Устройства и планировка торгового зала магазина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы - исследование и анализ организации устройства планирования и оборудования торгового предприятия на примере конкретного магазина – ООО «Санрос», а также наметить основные пути их рационализации.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных между собой теоретических и практических вопросов и дать на них соответствующие ответы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты планировки РТП
1.1 Виды и классификация торговых зданий, требования к торговым зданиям
1.2 Требования к торговым зданиям в соответствии СНиП. Устройство и планировка торгового зала магазина, требования к торговым зданиям
1.3 Виды планировки торгового зала магазина
Глава 2. Практическое планирование в торговом зале РТП на примере ООО «Санрос»
2.1 Характеристика ООО «Санрос»
2.2 Планировка помещений в ООО «Санрос»
2.2.1 Технико-экономические показатели здания магазина
2.2.2 Материально-техническая база магазина
2.3 Планировка торгового зала магазина
2.4 Торговое оборудование магазина
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

технол и технич оснощен предприятий тоговли.docx

— 125.99 Кб (Скачать)

     Автоматической  пожарной сигнализацией должны быть оборудованы помещения непродовольственных  магазинов и продовольственных  магазинов, за исключением помещений  уборных, душевых, моечных, охлаждаемых  камер, хранения и подготовки к продаже  мяса, рыбы, фруктов, овощей, металлической  посуды, несгораемых строительных материалов.

     1.3 Устройство и планировка  торгового зала  магазина, требования  к торговым зданиям 

     Торговым  залом является специально оборудованная  основная часть торгового помещения  магазина, предназначенная для обслуживания покупателей.

     Под устройством торгового зала понимается его конфигурация, размещение внутри здания и относительно других помещений магазина, количество и расположен IE входов, выходов, оконных проемов и т. п.

     Планировка  торгового зала заключается в разделении всей его площади на функциональные зоны и размещении внутри них торгового оборудования.

     Требования  к устройству и  планировке торгового  зала магазина

     К устройству и планировке торгового  зала предъявляется ряд требований:

  • удобное для покупателей расположение входов, выходов, отделов;
  • создание наилучших условий для перемещения товаров из помещений для их хранения и подготовки к продаже к местам размещения и выкладки;
  • эффективное использование площади торгового зала при размещении торгового оборудования;
  • обеспечение свободного движения потоков покупателей;

     •рациональная организация расчетных операций.

     Оптимальные условия для организации продажи  товаров обеспечиваются в торговых залах прямоугольной формы с  соотношением сторон от 1:1 до 1:3. Это  не только способствует соблюдению требований рациональной организации торгово-технологических  операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям  возможность хорошо ориентироваться  в размещении товарных групп и  совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для их комфортного пребывания в магазине.

     Эксплуатация  торговых залов магазинов, расположенных  в отдельно стоящих зданиях и  имеющих пропорции близкие к  квадрату (1:1; 2:3), более эффективна с  точки зрения перечисленных выше требований. Напротив, слишком вытянутая  форма торговых залов (1:10 и более) встроенных магазинов усложняет  их планировку, вызывает необходимость  деления зала на отделы, что не всегда удобно для покупателей.

     При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация потоков  покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки  торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

     Размещение  входа в магазин и выхода из него по центру торгового зала применяют  в магазинах, продажа товаров  в которых происходит через прилавок обслуживания. Это позволяет рассредоточить покупателей по всей площади зала.

     В магазинах самообслуживания вход и  выход совмещены и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей  был направлен против часовой  стрелки.

     В магазине с отделом заказов или  кафетерием создают расширенные  тамбуры или холлы, из которых  покупатели могут пройти во все торговые помещения магазина.

     Всю площадь торгового зала можно  условно разделить на:

  • установочную площадь;
  • площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;
  • площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
  • площадь контрольно-кассового узла.

     Установочная  площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием (для выкладки товаров, денежных расчетов и обслуживания покупателей) и крупногабаритными товарами (холодильниками, стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала.

     Об  эффективности использования площади  торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле 

     

 

     где Ку — коэффициент установочной площади;

     Sy — установочная площадь, м2;

     Sт.з— площадь торгового зала, м2.

     Низкое  значение коэффициента установочной площади (меньше 0,25) говорит о нерациональном использовании торговой площади  из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в  таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.

     Однако  следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости  от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади) и  от его специализации.

     Наряду  с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально  эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую  экспозиционную площадь.

      Экспозиционная  площадь исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, предназначенных для выкладки товаров (полок, кассет и т. д.). К экспозиционной площади относится и площадь, занимаемая основаниями крупногабаритных товаров.

     Степень использования площади торгового  зала под выкладку товаров характеризует  коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают по следующей формуле: 

    

 

    где Кэксп — коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

    Sэксп— экспозиционная площадь, м2;

    Sт.з— площадь торгового зала, м2.

    Этот  показатель зависит от видов и  типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также  от его габаритов и количества элементов, увеличивающих экспозиционную площадь. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается  соотношение, примерно равное 0,7.

    Увеличение  коэффициента экспозиционной площади  за счет применения островных горок  или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости  товаров, вызвать неудобства при  их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.

