Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа
Исследования и оценки уровня жизни российского населения были начаты еще в 20-х годах и носили в то время достаточно объективный и достоверный характер. В последующие годы по идеологическим причинам открытое представление объективных оценок уровня жизни сделалось невозможным.
Кроме того, в соответствии с общими принципами плановой распределительной и закрытой экономики при представлении системы народнохозяйственных показателей основное внимание уделялось производству, росту производительных сил общества в ущерб другим фазам экономического процесса, таким как реализация продукции и личное потребление, и тем более показателям уровня жизни и благосостояния населения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы определения уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………..6
1.1. Содержание понятия «уровень жизни» в экономической литературе…………………………………………………………………………6
1.2. Методики оценки уровня и качества жизни населения………….11
1.3. Роль понятия «уровень жизни» в разработке и реализации социальных проблем…………………………………………………………….16
ГЛАВА 2. Анализ и оценка основных показателей уровня жизни населения в регионах России………………………………………………………………….24
2.1. Анализ уровня жизни в регионах РФ……………………………….24
2.2. Уровень жизни населения Тюменской области……………………27
2.3. Основные направления политики повышения уровня жизни в Российской Федерации.........................................................................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
ПРИМЕЧАНИЯ……………………………………………………………………
Выделяется динамика изменения качества жизни в г. Москве: общий спад качества жизни на 2,6% и негативная динамика по большинству составляющих индекса компенсируются достигнутым уровнем развития. Несмотря на негативную динамику, г. Москва демонстрирует самые высокие показатели как основных составляющих индекса качества жизни, так и качества жизни в целом.
В то же время следует отметить, что показатели первого квартала не могут быть полноценной основной для прогнозирования динамики изменений на весь 2011 год. Многие, в особенности резкие изменения (как, например, на Чукотке или на Камчатке), с высокой вероятностью будут сглажены в процессе последующего развития.
2.2. Уровень жизни населения Тюменской области
Для описания уровня жизни Тюменской области следует подойти с разных сторон этого вопроса. Характеристика уровня жизни Тюменской области представлена в виде отчета: сравнение кризисного 2008 года с 2011 годом.
Занятость населения
Первоочередной задачей органов власти в условиях нестабильной ситуации поддержание занятости населения. Правительством области реализован комплекс мероприятий, направленных на содействие занятости населения, в первую очередь по созданию и сохранению рабочих мест для граждан, высвобождаемых с предприятий или оказавшихся под угрозой увольнения.
В частности, с 2009 года на условиях софинансирования из федерального бюджета начала действовать программа по содействию занятости и снижению напряженности на рынке труда. Мероприятиями этой программы было охвачено почти 22 тысячи человек. В 2010 году в связи с оживлением экономики число участников этой программы снизилось до 16 тыс. человек.
Дополнительную меру социальной поддержки безработных граждан в форме единовременной выплаты на самозанятость – на организацию собственного дела – за 2009–2010 годы получили более 4 тыс. 200 граждан.
С 2010 года в рамках программы реализуются мероприятия по трудоустройству незанятых инвалидов. Всего в мероприятиях приняли участие 1 тыс. 100 инвалидов, из них 832 человека было трудоустроено на вновь созданные рабочие места. Эти меры позволили повысить процент трудоустройства инвалидов на 17,2 процента.
В результате на начало 2011 года уровень регистрируемой безработицы в области составил 0,7 процента от экономически активного населения и являлся самым низким в Уральском федеральном округе. По России данный показатель ниже только в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Восстановительный рост в экономике и социальная поддержка малоимущих слоев населения способствовали сохранению и росту доходов и уровня жизни населения.
В 2010 году денежные доходы жителей области составили в среднем 18,5 тыс. рублей в месяц, заработная плата – 22,3 тыс. рублей. При этом реальная зарплата выросла на 3,4 процента, реальные доходы – на 0,5 процента.
На постоянном контроле органов власти всех уровней находятся вопросы своевременной выплаты зарплаты сотрудникам организаций области. На каждом заседании рабочей группы руководители и собственники организаций, арбитражные управляющие предприятий-банкротов отчитываются о причинах возникновения задолженности перед работниками, принимаемых мерах и перспективах ее погашения. Исполнение решений строго контролируется.
Промышленность и производство
Стабилизации и улучшению ситуации в экономике способствует продолжение государственной поддержки реального сектора экономики. В 2010 году сохранены основные формы и направления государственной поддержки промышленности.
По итогам года индекс промышленного производства составил 128,2 процента. В обрабатывающем секторе прирост производства достигнут по большинству видов экономической деятельности.
Наибольший прирост – на 55,7 процента – наблюдался в производстве нефтепродуктов и был обеспечен ростом объемов переработки нефти на введенных в мае 2010 года мощностях второй очереди Антипинского НПЗ.
