Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 09:57, курсовая работа
Рост современных организаций и уровня их сложности, разнообразие выполняемых операций привели к тому, что рациональное осуществление функций управления и руководства стало исключительно трудным делом, важным для успешной деятельности любого предприятия.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………….5
1.1 Общая характеристика моделирования деятельности организации………5
1.2 Моделирование финансово-экономических процессов на предприятии..12
2. ПРАКТИКА МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..22
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия………..22
2.2 Система моделирования на предприятии и её оценка
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ…………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...40
- Повысить ликвидность предприятия и стоимость его акций на фондовом рынке;
- Спрогнозировать время жизни предприятия с приемлемой доходностью акций;
- Снизить риски владения за период владения предприятие;
- Проведение диверсификации собственного инвестиционного портфеля, куда входят акции предприятия.
Полученные с помощью моделирования и финансового анализа результаты позволяют определить прибыль на акцию, будущую стоимость акций, объем необходимой эмиссии акций, будущую стоимость предприятия с учетом стратегических целей основного акционера.
Владея долгосрочным прогнозом деятельности предприятия, основной акционер может использовать эту информацию для получения дополнительного дохода на фондовом рынке.
8. Экономический эффект от внедрения
Оценка экономического эффекта:
- внедрения модели в технологию управления предприятием - ежегодно можно получать дополнительные доходы в размере 2 - 5 % от объема продаж в год.
Применение моделирования и прогнозирования на более длительный срок 10-20 лет позволит избежать разорения и вовремя продать предприятие, чтобы вложить полученные средства в более доходный бизнес.
9. Основные проблемы при создании модели
- Сложность производственных, технологических и бизнес-процессов на современном предприятии;
- Выбор основных бизнес-процессов для целей моделирования;
- Противоречивые интересы менеджеров предприятия и его собственников;
- Отсутствие методологии проектирования финансово-производственных систем и моделирования экономических процессов;
- Низкая экономическая культура в нашей стране.
10. Опыт создания моделей предприятия
Методология построения экономических моделей предприятия создана при разработке инвестиционных проектов для моделирования реализуемости проекта и последующего экономического и инвестиционного анализа.
Всего было создано около 100 моделирующих программ для целей инвестиционного анализа проектов. Некоторые модели использовались заказчиками для целей оперативного планирования своей деятельности, большинство для прогноза финансового состояния предприятия и также обоснования возможности возврата получаемых кредитов и инвестиций.
Существующие программы расчета бизнес-планов зачастую игнорируют реальные бизнес-процессы и показывают результаты, которые отличаются от реальных на 30-50%, выдают даже отрицательные значения в прогнозном балансе, чего никогда не бывает на практике.
Методология построения экономических моделей создавалась так, чтобы погрешность метода ее составления не превышает 0,1 %. Поэтому в настоящее время основные заказчики Агентства - это Инвесторы, которым очень важно получить более реальный прогноз финансового результата своей инвестиционной деятельности.
Главная проблема, которую сегодня решают каждый день руководители промышленных предприятий (и не только промышленных). это проблема дефицита платежных средств. Потребностей и проблем много, больше чем возможностей. Для того. чтобы продавать и иметь какие-то деньги, нужно поддерживать сложившееся производство, содержать вспомогательный, обслуживающий и административный аппарат, ремонтировать старое, изношенное оборудование, покупать материалы. платить налоги, платить за постоянно растущие коммунальные услуги, платить за газ. электроэнергию. наконец, зарплату выплачивать. Постоянно, хронически не хватает у предприятий средств платежа.
