Валютное регулирование экспортно-импортных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является, анализ теоретических и практических аспектов функционирования порядка проведения валютных операций, выяснение роли валютных операций как правового института в сфере регулирования экономических процессов.

Задачи: 1) определение структуры и элементов порядка проведения валютных операций; 2) выявление объективных закономерностей формирования правового механизма валютного регулирования; 3) изучение действующей практики регулирования валютных операций, применения валютных ограничений; 4) определение направлений развития регулирования валютных операций в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие валютных операций и их виды

1.1 Валютные операции и валютные ограничения

1.2 Классификация валютных операций

Глава 2. Субъекты валютных правоотношений

2.1 Понятие субъектов валютных операций, их права и обязанности

2.2 Валютные ограничения в отношениях с участием физических лиц

Глава 3. Порядок осуществления отдельных валютных операций

3.1 Обязательная продажа иностранной валюты

3.2 Валютно-обменные операции

3.3 Биржевая торговля иностранной валютой

Глава 4. Валютное регулирование экспортно-импортных операций

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 103.25 Кб (Скачать)

 

Текущий счёт типа «Т» юридическое  лицо-нерезидент отрывает только на имя  своего представительства (филиала). На рублевые счета типа "Т", а также  на рублевые корреспондентские счета  банков-нерезидентов могут зачисляться:

 

a.         поступления от резидентов;

 

b.         выручка в рублях от продажи  иностранной валюты на внутреннем  валютном рынке Республики Беларусь;

 

c.         суммы привлекаемых от банков (резидентов и нерезидентов) кредитов  в рублях, а также суммы, поступающие  в погашение ранее предоставленных  кредитов в рублях;

 

d.         суммы штрафных санкций, взыскиваемых  с резидентов по договорам,  заключенным с нерезидентом —  владельцем счета;

 

e.         поступления от резидентов в  виде переводов неторгового характера;

 

f.          суммы, поступающие в качестве  арендной платы;

 

g.         суммы страховых выплат по  обязательным и добровольным  видам страхования [49,с.77].

 

Притом ограничений по видам операций по данному счёту  нет. Счёт типа «С» предназначен для  целей инвестирования денежных средств  юридическим лицом-нерезидентом в  краткосрочные облигации Национального  банка или государственные ценные бумаги Республики Беларусь.

 

Внесение и снятие наличные белорусских рублей с указанного типа счетов запрещено.

 

Банки-нерезиденты вправе открывать в белорусских банках как корреспондентские, так и  иные счета. Притом внесение наличной иностранной валюты и белорусских рублей на корреспондентский счет в иностранной валюте (в белорусских рублях) банка-нерезидента и снятие наличной иностранной валюты и белорусских рублей с корреспондентского счета в иностранной валюте (в белорусских рублях) банка-нерезидента без разрешения Национального банка запрещается [27,п.54].

 

2.2 Валютные ограничения  в отношениях с участием физических  лиц

 

В данной главе будут рассмотрены  правовые аспекты взаимоотношений  субъектов валютных операций с физическими  лицами по поводу обращения валютных ценностей, а также правоотношения в связи с перемещением физическими  лицами валютных ценностей через  таможенную границу Республики Беларусь.

 

В соответствии с п.29 Правил № 72 использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций на территории Республики Беларусь разрешается:

 

A.        в  отношениях между физическими  лицами-резидентами - при проведении  валютных операций, установленных  Законом № 226-З, а также в  иных случаях, установленных актами  валютного законодательства;

 

B.        в  отношениях между физическим  лицом-резидентом и физическим  лицом-нерезидентом, а также между  физическими лицами-нерезидентами  - по валютным операциям, предусматривающим  дарение (в том числе в виде  пожертвований), отмену дарения,  предоставление займов, возврат  займов и процентов за пользование  ими, передачу на хранение и  их возврат, а также в иных  случаях, установленных актами  валютного законодательства;

 

C.        в  отношениях между субъектом валютных  операций и физическим лицом  - по валютным операциям, указанным  в п.31 [27,п.29].

 

Предоставление займа  в иностранной валюте, как указано  в п.В, получило неоднозначную трактовку в правоприменительной практике. По вопросу правомерности взыскания судами в доход государства иностранной валюты как предмета договоров займа, заключаемых гражданами между собой, возник спор, ставший предметом разбирательства в Конституционном Суде Республики Беларусь.

