Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа
Исследования и оценки уровня жизни российского населения были начаты еще в 20-х годах и носили в то время достаточно объективный и достоверный характер. В последующие годы по идеологическим причинам открытое представление объективных оценок уровня жизни сделалось невозможным.
Кроме того, в соответствии с общими принципами плановой распределительной и закрытой экономики при представлении системы народнохозяйственных показателей основное внимание уделялось производству, росту производительных сил общества в ущерб другим фазам экономического процесса, таким как реализация продукции и личное потребление, и тем более показателям уровня жизни и благосостояния населения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы определения уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………..6
1.1. Содержание понятия «уровень жизни» в экономической литературе…………………………………………………………………………6
1.2. Методики оценки уровня и качества жизни населения………….11
1.3. Роль понятия «уровень жизни» в разработке и реализации социальных проблем…………………………………………………………….16
ГЛАВА 2. Анализ и оценка основных показателей уровня жизни населения в регионах России………………………………………………………………….24
2.1. Анализ уровня жизни в регионах РФ……………………………….24
2.2. Уровень жизни населения Тюменской области……………………27
2.3. Основные направления политики повышения уровня жизни в Российской Федерации.........................................................................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
ПРИМЕЧАНИЯ……………………………………………………………………
2. С помощью регулирования оплаты труда. В нашей стране работодатели начисляют з/п без учета инфляционного роста цен, что приводит к снижению цены рабочей силы, поэтому главная задача государства- определить размер з/п на уровне цены рабочей силы. Основные меры: социальное партнерство, совершенствование налогового законодательства, адресность социальной защиты, предоставление льгот населению, обязательное социальное страхование, программно-целевой подход по различным схемам и другие.
3. С помощью регулирования социального развития. При формировании долгосрочной социальной политики наряду с целевыми установками в области потребления существенное значение имеют задачи обеспечения населения жильем и услугами. Относительно сложной проблемой остается анализ народнохозяйственной значимости отраслей непроизводственной сферы и выход отсюда на комплексные характеристики необходимых изменений в уровне и образе жизни населения в перспективе. Особенно это касается комплексных оценок необходимого прогресса в области здоровья населения, сдвигов в образовании и культуре. Народнохозяйственная трактовка результатов функционирования непроизводственных отраслей создает основу для появления некоторых общих критериев при обосновании величины расходов на развитие непроизводственной сферы.
Названные выше проблемы формирования социальных целевых установок связаны преимущественно с обоснованием показателей народного благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым ориентирам, станет определяться возможностями повышения жизненного уровня населения на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс роста жизненного уровня населения сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, проблем обеспечения сбалансированности экономики и повышения ее эффективности.
Основные нормативно-правовые документы, регулирующие уровень жизни:
1. Конвенции Международной организации труда (МОТ)
2. Концепции ООН
3. Методика расчета минимального потребительского бюджета (1991г., министерство труда)
4. Методические рекомендации по расчетам прожиточного минимума по регионам (1992г., министерство труда)
5. Указ Президента России от 2 марта 1992 г. № 210 “О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации”.
6. Федеральный Закон “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (24 октября 1997 г.)
7. Постановление № 192 “Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации” (февраль 1999 г.)
8. Федеральный закон № 201 “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” (ноябрь 1999 г.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ изменений в уровне жизни населения в России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Годы реформирования российской экономики сопровождались обвальным падением уровня жизни и интенсивным социальным расслоением населения, если судить по публикуемым Госкомстатом России официальным показателям реальных денежных доходов и их дифференциации. Общий объем розничного товарооборота и конечного потребления домохозяйств в физическом объеме сократился относительно незначительно, а средняя обеспеченность населения предметами длительного пользования и общей площадью жилищного фонда возросла. Одно это перечисление противоречивых тенденций показывает необходимость построения целостной картины измерения уровня жизни населения как базы последующих прогнозных разработок.
Методология оценки уровня и качества жизни населения является важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, который позволяет:
1. устанавливать ориентиры социально-экономической политики государства на перспективу;
2. осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны;
3. оценивать уровень бедности;
4. проводить межрегиональные сопоставления уровня и качества жизни населения.
Снижение жизненного уровня населения - неизбежное следствие столь масштабных преобразований, глубина падения - процесс регулируемый. Более эффективное государственное управление и регулирование на всех уровнях - федеральном, региональном, местном - и воздействие общества на государственную политику могли бы предотвратить широкое распространение бедности и возникновение негативных тенденций, неблагоприятно влияющих как на возможности экономического роста, так и на развитие общества.
По производственным показателям и по уровню жизни Тюменская область заслуженно занимает одну из лидирующих позиций в стране.
По уровню жизни Тюменская область (включая ХМАО и ЯМАО) находится на втором-третьем месте по уровню жизни в России.
Информация о работе Уровень жизни и его региональные особенности