Устойчивое развитие: глобальные и региональные аспекты

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 10:23, реферат

Краткое описание

Последние десятилетия показали, что земная биосфера в целом и её отдельные составляющие – экосистемы различных уровней - обладают ограниченными возможностями для обеспечения своего нормального функционирования и воспроизводства в условиях чрезмерного воздействия человеческой деятельности. Поэтому, в ряду глобальных проблем, решение которых плохо просматривается в существующих моделях развития, важное место занимают такие проблемы, как истощение доступного природно-ресурсного потенциала Земли и загрязнение природной среды планеты, по сути дела – среды обитания людей и всего живого на Земле.

Оглавление

Введение
3
1
Стратегия и понятие устойчивого развития
4
2
Глобальные и региональные аспекты устойчивого развития общества
11
3
Проблема применения моделей устойчивого развития на региональном уровне
23

Заключение
28

Список литературы

Файлы: 1 файл

Философия экономики 1.docx

— 912.73 Кб (Скачать)

 

Всемирный саммит (форум на высшем уровне) по устойчивому  развитию (ВСУР), состоявшийся в сентябре 2002 года в г. Йоханнесбурге (ЮАР), подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития.

 

Если на конференции  в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия) доминировала проблема окружающей среды для достижения целей устойчивого развития, то в Йоханнесбурге этой проблеме уделялось такое же внимание, как обсуждение социальных и экономических вопросов. Исполнительный директор ЮНЕП в своем выступлении отметил, что проблема глобальной деградации природы обостряется из-за бедности и несправедливого распределения благ и выделил на первое место задачу «окружающая среда для развития».

 

Поэтому в  двух принятых документах Йоханнесбургского  саммита (Политическая декларация –  Йоханнесбургская декларация по устойчивому  развитию и План выполнения решений  Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию) приоритет  отдается решению социальных вопросов для достижения устойчивого развития, прежде всего искоренению бедности, развитию здравоохранения и, особенно, санитарии, включая обеспечение  чистой питьевой водой. Вопросы окружающей среды рассматривались, в основном, с позиций охраны природно-ресурсной  базы экономического и социального  развития и управления ею, включая  изменения структуры потребления  и производства, т.е. использовался  явно антропоцентрический подход. Однако в Политической декларации Йоханнесбурга  особо выделена проблема потери биоразнообразия, как имеющая большое значение (п. 13). В числе новых проблем, не обсуждавшихся в Рио и появившихся только в последнее десятилетие, можно назвать глобализацию, торговлю, финансирование устойчивого развития. Хотя в документах Йоханнесбургского саммита отсутствуют явные призывы к развитым странам сократить свое потребление, в них содержится много требований к финансированию устойчивого развития в развивающихся странах. Так же, как и в Рио-де-Жанейро, за пределами повестки дня Саммита взаимосвязанно ставились вопросы военной деятельности и окружающей среды (устойчивого развития), разоружения, а также ядерной безопасности. В Политической же декларации говорится только о том, что вооруженные конфликты создают угрозу устойчивому развитию. Важно то, что в Йоханнесбурге обязательства принимали не только правительства, но и неправительственные и межправительственные организации и коммерческие структуры, которые выступили более чем с 300 добровольными инициативами – в отношении обеспечения более широкого доступа к водным ресурсам и санитарии, развития энергетики, увеличения производства сельскохозяйственной продукции, надлежащего использования токсичных химических веществ, сохранения биологического разнообразия и более рационального использования экосистем.

 

Таким образом, человечество приняло новую парадигму  развития. То есть в глобальном масштабе переход к устойчивому развитию императивен: рациональной альтернативы ему нет. Человечество выживет как вид только в том случае, если сумеет установить такое равновесие между собственной жизнедеятельностью и возможностями биосферы, которое не просто сохраняло бы живой мир, но позволяло бы постоянно воспроизводить возобновляемые ресурсы планеты и обеспечить экономное использование невозобновляемых ресурсов как минимум до тех пор, пока широкий выход человека в Мировой океан и космическое пространство не откроют перед ним новые резервы энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов. Но в национальном и региональном масштабах это означает, что принятые первоначально два аспекта устойчивости развития – природоохранный и экономический – недостаточны для претворения концепции устойчивого развития в жизнь: они должны дополняться теперь другими аспектами: социальным, информационным, управленческим и др.

