Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 09:57, курсовая работа
Рост современных организаций и уровня их сложности, разнообразие выполняемых операций привели к тому, что рациональное осуществление функций управления и руководства стало исключительно трудным делом, важным для успешной деятельности любого предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………….5
1.1 Общая характеристика моделирования деятельности организации………5
1.2 Моделирование финансово-экономических процессов на предприятии..12
2. ПРАКТИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..22
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия………..22
2.2 Система моделирования на предприятии и её оценка
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...40
Основная тенденция развития в рядах динамики со стабильными темпами прироста отображается функцией параболы:
Y = а + bt
где а и b - параметры уравнения; t - обозначение времени
Имеются данные о выручке от реализации продукции предприятия за 6 лет. В таблице 2.4 рассчитаны необходимые для решения системы уравнений суммы у, х, ух, х2
Годы последовательно обозначены как 1,2,3,4,5,6 n=6. Подставляя полученные суммы в систему уравнений
6 +15=156531
15 +55=493400
Получаем =24161 и =2380х. Отсюда искомое уравнение тренда
y=24161+2380х
Подставляя в это уравнение значения х: 1,2,3,4,5,6, находим выровненные (теоретические) значения y. Рассчитывается прогноз по полученному уравнению на ближайший период при условии сохранения изменения выручки от реализации продукции линейной закономерности.
Вторая задача – оценить практическую значимость уравнения. Для этого рассчитывается коэффициент корреляции и оценивается его значимость, которая основана на сопоставлении значения коэффициента корреляции с его средней квадратичной ошибкой при n<30 значимость коэффициента корреляции проверяется на основе по t- критерию Стьюдента. Для этого рассчитывается фактическое значение критерия и сопоставляется с табличным, определяемым по Г.Л. Громыко «Теория статистики»). Для числа степеней свободы v = n-2 и заданного уровня значимости (обычно =0,05).
Если t фактическое больше t, r считается значимым, а связь реальной. Если t фактическое меньше t табличного, то считается, что связь между x и y отсутствует и значение r, отличное от нуля, получено случайно.
Коэффициенты регрессии
=(yx)ср-уср*хср/(х2)ср*(x ср) 2
= уср-xср
Оценка коэффициентов.
Коэффициенты корреляции Kxy=(yx)ср-хср.*уср./х*у
Критерий Снедекера Fф= K2xy*(n-2)
Коэффициент детерминации
r2= (y x-уср) 2/ = (y-уср) 2
Оценка значимости коэффициентов регрессии , и rxy по t- критерию Стьюдента.
t = /m
t = /m
t r = Kxy/mr
Случайные ошибки , и Kxy
m = (у- y x ) 2/ (n-2)/ (х- хср)2
m = (у- y x ) 2/ (n-2) *(х)2/n(х- хср)2
mkxy = 1- K2xy / (n-2)
Предельные ошибки , и Kxy
= Ттаб* m
= Ттаб* m
Доверительные интервалы для определенных параметров
Lmin =-
Lmax =+
Lmin =-
Lmax =+
Средняя стандартная ошибка прогноза
myp =ост 1+1/n+(хp- хср)2/(х- хср)2
Доверительный интервал L диапазон прогноза Lymin =Yp- Yp
Lymax =Yp+ Yp
Yp= Tтаб* myp
Xср =3
Yср = 31306
(X*Y)ср = 98680
Коэффициент регрессии:
α =24161
β =2380
Прогнозное значение Yp
Yp = 24161
Таблица 2.4. Применение экономико – математического моделирования на предприятии
N | X | Y | Xi * Yi | X2 | Y2 | Xi - Xср | Yi - Yср | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||
1 | 1 | 26698 | 26698 | 1 | 712783204 | -2 | -4608 | |||||||
2 | 2 | 29345 | 58690 | 4 | 861129025 | -1 | -1961 | |||||||
3 | 3 | 30192 | 90576 | 9 | 911556864 | 0 | -1114 | |||||||
4 | 4 | 34048 | 136192 | 16 | 1159266304 | 1 | 2742 | |||||||
5 | 5 | 36 248,00 | 181240 | 25 | 1313917504 | 2 | 4942 | |||||||
6 | 6 |
|
|
|
|
|
| |||||||
Итого: | 15 | 156531 | 493400 | 55 | 4958652907 | 7 | 9 | |||||||
| ||||||||||||||
N | (Xi - Xср)2 | (Yi - Yср)2 | 7*8 | Y | Yi - Y | (Y - Yср)2 | (Yi – Y)2 | |||||||
1 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||
1 | 4 | 21233664 | 9216 | 26541 | 157 | 16898960016 | 24649 | |||||||
2 | 1 | 3845521 | 1961 | 28921 | 424 | 16285843456 | 179776 | |||||||
3 | 0 | 1240996 | 0 | 31301 | -1109 | 15684055696 | 1229881 | |||||||
4 | 1 | 7518564 | 2742 | 33681 | 367 | 15093596736 | 134689 | |||||||
5 | 4 | 24423364 | 9884 | 36061 | 187 | 14514466576 | 34969 | |||||||
6 |
|
|
|
38441 |
|
|
| |||||||
Итого: | 19 | 58262119 | 23814 | 156517 | 39 | 78476922494 | 1603979 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании Приложения 1
Как показывает оценка значимости коэффициентов корреляции предполагаемый прогноз выручки от реализации продукции на ближайший период, рассчитанный по полученному уравнению, y=24161+2380х верен.
