Устойчивое развитие: глобальные и региональные аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 10:23, реферат

Краткое описание

Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие – экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому, в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела – среды обитания людей и всего живого на Земле.

Оглавление

Введение
3
1
Стратегия и понятие устойчивого развития
4
2
Глобальные и региональные аспекты устойчивого развития общества
11
3
Проблема применения моделей устойчивого развития на региональном уровне
23

Заключение
28

Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия экономики 1.docx

— 912.73 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

 

 

_________________________________________

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Философия экономики»

 

 

На тему: «Устойчивое развитие: глобальные и  региональные аспекты»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 

 

 

Проверил:                                                                         _________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________ 2011 г.

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

3

1

Стратегия и понятие устойчивого  развития

4

2

Глобальные и региональные аспекты  устойчивого развития общества

11

3

Проблема применения моделей устойчивого  развития на региональном уровне

23

 

Заключение

28

 

Список литературы

29


 

 

Введение

 

Последние десятилетия  показали, что земная биосфера в  целом и её отдельные составляющие – экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями  для обеспечения своего нормального  функционирования и воспроизводства  в условиях чрезмерного воздействия  человеческой деятельности. Поэтому, в  ряду глобальных проблем, решение которых  плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение  доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной  среды планеты, по сути дела – среды  обитания людей и всего живого на Земле.

 

В связи с  этим представляется необходимым упомянуть  о том, что же представляет столь  широко используемое в наше время  понятие «устойчивое развитие»; почему концепция общественного  развития находит все большее  распространение на общемировом  уровне, включая Россию; почему ее идеологами выступают наиболее передовые и  прогрессивные организации как мирового сообщества, так и отдельных стран.

 

Концепция устойчивого  развития формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние  природной среды. Это – конструктивная реакция общества на наблюдаемые  и активно освещаемые в научных  публикациях и средствах массовой информации процессы деградации природы  под усиленным антропогенным  давлением. Идеи о необходимости  устойчивого развития не новы, ведь еще в начале XX века наш великий  соотечественник В.В. Вернадский, намного  опережая свое время, выдвинул концепцию  ноосферы (сферы разума), в основе которой лежит идея гармонизации взаимодействия общества и природы. Он говорил, что «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической  силой, которая определяет новое  геологическое эволюционное изменение  биосферы» и предупреждал об опасностях, скрытых в формировании ноосферы.

 

В наше время  концепция устойчивого развития явилась логическим итогом научного и социально-экономического развития, бурно начинавшегося в 1970-е гг., когда вопросам ограниченности природных  ресурсов, а также загрязнения  природной среды, которая является основой жизни, экономической и  любой деятельности человека, было посвящено большое количество научных  работ.

 

В настоящей  работе изложены стратегия и понятие устойчивого развития, глобальные и региональные аспекты устойчивого развития общества, а так же проблемы применения моделей устойчивого развития на региональном уровне.

 

 

  1. Стратегия и понятие устойчивого  развития

 

Началом послужила, выдвинутая в начале 1970-х гг. американскими  учеными во главе с Д. Форрестером, Д. Медоузом и др., теория «пределов роста», предполагающая, что при сохранении существующих тенденций роста мирового населения, возрастания послевоенного промышленного производства и, как следствие, экспоненциального увеличения загрязнения окружающей среды и истощения природного потенциала планеты наступит так называемая «глобальная катастрофа».

 

В 70-е гг. прошлого столетия эта теория еще  не имела достаточного количества сторонников  в социальных сферах жизни стран  мира (общественных организациях, правительствах и т.д.) и часто подвергалась серьезной  критике. Так, отмечалось, что «теория  «пределов роста» игнорирует способности  развития производительных сил и  производственных отношений в эпоху  научно-технической революции и  не учитывает различия социальных систем». Однако с развитием международной  интеграции и социально-экономических  международных связей все большее  количество людей стало понимать и принимать концепцию устойчивого  развития общества.

 

В формировании концепции устойчивого развития, которое проходило в рамках системы  ООН под эгидой ЮНЕСКО, можно обозначить несколько основных вех: первая межправительственная конференция по окружающей человека среде в Стокгольме (1972 г.) и последующие  конференции в Рио-де-Жанейро (1982, 1992 гг.) и, наконец, – в Йоханнесбурге (2002 г.).

 

Определяющую  роль в первичном становлении  концепции устойчивого развития сыграла состоявшаяся в июне 1972 г. в Стокгольме (Швеция) Конференция  ООН по окружающей среде, решения  которой стали историческими  для всего человечества. Тогда  впервые было заявлено о включении  в программы действий на правительственном  уровне мер по решению проблем  деградации окружающей природной среды, были приняты: программное заявление  участников (декларация из 26 принципов), план действий, который включал 109 рекомендаций, и рекомендация для генеральной  ассамблеи ООН о создании Программы ООН по окружающей среде.