 

Законодательная база РФ для обеспечения устойчивого развития:

В период между  Рио-1992 и Йоханнесбургом-2002 в Российской Федерации был разработан ряд  государственных документов в области  развития национальной стратегии устойчивого  развития, в частности: Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (1994); Указ Президента от 1 апреля 1996 г. о «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»; Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999–2001 гг. Экологическая Доктрина Российской Федерации (2002); Национальная Стратегия и Основные направления Национального Плана действий по сохранению биоразнообразия (2001); Национальные стратегии и планы действий (включая программы по сохранению редких видов, развитию системы охраняемых природных территорий, реализации требований конвенций «О биологическом разнообразии», Рамсар, СИТЕС и др.); Обзор национальных приоритетов охраны живой природы России, одобренный МПР России и его территориальными органами (2003); Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000); Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2004 г.); Энергетическая стратегия Российской Федерации (2003) и др.

 

Следует отметить, что, хотя в последних трех документах вопросы обеспечения устойчивости окружающей среды не представлены как  самостоятельные блоки, это не следует  считать отрицательным моментом. О природоохранной и ресурсосберегающей направленности долгосрочных планов и намерений Правительства России можно судить по такому концептуальному документу как «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу»: в переходной и нестабильной экономике России сейчас наибольший комплексный эффект дают неприродоохранные мероприятия и, прежде всего, правильно построенная макроэкономическая политика.

 

В «Основных  направлениях…» записано, что «безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Именно поэтому предлагаемая Программа  предусматривает опережающий рост ассигнований на цели здравоохранения, образования и культуры по сравнению  с большинством других направлений  государственных расходов».

 

Задачи устойчивого  развития и сохранения окружающей среды  в несколько скрытом виде можно  выявить при анализе последствий  тех или иных правительственных  мер (например, по структурной перестройке  экономики, ресурсосбережению и  пр.).

 

Позиция стратегии  в отношении «содействия повышению  конкурентоспособности отечественных  производителей товаров и услуг  на внутреннем и мировом рынках и  обеспечение стратегического маневра  в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой  степенью переработки, и отраслей сферы  услуг» однозначно указывает, что, при  росте доли перерабатывающих и обслуживающих  отраслей, доля в экономике ресурсных  отраслей и секторов (ТЭК, АПК, лесное хозяйство и пр.) должна, соответственно, понизиться. То есть, нагрузка на природу – по крайне мере структурная – в будущем снизится. Налицо попытка движения экономики в направлении устойчивого развития. Достигаться эти цели будут на основе рыночной регуляции, минимизации вмешательства государства, открытости экономики и пр.

 

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды, обеспечивающее принципы перехода России к устойчивому  развитию, базируется в настоящее  время на системе законодательных  и иных правовых актов, регулирующих отношения. Это более 30 федеральных  законов и около 200 подзаконных  актов. В целом, действующие в  Российской Федерации природоохранные  нормы и правила рассредоточены более чем в 800 различных документах, но около 80% из них имеет лишь рекомендательный характер.

 

