Устройства и планировка торгового зала магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - исследование и анализ организации устройства планирования и оборудования торгового предприятия на примере конкретного магазина – ООО «Санрос», а также наметить основные пути их рационализации.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных между собой теоретических и практических вопросов и дать на них соответствующие ответы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты планировки РТП
1.1 Виды и классификация торговых зданий, требования к торговым зданиям
1.2 Требования к торговым зданиям в соответствии СНиП. Устройство и планировка торгового зала магазина, требования к торговым зданиям
1.3 Виды планировки торгового зала магазина
Глава 2. Практическое планирование в торговом зале РТП на примере ООО «Санрос»
2.1 Характеристика ООО «Санрос»
2.2 Планировка помещений в ООО «Санрос»
2.2.1 Технико-экономические показатели здания магазина
2.2.2 Материально-техническая база магазина
2.3 Планировка торгового зала магазина
2.4 Торговое оборудование магазина
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

технол и технич оснощен предприятий тоговли.docx

— 125.99 Кб (Скачать)

     Санитарно-технические  требования определяют устройство систем теплоснабжения, отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, освещения. Соблюдение этих требований позволяет  создать условия для осуществления  операций торгово-технологического процесса в магазине, положительно сказывается  на работе персонала, способствует повышению  качества обслуживания покупателей.

     Состав  и взаимосвязь  помещений магазина

     Помещением  называется пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными  конструкциями.

     Состав  помещений магазина

     Помещения магазина подразделяются на:

  1. торговые;
  2. для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
  3. подсобные;
  4. административно-бытовые;
  5. технические.

     Торговые  помещения являются основными в  магазине. От их размеров, пропорций  и планировки во многом зависит организация  торгово-технологического процесса и  экономические показатели деятельности предприятия торговли. К торговым помещениям относят:

  • торговые залы магазинов;
  • отдел заказов;
  • зал кафетерия;
  • помещения или площади дополнительного обслуживания покупателей.

     В состав помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже  входят:

  • разгрузочные;
  • приемочные;
  • кладовые (в том числе охлаждаемые камеры);
  • помещения для подготовки товаров к продаже;
  • кладовые, фасовочные, комплектовочные отдела заказов;
  • вспомогательные помещения кафетерия.

     Подсобные помещения предназначены для  размещения вспомогательных служб  и выполнение работ по обслуживанию технологического процесса. К таким  помещениям относятся:

  • помещения для хранения контейнеров обменного фонда и тары, упаковочных и обвязочных материалов, торгового инвентаря, спецодежды, уборочного инвентаря и моющих средств;
  • помещения для приема стеклянной тары от населения;
  • моечные;
  • камеры для мусора и охлаждаемые камеры пищевых отходов;
  • мастерские для мелкого ремонта оборудования и инвентаря;
  • рекламно-декорационные мастерские;
  • экспедиции по доставке товаров на дом и др.

     В группу административно-бытовых помещений  входят:

  • помещения аппарата управления;
  • комната персонала;
  • предприятия питания для персонала (столовая, буфет);
  • помещения для приема пищи;
  • главная касса;
  • гардеробные;
  • здравпункт;
  • санитарно-бытовые помещения и др.

     Технические помещения предназначены для  размещения технических служб и  выполнения работ по техническому обслуживанию рабочих мест и оборудования. Технические  помещения включают в себя:

  • машинные отделения охлаждаемых камер и лифтов;
  • вентиляционные камеры;
  • электрощитовую;
  • котельную;
  • тепловой узел;
  • камеру кондиционирования воздуха;
  • радиоузел;
  • телефонные коммутаторы и др.

     Взаимосвязь помещений магазина

     Расположение  основных групп помещений магазина (их планировка) должно быть таким, чтобы  между ними обеспечивалась технологическая  связь, способствующая перемещению  товаров кратчайшими путями, исключались  пересечения движения потоков товаров  и покупателей (рис. 1).

     Кроме того, планировка магазина должна обеспечивать возможность увеличения площади  торговых помещений за счет неторговых.

     При осуществлении планировки помещений  магазина необходимо соблюдать следующие  основные требования:

  • разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров;
  • помещения для приемки следует располагать так; чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также торговыми залами, особенно в том случае, когда товары поступают в таре - оборудовании;
  • помещения для хранения товаров не должны быть проходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже

 

     

 

     
  • помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно  связаны с соответствующими отделами торговых залов и располагаться  на одном уровне с ними;

     •административно-бытовые  помещения размещают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая  связь; между ними и другими неторговыми, а также и торговыми помещениями;

     •взаимное расположение административно-бытовых  помещений определяется их функциями (например, должна быть обеспечена связь  между помещениями для отдыха и приема пищи);

     •помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по возможности, объединять (например, небольшие по площади помещения  для хранения товаров объединять в одно, в мелких магазинах выделять в помещениях для хранения товаров  площадь для их подготовки к продаже).

     1.2 Требования к торговым  зданиям в соответствии  СНиП 

     Объемно-планировочные  конструктивные решения зданий магазинов  должны приниматься из условий обеспечения  прогрессивных методов торговли (самообслуживание, применение тары-оборудования и др.), комплексной механизации  погрузочно-разгрузочных работ и  применения средств транспорта и предусматривать возможность увеличения торговой площади за счет кладовых, подсобных, служебных и других помещений.

     Проход  в кладовые, помещения для подготовки товаров к продаже, служебные, бытовые, подсобные и технические помещения  не допускается предусматривать  через торговые залы.