Прирост выпуска строительных материалов на 34,2 процента достигнут не только восстановительным ростом производства на действующих предприятиях региона, но и ростом загрузки нового, введенного в 2009 году завода «Поревит» в г. Ялуторовске.
В производстве готовых металлических изделий прирост на 30 процентов был во многом обеспечен ростом выпуска металлоконструкций на новом предприятии «Тюменьстальмост».
Существенный прирост выпуска достигнут в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производстве резиновых и пластмассовых изделий, пищевых продуктов, в производстве машин и оборудования. Важная роль в развитии производства и обеспечении занятости населения принадлежит предприятиям малого и среднего бизнеса. Для эффективной деятельности предпринимательских структур создавались благоприятные условия путем развития финансовых и нефинансовых инструментов поддержки. Тем самым добились расширения деятельности этого сектора.
Количество малых (включая микропредприятия) и средних предприятий на 1000 человек населения выросло с 13-ти в 2009 году до 16 единиц в 2010 году. Оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса будет продолжено. Особое внимание уделяется организациям, производящим и реализующим товары для экспорта.
Сельское хозяйство
Сорок процентов населения области проживает в сельской местности, поэтому самое пристальное внимание уделяется развитию села. Засушливое лето 2010 года стало испытанием на прочность для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Несмотря на снижение в сравнении с 2009 годом урожая сельскохозяйственных культур, произведены зерно, картофель и овощи, корма в полном объеме от потребности. В необходимом количестве засыпаны семена для посевной кампании 2011 года.
В животноводстве сохранена динамика роста производства продукции в хозяйствах всех категорий. В целом увеличение составило 3,5 процента. Производство молока выросло на 4 процента, мяса – на 1,9 процента, яиц – на 2,6 процента.
Повысилась продуктивность скота и птицы. 45 процентов областных объемов мяса, 49 процентов молока, 63 процента овощей и 73 процента картофеля производится в личных подсобных хозяйствах населения. Иными словами, от них многое зависит в продовольственном обеспечении.
Личные подсобные хозяйства населения на льготных условиях обеспечиваются племенным и улучшенным скотом и кормами. В 2010 году им продано 3,7 тыс. голов племенных свиней, 269 голов племенного и 430 голов улучшенного крупного рогатого скота, безвозмездно передано 14,4 тыс. тонн комбикормов. При поддержке областного бюджета в хозяйствах населения построено 36 мини-ферм, в том числе 14 из них запущены в эксплуатацию в прошедшем году.
В результате хозяйства населения увеличивают товарные объемы продукции. Закуп молока к уровню 2009 года вырос на 7 процентов и составил 52 тыс. тонн. Доходы населения от реализации продукции только через сельскохозяйственные потребительские кооперативы составляют более 456 млн. рублей.
Жилищное строительство
Прошедшие два года были непростыми для развития строительной отрасли.
В 2009 году объемы строительных работ снизились почти на 30 процентов в сравнении с 2008 годом. Стабилизация экономики в 2010 году позволила строительным организациям выполнить работ собственными силами на 62 млрд. рублей, что на 3 процента выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах.
В части бюджетного финансирования правительством области определен приоритет – окончание начатого строительства (реконструкции) объектов.
В кризисный 2009 год бюджет объективно стал крупнейшим покупателем на рынке жилья и во многом благодаря этому удалось не допустить резкого падения темпов жилищного строительства. Был введен 1 миллион 43,5 тыс. кв. м жилья.
В 2010 году введен 1 миллион 111,8 тыс. кв. метров. По объему ввода жилья на душу населения область находится на третьем месте среди субъектов Российской Федерации, превышая среднероссийский показатель в два раза. В 2010 году количество приостановленных в связи с кризисной ситуацией объектов жилищного строительства снижено с 67-ми до 38 домов.
Продолжалась работа по предоставлению жилья молодым семьям. При содействии бюджетных средств в 2010 году 2073 семьи приобрели и построили жилье. Всего за 2006–2010 годы улучшили жилищные условия с использованием средств господдержки свыше 7 тысяч молодых семей (7 034 семьи). В качестве дополнительных мер господдержки из областного бюджета молодым семьям выделялись льготные займы, при рождении ребенка погашались ранее предоставленные займы и предоставлялись дополнительные социальные выплаты.
Все без исключения ветераны Великой Отечественной войны, вставшие на учет для улучшения жилищных условий до 1 марта 2005 года, улучшили свои жилищные условия.
Следующей задачей стало обеспечение жильем ветеранов, вставших на учет после 1 марта 2005 года. Это 1556 человек, из них 930 ветеранов уже улучшили жилищные условия. На 1 апреля 2011 года очередь на жилье включала 626 ветеранов.
