Устройства и планировка торгового зала магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - исследование и анализ организации устройства планирования и оборудования торгового предприятия на примере конкретного магазина – ООО «Санрос», а также наметить основные пути их рационализации.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных между собой теоретических и практических вопросов и дать на них соответствующие ответы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты планировки РТП
1.1 Виды и классификация торговых зданий, требования к торговым зданиям
1.2 Требования к торговым зданиям в соответствии СНиП. Устройство и планировка торгового зала магазина, требования к торговым зданиям
1.3 Виды планировки торгового зала магазина
Глава 2. Практическое планирование в торговом зале РТП на примере ООО «Санрос»
2.1 Характеристика ООО «Санрос»
2.2 Планировка помещений в ООО «Санрос»
2.2.1 Технико-экономические показатели здания магазина
2.2.2 Материально-техническая база магазина
2.3 Планировка торгового зала магазина
2.4 Торговое оборудование магазина
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

технол и технич оснощен предприятий тоговли.docx

— 125.99 Кб (Скачать)

     ООО «Санрос» реализует большинство групп продовольственных и непродовольственных товаров, с предоставлением ряда дополнительных услуг пользующихся спросов у населения.

     Торговое  предприятие ООО «Санрос»- это рентабельное и платежеспособное предприятие. 

    Кадровый  состав управления

    
Управляющий

организацией


 

      
 

    
    Заместитель управляющего организацией

        
Операционист

(оператор)


 

      

    
администратор

 
 
    
продавец

 
 
    
фасовщица           кассир

     

    

    
повар

 

    

    
техничка

      

    
грузчик

 
 
 

 

    2.2 Планировка помещений  в ООО «Санрос» 

     Здания, используемые для размещения магазинов, могут быть классифицированы по нескольким признакам. По типу здания магазины могут  быть: в составе торговых центров, в специальных отдельно стоящих  зданиях, встроенные, встроенно-пристроенные.

     Магазины  в составе торговых центров обеспечивают наиболее высокий уровень комплексного обслуживания при одновременной  экономии затрат как при строительстве, так и при эксплуатации здания.

     Специальные отдельно стоящие здания обеспечивают удобную планировку и компоновку помещений, рациональное направление  покупательских потоков, возможности  для механизации торгово-технологического процесса. Значительная часть магазинов, особенно старой застройки, размещается  в первых этажах жилых домов, административных зданий или в блоках, пристроенных к многоэтажным жилым домам, где  часть помещений магазина находится  на первом этаже жилого дома и в  подвале, а другая часть — торговая площадь — вынесена за пределы  первого этажа. Эти магазины имеют  ограниченные габариты, не всегда обеспечивают условия технологического процесса и внедрения прогрессивных форм торговли.

       Современный магазин требует  наличия определенных функциональных  помещений, которые должны обеспечить  необходимые условия для торгового  обслуживания покупателей, удобства  для работников и сохранность  товарно-материальных ценностей.  Устройство магазина, планировка  его помещений и торгово-технологический  процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они зависят от товарного ассортимента, торговой площади, методов продажи, от характера работ по подготовке к продаже.

       Между этими группами помещений  должна быть надлежащая взаимосвязь,  которая обеспечивала бы рациональную  организацию всего технологического  процесса.

       Например, вспомогательные помещения  должны быть хорошо связаны  с торговым залом, конторские  помещения — с торговым залом  и вспомогательными помещениями.  Помещения для приемки, хранения  и подготовки товаров к продаже  не должны быть проходными.

       Технологические требования к  строительству магазинов предусматривают,  прежде всего, беспрепятственное  движение покупательских потоков,  выделение помещений или зон  в соответствии со стадиями  технологического процесса, отсутствие  перекрещивающихся покупательских  потоков и обеспечение кратчайших  путей движения товаров. Исходя  из этого, требования в магазине  выделяется главная зона —  торговая, на долю которой должно  приходиться 50—80% всей полезной  площади торгового предприятия.

       Эргономические требования сводятся  к повышению производительности  труда торговых работников за  счет как применения современных  средств механизации и автоматизации  торговых процессов, так и создания  комфортных условий для работников  магазинов. Выполнение этих требований  связано с выделением отдельных  помещений бытового характера.  

    2.2.1 Технико-экономические  показатели здания  магазина

    Отношение торговой площади к общей площади  магазина: 

    К = S[Т]/S[0, 

где S[т] — торговая площадь;

S[0] — общая  площадь.

     Этот  коэффициент показывает, какую часть  общей площади магазина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее  используется площадь здания магазина.

    Общая площадь ООО «Санрос» составляет 500 м^2, а торговая площадь - 200 м^2, то: 

    К = 200 / 500 = 0,4 

     т.е. торговая площадь ООО «Санрос» составляет лишь 40% общей, а неторговая площадь — 60%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского помещения.

