти страны все более переходят к выбору промежуточных режимов.
Таким образом, как плавающие,
так и фиксированные курсы
имеют свои достоинства и недостатки.
Плавающие валютные курсы включают
стихийные рыночные механизмы урегулирования
платежного баланса страны, воздействуют
на ее экономику, способствуя созданию
структуры экономики, соответствующей
потребностям мирового хозяйства, стимулируют
рост конкурентоспособности. Использование
плавающих курсов не влечет за собой
каких-либо обязательств валютных органов
страны и прежде всего центрального
банка, не требует наличия в их
руках значительных золотовалютных
резервов. Плавающие курсы позволяют
государству проводить
Фиксированные курсы удобны
для мировой торговли и финансовых
операций, так как вносят в них
стабильность и определенность. Но
фиксированные валютные курсы лишь
в исключительных случаях отражают
реальную стоимость валют, они нечувствительны
к изменениям экономического положения
в стране и уровню инфляции, что
неизбежно приводит к их завышению
или занижению. Фиксированные курсы
в условиях денежного обращения
требуют постоянного
Другими словами, идеального режима валютного курса, который бы подходил для любой страны и был бы эффективен при решении любых макроэкономических проблем, не существует.
Выбор режима валютного курса определяется состоянием экономики, денежного обращения, платежного баланса страны, ее местом в системе мирового хозяйства и мировой торговли, зависит от размера золотовалютных резервов. Чем больше страна и меньше она связана с внешними рынками, тем больше запас прочности ее валюты, на который может рассчитывать государство при определении режима валютного курса. Каждая страна выбирает оптимальный для себя валютный режим, ставя во главу угла либо задачи минимизации воздействия перепадов мировой рыночной конъюнктуры на производство, защиты от инфляции, либо регулирующую роль валютных курсов, "открытость" экономики.
2 Характеристика валютной политики Национального Банка Польши
В исследованиях многих экономистов [13] по странам с переходной экономикой (в том числе и Польши) решительно подчеркивается роль обменного курса как инструмента, направленного на решение экономических дисбалансов унаследованных от централизованного планирования, таких как: излишек ничем не обеспеченных денег, инфляция, несуществующее доверие к политике, малые сбережения и ухудшение дефицита текущего счета.
С начала 1980-х годов польские власти сделали огромные усилия по модернизации денежной системы и валютного режима, для того чтобы создать режим обменного курса, который был в состоянии решить многие проблемы рыночной экономики [14].
До конца 80-х годов
В конце 1989 году Польша приступила к реализации полноценной программы экономических преобразований. Радикальность польских реформ заключалась в проведении жесткой фискальной политики посредством фиксирования валютного курса и введения прогрессивной ставки налогообложения (необходимой для сдерживания роста заработной платы), которые должны были со временем уменьшить инфляционные ожидания, что, в конечном счете, и произошло. [Приложение E].
Для борьбы с гиперинфляцией (которая достигла 600% в год) в 1990 был разработан план Бальцеровича [17], в то время являвшегося министром финансов. Уже к 1992 гиперинфляцию удалось остановить, а в 1993 в Польше начался реальный экономический рост. Темпы инфляции к 1998 сократились до 10%; в 1999 они составляли всего несколько процентов [Приложение E]. Таким образом, с 1990 инфляция потребительских цен снизился более чем в двести раз, с более чем 250% [19] в декабре 1990 года до 2,1% в январе 2011 года.
В течение этого периода режим валютного курса выполнял функцию приспособления экономики Польши к меняющимся экономическим условиям.
Когда подавления гиперинфляции
в 1990 году требовало надежного
Осенью 1991 года, чтобы смягчить дальнейшее укрепления реального курса валюты, Национальный банк Польши объявил о переходе к режиму скользящей привязки, когда обменный курс корректировался на небольшие отклонения на основе разницы между внутренней и внешней инфляции [Приложение Г]. Это позволило отпустить реальный обменный курс валюты, что дало властям Польше возможность гладкого регулирования реальных секторов экономики [18].
В 90-е годы кардинально изменилась внешнеэкономическая политика Польши. Было отменено множество импортных и экспортных тарифов, но для защиты платежного баланса использовали тариф на предметы роскоши [21]. Ее основными приоритетами стали создание открытой экономики, интеграция с Европейским союзом как важнейшим экономическим центром Европы и мира.
Эта политика внезапно создала
сильную иностранную
Национальный Банк Польши в 1991-1993 гг. трижды девальвировало злотый (в мае 1991 г., феврале 1992 г. и в сентябре 1993 г.) [21]. Девальвации обеспечивали высокую рентабельность экспорта, а рестриктивная денежная политика и жесткая бюджетная дисциплина способствовали перемещению товаров с внутреннего на внешний рынок. Таким образом, польским денежным властям удалось избежать потери конкурентоспособности отечественных предприятий.
С 1994 г. польское правительство отказалось от девальвации как самого простого инструмента стимулирования экспорта и рационализации импорта с учетом ее серьезных негативных последствий для страны. Экспортное регулирование до 1995 г. осуществлялось в незначительной мере [19].
Режим скользящей привязки в 1995 году перестал выполнять свои функции, в связи с тем, что огромные притоки иностранной валюты (профицит счета текущих операций, а также ПИИ и портфельные инвестиции) [Приложение З] породили огромный рост валютных резервов (более $ 9 млрд. в течение 12 месяцев, что составило 140% увеличение запасов) и операций-стерилизаций Национального Банка [18].
Информация о работе Валютный курс и методы его регулирования