Уровень жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 03:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение уровня жизни населения. В связи с поставленной целью в работе решается ряд задач:
1) дать определение понятия «уровень жизни»;
2) изучить измерение уровня жизни;
3) рассмотреть явление бедности;
4) описать, что такое прожиточный минимум.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.УРОВЕНЬ ЖИЗНИ 5
1.1.Определение понятия «уровень жизни» 5
1.2.Измерение уровня жизни 8
1.3. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества 12
2.БЕДНОСТЬ И ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ24
2.1.Два взгляда на бедность 24
2.2.Прожиточный минимум 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 49.83 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ  3

1.УРОВЕНЬ ЖИЗНИ                                                                                         5

1.1.Определение понятия  «уровень жизни»                                        5

1.2.Измерение уровня жизни                                                                8  

  1.3. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского    общества  12

2.БЕДНОСТЬ И ПРОЖИТОЧНЫЙ  МИНИМУМ24

2.1.Два взгляда на бедность                                                                 24

2.2.Прожиточный минимум                                                                 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  29

Список литературы   31 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Качественный скачок в  изменении состояния российского  общества, своего рода мирная революция, пережитая им в последнее десятилетие, подходит к своему завершению. По крайней  мере, с точки зрения изменения  базовой структуры общества наступает  период относительно спокойного эволюционного  развития. А это значит, что настал момент анализа социальных итогов прошедшего периода, того, из каких же реальных социальных групп состоит сегодня  российское общество, чем они различаются  между собой.

Социальная структура  общества может рассматриваться  с точки зрения различных подходов. Наиболее распространенным и "укорененным" в российской социологии до сих пор  выступает классовый подход. Не останавливаясь подробно на причинах его относительной  неэффективности в условиях современной  России, отметим лишь, что при  его применении почти 60 млн. человек  экономически активного населения  России оказываются в одном и  том же классе, представляя из себя наемных работников, занятых исполнительским  трудом и выключенных из процесса распределения произведенного продукта, и имеют очень близкие с  точки зрения классовой теории позиции. В то же время реальные условия  их труда и жизни разительно различаются.

Вторым выступает существующий как самостоятельная теоретическая  парадигма стратификационный подход. Перспективность стратификационного подхода для современного российского  общества, на наш взгляд, связана с тем, что в условиях характерного для нынешнего этапа общественного развития роста неопределенности и вариативности человеческих судеб, плюрализации возможных моделей поведения и стилей жизни, даже в рамках одного класса сосуществуют кардинально различающиеся между собой как по их реальным жизненным практикам, так и стратегическим перспективам социальные группы. Соответственно, и эвристические возможности стратификационного подхода для анализа социальной структуры общества применительно к условиям современной России гораздо больше. Это не означает, впрочем, отказа от классового подхода при анализе других проблем, например, противоречий, существующих в обществе.

Актуальность темы исследования. В условиях радикальных социально-экономических  преобразований решение проблемы повышения  уровня жизни населения становится одной из основных задач укрепления Российского государства.

Необходимость сохранения социальной стабильности обусловливает принятие эффективных мер по преодолению  бедности.

Для того чтобы соответствующие  мероприятия в области повышения  жизненного уровня и преодоления  проблемы бедности приносили ожидаемый  эффект, необходимо обладать всей полнотой информации относительно современного состояния общества, об изменениях уровня жизни населения, как в  целом по Российской Федерации, так  и по субъектам. Причем информация должна быть не только по средним показателям, но и по социальным группам.

Цель работы – изучение уровня жизни населения. В связи  с поставленной целью в работе решается ряд задач:

1)    дать определение понятия «уровень жизни»;

2)    изучить измерение уровня жизни;

3)    рассмотреть явление бедности;

4)    описать, что такое прожиточный минимум.

Объектом исследования является уровень жизни населения в  процессе трансформации общественных отношений.

Предметом изучения является бедность, как крайнее проявление низкого уровня жизни. 

 

 

 

1.     УРОВЕНЬ ЖИЗНИ 

 

1.1.         Определение понятия «уровень жизни» 

 

Важнейшим показателем, отображающим эффективность социально-демографической  политики и описывающим в целом  социально-экономическое состояние  общества, является уровень жизни  населения.

При исследовании проблем, связанных  с анализом уровня жизни следует  иметь в виду, что этот показатель, с научной точки зрения представляется не столь простым и однозначным. Поэтому его изучение методологически  оправдано начать с определения  сущности категории "уровень жизни", ее места в общей системе понятий, которые характеризуют социально-экономическое  состояние общества.

Многими исследователями  выделяются сходные с изучаемой  нами категорией определения «благосостояние», «качество жизни» и «образ жизни», которые зачастую не имеют значительных отличий.

