Уровень жизни и его региональные особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Исследования и оценки уровня жизни российского населения были начаты еще в 20-х годах и носили в то время достаточно объективный и достоверный характер. В последующие годы по идеологическим причинам открытое представление объективных оценок уровня жизни сделалось невозможным.
Кроме того, в соответствии с общими принципами плановой распределительной и закрытой экономики при представлении системы народнохозяйственных показателей основное внимание уделялось производству, росту производительных сил общества в ущерб другим фазам экономического процесса, таким как реализация продукции и личное потребление, и тем более показателям уровня жизни и благосостояния населения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы определения уровня и качества жизни населения…………………………………………………………………………..6
1.1. Содержание понятия «уровень жизни» в экономической литературе…………………………………………………………………………6
1.2. Методики оценки уровня и качества жизни населения………….11
1.3. Роль понятия «уровень жизни» в разработке и реализации социальных проблем…………………………………………………………….16

ГЛАВА 2. Анализ и оценка основных показателей уровня жизни населения в регионах России………………………………………………………………….24
2.1. Анализ уровня жизни в регионах РФ……………………………….24
2.2. Уровень жизни населения Тюменской области……………………27
2.3. Основные направления политики повышения уровня жизни в Российской Федерации.........................................................................................42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….
ПРИМЕЧАНИЯ……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 252.50 Кб (Скачать)

Завершены строительством межпоселковые газопроводы в Казанском (с. Афонькино – с. Ильинка), Армизонском (с. Ситниково – с. Плоское),  Тобольском районах (Нижние Аремзяны – Ингаир).  Доля газифицированных населенных пунктов в общем количестве населенных пунктов, подлежащих газификации, достигла 61,2 процента. В 2010 году выполнен капитальный ремонт 282 жилых домов общей площадью 547 тыс. кв. м.

Следует отметить, что, несмотря на значительный объем выполненных работ, стоит задача модернизации инженерной инфраструктуры. 2010 год показал необходимость приведения в порядок  прежде всего коммунальных сетей – количество инцидентов и отключений на сетях теплоснабжения  в 2010 году выросло на 13,7 процента (2098 – 2009 год; 2385 – 2010 год). По Тюмени уже определились по объемам финансирования на текущий ремонтный сезон.

Что касается ремонта  жилищного фонда, то его надо  осуществлять   по трем  направлениям – сухие подвалы, новые сети и крыши – самое необходимое для комфортного проживания.

Эффективность управления жилищным фондом – вторая проблема в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

 

Социальная поддержка населения

Очень важно  для социально ориентированной, ответственной власти то, что удалось не допустить сокращения мер социальной поддержки и круга лиц, имеющих на них право.

Все меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, осуществлялись  своевременно и в полном объеме.  С 2011 года за счет средств областного бюджета введена новая мера – предоставление материальной помощи на обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, нуждающихся в нем по заключению врачей.

Комплекс областных мероприятий по самообеспечению и самозанятости позволил не допустить увеличения доли малоимущих граждан в общей численности населения.

Опираясь на опыт реализации мероприятий по выходу малоимущих семей на самообеспечение, Тюменская область в числе 17 субъектов Российской Федерации принимает участие в эксперименте по оказанию адресной социальной помощи на основе социального контракта. Решение задач модернизации, инновационного развития невозможно без развития личности, соответствующего  развития образования.

 

 

 

Образование

В образовании важна каждая его ступень –  дошкольное, общее и профессиональное. В сфере дошкольного образования решаются задачи  увеличения охвата детей образовательными услугами, обеспечения современного качества дошкольного образования и выравнивания стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

Для снижения дефицита мест в дошкольных организациях правительством области и органами местного самоуправления осуществляется  строительство новых и реконструкция существующих детских садов. Проводится возврат в дошкольную сеть зданий и помещений,  используемых не по целевому назначению, а также возврат в проектную мощность ранее переоборудованных помещений и открытие дополнительных мест в ходе капитальных ремонтов.  В результате принятых мер дошкольные группы образовательных организаций в режиме «полного дня» дополнительно стали посещать более 11 тыс. детей, очередность сократилась в 5 раз.

