Устойчивое развитие: глобальные и региональные аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 10:23, реферат

Краткое описание

Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие – экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому, в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела – среды обитания людей и всего живого на Земле.

Оглавление

Введение
3
1
Стратегия и понятие устойчивого развития
4
2
Глобальные и региональные аспекты устойчивого развития общества
11
3
Проблема применения моделей устойчивого развития на региональном уровне
23

Заключение
28

Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия экономики 1.docx

— 912.73 Кб (Скачать)

39. Международное  законодательство

40. Информация  для принятия решений

 

«Повестка дня  на XXI век» призвала правительства всех стран принять национальные стратегии  устойчивого развития. Большинство  участников конференции также подписали  Заявление о принципах защиты и устойчивого развития всех видов  лесов, Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Конвенцию  о биологическом разнообразии.

 

Саммит  по устойчивому развитию в Йоханнесбурге  принял Политическую декларацию и План действий, в которых подтверждаются приверженность принципам Рио и решимость выполнять «Повестку дня на XXI век». Кроме того, документы подтверждают ценности Декларации тысячелетия и подчеркивают необходимость предпринятия солидарных действий для выполнения решений конференций ООН и других международных конференций, начиная с 1992 г.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ДЕКЛАРАЦИЯ

(Йоханнесбург, 4 сентября 2002 г.)

   СТРУКТУРА:

  • Истоки и перспективы
  • От Стокгольма до Рио-де-Жанейро
  • Угрозы устойчивому развитию
  • Наши обязательства
  • Многостороннее сотрудничество
  • Успех – в действиях

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

  • Цивилизация на распутье, необходимы решительные действия для искоренения нищеты и гуманистического развития. Мы принимаем на себя обязательства создать гуманное справедливое глобальное общество (global society) достойной жизни для каждого
  • Окружающая среда на планете продолжает ухудшаться. Процессы глобализации создали неравные условия для бедных и богатых стран. Человечество рискует увязнуть в диспаритетах, а его беднейшая часть может потерять доверие к возможностям современной демократии
  • Самыми серьезными угрозами устойчивому развитию сегодня являются хронический голод, недоедание, иностранная оккупация, вооруженные конфликты, нелегальное распространение наркотиков, организованная преступность, коррупция, болезни, нелегальные поставки оружия, нелегальный вывоз людей за границу, терроризм, нетерпимость и поощрение расовой, этнической, религиозной и другой нетерпимости, ксенофобия, распространение местных, инфекционных и хронических заболеваний, в частности, СПИДа, малярии и туберкулеза
  • Саммит в Йоханнесбурге предлагает сосредоточить усилия на таких базовых потребностях человечества, как чистая вода, санитарные условия, необходимое жилье, энергия, здравоохранение, продовольственная безопасность и биоразнообразие
  • Необходимо предпринять конкретные усилия для согласования объемов официальной помощи развитию. Ведущая роль в процессах управления устойчивым развитием должна принадлежать ООН
  • Мы принимаем на себя обязательство отслеживать и дальше движение к устойчивому развитию

 

    

 

 

  1. Проблема применения моделей устойчивого  развития на региональном уровне

 

Вопрос  применения моделей устойчивого  развития на региональном уровне требует  пристального внимания. Учитывая тот  факт, что в России профессиональный интерес к проблемам устойчивого  развития более-менее активно проявляется  лишь со второй половины 90-х годов XX века, нельзя не отметить крайней необходимости  продолжения подобных исследований.

Концепции устойчивого развития свойственно  выделение основных "противотенденций", балансирование которых и способно обеспечить выживание человечества на качественно приемлемом уровне. Выделение соответствующих требований позволяет сформулировать основополагающие принципы устойчивого развития:

  • баланс между природой и обществом (непосредственно - экономикой);
  • баланс внутри общества на современном этапе его развития (между отдельными странами и их регионами, между цивилизациями и крупными мировыми агломерациями типа Север - Юг);
  • баланс между современным и будущим состоянием человечества как некоторой "целевой функцией" развития (требование сохранить жизненные ресурсы природы для будущих поколений).

Сам термин "sustainable development", было бы лучше переводить как "сбалансированное развитие". Поскольку важны не слова сами по себе, а содержание, которым наполняются соответствующие им понятия, постольку можно использовать уже фактически сложившуюся терминологию, - при этом нужно учитывать, что "устойчивость" в случае "устойчивого развития" имеет, безусловно, процессуальный характер и является результатом непрерывного балансирования разнонаправленных тенденций.