     Торговые  залы, кладовые и помещения для  подготовки товаров к продаже  универсамов торговой площадью до 1500 м2 следует размещать, как правило, на одном этаже. Допускается при обоснованиях размещать указанные помещения универсамов торговой площадью свыше1000до1500м2 на двух этажах. При торговой площади универсамов свыше 1500 м2 эти помещения должны располагаться в двух этажах.

     Высота  этажа, где размещаются торговые залы, должна быть:

     3,3 м — при площади торговых залов до 1000 м2;

     4,2 м — »»»» более 1000 м2.

     Допускается при обосновании принимать высоту этажа 3,6 м при площади торговых залов свыше 300 до 1000 м2.

     Высота  этажа для размещения других помещений  должна быть 3,3 м; допускается принимать высоту этажа равной высоте этажа для торговых залов.

     Высота  торговых залов в чистоте должна быть не менее 2,7 м. Высоту до низа подвесных коробов допускается принимать 2,5 м.

     Высоту  технических и подсобных помещений  допускается принимать 2,2 м.

     Магазины, располагаемые в зданиях иного  назначения или пристраиваемые к  ним, должны отделяться от помещений  этих зданий несгораемыми стенами и  перекрытиями с пределом огнестойкости  не менее 1ч.

     Звукоизоляция указанных стен и перекрытий должна соответствовать нормам главы СНиП по проектированию защиты от шума.

     Входы и лестницы для обслуживающего персонала  должны быть отдельными от входов и  лестниц для покупателей.

     В зданиях I и II степени огнестойкости в торговых залах допускаются открытые главные лестницы с первого до второго или из цокольного до первого этажа.

     Между первым и подвальным этажами допускается  предусматривать внутреннюю лестничную клетку, не учитываемую в расчете  эвакуации из подвала.

     В проектах магазинов, предназначенных  для строительства в климатическом  подрайоне ШБ и в IV климатическом районе, допускается предусматривать открытые железобетонные наружные эвакуационные лестницы.

     В магазинах торговой площадью 4500 м2 и более, торговые залы которых расположены на трех и более этажах, должны быть эскалаторы.

     Пассажирские  лифты для персонала следует  предусматривать в магазинах, служебные  и бытовые помещения которых  располагаются на четвертом этаже  и выше.

     Торговые  залы, комплектовочные, гладильные, конторские помещения и мастерские должны иметь, как правило, естественное освещение. Для торговых залов и гладильных допускается не предусматривать  естественное освещение или предусматривать  совмещенное освещение. Освещение  следует предусматривать по нормам главы СНиП по проектированию естественного и искусственного освещения.

     Витрины непродовольственных магазинов  должны иметь экспозиционные площадки глубиной до 1,5 м, а в универмагах — до 2,5 м в зависимости от ассортимента товаров. Пол экспозиционной площадки должен быть на высоте не более 0,6 м над тротуаром. Горизонтальное членение переплетов витрин на высоте менее 2 м над уровнем пола экспозиционной площадки не допускается.

     В продовольственных магазинах и  в магазинах заказов экспозиционные площадки, как правило, предусматривать  не следует.

     В витринах следует предусматривать  меры для защиты стекол от запотевания  и обледенения, а при необходимости  — устройства для защиты от прямых солнечных лучей.

     Полы  на путях перемещения товаров  не должны иметь порогов. Асфальтовые  полы допускаются только в разгрузочном помещении и на разгрузочных платформах. Полы в помещениях с трапами следует  предусматривать с уклонами в строну трапов не менее 1%. Отметка пола в моечных, уборных и душевых должна быть на 2 см ниже отметки пола соседних помещений.

     Стены и колонны в помещениях для  приема, хранения продовольственных  товаров и подготовки их к продаже, в комплектовочных, в моечных  и в других помещениях с влажным  режимом должны иметь влагостойкую отделку на высоту 1,6 м.

     Внутренняя  отделка торговых залов и путей  эвакуации должна предусматриваться  из несгораемых или трудносгораемых материалов, каркасы подвесных потолков — из несгораемых материалов. Полимерные отделочные материалы следует применять в соответствии с перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных для применения в строительстве.

     Для расчета путей эвакуации количество покупателей, одновременно находящихся  в торговом зале, следует определять исходя из расчета — 1,35 м2 площади торгового зала на одного человека.

     Из  торгового зала должны быть предусмотрены  эвакуационные выходы непосредственно наружу или в лестничную клетку по расчету, но не менее двух. Эвакуационные выходы должны располагаться рассредоточено.

     При расчете эвакуационных выходов  допускается учитывать служебные  лестничные клетки, связанные прямым проходом с торговым залом.

     Главные открытые лестницы или пандусы в  торговом зале допускается учитывать  в расчете путей эвакуации  только для эвакуации со второго  этажа не более половины количества покупателей.

     Ширину  основных эвакуационных проходов в  торговом зале следует принимать  не менее 2,5 м, ширину маршей открытых лестниц— не менее 1,45 м.

     При объединении двух и более основных эвакуационных проходов в общий  проход его ширина должна быть не менее суммарной ширины объединяющихся проходов. Ширина лестничного марша должна быть не менее наибольшей ширины эвакуационного выхода в данную лестничную клетку.

     Установками автоматического пожаротушения  должны быть оборудованы следующие  помещения в зданиях непродовольственных  магазинов торговой площадью 3500 м2 и более или высотой в три этажа и более: торговые залы, помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, для хранения тары, упаковочных материалов и инвентаря, обменного фонда контейнеров, для прессования бумажных и древесностружечных отходов, для мусора, мастерские ремонта оборудования и инвентаря, рекламно-декорационные мастерские, экспедиции по доставке товаров на дом.

Информация о работе Устройства и планировка торгового зала магазина