Валютное регулирование экспортно-импортных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является, анализ теоретических и практических аспектов функционирования порядка проведения валютных операций, выяснение роли валютных операций как правового института в сфере регулирования экономических процессов.

Задачи: 1) определение структуры и элементов порядка проведения валютных операций; 2) выявление объективных закономерностей формирования правового механизма валютного регулирования; 3) изучение действующей практики регулирования валютных операций, применения валютных ограничений; 4) определение направлений развития регулирования валютных операций в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие валютных операций и их виды

1.1 Валютные операции и валютные ограничения

1.2 Классификация валютных операций

Глава 2. Субъекты валютных правоотношений

2.1 Понятие субъектов валютных операций, их права и обязанности

2.2 Валютные ограничения в отношениях с участием физических лиц

Глава 3. Порядок осуществления отдельных валютных операций

3.1 Обязательная продажа иностранной валюты

3.2 Валютно-обменные операции

3.3 Биржевая торговля иностранной валютой

Глава 4. Валютное регулирование экспортно-импортных операций

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 103.25 Кб (Скачать)

 

Если ценная бумага выпущена на срок, свыше либо менее 180 дней, то приобретение её является валютной операцией  в соответствии с абз.3 ст.7 Закона № 226-З.

 

В соответствии с Гражданским  кодексом Республики Беларусь, приобретение ценных бумаг осуществляется также  путем их получения в заем [5,ст.760]. В научной литературе представлена позиция, согласно которой «получение ценных бумаг в заём подпадает  не под приобретение ценных бумаг…, а под предоставление получение  займа» [50,с.18]. Следовательно, данная операция связана с движением, если срок договора превышает 180 дней.

 

В Письме Национального банка  «О займах в иностранной валюте» (далее − Письмо №31-14/1445) [36] констатируется, что, несмотря на норму ст. 11 Закона № 226-З, запрещающую использование  иностранной валюты при проведении валютных операций между резидентами, п.3 ст.760 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что иностранная  валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Республики Беларусь. При этом Национальный банк ссылается на Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 30.01.2004г. N 3-168/2004: иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа, заключенного между юридическими лицами - резидентами, между юридическим лицом - резидентом и физическим лицом - резидентом на территории Республики Беларусь [36].

 

Необходимо учитывать, что  правовыми нормами об операциях  предоставления и получения займа  не регулируется отношения коммерческого  займа.

 

При ссылке на абз.4 ст.7 Закона № 226-Закона № 226-З: переводы для осуществления  расчетов по обязательствам, предусматривающим  передачу имущества, относимого законодательством  Республики Беларусь к недвижимому  имуществу, либо прав на него - важно  акцентировать внимание на том, что  не все права могут быть отчуждены: напр., пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование. Если в абз.5 ст.7 Закона № 226-З речь идёт о любых формах расчётов, то в абз.4, исходя из буквального толкования, - перевод [7,абз.4 ст.7].

 

В абз.5 ст.7 Закона № 226-З сформулированы понятия: кредит – относительно получения  денежных средств у банка, и заём – получение иных вещей, определенных родовыми признаками. Притом заёмные  операции находятся вне сферы  регулирования Закона № 226-З, если не имеют отношения к ст.4 того же Закона. В частности, «…в соответствии с абз.4 ст.7 и ст.4 передача недвижимого  имущества без получения платежа (напр., в качестве взноса в уставный фонд юридического лица) не рассматривается  ни в качестве капитальной, ни в качестве вообще валютной операции» [55,с.18].

 

Заявление на проведение капитальной  валютной операции включает её экономическое  обоснование. Если проводится операция, связанная с движением капитала, закреплённая в абз.2 ст.7 Закона № 226-З: приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов, - то прилагается копия выписки из торгового регистра страны учреждения юридического лица-нерезидента, в уставный фонд которого осуществляется инвестирование денежных средств [7,абз.2 ст.7].

 

Также прилагается копия  устава и (или) учредительного договора. Копии должны быть удостоверены согласно законодательству иностранного государства (легализация, проставление апостиля). Отмеченные документы предоставляются и при предоставлении кредита резидентом нерезиденту.

