Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 23:33, курсовая работа
Целью настоящей работы является, анализ теоретических и практических аспектов функционирования порядка проведения валютных операций, выяснение роли валютных операций как правового института в сфере регулирования экономических процессов.
Задачи: 1) определение структуры и элементов порядка проведения валютных операций; 2) выявление объективных закономерностей формирования правового механизма валютного регулирования; 3) изучение действующей практики регулирования валютных операций, применения валютных ограничений; 4) определение направлений развития регулирования валютных операций в Республике Беларусь.
Введение
Глава 1. Понятие валютных операций и их виды
1.1 Валютные операции и валютные ограничения
1.2 Классификация валютных операций
Глава 2. Субъекты валютных правоотношений
2.1 Понятие субъектов валютных операций, их права и обязанности
2.2 Валютные ограничения в отношениях с участием физических лиц
Глава 3. Порядок осуществления отдельных валютных операций
3.1 Обязательная продажа иностранной валюты
3.2 Валютно-обменные операции
3.3 Биржевая торговля иностранной валютой
Глава 4. Валютное регулирование экспортно-импортных операций
Заключение
Список использованных источников
Если ценная бумага выпущена на срок, свыше либо менее 180 дней, то приобретение её является валютной операцией в соответствии с абз.3 ст.7 Закона № 226-З.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, приобретение ценных бумаг осуществляется также путем их получения в заем [5,ст.760]. В научной литературе представлена позиция, согласно которой «получение ценных бумаг в заём подпадает не под приобретение ценных бумаг…, а под предоставление получение займа» [50,с.18]. Следовательно, данная операция связана с движением, если срок договора превышает 180 дней.
В Письме Национального банка «О займах в иностранной валюте» (далее − Письмо №31-14/1445) [36] констатируется, что, несмотря на норму ст. 11 Закона № 226-З, запрещающую использование иностранной валюты при проведении валютных операций между резидентами, п.3 ст.760 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Республики Беларусь. При этом Национальный банк ссылается на Решение Конституционного суда Республики Беларусь от 30.01.2004г. N 3-168/2004: иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа, заключенного между юридическими лицами - резидентами, между юридическим лицом - резидентом и физическим лицом - резидентом на территории Республики Беларусь [36].
Необходимо учитывать, что правовыми нормами об операциях предоставления и получения займа не регулируется отношения коммерческого займа.
При ссылке на абз.4 ст.7 Закона
№ 226-Закона № 226-З: переводы для осуществления
расчетов по обязательствам, предусматривающим
передачу имущества, относимого законодательством
Республики Беларусь к недвижимому
имуществу, либо прав на него - важно
акцентировать внимание на том, что
не все права могут быть отчуждены:
напр., пожизненное наследуемое
В абз.5 ст.7 Закона № 226-З сформулированы
понятия: кредит – относительно получения
денежных средств у банка, и заём
– получение иных вещей, определенных
родовыми признаками. Притом заёмные
операции находятся вне сферы
регулирования Закона № 226-З, если не
имеют отношения к ст.4 того же
Закона. В частности, «…в соответствии
с абз.4 ст.7 и ст.4 передача недвижимого
имущества без получения
Заявление на проведение капитальной валютной операции включает её экономическое обоснование. Если проводится операция, связанная с движением капитала, закреплённая в абз.2 ст.7 Закона № 226-З: приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидентов, - то прилагается копия выписки из торгового регистра страны учреждения юридического лица-нерезидента, в уставный фонд которого осуществляется инвестирование денежных средств [7,абз.2 ст.7].
Также прилагается копия устава и (или) учредительного договора. Копии должны быть удостоверены согласно законодательству иностранного государства (легализация, проставление апостиля). Отмеченные документы предоставляются и при предоставлении кредита резидентом нерезиденту.
Перечень операций, связанных с движением капитала, для проведения которых требуется получение разрешения Национального банка Республики Беларусь, закреплен в п. 3 Инструкции № 15 [24,п.3].
К таковым, в частности, относятся для физических лиц – I) приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента; II) ценных бумаг; III) в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу; IV) размещение денежных средств в банках-нерезидентах; V) операции по предоставлению займов на срок более 180 дней.