Так, как показывает прогноз, выручка от реализации будет равной 38441 т. рублей.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
В условиях хозяйственной самостоятельности предприятий повышаются требования к эффективности их развития в текущем и долгосрочном периоде. При этом задача моделирования повышения эффективности производства, максимизации рыночной стоимости промышленного субъекта хозяйствования должна решаться путем комплексного учета факторов, отражающих различные направления его развития. Значительную роль в решении такой многовариантной задачи, на наш взгляд, играет использование оптимизационных моделей, имитирующих процесс функционирования и развития субъекта хозяйствования и оптимизирующих результаты его деятельности на основе заданного целевого показателя. Это дает возможность оценить эффективность различных организационно-экономических изменений не с точки зрения достижения локальных целевых показателей, а с системных позиций и, таким образом, позволяет осуществлять согласование наиболее важных задач в системе управления, ориентируясь на конкретный критерий оптимизации.
Для аргументации целесообразности использования оптимизационного моделирования в процессе обоснования перспективных системных решений рассмотрим методологию применения конкретной модели на данных действующего промышленного предприятия. В основу используемой модели положен подход, согласно которому оптимизируется целевой показатель для предприятия в целом при заданных линейных ограничениях. При этом в используемой модели функция цели может принимать значение одного из нескольких критериальных ограничений, но, в конечном счете, решение о переключении на ту или иную функции цели остается за лицом, ответственным за его принятие.
Как известно, при выработке управленческих решений в практике деятельности отечественных предприятий одним из основных является критерий оптимизации – максимум объема реализации продукции. Поэтому представим оценку прогнозного варианта деятельности предприятия на пятилетний период, ориентированного на данный критерий (см. таблицу 3.1)
Таблица 3.1. Моделирование решения на максимум объема реализации продукции
Показатель | Оптимизационное решение на максимум объема реализации продукции | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Объем продаж, млн.руб. | 95,57 | 115,83 | 140,06 | 168,69 |
Выручка от реализации, млн.руб. | 45186 | 63639 | 84126 | 101213 |
Чистая прибыль, млн.руб. | 3626 | 4634 | 5416 | 7841 |
Рентабельность реализовнной продукции по чистой прибыли | 8,05 | 7,32 | 6,98 | 6,81 |
Рентабельность активов | 15,32 | 12,56 | 12,14 | 11,59 |
Коэффициен текущей ликвидности | 2,75 | 3,22 | 3,31 | 3,59 |
Прирост оборотных активов | 9,464 | 7,883 | 9,073 | 10,619 |
Прирост оборотного капитала, финансируемого из прибыли | 3,377 | 2,997 | 3,58 | 4,255 |
Коэффициент автономии | 0,88 | 0,90 | 0,94 | 1,0 |
Внеоборотные активы, млн.руб. | 10,09 | 11,207 | 11,536 | 12,056 |
Оборотные активы, млн.руб. | 35,53 | 43,412 | 52,491 | 63,111 |
Капитал и резервы, млн.руб. | 15,06 | 16,176 | 17,605 | 19,867 |
Краткосрочные обязательства, млн.руб. | 30,56 | 38,443 | 46,422
| 55,3 |
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Главный мотив деятельности любого предприятия в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками обращения и спросом на реализуемую продукцию. Поскольку издержки обращения это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством предприятия невозможно без анализа уже имеющихся издержек обращения и их величины на перспективу.