Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 10:23, реферат
Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие – экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому, в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела – среды обитания людей и всего живого на Земле.
Введение
3
1
Стратегия и понятие устойчивого развития
4
2
Глобальные и региональные аспекты устойчивого развития общества
11
3
Проблема применения моделей устойчивого развития на региональном уровне
23
Заключение
28
Список литературы
39. Международное законодательство
40. Информация для принятия решений
«Повестка дня на XXI век» призвала правительства всех стран принять национальные стратегии устойчивого развития. Большинство участников конференции также подписали Заявление о принципах защиты и устойчивого развития всех видов лесов, Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Конвенцию о биологическом разнообразии.
Саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге принял Политическую декларацию и План действий, в которых подтверждаются приверженность принципам Рио и решимость выполнять «Повестку дня на XXI век». Кроме того, документы подтверждают ценности Декларации тысячелетия и подчеркивают необходимость предпринятия солидарных действий для выполнения решений конференций ООН и других международных конференций, начиная с 1992 г.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
(Йоханнесбург, 4 сентября 2002 г.)
СТРУКТУРА:
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
Вопрос
применения моделей устойчивого
развития на региональном уровне требует
пристального внимания. Учитывая тот
факт, что в России профессиональный
интерес к проблемам
Концепции устойчивого развития свойственно выделение основных "противотенденций", балансирование которых и способно обеспечить выживание человечества на качественно приемлемом уровне. Выделение соответствующих требований позволяет сформулировать основополагающие принципы устойчивого развития:
Сам термин "sustainable development", было бы лучше переводить как "сбалансированное развитие". Поскольку важны не слова сами по себе, а содержание, которым наполняются соответствующие им понятия, постольку можно использовать уже фактически сложившуюся терминологию, - при этом нужно учитывать, что "устойчивость" в случае "устойчивого развития" имеет, безусловно, процессуальный характер и является результатом непрерывного балансирования разнонаправленных тенденций.
Почему же концепция устойчивого развития может и непременно должна быть использована в решении задач дальнейшего развития нашего общества? Концепция устойчивого развития является предпочтительной уже потому, что в ней речь идет о смене конкурентного типа поведения на согласительный. Это дает возможность приобрести на Западе мощных союзников в лице подлинно демократических сил, в том числе - левых демократов, "центристов" и разумных представителей "правого центра", которые в состоянии увидеть за корпоративными и иными частными интересами безотлагательную необходимость решения глобальных, общечеловеческих проблем.
Необходимость
использования концепции
Содержание
понятия "регион" зависит от того,
какой конкретный срез жизни он отражает.
Так, например, региональная политика
квалифицируется как инструмент
стабилизации социальной жизни, регулирования
взаимоотношений общества со средой
его существования как
Региональный аспект устойчивого развития имеет двоякое значение. С одной стороны, сами глобальные проблемы существуют не "вообще", а только как единство общего и специфического применительно к тому или иному региону как отдельной целостности в рамках более сложного целого.
Региональный подход может быть реализован на общемировом уровне, где выделяются индустриально развитые и, наоборот, отсталые регионы. Региональный подход может быть реализован и внутри отдельных стран, причем административное деление далеко не всегда соответствует дифференциации страны на "природно-социальные комплексы".
Региональный принцип как бы подталкивает решать проблему устойчивого развития дифференцированно по административным единицам. Однако реальная природно-социальная целостность Западной Сибири неотрывна от того, что можно представить как бассейн реки Обь. Именно Обь можно выделить как единое основание социоприродного цикла, в рамках которого реализуется хозяйственная и иная деятельность населения Западной Сибири.
Районирование в рамках регионального подхода к устойчивому развитию является именно проблемой, требующей специального обсуждения. Разумеется, нельзя игнорировать и сложившиеся административные формы районирования, следует только иметь в виду, что в рамках административного членения территорий не следует замыкаться.
Регион
- это не только территория, но и население
на ней; это не только ряд административных
единиц, которыми являются область
и край; это всевозможные и целесообразные
уровни административного деления,
обеспечивающие данному социальному
организму необходимые для
Так
или иначе, но отработка этого
понятия, а также разработка методологии
регионализма и ее увязка с концепцией
устойчивого развития еще предстоит.
Как мы видим, это сложная социально-
Объект и субъект в
В концептуальных подходах, в политике представлены разные трактовки регионалистики. Традиционно объектами региональной политики в странах рыночной экономики считаются разного рода социально-пространственные неравенства:
Одна из главных целей регионализма - минимизировать неравенство территорий. Однако зачастую, как это видно на примере современной России, неравенство не сокращается, а возрастает. Оно наблюдается при сопоставлении регионов и особенно Центра и ряда сибирских территорий. По существу такого рода региональная политика носит колониальный характер, порождает социальные конфликты, стимулирует сепаратистские стремления и в определенных условиях может стать причиной гражданской войны. Для минимизации неравенства следует использовать все средства, в первую очередь эколого-экономические и правовые.
В
этом отношении мы имеем возможность
проанализировать зарубежный опыт. Он
свидетельствует о том, что во
многих федерациях судебная власть, правосудие
содействуют отстаиванию
Понимание объекта регионализма невозможно без раскрытия присущих ему противоречий. К ним обычно относятся противоречия между этнической и территориальной моделями государства и управления экономикой по отраслевому принципу, противостоящему регулированию непосредственно самими территориями, ведущему к децентрализации власти, перерастанию ее в самоуправление.
Надо полагать, эти противоречия не только имеют отношение к гносеологии, построению моделей, но и обладают онтологически выраженным статусом. Представляется, что основным противоречием является имеющее системный характер противостояние Центра и регионов.
Ядром противостояния выступает управление и коэволюция в эколого-экономическом пространстве, в выработке более или менее устойчивого баланса между Центром и регионами. При этом следует помнить, что регионы, по существу, являются объектами региональной политики. Впрочем, регион можно толковать не только в качестве объекта экономических и других (социокультурных, социальных, политических) отношений, но и их субъектом. Большинство российских авторов исходит из признания субъектом региональной политики только центральной власти. Действительная региональность и региональная политика имеют место лишь тогда, когда они коренятся в суверенитете самого народа. Корни региональной политики уходят в “гуманитарное пространство”, которое создается социальной активностью граждан, их участием в политических делах, в функционировании структур социально-политического управления и самоуправления. Подлинный регионализм имеет место только тогда, когда всем гражданам предоставляются равные права участия в управлении и самоуправлении независимо от их местожительства. В местном политическом пространстве граждане осуществляют право на самоорганизацию, инициативно занимаются местными делами, решают вопросы и несут ответственность за оптимальную реализацию местных жизненно важных для население дел.
К
их числу относятся такие
Регион и местные территории с соответствующим населением - это самодостаточный, самоуправляемый субъект и эффективность его эволюции состоит в мере объективности и субъективности в региональном пространстве.
По мнению В.П. Фофанова:
Информация о работе Устойчивое развитие: глобальные и региональные аспекты