При этом в научной литературе можно выделить два основных направления: одно из них характеризует уровень  жизни как наиболее объемную категорию  из числа сходных с ней, другое - описывает уровень жизни как  одну из составляющих благосостояния, в которое также входят образ  жизни и ее качество. [2] «Благосостояние» представляет собой широкое социально-экономическое  понятие, включающее «уровень жизни», «образ жизни» и «качество жизни». [3] Характеристика изучаемой категории  как наиболее объемной  значительно обедняет содержание собственно уровня жизни. В связи с этим для полного рассмотрения категории «уровень жизни» представляется необходимым дать характеристику каждой из вышеперечисленных категорий. «Образ жизни» в отечественной литературе характеризуется как «особенности поведения индивидов в сфере труда (трудовая активность), в сфере воспроизводства населения (демографическая и миграционная активность)». Б. В. Ракитский определяет эту категорию как способ существования не только отдельных людей, но, в частности, и их социальных групп, слоев, классов. Наиболее часто используемое определение звучит так: «под образом жизни понимается вся совокупность деятельности людей - в процессе труда, в быту и семье, в общественно-политической жизни и во всех других сферах человеческой деятельности».

Можно сказать, что понятие  «образ жизни» охватывает особенности  социального бытия различных  слоев общества, и выделение этой категории наряду с «уровнем жизни» и «качеством жизни» позволяет расширить  рамки исследования социально-экономических  явлений в обществе, и, следовательно, провести более полный и достоверный  анализ этих явлений.

Во второй половине 50-х  годов в США, а в последующие  годы и в других зарубежных странах  появилось понятие «качество  жизни» (quality of life или subjective well-being). Как  и ранее, так и в современных  условиях зарубежная трактовка качества жизни является значительно более  широкой, чем в России. [3] Зарубежные авторы, в большинстве своем анализирующие  жизненные условия граждан стран  с развитой рыночной экономикой, представляют качество жизни как совокупность условий, определяющих комфортность жизни. Под комфортностью понимается удовлетворение человеческих потребностей в соответствии не с необходимостью, а с желаниями человека. Можно сказать, что, по нашему мнению, качество жизни (quality of life) включает в себя уровень жизни (standard of living, living level), как мы его представляем, плюс жизненные условия, позволяющие человеку жить комфортно. [2] В дореформенной отечественной науке, включая начало 90-х годов 20 века термин «качество жизни» не получил широкого распространения, хотя теоретические исследования содержания этого понятия и проводились. Качество жизни в тот период выступало промежуточным компонентом единства уровня, качества и образа жизни. [3]

В частности, Н.М. Римашевская  рассматривала уровень жизни, образ  жизни и качество жизни как "характеристики общественного организма, которые  лежат в разных плоскостях, частично пересекаясь, но не покрывая и не подменяя друг друга. Более того, вероятно, следует  признать, что их нельзя рассматривать  в качестве исчерпывающих для  системы категорий, призванных описать  различные элементы жизнедеятельности  людей. Однако в совокупности они  все же представляют некоторый комплекс, который может быть объединен  понятием народное благосостояние". [2] В большинстве случаев российскими  исследователями "качество жизни" определялось примерно как "...здоровье, образовательно-квалификационный потенциал  людей, культурно-нравственные возможности...". [3]

В современных условиях российские исследователи, такие как С.А. Баженов, Н.С. Маликов рассматривают "качество жизни как уровень развития и  степень удовлетворения всего комплекса  интересов людей". [4]

Качество жизни при  этом определяется социальным самочувствием  населения, формируемым соответствием  условий жизнедеятельности индивидуума  его интересам и ценностям, а  также качеством потребляемых товаров  и услуг, уровнем жизни в целом. Такое определение теоретически отличает содержание категории "качество жизни" от содержания категории "уровень  жизни", прежде всего включением в определение понятия "интересы". [2] Рассмотрев существующие точки зрения применительно к характеристике благосостояния, образа жизни и качества жизни, целесообразно определять сходные  с уровнем жизни категории, опираясь на единую основу - удовлетворение потребностей человека. При определении уровня жизни необходимым и приоритетным является установление совокупности потребностей, позволяющих человеку быть деятельным членом общества. Человеческие потребности  необходимо рассматривать как постоянно  возрастающие с развитием цивилизации. Если в послереволюционный период в  России образование не являлось необходимым  для нормальной жизнедеятельности, то сегодня оно рассматривается  как непременное условие для  успешной самореализации личности в  большинстве видах трудовой деятельности.  

 

1.2.         Измерение уровня жизни 

 

 

 

Определение уровня жизни  основано на оценке количества и качества потребляемых жизненных благ (материальных и духовных). Уровень жизни оценивается  как обеспеченность населения жизненными благами и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах.