В настоящее  время в России еще не обозначились рельефно перспективы обеспечения  устойчивости окружающей среды за счет модернизации производства, сельского  хозяйства и образования и  просвещения населения в области  ресурсосбережения и охраны окружающей среды, что объясняется тем, переход  к устойчивому развитию – долгосрочный процесс, и ключевые изменения начнут проявляться лишь в 2010–2015 гг. Но первые шаги в этом направлении уже сделаны: – определены стратегические направления охраны природы России (Экологическая доктрина, 2002; Национальная стратегия сохранения биоразнообразия, 2001, и др.) в целом и ее отдельных отраслей, в том числе долгосрочная программа создания охраняемых территорий; – сформированы основы законодательной и нормативной базы по охране окружающей среды; – создана методологическая и методическая база для выявления экономической ценности живой природы, ее генетических ресурсов, товаров и услуг, ориентированных на ресурсосбережение и охрану окружающей среды; идет внедрение позитивного национального и международного опыта использования институциональных, управленческих, информационных и финансовых механизмов и экономических стимулов охраны окружающей среды; – созданы условия для расширения природоохранных инвестиций частного сектора; – определены стратегические позиции России как «ресурсного донора» Планеты, экосистемы которого вносят существенный вклад в поддержание глобальной устойчивости биосферы, это позволяет активно участвовать в международном рынке «экосистемных услуг», а не брать все затраты за обеспечение «экосистемных услуг» на себя; – созданы предпосылки для учета фактора защиты окружающей среды в переговорном процессе, связанном с вступлением России в ВТО; – идет активная подготовка специалистов природоохранного профиля.

 

Следует напомнить, что Указ Президента РФ о разработке концепции перехода России к устойчивому  развитию был издан в феврале 1994 г., в апреле 1996 г. Президент РФ одобрил разработанную Концепцию  и дал задание Министерству экономического развития и торговли РФ разработать  государственную стратегию устойчивого  развития России.

 

Административные  реформы последних лет, направленные на переход России к устойчивому  развитию, предоставили ряд новых  управленческих решений, не позволяющих  утвердить подготовленную стратегию  в том виде, в котором она  была подготовлена. Стало вполне очевидно, что одним из базовых принципов  политики России при переходе к устойчивому  развитию является сохранение природных  систем, поддержание качества окружающей среды, расширенное воспроизводство  минерально-сырьевой базы.

 

Это является предметом постоянного конструктивного  диалога между специалистами  Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства водных ресурсов, Федерального агентства по недропользованию, Федерального агентства лесного хозяйства, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с представителями различных государств по обсуждению существующих методов и механизмов устойчивого развития на мировом, региональном и национальном уровнях, а также различных инициатив и предложений по ускорению процесса перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, а также в целях консолидации политических, деловых и научных кругов России и других стран для природно-ресурсного, политического, организационно-управленческого, научного, технологического и кадрового решения проблемы устойчивого развития.

 

Административная  реформа позволила определить приоритетные практические подходы к проблеме перехода к устойчивому развитию, поэтому эффективный переход  к устойчивому природопользованию связан с проводимой в настоящее  время ревизией национальной нормативно-правовой базы, созданием правового инструментария перехода к устойчивому развитию

 

  1. Глобальные и региональные аспекты устойчивого развития общества

 

Всемирный саммит по устойчивому развитию (ВСУР) в Йоханнесбурге (26 августа - 4 сентября 2002 г.) закончился принятием Политической декларации и Плана действий. В  работе ВСУР принимали участие представители  общественных организаций, бизнеса  и лидеры более 100 государств. Итоги  конференции получили противоречивые оценки. Скептики считают, что конференция  провалилась и процесс, начавшийся в Рио-де-Жанейро в 1992 г., выродился. Оптимисты, наоборот, утверждают, что  проблема и идеи «sustainable development» не пропали даром, а стали еще более актуальными. Суть разногласий заключается в столкновении интересов «новых» и «старых» субъектов мирового сообщества. Сформировавшаяся к 90-ым гг. XX в. концепция устойчивого развития является попыткой дать научно обоснованный ответ на два главных вызова времени, имеющих планетарное значение. Во-первых, на лавинообразно возрастающее по своей опасности воздействие антропогенной производственной, бытовой, военно-технической, репродуктивной и другой деятельности на биосферу Земли и околоземное космическое пространство. Во-вторых, на обострение социальных противоречий, в особенности между развитыми странами и транснациональными корпорациями, с одной стороны, и основной массой населения планеты, проживающей в слаборазвитых странах и регионах планеты, с другой. Непосредственно под устойчивым развитием обычно понимают самоподдерживающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ и справедливое распределение материальных и духовных благ. Проблемная ситуация, сложившаяся на нашей планете, охарактеризована Генеральным секретарем ООН К. Аннаном, который, открывая Всемирный саммит в Йоханнесбурге, сказал: «Давайте посмотрим неприятной правде в лицо. Привычная для нас модель развития приносит сегодня плоды для меньшинства и является ущербной для большинства населения планеты. Дорога к процветанию, которая разрушает окружающую среду и оставляет большинство населения в грязи и нищете, становится тупиком для каждого из нас» (см. схему 1).