Потребность населения в обеспечении местами в дошкольных группах образовательных организаций в целом удовлетворена на 95 процентов (от числа желающих их посещать). При этом потребность в местах для детей от 3-х лет удовлетворена почти полностью (99,7 процента). С 2010 года в области реализуется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Результаты работы последних лет по укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ позволили увеличить долю школьников, обучающихся в современных условиях, до 88 процентов (при среднем по России 43 процента). В 98 процентах школ обеспечена возможность пользоваться современными столовыми со стационарными пищеблоками.  Всем обучающимся за счет средств областного бюджета обеспечен доступ к широкополосному Интернету. Развивается система электронного взаимодействия с учащимися и родителями.

В 2011 учебном году коллективы 32 школ-пилотных площадок апробируют новые подходы к организации урочной и внеурочной деятельности в первых классах, а с сентября 2011 года на новые федеральные государственные образовательные стандарты начального образования должны перейти все школы. Во всех школах имеется необходимое для этого развивающее, игровое оборудование, ученическая мебель.

С 2010 года в области внедрена новая персонифицированная модель повышения квалификации учителей. Все педагоги, которые должны были пройти курсы повышения квалификации в 2010 году, прошли подготовку в новой форме. Тюменская область является лидером и по доле учащихся, для которых созданы современные условия для занятия творчеством (47 процентов учащихся при среднем по России 13 процентов).

Субъект активно занимается совершенствованием системы профессионального образования. Ключевым аспектом его модернизации стала отработка нового формата взаимодействия с работодателями, развитие отношений частно-государственного партнерства. Главная задача – максимально увеличить участие работодателей в процессе обновления содержания обучения и обеспечить развитие профессионального образования с учетом требований рынка труда.

В 2010 году разработана и утверждена Региональная программа комплексного развития профессионального образования Тюменской области до 2015 года.

Важным этапом развития системы профобразования региона может стать создание Западно-Сибирского федерального университета на базе объ-единения Тюменского государственного университета и Тюменского государственного нефтегазового университета.

 

Здравоохранение

В 2010 году продолжалась работа, направленная на повышение уровня оказания медицинской помощи и профилактики заболеваний. Для повышения доступности медицинской помощи на уровне первичного звена здравоохранения развиваются клиентоориентированные технологии, новые формы организации медико-социальной помощи населению старших возрастов, пациентам, нуждающимся в постороннем уходе (патронаж, стационар на дому и др.). Организуются доврачебные приемы.

Внедряются современные информационные технологии, облегчающие пациентам запись к врачам, на лабораторные исследования, получение услуг регистратуры. Проводятся телефонные горячие линии по вопросам доступности и организации оказания медицинской помощи населению. Расширяются формы и объемы профилактической работы с населением.

 

В центрах здоровья прошли обследование более 76 тыс. человек, в том числе свыше 4 тыс. детей. Отмечается высокая мотивация граждан к сохранению своего здоровья, доля самостоятельных обращений в центры здоровья составляет 78 процентов. В плановом объеме проведена диспансеризация различных категорий населения (работающих граждан, детей-сирот, а также мужчин 35–55 лет  в рамках регионального сегмента национального проекта «Здоровье»). Всего осмотрами охвачено 47 тыс. 600 человек.

Развивается высокотехнологичная медицинская помощь, в регионе оказываются практически все виды этой помощи, внедряются все более современные технологии лечения. Так, в кардиологии новые методы лечения, применяемые при оказании экстренной медицинской помощи, позволяют значительно снижать последующие осложнения и смертность при остром инфаркте миокарда и ишемической болезни сердца. Количество жителей области, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь в федеральных и региональных клиниках, по сравнению с 2005 годом возросло в 2,5 раза. Сроки ожидания сократились с 2-х лет до 2,5 месяцев.

В конце года введен в действие Федеральный центр нейрохирургии, который обеспечит оказание высокотехнологичной медицинской помощи больным с заболеваниями центральной нервной системы и схожего профиля на уровне современных стандартов качества. Большое внимание уделяется укомплектованию медицинскими кадрами организаций здравоохранения. Для обеспечения медицинских учреждений квалифицированными кадрами, закрепления специалистов организована подготовка кадров по целевому набору, проводятся стажировки у ведущих специалистов областных клиник, предоставляется служебное жилье государственного жилищного фонда.

