Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 10:23, реферат
Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие – экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому, в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела – среды обитания людей и всего живого на Земле.
Введение
3
1
Стратегия и понятие устойчивого развития
4
2
Глобальные и региональные аспекты устойчивого развития общества
11
3
Проблема применения моделей устойчивого развития на региональном уровне
23
Заключение
28
Список литературы
Всемирный саммит (форум на высшем уровне) по устойчивому развитию (ВСУР), состоявшийся в сентябре 2002 года в г. Йоханнесбурге (ЮАР), подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития.
Если на конференции в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) доминировала проблема окружающей среды для достижения целей устойчивого развития, то в Йоханнесбурге этой проблеме уделялось такое же внимание, как обсуждение социальных и экономических вопросов. Исполнительный директор ЮНЕП в своем выступлении отметил, что проблема глобальной деградации природы обостряется из-за бедности и несправедливого распределения благ и выделил на первое место задачу «окружающая среда для развития».
Поэтому в
двух принятых документах Йоханнесбургского
саммита (Политическая декларация –
Йоханнесбургская декларация по устойчивому
развитию и План выполнения решений
Всемирной встречи на высшем уровне
по устойчивому развитию) приоритет
отдается решению социальных вопросов
для достижения устойчивого развития,
прежде всего искоренению бедности,
развитию здравоохранения и, особенно,
санитарии, включая обеспечение
чистой питьевой водой. Вопросы окружающей
среды рассматривались, в основном,
с позиций охраны природно-ресурсной
базы экономического и социального
развития и управления ею, включая
изменения структуры
Таким образом, человечество приняло новую парадигму развития. То есть в глобальном масштабе переход к устойчивому развитию императивен: рациональной альтернативы ему нет. Человечество выживет как вид только в том случае, если сумеет установить такое равновесие между собственной жизнедеятельностью и возможностями биосферы, которое не просто сохраняло бы живой мир, но позволяло бы постоянно воспроизводить возобновляемые ресурсы планеты и обеспечить экономное использование невозобновляемых ресурсов как минимум до тех пор, пока широкий выход человека в Мировой океан и космическое пространство не откроют перед ним новые резервы энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов. Но в национальном и региональном масштабах это означает, что принятые первоначально два аспекта устойчивости развития – природоохранный и экономический – недостаточны для претворения концепции устойчивого развития в жизнь: они должны дополняться теперь другими аспектами: социальным, информационным, управленческим и др.
Законодательная база РФ для обеспечения устойчивого развития:
В период между Рио-1992 и Йоханнесбургом-2002 в Российской Федерации был разработан ряд государственных документов в области развития национальной стратегии устойчивого развития, в частности: Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (1994); Указ Президента от 1 апреля 1996 г. о «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999–2001 гг. Экологическая Доктрина Российской Федерации (2002); Национальная Стратегия и Основные направления Национального Плана действий по сохранению биоразнообразия (2001); Национальные стратегии и планы действий (включая программы по сохранению редких видов, развитию системы охраняемых природных территорий, реализации требований конвенций «О биологическом разнообразии», Рамсар, СИТЕС и др.); Обзор национальных приоритетов охраны живой природы России, одобренный МПР России и его территориальными органами (2003); Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000); Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2004 г.); Энергетическая стратегия Российской Федерации (2003) и др.
Следует отметить,
что, хотя в последних трех документах
вопросы обеспечения
В «Основных
направлениях…» записано, что «безусловным
приоритетом в области
Задачи устойчивого
развития и сохранения окружающей среды
в несколько скрытом виде можно
выявить при анализе
Позиция стратегии
в отношении «содействия
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды, обеспечивающее принципы перехода России к устойчивому развитию, базируется в настоящее время на системе законодательных и иных правовых актов, регулирующих отношения. Это более 30 федеральных законов и около 200 подзаконных актов. В целом, действующие в Российской Федерации природоохранные нормы и правила рассредоточены более чем в 800 различных документах, но около 80% из них имеет лишь рекомендательный характер.
В настоящее
время в России еще не обозначились
рельефно перспективы обеспечения
устойчивости окружающей среды за счет
модернизации производства, сельского
хозяйства и образования и
просвещения населения в
Следует напомнить,
что Указ Президента РФ о разработке
концепции перехода России к устойчивому
развитию был издан в феврале
1994 г., в апреле 1996 г. Президент РФ
одобрил разработанную
Административные реформы последних лет, направленные на переход России к устойчивому развитию, предоставили ряд новых управленческих решений, не позволяющих утвердить подготовленную стратегию в том виде, в котором она была подготовлена. Стало вполне очевидно, что одним из базовых принципов политики России при переходе к устойчивому развитию является сохранение природных систем, поддержание качества окружающей среды, расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Это является
предметом постоянного
Административная
реформа позволила определить приоритетные
практические подходы к проблеме
перехода к устойчивому развитию,
поэтому эффективный переход
к устойчивому
Всемирный
саммит по устойчивому развитию (ВСУР)
в Йоханнесбурге (26 августа - 4 сентября
2002 г.) закончился принятием Политической
декларации и Плана действий. В
работе ВСУР принимали участие
Схема 1
Накануне
ВСУР в Йоханнесбурге был
Население мира, которое в 1950 г. составляло 2,5 миллиарда, а в 1980 г. – 4,4 миллиарда человек, в 2000 г. достигло 6 миллиардов. Рост численности населения мира прогнозируется до 8 миллиардов к 2025 г. и 9,3 миллиардов к 2050 г., после чего оно должно стабилизироваться на уровне 10,5-11 миллиардов. В настоящее время в мире недоедает 815 миллионов человек. Из них 777 миллионов – в развивающихся странах, 27 миллионов – в странах с переходной экономикой и 11 миллионов – в индустриальных странах. Большинство голодающих проживает в Южной Азии, при этом их число сокращается. В Африке недоедает примерно треть населения, но это число постоянно увеличивается. При сохранении существующих тенденций поставленная задача сокращения к 2015 г. числа голодающих не будет выполнена и наполовину.
Суммарное потребление и воздействие его на природные ресурсы и экологию в определенной степени зависит от численности населения, однако в большей степени – от богатства страны и ее технического уровня. На долю 15% населения мира, проживающего в странах с высокими доходами, приходится 56% суммарного потребления, в то время как на долю 40%, проживающих в странах с низкими доходами, приходится лишь 11%. Хотя за последние годы у большинства народов произошел рост потребления, потребительские расходы средней африканской семьи сейчас на 20% ниже, чем 25 лет назад. За 90-е гг. общий уровень бедности в развивающихся странах (при черте бедности, определяемой как доход в 1 доллар в день) понизился с 29% в 1990 г. до 23% в 1998 г. Общее число людей, живущих за чертой бедности, сократилось незначительно – с 1,3 миллиардов до 1,2 миллиардов. Главной глобальной негативной тенденцией 90-х гг. стало возросшее давление человека на биосферу. В процессы растущего потребления вовлекается все большее и большее количество ресурсов (см. схемы 2 и 3).
Информация о работе Устойчивое развитие: глобальные и региональные аспекты