 

Был образован  добровольный Фонд окружающей среды  и установлен Всемирный день окружающей среды 5 июня. Стокгольмская декларация об окружающей человека среде и содержащиеся в ней принципы впервые сформулировали свод «мягких законов» международной  природоохранной деятельности. На Стокгольмской  конференции было сформулировано право  людей жить «в окружающей среде такого качества, которое предполагает жизнь, полную достоинства и благосостояния». Начиная с этого времени, значительное число международных организаций и около 50 правительств разных стран приняли основные документы или национальные конституции, признающие основным правом человека право на здоровую окружающую среду. Проблемы окружающей среды вошли или были включены в число приоритетных задач на региональных и национальных уровнях. Если до Стокгольмской конференции было только 10 министерств охраны окружающей среды, то к 1982 году такие министерства или департаменты были созданы почти в 110 странах.

 

После Стокгольмской  конференции 1972 года стало возможным  говорить о государственных природоохранных  приоритетах и зарождении всемирного природоохранного движения. Однако мало кто тогда представлял себе, что  в недалеком будущем общество столкнется с такими серьезными региональными  и глобальными проблемами, как  кислотные осадки, истощение стратосферного озонового слоя и климатические изменения, ставшие в последние годы ключевыми пунктами международной повестки дня. В то время решение проблем охраны окружающей среды еще не увязывалось тесно с социально-экономическим развитием.

 

В России первым международным документом, в котором  содержалось упоминание об устойчивом развитии, была Всемирная стратегия  охраны природы (ВСОП), разработанная  под эгидой Международного союза  охраны природы (МСОП), Программы ООН  по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирного фонда дикой природы (ВВФ). Стратегию  обсудили на конференции МСОП в Ашхабаде в 1979 г. и затем приняли в качестве программного документа в 1980 г.

 

Сам термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», известный как доклад Г. Х. Брундтланд, возглавившей ее работу. По словам Г.Х.Брундтланд, «международная комиссия пришла к заключению, что устойчивое развитие должно составлять основополагающий элемент в глобальной стратегии изменений». В докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, который также известен как доклад Комиссии Брундтланд, устойчивое развитие определено как развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности.

 

Официальное признание эта точка зрения получила на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро  в 1992 году, когда по итогам доклада  Комиссии ООН по окружающей среде  под руководством Премьер-Министра Норвегии Г.Х. Брудтланд был принят новый принцип развития мировых производительных сил, получивший название «Sustainable development», который в русском переводе получил название «Устойчивое развитие». Определение устойчивого развития, предложенное комиссией Брундланд, широко принято как наименее спорное из всех, однако, оно скорее отражает стратегическую цель, чем указывает конкретный путь для практических действий.

 

Неудивительно, что именно поэтому многие авторы предложили свои варианты, пытаясь  найти определение, которое было бы удобным в практической деятельности. В то же время нельзя не согласиться, что устойчивое развитие относится  к категории понятий, отражающих идею, которую можно сформулировать в общих чертах, но нельзя описать  точными количественными категориями. Это, однако, не лишает ее ни научного, ни практического смысла, а лишь умножает возможности трактовки  понятия устойчивого развития.

 

Если к 1989 г. насчитывалось более 30 определений  УР, то сегодня их число достигает 100. Определения отличаются друг от друга акцентом на определенных проблемах, таких как: сохранение биоразнообразия, несущую способность окружающей природной среды, сохранение природных ресурсов, равновесие между экономической деятельностью и состоянием окружающей среды, устойчивый рост экономики, справедливые отношения между поколениями, межрегиональную справедливость, качество жизни, социальные и культурные ценности.

 

В 1992 г. –  через 20 лет после Стокгольмской  конференции – в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция  ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) с участием 17 тыс. чел. из 178 государств, на которой выступили более 100 глав государств и правительств. Принятая на этой Конференции декларация отразила эволюцию мирового консенсуса по природоохранным вопросам за два десятилетия, начиная от Стокгольмской декларации. Этот документ был обращен в первую очередь к государствам, хотя ряд его принципов имеет универсальное значение.