 

В Решении «О правовом регулировании  заключения физическими лицами договоров  займа в иностранной валюте»  от 19 июля 2002г., основываясь на нормах Гражданского кодекса Республики Беларусь, действовавших на тот момент Правил проведения валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. N 100, Конституционный Суд Республики Беларусь отметил, что законодательством Республики Беларусь разрешено физическим лицам – резидентам без оформления в Национальном банке отдельного разрешения на проведение валютной операции получать заем в иностранной валюте на срок более 180 дней от нерезидентов [2].

 

Перечень валютных операций между субъектом валютных операций и физическим лицом, когда допускается  использование иностранной валюты, ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте закреплен  в Правилах № 72 [27,п.31]. Таковыми являются, на основании разрешения Национального  банка, розничная реализация товаров  на автомобильных дорогах с нумерацией «М», страховые, туристические услуги, получение оплаты по договору перевозки  пассажиров, багажа за пределы Республики Беларусь и из-за пределов Республики Беларусь. Иные валютные операции, поименованные  в отмеченном пункте, осуществляются без разрешения Национального банка: напр., услуги в поездах Белорусской  железной дороги, расчёты по государственным  ценным бумагам, внесение вклада в уставный фонд юридического лица-резидента и  др.

 

На проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами – резидентами  разрешение Национального банка  требуется только в случаях:

 

§   приобретения акций  при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде  или пая в имуществе нерезидента;

 

§   приобретения у нерезидента  ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций  при их распределении среди учредителей;

 

§   приобретения в собственность  имущества, находящегося за пределами  Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

 

§   размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;

 

§   предоставления займов на срок, превышающий 180 дней [7,ч.3 ст.10].

 

Вышеперечисленные случаи получения  разрешения Национального банка  не применяются в отношении индивидуальных предпринимателей и физических лиц-резидентов, непрерывно находящихся за пределами  Республики Беларусь более 1 года и не занимающихся предпринимательством.

 

Порядок ввоза и вывоза регулируется Инструкцией о порядке  ввоза, вывоза и пересылки иностранной  валюты, белорусских рублей, платежных  документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в  белорусских рублях и иностранной  валюте физическими лицами через  таможенную границу Республики Беларусь, утвержденной совместным Постановлением Национального банка и Государственного таможенного комитета Республики Беларусь 30.04.2004г. [20]

 

Ввоз в Республики Беларусь физическими лицами иностранной  валюты осуществляется без ограничений  суммы с соблюдением порядка  таможенного оформления. При ввозе  иностранной валюты свыше суммы  эквивалентной 3000 дол. США на одно лицо, рассчитанной согласно курсу Национального банка на день таможенного оформления, осуществляется обязательное декларирование.

 

Касательно вывоза иностранной  валюты установлены некоторые ограничения. Если сумма вывозимой валюты, рассчитанная согласно курсу Национального банка  на день таможенного оформления, в  эквиваленте превышает 10000 дол. США, то требуется предоставление разрешительных документов. При вывозе иностранной  валюты свыше суммы эквивалентной 3000 дол. США на одно лицо, рассчитанной согласно курсу Национального банка на день таможенного оформления, также необходимо обязательное декларирование.

 

Банковским документом, разрешающим  вывоз иностранной валюты из Республики Беларусь является справка ф. №0406007. Данная справка выдается по требованию физического лица одновременно с  выдачей иностранной валюты. Справка  оформляется на бланке строгой отчетности на имя покупателя. Последующая выдача справки не производится. Справка  выдается банками в следующих  случаях:

 

1.    на сумму иностранной  валюты, ввезенной либо переведенной  на территорию Республики Беларусь  и внесенной на счет физического  лица. Справка выдается при наличии  следующих документов: 1.1 для иностранной  валюты, поступившей на счет в  безналичной форме – платежное  поручение, авизо банка-нерезидента;  1.2          если валюта внесена в наличной форме – разрешительный документ при неистечении срока его действия. Далее требуется разрешение уполномоченного лица банка-резидента, которое представляет собой резолюцию на расходном кассовом документе [20,п.23.1];

 

2.    для оплаты  расходов, связанных с направлением  работника, индивидуального предпринимателя  в служебные командировки за  пределы Республики Беларусь;

 

3.    выдача валюты  представителю нерезидента (кроме  физических лиц) с его счёта  в банке;

 

4.    выдача валюты  банком, в котором открыт валютный  счет таможенного органа, на основании  документов таможенного органа, подтверждающих возврат ранее  внесенной в счет обеспечения  уплаты таможенных платежей валюты, ввезенной в Республику Беларусь;

 

5.    на сумму валюты, выдаваемой банками за счет  средств, полученных физическими  лицами из- за границы по международной платежной системе.