Совершенствование качества медицинской помощи, профилактики заболеваний способствовало снижению смертности, которое отмечается с 2006 года.  В 2010 году достигнуто существенное снижение показателей младенческой и материнской смертности.

Определилась тенденция к снижению уровня смертности населения трудоспособного возраста. За шесть лет этот показатель снизился на восемнадцать процентов.

Одновременно растет рождаемость, что определило на протяжении последних лет, начиная с 2007 года, положительный естественный прирост населения. В 2009 году величина естественного прироста населения составила 2,8 на 1000 населения, в  2010 году – 3,0 на 1000 населения.

В марте 2011 года правительством области утверждена региональная программа модернизации здравоохранения Тюменской области на 2011–2012 годы. Программой предусматриваются мероприятия по совершенствованию материально-технической базы медицинских учреждений, по медицинской помощи детям и совершенствованию электронных услуг в здравоохранении. Подписано трехстороннее соглашение между правительством Тюменской области, Минздравсоцразвития РФ  и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования о реализации мероприятий программы.

Физическая культура и спорт

Необходимым условием сохранения здоровья и повышения продолжительности жизни является привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом.  Для этого ведется интенсивное строительство сооружений для массовых занятий спортом.

Для повышения интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, популяризации здорового образа жизни проводятся сельские игры, спартакиады образовательных учреждений, допризывной и призывной молодежи, соревнования по видам спорта, в том числе по военно-прикладным, спортивные праздники и дни здоровья. В 2010 году в 350 спортивных мероприятиях областного и российского значения приняло участие более 75 тысяч человек.

 

Безопасность граждан

Качество жизни неотъемлемо связано с обеспечением безопасности граждан. Для эффективной работы подразделений ГУВД из бюджета Тюменской области выделялись средства для приобретения автомашин, спецтехники и оборудования. Строилось и приобреталось жилье для службы участковых уполномоченных.

По итогам 2010 года число зарегистрированных преступлений сократилось на 5,1 процента, в том числе на 16 процентов их тяжких проявлений.

При этом на 3,4 процента повысилась раскрываемость преступлений. На 30 процентов снизилось число преступлений, совершенных в группе лиц, на 17 процентов – совершенных в общественных местах.

На 34 процента снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Принимались меры по  снижению аварийности и обеспечению безопасности дорожного движения.

Результатом стало сокращение на 3,1 процента количества дорожно-транспортных происшествий. На 1,6 процента уменьшилось число травмированных граждан. Однако при сохранении положительной динамики по большинству составов преступлений, сокращении общего количества дорожно-транспортных происшествий, криминогенная ситуация в целом требует дальнейшего усиления работы в данной сфере.

Поступательное социально-экономическое развитие региона возможно только в условиях нормальной общественной жизни, не сопровождаемой экстремистскими потрясениями и катаклизмами. В Тюменской области сложились формы и методы работы в общественной среде, позволившие консолидировать общественные силы и направить их на решение общественно значимых задач. Большое внимание уделяется работе в молодежной среде, прежде всего со студенческой молодежью, с целью направления ее энергии и потенциала на реализацию общественно значимых дел. Следствием проводимой работы является отсутствие в 2010 году протестных акций и конфликтов на национальной и религиозной основе.

По данным социологических исследований оценили в Тюменской области ситуацию как спокойную:

– в сфере национальных отношений – 76,8 процента респондентов;

– в религиозной сфере – 80,5 процента.

69,4 процента респондентов считают общественно-политическую ситуацию в Тюменской области стабильной.

 

2.3.           Основные направления политики повышения уровня жизни в РФ

 

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, и, в конечном счете, политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее. Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.

Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее, прежде всего, отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации оказались представители партийной номенклатуры и лидеры ''теневой экономики''. Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.

Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни.

Итак, существует три основных направления регулирования уровня жизни:

1. С помощью государственных минимальных социальных стандартов. Данные стандарты направлены на реализацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ. ГМСС - установленный законодательством минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах. С помощью ГМСС определяются: минимальные доходы и минимальный прожиточный минимум; минимальный размер социальных пособий и выплат; номенклатуры, перечня и набора бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы; нормы обеспечения населения социальными услугами и т.д.

Информация о работе Уровень жизни и его региональные особенности