 

Схема 1

 

 

Накануне  ВСУР в Йоханнесбурге был опубликован  доклад К. Аннана «Выполнение Повестки дня на XXI век». В докладе констатируется, что основным событием мировой жизни в 90-е гг. стал процесс экономической глобализации. Страны и социальные институты, которые смогли на протяжении 90-х гг. успешно адаптироваться к новым условиям, процветали; те же, которые не смогли это сделать, увеличили свое отставание. На протяжении первой половины десятилетия большинство стран переживало значительный экономический рост, однако развал ялтинской системы мироустройства привел к конфликтам, огромным человеческим жертвам и экономическому спаду. Бывшие плановые экономики пережили быстрое и серьезное ухудшение экономической и социальной ситуации в процессе перехода к рыночной экономике. Среди развитых стран переживавшая рекордный период подъема экономика Соединенных Штатов Америки стала важным двигателем роста мировой экономики. В Европе было создано единое валютное пространство, охватывающее большинство стран Западной Европы (Европейский валютный союз). С другой стороны, Япония так и не смогла выйти из периода спада, затянувшегося на десятилетие. В целом, мировая экономика в 90-е гг. испытала меньше потрясений, чем в 80-е гг., однако были и важные исключения. Среднегодовой рост валового национального продукта (ВНП) в развивающихся странах увеличился с 2,7% в 80-е гг. до 4,4% – в 90-е гг., в то время как в развитых странах он сократился за тот же период с 3% до 2,3%.

 

Население мира, которое в 1950 г. составляло 2,5 миллиарда, а в 1980 г. – 4,4 миллиарда человек, в 2000 г. достигло 6 миллиардов. Рост численности  населения мира прогнозируется до 8 миллиардов к 2025 г. и 9,3 миллиардов к 2050 г., после чего оно должно стабилизироваться  на уровне 10,5-11 миллиардов. В настоящее  время в мире недоедает 815 миллионов  человек. Из них 777 миллионов – в  развивающихся странах, 27 миллионов  – в странах с переходной экономикой и 11 миллионов – в индустриальных странах. Большинство голодающих проживает  в Южной Азии, при этом их число  сокращается. В Африке недоедает  примерно треть населения, но это  число постоянно увеличивается. При сохранении существующих тенденций  поставленная задача сокращения к 2015 г. числа голодающих не будет выполнена  и наполовину.

 

Суммарное потребление и воздействие его  на природные ресурсы и экологию в определенной степени зависит  от численности населения, однако в большей степени – от богатства страны и ее технического уровня. На долю 15% населения мира, проживающего в странах с высокими доходами, приходится 56% суммарного потребления, в то время как на долю 40%, проживающих в странах с низкими доходами, приходится лишь 11%. Хотя за последние годы у большинства народов произошел рост потребления, потребительские расходы средней африканской семьи сейчас на 20% ниже, чем 25 лет назад. За 90-е гг. общий уровень бедности в развивающихся странах (при черте бедности, определяемой как доход в 1 доллар в день) понизился с 29% в 1990 г. до 23% в 1998 г. Общее число людей, живущих за чертой бедности, сократилось незначительно – с 1,3 миллиардов до 1,2 миллиардов. Главной глобальной негативной тенденцией 90-х гг. стало возросшее давление человека на биосферу. В процессы растущего потребления вовлекается все большее и большее количество ресурсов (см. схемы 2 и 3).

Информация о работе Устойчивое развитие: глобальные и региональные аспекты