Почему  же концепция устойчивого развития может и непременно должна быть использована в решении задач дальнейшего  развития нашего общества? Концепция  устойчивого развития является предпочтительной уже потому, что в ней речь идет о смене конкурентного типа поведения  на согласительный. Это дает возможность приобрести на Западе мощных союзников в лице подлинно демократических сил, в том числе - левых демократов, "центристов" и разумных представителей "правого центра", которые в состоянии увидеть за корпоративными и иными частными интересами безотлагательную необходимость решения глобальных, общечеловеческих проблем.

Необходимость использования концепции устойчивого  развития во многом определяется тем, что принципы устойчивого развития:

  • Дают возможность осмыслить проблемы современной России в общемировом контексте;
  • Помогают системно осмыслить собственные закономерности развития общества;
  • Заставляют решать местные, региональные проблемы с учетом общемирового и общероссийского контекста.

Содержание  понятия "регион" зависит от того, какой конкретный срез жизни он отражает. Так, например, региональная политика квалифицируется как инструмент стабилизации социальной жизни, регулирования  взаимоотношений общества со средой его существования как природной, так и социальной, снятия конфликтной  напряженности в эколого-экономическом и социокультурном отношениях. Кроме того, как мы уже указали, понятие регион включает в себя физико-географическую составляющую. Регионы привязаны к географической и социальной среде. Они имеют устойчивое или неустойчивое взаимодействие с природой и более широко - с космосом.

Региональный  аспект устойчивого развития имеет  двоякое значение. С одной стороны, сами глобальные проблемы существуют не "вообще", а только как единство общего и специфического применительно  к тому или иному региону как  отдельной целостности в рамках более сложного целого.

Региональный  подход может быть реализован на общемировом  уровне, где выделяются индустриально  развитые и, наоборот, отсталые регионы. Региональный подход может быть реализован и внутри отдельных стран, причем административное деление далеко не всегда соответствует дифференциации страны на "природно-социальные комплексы".

Региональный  принцип как бы подталкивает решать проблему устойчивого развития дифференцированно  по административным единицам. Однако реальная природно-социальная целостность  Западной Сибири неотрывна от того, что можно представить как  бассейн реки Обь. Именно Обь можно  выделить как единое основание социоприродного цикла, в рамках которого реализуется хозяйственная и иная деятельность населения Западной Сибири.

Районирование в рамках регионального подхода  к устойчивому развитию является именно проблемой, требующей специального обсуждения. Разумеется, нельзя игнорировать и сложившиеся административные формы районирования, следует только иметь в виду, что в рамках административного  членения территорий не следует замыкаться.

Регион - это не только территория, но и население  на ней; это не только ряд административных единиц, которыми являются область  и край; это всевозможные и целесообразные уровни административного деления, обеспечивающие данному социальному  организму необходимые для нормального  существования и функционирования уровни “самости”, самодостаточности. Регион представляет собой и понятие  из сферы правосознания, а деятельность в регионе выступает объектом правового регулирования. Следует  выявлять иерархию регионов, наличие  специфической детерминации между  ними. Важное значение имеют проблемные регионы, способные поднять страну в целом и другие регионы, располагающие меньшим потенциалом. В первом приближении регион определяется как самодостаточный социальный организм, находящийся в единстве со средой, обладающий физико-географическими, культурно-цивилизационными, эколого-экономическими, этнически-историческими, политико-административными и правовыми свойствами и выступающий средством формирования и функционирования федерации.

Так или иначе, но отработка этого  понятия, а также разработка методологии  регионализма и ее увязка с концепцией устойчивого развития еще предстоит. Как мы видим, это сложная социально-философская  и социологическая проблема.

Объект и субъект в регионалистике

В концептуальных подходах, в политике представлены разные трактовки регионалистики. Традиционно объектами региональной политики в странах рыночной экономики считаются разного рода социально-пространственные неравенства:

  • различия в уровне и условиях жизни,
  • наличие особенностей занятости и безработицы,
  • темпы экономического развития отдельных регионов,
  • условия предпринимательства в разных ареалах и др.