 

Принцип 1 определяет центральное место людей в  устойчивом развитии, т.е. его антропоцентрическую  направленность. Принцип 2 определяет, что государство является гарантом обеспечения должного качества окружающей природной среды и несет ответственность  за нанесение вреда природной  среде других государств за пределами  его юрисдикции. Принципы 3–5 устанавливает  необходимость взаимоувязки целей социально-экономического развития, включая борьбу с бедностью, с целями сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. В принципах 7–9, 12, 14 подчеркивается важная роль всех государств и их сотрудничества в области охраны окружающей среды, включая проведение должной политики производства и потребления, демографических процессов, достижения экономического роста, приемлемых торговых отношений, решения трансграничных и глобальных проблем окружающей среды, отказа от перемещения опасной для природы деятельности и веществ в другие страны, а также отмечается особая ответственность развитых стран за состояние окружающей среды. Принцип 7 вызвал серьезные споры и попытки его ревизии (что не удалось сделать) на Конференции в Йоханнесбурге (особенно его положение о том, что «вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут хотя и общую, но дифференцированную ответственность. Развитые страны признают, что в контексте международных усилий они ответственны за обеспечение устойчивого развития с учетом их сильного антропогенного давления на окружающую среду, а также технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают». В соответствии с принципом 10 особое значение придается общественному участию в решении проблем окружающей среды; принцип 11 определяет необходимость развития природоохранного законодательства и нормативов. Государства в своей деятельности должны использовать принцип природоохранной предосторожности – «В тех случаях, когда существует угроза серьезных необратимых нарушений в окружающей среде, отсутствие полной научной определенности не должно использоваться в качестве основания для того, чтобы откладывать принятие экономически эффективных мер по предотвращению природной деградации» (принцип 15). Государствам рекомендуется использовать экономические механизмы охраны окружающей среды, платность за загрязнение (принцип 16); использовать оценку воздействия на окружающую среду планируемой деятельности в качестве национального механизма экологической экспертизы (принцип 17), оповещать другие государства о стихийных и других бедствиях с трансграничными последствиями (принцип 18). Важный вклад женщин, молодежи, коренных народов и местных общин отмечается в принципах 21–23. Выделены вопросы взаимосвязи военных действий, мира и состояния окружающей среды, а также мирного разрешения природных конфликтов (принцип 24–26). Важность партнерства между странами и совершенствования международного природоохранного права определена в принципе 27.

 

В другом документе, принятом на этой же конференции –  «Повестке дня» – каждой стране было рекомендовано разработать  национальную стратегию устойчивого  развития на основе экономических, социальных и природоохранных планов, обеспечивая  их согласованность. При этом отмечалось, что одной из целей стратегии  должно стать обеспечение социально  надежного экономического развития, при котором осуществляются мероприятия  по охране окружающей природной среды  в интересах будущих поколений. В «Повестке дня» было рекомендовано  разрабатывать национальной (государственной) стратегии устойчивого развития на основе тщательной оценки нынешней ситуации и инициатив, при самом  широком участии всех слоев общества и органов государственной власти. «Повестка дня» привлекла внимание управленческих структур, общественных, научных и деловых кругов к проблемам охраны окружающей среды и устойчивого развития. Разработка стратегий устойчивого развития способствовала созданию новых подходов в природоохранной политике. К их числу относятся стратегическая оценка окружающей среды, делающая упор на выявление кумулятивных последствий хозяйственной деятельности и на воздействии правительственных планов и решений в различных сферах социально-экономического развития на окружающую среду; разработка показателей устойчивого развития; создание природоориентированных систем управления предприятиями и компаниями; осуществление комплексного контроля над загрязнением окружающей среды (включая разработку соответствующих законодательных актов) одновременно в различных средах предприятиями в течение всего их жизненного цикла до стадии отходов; разработка регистров выбросов, сбросов и переносов загрязняющих веществ; расширение «торговли» разрешениями на неиспользованные выбросы в атмосферу и воду; выпуск ценных бумаг; заключение добровольных соглашений между промышленными компаниями или ассоциациями с правительством о взятии на себя добровольных обязательств о заботе об окружающей среде, не дожидаясь принятия решений или законодательных актов; совместное проведение природоохранных мероприятий странами разных уровней развития (например, путем инвестиций со стороны стран – «финансовых доноров»); внедрение комплексного природоохранного и экономического учета на основе системы национальных счетов, одобренной ООН и т.п. Национальные стратегии устойчивого развития имеют различные акценты. Так, в Великобритании – это сохранение окружающей природной среды, в Канаде – основные потребности человека, во Франции – перечень различных приоритетных тем (например, в 1995 г. – разработка показателей для устойчивых городов и природные проблемы городов). В основе Стратегии устойчивого развития США лежит тесная связь между природоохранными, экономическими проблемами и вопросами социального равноправия, четко осознается, что некоторые показатели – занятость, производительность труда, зарплата, капитал и сбережения, прибыль, информация, знания и образование – должны расти, а другие – загрязнение окружающей среды, отходы и бедность – должны сокращаться.

Информация о работе Устойчивое развитие: глобальные и региональные аспекты