    Коэффициент экспозиционной площади зависит  от специализации магазина: он будет  ниже в магазинах, где применяются  холодильные прилавки и другое холодильное  оборудование, в магазинах, торгующих  крупногабаритными товарами, и т. д.

    Для свободного перемещения товаров  и покупателей часть торгового  зала магазина самообслуживания отводится  под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и плотности покупательского потока. Так, более широкие проходы должны быть там, где предусматривается перемещение товаров с помощью подъемно-транспортных средств.

    Для свободного перемещения покупателей  обязательным является наличие магистральных  проходов, расположенных вдоль стен и связывающих все зоны торгового  зала.

    В магазинах, где торговля ведется  через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочих мест обслуживающего персонала. Ее размер равен произведению длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места продавца включает ширину прилавка и торгового оборудования для выкладки и размещения рабочего запаса товаров, а также ширину прохода между ними, который должен быть не менее 0,9 м.

    Площадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала. При этом количество рабочих мест контролеров-кассиров определяют исходя из специализации магазина и площади его торгового зала. 

    1.4 Виды планировки  торгового зала  магазина 

     Рациональное  использование площади магазина может быть обеспечено за счет правильного  размещения и применения торгового  оборудования.

     В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых  товаров и методов продажи  применяют линейную, боксовую, выставочную  и смешанную планировки.

     При продаже товаров по методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, когда расстановка оборудования и проходы для покупателей спланированы в виде параллельных линий, расположенных перпендикулярно линии контрольно-кассового узла. При этом часть оборудования (пристенные горки, охлаждаемые прилавки, тару-оборудование) устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.

     С помощью линейной планировки удобно регулировать направления движения покупательских потоков, организовать единый контрольно-кассовый узел магазина. Она обеспечивает хороший просмотр торгового зала. Одновременно находящиеся  в зале покупатели получают возможность  самостоятельно отобрать товары и таким  образом совершить комплексную  покупку, затратив на это минимум  времени.

     Различают три варианта линейной планировки:

  • продольную, при которой линии торгового оборудования выстроены вдоль торгового зала;
  • поперечную, когда оборудование образует линии, идущие поперек торгового зала;
  • комбинированную, сочетающую в себе и продольную, и поперечную планировки.

     Продольная  линейная планировка применяется, как  правило, в том случае, когда торговый зал магазина имеет небольшую  глубину. При большей глубине  торгового зала удобнее использовать поперечную или комбинированную  планировку.

     Боксовая  планировка представляет собой разбивку всей площади торгового зала на изолированные друг от друга отделы. При этом каждый отдел имеет собственный контрольно-кассовый узел, что делает такую планировку менее удобной для покупателей, совершающих комплексную покупку, поскольку на приобретение товаров в каждом отделе и на расчетные операции им приходится затрачивать дополнительное время.

     Боксовая  планировка наиболее часто применяется  в крупных магазинах или магазинах, расположенных в жилых домах  и имеющих вытянутые пропорции  торговых залов. Оправдано ее применение и в магазинах с универсальным  ассортиментом непродовольственных  товаров, особенно при продаже товаров, требующих примерки (обувь, одежда) или специального отбора (ювелирные  изделия и т. п.).

     Выставочная планировка применяется в магазинах, торгующих по образцам. Ее используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин и др. Товары демонстрируют на стендах, горках, стеллажах, манекенах, расположенных на специально отведенной для их показа площади.

     Смешанная планировка торгового зала сочетает в себе различные виды планировок.

 

     Глава 2. Практическое планирование в торговом зале РТП  на примере ООО  «Санрос» 

     2.1 Характеристика ООО «Санрос» 

     Торговое  предприятие ООО «Санрос» г. Новокуйбышевска образовано 26 октября 2006 г.

     Юридический адрес предприятия: ООО «Санрос», г. Новокуйбышевск, пр. Победа 52. Предприятие занимает здание по адресу г.Новокуйбышевск, ул. Миронова д.3

     По  состоянию на 17.12.2011 г. численность  сотрудников - 20 человек, из них 3 человека - управленческий персонал.

     Специализация: комбинированный.

     Типизация: магазин у дома.

       В 2006 году предприятие получило лицензию на торговую и торгово-посредническую деятельности. С этого времени активно занимается коммерческой деятельностью. Кроме государственных предприятий, поставлявших основные товары народного потребления, ООО «Санрос» сотрудничает и с частными предприятиями торгово-посреднического профиля. Предприятие постоянно следит за ассортиментом и качеством товара. В ООО «Санрос» большой ассортимент товаров: колбасные изделия, винно-водочный отдел, пиво, молочный, кондитерский отделы, чай, кофе, шоколад, конфеты, хлеб, хлебобулочные, бараночные изделия, макаронные изделия, крупы, соки, газированные напитки, консервация, заморозка, овощи, фрукты, различные хозяйственные товары, газеты, журналы, открытки. Ассортимент товаров в ООО «Санрос» с каждым годом расширяется. Появились мангалы для шашлыка, приспособления для приготовления барбекю, различные диски, футболки и многое другое.

Информация о работе Устройства и планировка торгового зала магазина