Некоторым руководителям кажется, что замена бартера денежными расчетами позволит справиться со всеми трудностями, по крайней мере. упростить решение проблем. Но это иллюзии. Во-первых, потому что в условиях рынка за продукцию платят столько и такими ликвидными средствами платежа, которых эта продукция стоит. И если за "Волги" платят череповецким прокатом, которым не расплатишься с персоналом, а за черкизовскую колбасу деньгами, то такова цена, определенная рынком. Россия вошла в глобальные рынки, на которых конкурентоспособность продукта определяет его ликвидность, и чтобы получать за свой продукт деньги, нужно, чтобы он соответствовал ожиданиям покупателя. Во-вторых, потому что отсутствием платежных средств в требуемом количестве страдают даже предприятия, имеющие рентабельность продаж за 30-35% и получающие более половины выручки деньгами.
За дефицитом платежных средств скрывается не только и не столько недостаток денег, сколько иные причины. Первая - это то. что предприятия не могут или. нередко, не хотят производить необходимую потребителям конкурентоспособную продукцию. Неумение рационально организовать свои отношения с рынком, потребителем не дает возможности производить и продавать то, что купят за деньги. Вторая - несбалансированность доходов от производственной деятельности и расходов, то есть предприятия тратят больше, чем зарабатывают. и постепенно теряют собственный капитал. Иногда руководители не хотят балансировать доходы и расходы, но чаще - не умеют. Далеко не все руководители предприятий осознают то, что наличие прибыли по финансовому отчету еще не гарантирует платежеспособность. Прибыли очень часто (значительно чаще, чем хотелось бы) недостает для покрытия огромных непроизводственных расходов. Громоздкие и несбалансированные структуры большинства российских промышленных предприятий, полученные в наследство от социализма, с загрузкой производственных мощностей от 12-15% до 50-60%, требуют весьма не малых накладных расходов на их содержание. А вот каковы ресурсные и финансовые возможности, для того чтобы эти расходы осуществлять, сегодня остается секретом для многих руководителей.
Еще не все руководители осознали. что главный смысл предпринимательства. бизнеса - это доходность предприятия или постоянное превышение доходов над расходами. Доходность предприятия (предпринимаемого дела) - это его способность генерировать положительный финансовый поток. Возникает положительный финансовый поток при эффективном использовании вложенных в предприятие ресурсов. Доходность можно регулировать, управляя расходами, в том числе издержками производства. Управление же финансами, в том числе денежными потоками - это инструмент, обеспечивающий доходность бизнеса, прежде всего поддерживая его ликвидность, как способность платить по обязательствам. Финансовый поток, как движение совокупности титулов собственности (деньги - особый вил ценных бумаг, универсальный титул собственности), управляет перемещением прав собственности на ресурсы и, следовательно, потоком ресурсов. У нас сегодня все руководители предприятий решают проблему управления денежным потоком (потоком платежных средств) как главную. До управления издержками пока еще дело не дошло. Это понятно и объяснимо. Очень уж остро стоят финансовые проблемы. Но это, отнюдь, не отменяет одного из основных правил бизнеса, суть которого в том. что решение о платеже должно реализовывать обоснованный план распределения ресурсов компании для достижения определенных целей. Задача платежа должна состоять не в решении возникшей проблемы, а в использовании открывающихся возможностей, в достижении поставленных целей. И чтобы придать смысл платежу, нужно вспомнить экономику предприятия. Ведь прежде, чем платить, нужно знать зачем, что это даст предприятию. насколько увеличит или уменьшит прибыль! Знать - значит измерит." А вот такого знания у большинства руководителей нет. Значительной части руководителей предприятий точно неизвестно, есть ли смысл вкладывать деньги в новое оборудование. достаточно ли выручки от реализации. чтобы оплатить повышение цен на ресурсы и получить прибыль и т.п. Чтобы платить, нужно знать, какой результат принесут эти затраты. То есть. чтобы осмысленно платить, необходимо знать состояние предприятия и управлять его экономикой. Ли это значит, что нужно прежде всего представлять пределы возможностей предприятия (предпринимаемого дела): сможет ли оно (дело, бизнес) содержать сложившуюся производственную инфраструктуру, в состоянии ли предприятие расходовать на содержание и эксплуатацию оборудования или на содержание цехов востребуемые средства, каковы пределы общезаводских расходов, в состоянии ли предприятие финансировать социальную сферу, имея при этом прибыль для производственных инвестиций.