       Показатель рациональной расстановки  оборудования — установочный  коэффициент (К[у]), показывающий отношение площади, занятой торговым оборудованием к общей площади торгового зала: 

    К [у] = S[т.об.] / S[т.з.], 

    где S[т. об] — площадь, занятая торговым оборудованием;

    S[т.з.] — общая площадь торгового зала.

    Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3-0,32.

    Например, торговая площадь ООО «Санрос» составляет 200 м^2, а установочная площадь различных видов торгового оборудования— 76 м^2. Находим установочный коэффициент: 

    K[у] = 76/200 = 0,38 

     Следовательно, 38% торговой площади занято установленным торговым оборудованием, а 62% торговой площади — это проходы для покупателей и продавцов, места дополнительного обслуживания покупателей.

     План  торгового предприятия можно  увидеть в приложении А. 

    2.2.2 Материально-техническая  база магазина

     Материально-техническая  база магазина включает в себя здания, сооружения, подъездные пути, кабельные  линии, техническое оборудование, технологическое  и торговое оборудование, инструменты  и прочий инвентарь.

     ООО «Санрос» находящаяся по адресу ул. Миронова д.3 является пристроенным к жилому девятиэтажному дому. К данному магазину имеются удобные подъездные пути.

     Со  стороны двора жилого дома расположена  хозяйственная зона для подъезда автомашин с товарами и их маневрирования. Данная зона располагается таким  образом, чтобы не препятствовать покупательскому  потоку, проходу проживающих в этом доме, а также проходу персонала магазина. 

    2.3 Планировка торгового  зала магазина 

     Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей обеспечить рациональную организацию оперативных  процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров.

     В рассматриваемом магазине следующая  планировка:

     Разгрузочная  платформа является также местом приемки товаров, находится в  непосредственной близости от складских  помещений и торговым залом.

     Помещения для подготовки товаров к продаже  связаны со складскими помещениями  магазина и торговым залом.

     Административно-бытовые  помещения примыкают к торговому  залу.

     Торговый  зал — часть торговой площади, на которой осуществляется продажа  товаров. Он является основным помещением магазина.

     Торговый  зал магазина имеет пропорцию 1:2, что делает его эксплуатацию еще  более эффективной.

     В данном магазине самообслуживания применяется, наиболее рациональная, линейная планировка торгового зала, т.е. расстановка  оборудования и проходы для покупателей  спланированы в виде параллельных линий, расположенные перпендикулярно  линии узла расчета. При этом часть  оборудования установлена вдоль  стен торгового зала, что позволяет  с большей эффективностью использовать его площадь. 

    2.4 Торговое оборудование  магазина 

     Для выполнения операций торгового процесса используют различное оборудование, которое можно классифицировать на 3 группы:

     а) механическое оборудование;

     б) торгово-технологическое оборудование

     в) общетехническое 

     Рассмотрим  оборудование, имеющееся в магазине . Существует несколько видов торгово-технологического оборудования магазинов, которые имеются в магазине.

     Мебель:

     Для торгового зала (стеллажи, полки, горки);

     Для приемки товаров и их хранения (стеллажи, поддоны, полки);

     Для предпродажной подготовки (столы, мойки)

     Для административно-бытовых помещений (столы, стулья, кресла)

     Торговое  холодильное оборудование — охлаждаемые  устройства, предназначенные для  кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров.

     Применяются следующие виды оборудования:

     * холодильные камеры — имеют  сборно-разборную конструкцию, предназначены  для складских помещений магазина;

     * холодильные шкафы — используются  на рабочем месте продавца, имеют  холодильные агрегаты;

     * холодильные витрины — используются  для показа и продажи охлажденных  и замороженных продуктов;

     * холодильные прилавки — используются  для хранения, демонстрации и  продажи охлажденных гастрономических  продуктов в универсамах;

     Контрольно-кассовое оборудование представлено контрольно – кассовыми терминалами.

     Магазин оснащен типовой торговой мебелью, технические параметры которой  удовлетворяют всем необходимым  требованиям.

     Таким образом, выбор оборудования и комплектование магазина розничной торговли должен основывается на следующих основных принципах:

  • необходимо учитывать профиль магазина и размеры его торгового зала;
  • все оборудование должно соответствовать используемым методам продаж.

 

    Заключение 

     В результате выполненных в настоящей  курсовой работе исследований показано, что оптимальные устройства, планирование и оборудование торгового предприятия  розничной торговли напрямую связаны  с эффективностью торговой деятельности предприятия. Однако выполнение всех необходимых  требований по усовершенствованию организации  по устройству и планированию торгового  предприятия связано с рядом  проблем.

     Здания  и сооружения, в которых размещаются  магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических, санитарно-гигиенических требований.

     Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность  рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением  современной техники и внедрения  прогрессивных форм продажи товаров.

     Архитектурно-строительные требования предполагают прочность  зданий, строительство индустриальными  методами, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура  здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

     Экономические требования предусматривают наименьшие затраты средств как при строительстве, так и при эксплуатации торгового  здания.

Информация о работе Устройства и планировка торгового зала магазина