 

Перечень операций, связанных  с движением капитала, для проведения которых требуется получение  разрешения Национального банка  Республики Беларусь, закреплен в  п. 3 Инструкции № 15 [24,п.3].

 

К таковым, в частности, относятся  для физических лиц – I) приобретение акций при их распределении среди  учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе  нерезидента; II) ценных бумаг; III) в собственность  имущества, находящегося за пределами  Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу; IV) размещение денежных средств в банках-нерезидентах; V) операции по предоставлению займов на срок более 180 дней.

 

В отношении субъектов  валютных операций применяются правила  аналогичные вышеизложенным пунктам. Также для них обязательно  получение разрешения для осуществления  операций, связанных с движением  капитала в следующих ситуациях:

 

1.      на проведение  резидентами (кроме банков) валютных  операций, предусматривающих расчеты  по договору лизинга, предусматривающему  получение резидентом (кроме банка)  объекта лизинга в срок, превышающий  180 дней с даты осуществления первоначальной оплаты;

 

2.    размещение денежных  средств в банках-нерезидентах либо передача денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления;

 

3.    расчеты по  обязательствам, возникшим у субъекта  валютных операций - резидента (кроме  банка) перед нерезидентом на  основании заключенного между  ними договора поручительства, гарантии;

 

4.      проведение  валютных операций между субъектами  валютных операций - резидентами  (кроме банков) с использованием  иностранной валюты, ценных бумаг  и (или) платежных документов  в иностранной валюте на территории  Республики Беларусь;

 

5.      расчеты  по обязательствам, возникшим у  субъекта валютных операций - резидента  (кроме банка) перед нерезидентом  на основании заключенного между  ними договора перевода долга  или уступки требования;

 

6.      расчеты  по договору коммерческого займа,  предусматривающего уплату процентов  по ставке, превышающей уровень,  установленный Советом директоров  Национального банка, за отсрочку (рассрочку) оплаты поставки товара;

 

7.      на расчеты  с банком-нерезидентом по аккредитиву,  по условиям которого субъект  валютных операций - резидент получает  финансирование на срок, превышающий  180 дней, и процентная ставка за  пользование денежными средствами  превышает уровень, установленный  Советом директоров Национального  банка;

 

8.      др. операции [23,п.3].

 

Разрешение выдается в  течение 15 дней. Если запрашивалась  дополнительная информация, то разрешение выдаётся не позднее 10 дней с даты поступления информации.

 

Копии разрешений на осуществление  валютных операций, связанных с движением  капитала, предусмотренных направляются в налоговый орган по месту  постановки на учет субъекта валютных операций - резидента либо по месту  жительства физического лица.

 

В разрешениях может быть установлена обязанность субъекта валютных операций представить отчётность об операциях, по которым выдано разрешение.

 

На основании п.19 Инструкции № 15, в выдаче разрешения может быть отказано:

 

1.         представление заявителем ненадлежащим  образом оформленных документов  и (или) непредставление заявителем  документов;

 

2.         представление заявителем недостоверной  информации;

 

3.         наличие информации о невыполненных  обязательствах, возникших в результате  нарушения резидентом законодательства  в области банковского, налогового, таможенного, валютного регулирования,  в т.ч. числе нарушения условий ранее выданных лицензий, разрешений Национального банка;

 

4.         проведение на дату обращения  в Национальный банк валютной  операции, с просьбой о выдаче  разрешения на осуществление которой обращается заявитель;

 

5.         наличие на дату обращения  резидента задолженности по налогам,  иным обязательным платежам в  бюджет, в том числе государственные  целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы;

 

 

6.         неустойчивое финансовое положение  субъекта валютных операций;

 

7.         обращение за получением разрешения  до истечения 1 года со дня  вынесения решения о прекращении  действия;

 

8.         в иных случаях, установленных  Инструкцией [24,п.19].

 

В российской литературе выделяют подлицензионные (кумулирующие) капитальные валютные операции – операции, право на осуществление которых автоматически приобретается с получением лицензии на проведение определенного вида валютных операций [61,с.113].