Кроме точного знания производственных возможностей (потенциала бизнеса) предприятия (предпринимаемого дела), требуется знание состояния компании. То есть понимание достаточности (или избыточности) активов, в том числе оборотных. для реализации намеченной производственной программы, оценка потенциала незавершенного производства для обеспечения планируемого выпуска продукции. Оценки требуют и остатки на складах материалов и покупных полуфабрикатов. Все эти запасы - это деньги, которые нужно иметь и заплатить в случае необходимости увеличения запасов, либо не заплатить при их сокращении. Не меньшую важность для рационального управления экономикой предприятия имеет вопрос о достаточности или избыточности основных средств на планируемую программу выпуска. Ведь излишние фонды требуют немалых средств на содержание. А имеет ли предприятие, рассчитывающее на прибыльную деятельность и расширение присутствия на рынке, ресурсы для содержания ненужного оборудования? И если имеет. то сколько средств предельно можно выделить на эти цели, Также следует знать, а чем будут в предстоящем периоде профинансированы прогнозируемые или потребные активы"? И какая их часть будет профинансирована собственными источниками (прибыль, средства уставного капитала, собственные денежные фонды), а что будет обеспечено обязательствами. и какими, то есть чьими? И это не "теоретические" вопросы. Каждое обязательство имеет цену и нужно соотнести ее с возможностями (доходами) предприятия. Более того, владельцы обязательств предприятия, то есть его кредиторы, могут существенно откорректировать планируемые действия руководства. И они ближе, чем акционеры, с ними. их условия ми финансирования предприятия, его активов, считаться придется в любом случае, даже при контрольном пакете акций у руководства предприятия.
Только оценив и спланировав экономику предприятия, есть смысл заниматься его ликвидностью, то есть способностью платить по обязательствам в согласованные сроки. Зная экономические возможности и потребности предприятия, можно задумываться о смысле платежей. Без устойчивого и управляемого экономического состояния хлопотать по поводу финансовых потоков - пустое и малополезное занятие. Решение вопросов обеспечения ликвидности связано с планированием поступлений и платежей. Но как поступления, так и платежи самым непосредственным образом определяются планируемыми расходами и доходами, динамикой основных и оборотных активов. динамикой обязательств. Платежи должны решать задачу, определенную планом доходов и расходов, прогнозным балансом, а для этого нужно просчитать и очень быстро. какие последствия для операционного результата (прибыли) или для величины оборотных активов, либо обязательств принесет тот или иной платеж. Нужно знать как на обязательствах и. следовательно, финансовых издержках отразятся не вовремя полученные деньги за реализованную продукцию или с большим опозданием от договорного срока инкассированная дебиторская задолженность. При этом ликвидность нужно обеспечивать не только каждый день, но и каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Чтобы принимать решения по платежам нужно точно знать последствия этих решений, понимать причины успехов и неудач, нужно держать в голове тысячи финансово-экономических взаимосвязей, проводить сотни вычислений. Альтернатива - иметь добротный финансово-экономический план. моделирующий состояние и деятельность предприятия. позволяющий производить оценку последствий принимаемых решений.
План в форме директивных заданий и показателей, привычный для большинства руководителей, мало полезен сегодня для управления экономикой и финансами предприятия. Он не давал при социалистической плановой экономике и не дает сегодня представления о состоянии предприятия, сбалансированности его структуры и о возможном его изменении вследствие тех или иных событий. Руководители не знали и не знают дисбалансов производственной структуры, не знали и не знают реальной эффективности тех или иных планируемых вложений.