В отношении субъектов валютных операций применяются правила аналогичные вышеизложенным пунктам. Также для них обязательно получение разрешения для осуществления операций, связанных с движением капитала в следующих ситуациях:
1. на проведение
резидентами (кроме банков) валютных
операций, предусматривающих расчеты
по договору лизинга,
2. размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передача денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления;
3. расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;
4. проведение
валютных операций между
5. расчеты
по обязательствам, возникшим у
субъекта валютных операций - резидента
(кроме банка) перед
6. расчеты
по договору коммерческого
7. на расчеты
с банком-нерезидентом по
8. др. операции [23,п.3].
Разрешение выдается в течение 15 дней. Если запрашивалась дополнительная информация, то разрешение выдаётся не позднее 10 дней с даты поступления информации.
Копии разрешений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, предусмотренных направляются в налоговый орган по месту постановки на учет субъекта валютных операций - резидента либо по месту жительства физического лица.
В разрешениях может быть
установлена обязанность
На основании п.19 Инструкции № 15, в выдаче разрешения может быть отказано:
1.
представление заявителем
2.
представление заявителем
3.
наличие информации о
4. проведение на дату обращения в Национальный банк валютной операции, с просьбой о выдаче разрешения на осуществление которой обращается заявитель;
5.
наличие на дату обращения
резидента задолженности по
6.
неустойчивое финансовое
7.
обращение за получением
8. в иных случаях, установленных Инструкцией [24,п.19].
В российской литературе выделяют подлицензионные (кумулирующие) капитальные валютные операции – операции, право на осуществление которых автоматически приобретается с получением лицензии на проведение определенного вида валютных операций [61,с.113].
Утверждается, что действие абз.5 ч.5 ст.10 Закона № 226-З, расчеты по договорам аренды имущества, распространяется и на лизинговые операции [55,с.19].
Сфера действия абз.6 ч.5 ст.10 Закона № 226-З (взносы в международные организации) не касается организаций как коммерческих, так и некоммерческих, участниками которых являются субъекты гражданского права.
Требует разъяснений вопрос
о квалификации валютных операциях
залога денежных средств. В соответствии
со ст.4 Закона N 226-З к валютным операциям
(кроме прочих) относятся сделки,
предусматривающие
Под валютными операциями, осуществляемыми на территории Республики Беларусь, понимаются:
в части валютных операций,
предусматривающих
в части валютных операций,
предусматривающих
валютные операции, предусматривающие осуществление расчетов по сделкам по отчуждению недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь [27, ч.2 п.1].
Под валютными операциями, осуществляемыми за пределами Республики Беларусь, понимаются все иные валютные операции, не относимые к валютным операциям, осуществляемым на территории Республики Беларусь[27, ч.3 п.1].
Необходимо упомянуть о т.н. праве субституции: право заменить иностранную валюту уплатой соответствующего эквивалента в национальной. При этом данное право может быть исключено путем оговорки «эффективного платежа». Правовая норма, закрепляющая данное положение, установлена в законодательстве Республики Беларусь [27,п.11].
Глава 2. Субъекты валютных правоотношений
2.1 Понятие субъектов валютных операций, их права и обязанности
В целом для валютного законодательства характерна дивергенция регулирования по субъектному составу правоотношений, которая проявляется в объёме и характере валютных ограничений, применимых соответственно к резидентам и нерезидентам, субъектам валютных операций и физическим лицам.
Поскольку основной объем
нормативно-правового
Утвержденные Национальным банком, Правила проведения валютных операций [27,абз.4 п.2] под субъектами валютных операций подразумевают следующие категории:
· юридические лица Республики Беларусь, с местом нахождения в Республике Беларусь, юридические лица иностранных государств, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
· находящиеся за пределами Республики Беларусь филиалы и представительства юридических лиц Республики Беларусь;
· находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами филиалы и представительства юридических лиц иностранных государств;
· дипломатические и иные официальные представительства, консульские учреждения Республики Беларусь, иностранных государств;
·
Республика Беларусь, иностранные государства,
их административно-
организации, не являющиеся юридическими лицами, их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами.
Информация о работе Валютное регулирование экспортно-импортных операций