 

Утверждается, что действие абз.5 ч.5 ст.10 Закона № 226-З, расчеты по договорам аренды имущества, распространяется и на лизинговые операции [55,с.19].

 

Сфера действия абз.6 ч.5 ст.10 Закона № 226-З (взносы в международные  организации) не касается организаций  как коммерческих, так и некоммерческих, участниками которых являются субъекты гражданского права.

 

Требует разъяснений вопрос о квалификации валютных операциях  залога денежных средств. В соответствии со ст.4 Закона N 226-З к валютным операциям (кроме прочих) относятся сделки, предусматривающие использование  иностранной валюты. Когда во внешнеторговом договоре предусмотрено получение  резидентом не только оплаты, но и денежных средств, служащих обеспечением проведения платежа нерезидентом (напр., НДС), то отнесение проводимой валютной операции к определенному виду производится исходя из условий основной сделки по экспорту товара. Однако если залог  предусмотрен отдельным договором, то такая уплата (возврат) будет являться самостоятельной валютной операцией - в соответствии с абз.7 ст.7 Закона N 226-З валютной операцией, связанной  с движением капитала.

 

Под валютными операциями, осуществляемыми на территории Республики Беларусь, понимаются:

 

в части валютных операций, предусматривающих осуществление  расчетов по сделкам, предусматривающим  передачу товара, - валютные операции, предусматривающие осуществление  расчетов по сделкам, по которым передача и получение товаров осуществляются на территории Республики Беларусь независимо от места передачи, перечисления и/или  зачисления денежных средств по данным валютным операциям;

 

в части валютных операций, предусматривающих осуществление  расчетов по сделкам, не предусматривающим  передачу товара, - валютные операции, предусматривающие осуществление  расчетов по сделкам, по которым передача наличных денежных средств производится на территории Республики Беларусь, зачисление наличных денежных средств осуществляется на счета в банках Республики Беларусь либо перечисление денежных средств  осуществляется со счета на счет, открытые в банках;

 

валютные операции, предусматривающие  осуществление расчетов по сделкам  по отчуждению недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь [27, ч.2 п.1].

 

Под валютными операциями, осуществляемыми за пределами Республики Беларусь, понимаются все иные валютные операции, не относимые к валютным операциям, осуществляемым на территории Республики Беларусь[27, ч.3 п.1].

 

Необходимо упомянуть  о т.н. праве субституции: право  заменить иностранную валюту уплатой  соответствующего эквивалента в национальной. При этом данное право может быть исключено путем оговорки «эффективного платежа». Правовая норма, закрепляющая данное положение, установлена в законодательстве Республики Беларусь [27,п.11].

 

 

Глава 2. Субъекты валютных правоотношений

 

2.1      Понятие  субъектов валютных операций, их  права и обязанности

 

В целом для валютного  законодательства характерна дивергенция  регулирования по субъектному составу  правоотношений, которая проявляется  в объёме и характере валютных ограничений, применимых соответственно к резидентам и нерезидентам, субъектам  валютных операций и физическим лицам.

 

Поскольку основной объем  нормативно-правового регулирования  направлен на упорядочение отношений  с участием резидентов Республики Беларусь, то обратимся к раздельному анализу  этой категории субъектов права: субъекты валютных операций и физические лица.

 

Утвержденные Национальным банком, Правила проведения валютных операций [27,абз.4 п.2] под субъектами валютных операций подразумевают следующие  категории:

 

·          юридические лица Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, юридические лица иностранных  государств, находящиеся за пределами  Республики Беларусь;

 

·          находящиеся за пределами Республики Беларусь филиалы и представительства  юридических лиц Республики Беларусь;

 

·          находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами филиалы и  представительства юридических  лиц иностранных государств;

 

·          дипломатические и иные официальные  представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, иностранных государств;

 

·          Республика Беларусь, иностранные государства, их административно-территориальные  единицы, международные организации, их филиалы и представительства;

 

организации, не являющиеся юридическими лицами, их филиалы и  представительства, находящиеся в  Республике Беларусь и за ее пределами.

Информация о работе Валютное регулирование экспортно-импортных операций