Сохранившиеся и используемые большинством предприятий в настоящее время методы финансово-экономического планирования имеют, по меньшей мере, два существенных недостатка. Во-первых, в планировании отсутствует системность, предприятия разрабатывают несколько почти не связанных друг с другом фрагментов экономического и финансового плана. Например, внутрифирменный экономический план, как набор заданий и показателей для структурных подразделений, никоим образом не связан и не определяет ни структуру оборотных средств предприятия. ни план финансирования этих оборотных средств. Денежный бюджет . как правило, совершенно автономный документ. Существуют значительные разрывы в расчетной логике планирования, восполняемые интуицией и опытом специалистов. Во-вторых, все планы строятся по "индуктивному" принципу, от частного к общему, или по принципу суммирования затрат при формировании плана, при ведении дела, в надежде, что прибыль может быть получится. То есть, финансово-экономический план разрабатывается от потребностей), а не от возможностей предприятия. Сегодняшние же обстоятельства, если есть желание иметь успешное дело, требуют строить управление от возможностей к потребностям. от общих принципов к частным решениям, точно определяя результат деятельности каждого подразделения в плане и по факту. Расходы с доходами невозможно сбалансировать без изначального определения принципиальных финансово-экономических пропорций.
Отсутствие системного и сбалансированного в основных пропорциях плана создает непреодолимые трудности для эффективного контроля за состоянием предприятия и его изменениями. В лучшем случае, контролируются отдельные параметры его деятельности. Контролировать величину оборотных средств, даже по статьям. или размер и структуру дебиторской задолженности, хотя и важно, но еще не значит контролировать изменения финансового положения и знать возможности и угрозы. Более того, контролировать - это не просто иметь информацию о происходящем, дабы давать руководящие указания на необходимые корректировки, контролировать - это иметь механизмы компенсации отклонений, встроенные в систему управления, в управленческие процедуры.
Динамичная рыночная среда требует использования новых методов планирования. Планирования, как систематической подготовки управленческих решений, связанных с будущими событиями, или как подготовки к будущему методом моделирования финансово-экономических процессов и предприятия в целом. К сожалению, сегодня большинство руководителей еще не понимают и не воспринимают план как систематическую постановку целей и разработку мероприятий по их достижению. как систематическое формирование. моделирование будущего предприятия или подготовку решений, связанных с определением будущих событий. Моделирование состояния предприятия. процессов на нем протекающих. будущего - одно из основных и мощнейших средств управления в условиях неопределенности и высокой динамичности параметров внешней среды. Моделирование позволяет установить количественные взаимосвязи и зависимости между значимыми факторами, рассчитать последствия управленческих решений и изменений существенных параметров деятельности предприятия. Вот такой план-модель может позволить быстро и оперативно определить и оценить необходимость и последствия любого платежа, придает значимость учету, а вместе с ним - контролю и анализу, так как позволяет точно определить учетные, контрольные и аналитические параметры.
Подход к планированию и контролю финансово-экономической деятельности предприятия, предполагающий принципиальное устранение недостатков системы управления экономикой и финансами, сложившейся на большинстве российских предприятий. возможен на основе компьютерного моделирования состояния и финансово-экономических процессов, протекающих в компании.
Для планирования бизнеса (полей бизнеса, бизнес-планирования) наибольший интерес представляют два типа моделей. К первому типу относятся используемые для имитации описательные модели, ко второму типу - аналитические модели принятия решений, основанные на использовании линейного или смешанного целочисленного программирования. Причем, для стратегического планирования более приемлемы высокоабстрактные модели, использующие укрупненные и агрегированные параметры деятельности предприятия. В этих моделях требования к исходной информации достаточно мягкие, так как для стратегических решений более важным являются общие балансы и тенденции, а не точная расчетная величина отдельных показателей плановой величины запасов готовой продукции, например: годовое и квартальное планирование предполагает использование детально прописанных имитационных моделей, где связи и параметры точно характеризуют состояние. В качестве вспомогательных инструментов для принятия решений в этих плановых циклах можно использовать аналитические модели, равно как и в оперативном управлении.