 

Изложенный выше перечень не является исчерпывающим.

 

Банки за выдачу справки  № 0406007 могут взимать вознаграждение. Можно также отметить, что ввоз и вывоз документарных ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте могут осуществляться без обязательного декларирования и без ограничения суммы.

 

Важным является обратить внимание на особый режим перемещения  валютных ценностей, реализуемый в  рамках Таможенного союза. Ввоз-вывоз  рублей Республики Беларусь допускается  без ограничений суммы и без  обязательного декларирования. Относительно иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте, ценных бумаг  в иностранной валюте рублях Республики Беларусь ограничений по сумме также  не установлено. Однако если имеет место  перемещение между государствами-участниками  Таможенного союза валюты в сумме, эквивалентной более чем 3000 дол. США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля на день таможенного оформления, то проводится обязательное таможенное оформление.

 

В отношении пересылки  валютных ценностей в почтовых отправлениях законодательством установлены  строгие ограничения. Пересылка  белорусских рублей и документарных  ценных бумаг в белорусских рублях запрещена. Пересылка в Республику Беларусь и из Республики Беларусь иностранной валюты в письмах  с объявленной ценностью разрешается  в сумме, не превышающей в эквиваленте 200 дол. США, рассчитанной на день приема в организации связи. Пересылка  валюты без объявления ценности запрещена. Пересылка в Республику Беларусь и из Республики Беларусь платежных  документов и документарных ценных бумаг в иностранной валюте допускается  без ограничения суммы при  условии, что объявленная ценность не будет превышать 200 дол. США, рассчитанная по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте.

 

Физические лица вправе открывать  счета по учёту кредитных операций в банках-нерезидентах без разрешения Национального банка. Разрешение на открытие счета в банке-нерезиденте  выдается на срок не более 1 года [24,п.63]. Не требуется получение разрешения Национального банка для открытия счета в банках-нерезидентах физическими  лицами-резидентами в период их проживания за пределами Республики Беларусь. Для подтверждения факта проживания в иностранном государстве необходимо представление вида на жительство, визы, разрешения на временное пребывание, иного документа, свидетельствующего факт нахождения за рубежом на законных основаниях.

 

По окончании пребывания за границей физическое лицо-резидент обязано закрыть счёт и перевести  остаток средств в Республику Беларусь либо ввезти с соблюдением таможенных правил. Также можно получить разрешение Национального банка на открытие счёта за рубежом в общем порядке. Еще один момент: если физическое лицо-резидент в течение срока, указанного в документе, разрешающем проживание в иностранном государстве, въезжает в Республику Беларусь, а затем убывает в страну временного пребывания, то счет, открытый в банке-нерезиденте можно не закрывать.

 

Чтобы получить разрешение Национального банка, необходимо представить  заявление произвольной формы и  копию документа, удостоверяющего  личность. В заявлении указывается  обоснование необходимости открытия счёта, местонахождение и наименование банка-нерезидента.

 

В отношении открытия счетов на территории Республики Беларусь физическими  лицам-нерезидентам установлен порядок, идентичный порядку для резидентов[27,п.34].

 

 

Глава 3. Порядок осуществления  отдельных валютных операций

 

3.1    Обязательная  продажа иностранной валюты

 

Согласно п.1 Указа Президента Республики Беларусь «Об обязательной продаже иностранной валюты» 17.07.2006г. (далее – Указ №452) резиденты: юридические  лица и индивидуальные предприниматели - осуществляют обязательную продажу  иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в размере 30 % от суммы выручки в иностранной  валюте. При этом банками, страховыми организациями, резидентами свободных экономических зон Республики Беларусь обязательная продажа иностранной валюты не осуществляется [8,п.4.1].

 

В судебной практике является неоднозначным правовое положение  резидентов свободных экономических  зон (далее - СЭЗ) ввиду применения льгот, установленных Указом №452. В этом плане дискуссионным с точки  зрения квалификации юридически значимых аспектов хозяйственной деятельности резидентов СЭЗ является Постановление  Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 28 июня 2005г.

Информация о работе Валютное регулирование экспортно-импортных операций