Для переселения граждан из аварийного жилищного фонда приобретено 507 квартир. Продолжалось строительство жилья социального назначения в муниципальных образованиях области. Проводились мероприятия по инженерной подготовке площадок. На площадках, подготовка которых осуществлялась в предыдущие годы, в 2010 году введено 40 процентов общего объема ввода.
В 2011 году вступил в силу закон Тюменской области о предоставлении субсидий на жилье для работников бюджетной сферы города Тюмени – программа жилищных субсидий для бюджетников. Первыми участниками новой программы станут работники государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и образования. Определены первые получатели субсидий.
Дорожное строительство
Продолжались строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог.
Следует признать, что существующая сеть автомобильных дорог общего пользования и их качественные характеристики не в полной мере соответствуют социально-экономическим потребностям экономики и населения. Необходимо привести в соответствие нормативным требованиям 45 процентов автомобильных дорог общего пользования регионального значения с твердым покрытием и около 42 процентов дорог местного значения, включая улично-дорожную сеть населенных пунктов.
Федеральные автомобильные трассы, проходящие по территории области, искусственные сооружения, мосты и путепроводы также требуют капитального ремонта или реконструкции. При возросшей интенсивности движения не обеспечивается безопасность дорожного движения и необходимые скоростные режимы. Выполнение необходимого объема работ требует значительного финансирования.
25 марта 2011 года Государственной Думой Российской Федерации приняты поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие создание дорожных фондов в Российской Федерации. Законопроект о создании дорожного фонда Тюменской области будет подготовлен и внесен правительством Тюменской области на рассмотрение в областную Думу в 2011 году. В качестве источника фонда определены доходы бюджета от акцизов на нефтепродукты и транспортного налога. Прогнозируемый объем указанных доходов областного бюджета в 2012 году – 3 млрд. 967 млн. рублей.
Создание целевого дорожного фонда позволит осуществлять долгосрочное планирование мероприятий по осуществлению полномочий в сфере дорожной деятельности и будет являться своеобразным гарантом устойчивого финансирования проектов, исходя из закрепленных источников налоговых поступлений.
Инвестиции и инновации
Инвестиционная активность является основным фактором инновационного развития и успешной модернизации экономики региона. Безусловно, кризис внес коррективы в структуру и масштабы инвестиций. В 2009 году инвестиции в основной капитал сократились на 3,2 процента.
В 2010 году инвестиционный процесс активизировался. Объем инвестиций на 12,9 процента превысил уровень 2009 года в сопоставимой оценке. В структуре инвестиций значительно увеличилась доля капитальных вложений за счет внебюджетных средств.
В 2010 году введены в эксплуатацию:
– лесоперерабатывающий завод компании «Загрос» в г. Заводоуковске;
– вторая технологическая очередь Антипинского нефтеперерабатыва-ющего завода;
– парогазовый энергоблок №2 мощностью 230,5 МВт на Тюменской ТЭЦ-1.
Продолжалась реализация крупных инвестиционных проектов.В первом квартале 2011 года на Усть-Тегусском месторождении запущена в эксплуатацию первая очередь современной газотурбинной электростанции, работающей на попутном газе, мощностью 20 МВт.
Правительством области целенаправленно реализовались меры по модернизации экономики и внедрению инноваций. Экспертный совет Тюменского технопарка в 2010 году отобрал для поддержки 15 инновационных проектов, реализуемых 14 компаниями. Внедрено 8 инновационных технологий, разработано 4 промышленных образца, которые приняты к серийному производству, получено 6 патентов.
Открыто региональное представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника). При поддержке фонда в области началась реализация программы «У.М.Н.И.К.». В конкурсном отборе по данной программе участвовало около 100 проектов молодых ученых. 17 проектов уже получают финансирование на общую сумму 4 млн. 760 тыс. рублей. В 2011 году конкурсные отборы будут продолжены. Участниками программы «У.М.Н.И.К.» станут студенты, аспиранты, молодые исследователи из ведущих вузов и НИИ г. Тюмени.
Жилищно-коммунальное хозяйство
В жилищно-коммунальном хозяйстве в плановом режиме осуществлялись ремонт и замена водопровод-ных, канализационных, электрических и тепловых сетей. Введены в эксплуатацию водопроводные очистные сооружения в с. Упорово, с. Андрюшино Нижнетавдинского района, завершено строительство станции водоочистки в с. Сладково. Установлено 10 блочных станций очистки воды малой производительности в селах Исетского, Ишимского, Армизонского, Казанского и Тюменского районов.
Доля населения, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в общей численности населения составила 79 процентов. Канализационные очистные со-оружения введены в эксплуатацию в с. Исетское, построены – в районных центрах Абатское, Омутинское, Казанское и в г. Заводоуковске (вторая очередь).
Информация о работе Уровень жизни и его региональные особенности