Состав жизненных благ весьма разнообразен. Наряду с доходами населения на уровень жизни оказывают  влияние условия жизнедеятельности, под воздействием которых складывается определенный образ и стиль жизни, оценивается ее качество.

Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий  жизни. Выделяют 12 групп показателей.

1. Рождаемость, смертность  и другие демографические характеристики  населения.

2. Санитарно- гигиенические  условия жизни

3. Потребление продовольственных  товаров

4. Жилищные условия

5. Образование и культура

6. Условия труда и занятость

7. Доходы и расходы  населения

8. Стоимость жизни и  потребительские цены

9. Транспортные средства

10. Организация отдыха

11. Социальное обеспечение

12. Свобода человека

Перечисленные показатели рассматриваются  как основные. Наряду с ними для  оценки и исчисления уровня жизни  выделяют ряд информационных показателей, не являющихся, по мнению экспертов, непосредственными  характеристиками уровня жизни.

В число информационных показателей  входят национальный доход и валовый  внутренний продукт на душу населения  с учетом среднегодовых коэффициентов  их роста и ряд других. О показателях  ВВП на душу населения надо сказать  особо, так как существуют попытки  использовать его в качестве обобщающего. Эксперты считают, что использование  этого показателя, тем более для  целей международного сопоставления  уровней жизни, возможно только по натуральной форме — через сопоставление объемов жизненных благ, прямо или косвенно потребляемых населением. Трудности международных сопоставлений в основном связаны с учетом курсов национальных валют.

В экономической теории представлены попытки оценить уровень жизни  и ее качество через свободное  время и внерыночные его затраты  в сфере домохозяйств. Концепция  чистого экономического благосостояния — это оценка ВВП (ВНП), скорректированная  с учетом свободного времени и  труда в домохозяйствах, а также  расходов на охрану окружающей среды. При всей важности этих составляющих уровня жизни показатель чистого  экономического благосостояния используется как расчетный и официальной  статистикой не применяется.

Любой обобщающий, синтетический  показатель всегда проблема сложная. По мнению специалистов, единый показатель уровня жизни в настоящее время  не является ни возможным, ни желательным  на макроэкономическом уровне. На микроуровне  проблема сводится к измерению тех  составляющих уровня жизни, которые  могут быть количественно определенными.

Обеспеченность населения  жизненными благами зависит от величины реальных доходов; степень удовлетворения потребностей оценивается на основе сопоставления расчетных и реальных потребительских бюджетов семей. Распределение  населения по доходам основано на разграничении низко-, средне- и высокодоходных групп семей, каждая из которых имеет  свой рациональный потребительский  бюджет.

На основе анализа величины и структуры расходов низко доходных групп населения рассчитывают бюджет минимума материальной обеспеченности и границы бедности.

Бедность прямо связана  с неравномерностью распределения  доходов и имущества. Вместе с  тем бедность не поддается точному  определению (так же как счастье  и благополучие). В самом общем  виде идентификация бедности основана на сопоставлении строго определенного  набора потребностей и возможностей их удовлетворения для определенных групп населения. Потребности оцениваются  на основе так называемых потребительских  корзин, дифференцированных по доходным, возрастным, профессиональным и прочим признакам.

Минимальные потребительские  бюджеты как основа для идентификации  бедности в свою очередь дифференцированы и рассчитываются как бюджеты  физиологического минимума, как минимум  поддержания здоровья и благопристойности, как бюджеты минимального достатка.

Минимальный достаток —  это те границы семейного дохода, за которыми не обеспечивается воспроизводство  общественно-приемлемых условий существования, на его основе определяется порог  бедности и рассчитывается прожиточный  минимум. [5]

Уровень прожиточного минимума зависит от социально-экономических  факторов и более подвижен, чем  порог бедности. Порог бедности, как показывает опыт, не отражает роста  потребления, увеличиваясь за счет роста  цен [6].

Количественная оценка порога бедности осуществляется на основе данных о стоимости продуктов питания, исходя из рациональных норм потребления  и доли затрат на питание в семейных бюджетах.

Выявлено, что низко доходные семьи тратят на питание относительно больше средств, чем высокодоходные; удельный вес стоимости питания  зависит также от размера семей: малочисленные семьи тратят на питание  относительно больше, чем семьи большей  численности.

Возникает своеобразная «экономия  от масштаба семьи» не только в отношении  расходов на питание, но и прочих потребительских  расходов. Логика взаимосвязи стоимости  питания и порога бедности состоит  в том, что если низко доходная семья тратит на питание 1/n часть  своего бюджета, то порог бедности будет  равен стоимости питания, умноженной на n.

Проблема измерения бедности основана, в конечном счете, на том  круге потребностей, удовлетворение которых признается общественно  необходимым. Различают абсолютную бедность и альтернативные её определения, учитывающие моральный ущерб  от восприятия бедности.

Информация о работе Уровень жизни