Одна из главных  целей регионализма - минимизировать неравенство территорий. Однако зачастую, как это видно на примере современной  России, неравенство не сокращается, а возрастает. Оно наблюдается  при сопоставлении регионов и  особенно Центра и ряда сибирских  территорий. По существу такого рода региональная политика носит колониальный характер, порождает социальные конфликты, стимулирует  сепаратистские стремления и в определенных условиях может стать причиной гражданской  войны. Для минимизации неравенства  следует использовать все средства, в первую очередь эколого-экономические  и правовые.

В этом отношении мы имеем возможность  проанализировать зарубежный опыт. Он свидетельствует о том, что во многих федерациях судебная власть, правосудие содействуют отстаиванию интересов  регионов против узурпации власти Центром  и способствуют развитию правосознания и законности во всем политическом пространстве страны. Так было в Австрии, Германии, Индии, Канаде, США, Швейцарии, где верховная судебная власть страны в конфликтах между Центром, провинциями и штатами во многих случаях принимали решения в пользу последних.

Понимание объекта регионализма невозможно без  раскрытия присущих ему противоречий. К ним обычно относятся противоречия между этнической и территориальной  моделями государства и управления экономикой по отраслевому принципу, противостоящему регулированию  непосредственно самими территориями, ведущему к децентрализации власти, перерастанию ее в самоуправление.

Надо  полагать, эти противоречия не только имеют отношение к гносеологии, построению моделей, но и обладают онтологически  выраженным статусом. Представляется, что основным противоречием является имеющее системный характер противостояние Центра и регионов.

Ядром противостояния выступает управление и коэволюция в эколого-экономическом пространстве, в выработке более или менее устойчивого баланса между Центром и регионами. При этом следует помнить, что регионы, по существу, являются объектами региональной политики. Впрочем, регион можно толковать не только в качестве объекта экономических и других (социокультурных, социальных, политических) отношений, но и их субъектом. Большинство российских авторов исходит из признания субъектом региональной политики только центральной власти. Действительная региональность и региональная политика имеют место лишь тогда, когда они коренятся в суверенитете самого народа. Корни региональной политики уходят в “гуманитарное пространство”, которое создается социальной активностью граждан, их участием в политических делах, в функционировании структур социально-политического управления и самоуправления. Подлинный регионализм имеет место только тогда, когда всем гражданам предоставляются равные права участия в управлении и самоуправлении независимо от их местожительства. В местном политическом пространстве граждане осуществляют право на самоорганизацию, инициативно занимаются местными делами, решают вопросы и несут ответственность за оптимальную реализацию местных жизненно важных для население дел.

К их числу относятся такие организационные  формы и самоуправленческие статусы, как развитие непосредственной демократии, проведение собраний, сходок, местных  референдумов, выборы в местные органы лиц, решающих вопросы, затрагивающие  интересы коренного населения (это  управление делами, связанными с жизнедеятельностью данного сообщества на его территории: коммунальное хозяйство, муниципальный  жилой фонд, местные дороги, благоустройство, санитарное состояние, местные налоги, использование земли, ресурсов, охрана окружающей среды, местная система здравоохранения, довузовская организация образования, торговля, учреждения культуры, места отдыха, общественный порядок и пр.). Разумеется, для такой обширной сферы самодеятельности требуются уяснение и разрешение проблемы местного бюджета, автономных источников его существования.

Регион  и местные территории с соответствующим  населением - это самодостаточный, самоуправляемый субъект и эффективность его эволюции состоит в мере объективности и субъективности в региональном пространстве.

По мнению В.П. Фофанова:

  • основное требование концепции устойчивого развития сформулировано не вполне понятно, скорее как задача, целевая функция, указывающая на необходимость соблюдать сбалансированное развитие окружающей среды, населения и экономики;
  • формулирование одних только общих принципов, когда строится некая общая модель развития, принципиально недостаточно, ибо не может быт непосредственно воплощено в жизнь;
  • отработку модели устойчивого развития, приемлемой для конкретной страны, целесообразнее всего осуществлять на региональном уровне, где инерционность процессов ниже, чем на уровне макросистемы, выше возможности оперативного принятия управленческих решений, маневра силами и средствами, а связь экономических, политических и других управленческих решений с социальными процессами выявляется более непосредственно. Разумеется, такую работу нельзя вести без участия и поддержки федеральных государственных органов, однако принцип использования "региональных полигонов" для перехода всей страны на путь устойчивого развития представляется оптимальным.

Информация о работе Устойчивое развитие: глобальные и региональные аспекты