Uосударственноt регулирования товарного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2011 в 07:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть теоретические основы государственного регулирования товарного обращения.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть сущность и функции товарного обращения

- раскрыть сущность государственного регулирования товарного обращения.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты функционирования товарного обращения 4
1.1 Сущность товарного обращения 4
1.2 Функции товарного обращения 8
2 Государственного регулирования товарного обращения 12
2.1 Принципы и содержание организации государственного регулирования торговли 12
2.2 Методы государственного регулирования товарного обращения 17
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

государственное регулирование товарного обращения.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

     Конвенция ООН о договорах международной  купли-продажи товаров 1980 г. предусматривает, что стороны связаны любым  обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.

     Существующие  в разных странах обычаи в ряде случаев кодифицируются и унифицируются  международными организациями, авторитетными  общественными организациями, – например, ООН, Международной торговой палатой. Примером могут служить разработанные Международной торговой палатой международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС», целью которых является разъяснение наиболее часто используемых условий поставок во внешней торговле. В настоящее время действует последняя редакция «ИНКОТЕРМС 2000». Правила «ИНКОТЕРМС 2000» применяются при условии, что стороны в договоре сделали на него ссылку.

     В системе финансово-экономических  рычагов одной из центральных  проблем воздействия на рынок является государственное регулирование цен. Рыночная экономика, как известно, предполагает свободу установления предприятиями цен на свои товары и услуги. Однако такая свобода относительна, поскольку законодательство о контроле над ценами обычно разрешает правительству издавать распоряжения о регулировании цен на некоторые товары и услуги. Во всех странах с развитой рыночной экономикой существуют законы о ценообразовании, органы, обеспечивающие их выполнение, и практика государственного регулирования цен. Воздействие со стороны государства осуществляется, в основном, посредством прямого регулирования цен и путем наблюдения (контроля) за ценами. Административному контролю со стороны государства подвергаются товары, имеющие особую социальную значимость (энергетические товары, медикаменты, почтово-телеграфные, железнодорожные тарифы и др.). Сложившаяся в настоящее время система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию направлена на защиту интересов, как потребителей, так и производителей-фермеров. Свободное колебание цен на продукты питания допускается только в пределах «коридора» между верхним и нижним пределами. При этом верхний предел защищает интересы потребителя, а нижний призван сохранить гарантированный минимальный доход фермеру в условиях возможного понижения закупочных цен.

     Государственное регулирование цен сочетается с  финансово-кредитными мерами воздействия  на производство и обращение товаров (инвестирование в сырьевые отрасли, льготные кредиты и льготное налогообложение, прямые дотации и т. п.).

     В системе государственного регулирования  рынка и товарного обращения  важное место занимают вопросы защиты прав потребителей. Специалисты стран  с рыночной ориентацией считают, что интересы потребителей наряду с  интересами владельцев капиталов и  рабочей силы являются одним из трех элементов общественных интересов, которые правительство призвано уравновешивать.

     В целях предотвращения проникновения  на рынок потенциально опасных для  жизни и здоровья человека товаров  существует система предварительного лицензирования производства и торговли отдельными видами товаров. Особое внимание уделяется организации государственного контроля за качеством товаров и услуг, их стандартизацией и сертификацией.

     В развитых странах интересы потребителей представляют многие правительственные и неправительственные организации и учреждения, действующие на основе получения прибыли и не преследующие цели получения прибыли.

     Анализ  сложившихся структур сферы товарного  обращения показал, что новые  системообразующие элементы, действующие в настоящее время на рынке, сформировались в сложных условиях переходного периода при отсутствии адекватного хозяйственного механизма, способного в достаточной мере обеспечить взаимоувязку интересов товаропроизводителей, предприятии оптовой и розничной торговли, потребителей товаров. В силу функциональных возможностей и экономико-правового статуса они не в состоянии решить задачи, возложенные на них обществом. Значительные структурные изменения в системе управления торговлей как единой отрасли, произошедшие в ходе осуществления экономических реформ, оказали негативное влияние на состояние потребительского рынка, так как во многом была утрачена возможность координации деятельности по товарному наполнению рынка и движению товаропотоков. Эффективное функционирование предприятий различных форм собственности в рыночных условиях, а также обеспечение социальных приоритетов с точки зрения общественного развития могут быть достигнуты путем регулирования процессов, происходящих в сфере товарного обращения, что присуще развитому рыночному механизму. Регулирование товарного обращения осуществляется в форме сочетания государственного регулирования как целевого воздействия по иерархии до нижних уровней управления включительно и внутрисистемного саморегулирования предприятий оптовой и розничной торговли.

     Необходимость государственного регулирования на рынке потребительских товаров определяется следующими факторами:

     - отсутствие адекватного рыночного механизма при ликвидации системы централизованного доведения товаров до потребителей;

     - различный уровень развития рыночных отношений в сфере производства и сфере обращения;

     - значительная дифференциация потребительского рынка, связанная с резким социальным расслоением населения;

     - требование координации формирования и распределения товарных ресурсов в связи со значительными объемами их завоза из стран СНГ и по импорту;

     - незаинтересованность коммерческих структур в обеспечении потребности рынка в товарах, как по объему, так и по ассортименту.

     Существуют  экономические, административные, организационные методы государственного регулирования товарного обращения, что обусловлено спецификой переходного периода. Однако в соответствии с рыночными законами хозяйствования основным методом является экономический, т.е. непосредственное или косвенное воздействие на товарное обращение как систему с помощью различных экономических инструментов.

     Непосредственная  форма воздействия связана с  определением некоторых элементов рынка. В настоящее время это касается в основном формирования товарных ресурсов (прежде всего по социально значимым товарам первой необходимости и товарам массового спроса).

     Прямое  воздействие государства на формирование товарного обеспечения происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров, в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предприятий любых форм собственности, и обеспечения некоторых объемов поставок и реализации товаров в целях поддержания необходимого уровня потребления товаров населением. В соответствии с Законом Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 13.12.1994 № 60-ФЗ (ред. от 24.07.2007) (С 1 января 2006 года отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 27.07.2010) для осуществления деятельности по образованию федеральных продовольственных фондов Указом Президента и постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются объемы и ассортимент поставок продовольствия; министерства и ведомства, ответственные за закупку и поставку товаров по федеральным фондам и выступающие в качестве госзаказчика, а также категории потребителей. Указанные фонды создаются по основным продовольственным товарам (зерно, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, рыбопродукты, сахар, растительное масло, картофель и овощи) для удовлетворения потребностей военных и приравненных к ним категорий потребителей, снабжения районов Крайнего Севера, экологически загрязненных районов и приравненных к ним местностей, частично г. Москвы и Санкт-Петербурга и на другие государственные нужды. Государство принимает непосредственное участие в установлении хозяйственных связей, а также сохраняет в собственности ряд предприятий сферы товарного обращения, обеспечивающих общегосударственные интересы (например, оптовые предприятия, обеспечивающие товародвижение продукции, имеющей стратегическое значение: накопительные склады для снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, холодильники и объекты складского хозяйства для формирования федеральных фондов, оптовые предприятия, осуществляющие хранение мобилизационных запасов и резервов правительства, и др.). Государство в лице уполномоченных на это органов координирует деятельность по формированию товарных ресурсов и стабилизации положения на потребительском рынке, в частности поставки товаров по федеральным фондам и фондам для иных государственных нужд; завоз товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ; закупки по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств. Осуществление и координация деятельности по поставкам товаров для государственных нужд осуществляются на основе соглашений, которые определяют механизм взаимодействия государства и коммерческих структур различных форм собственности и сфер деятельности по выполнению целевых государственных программ, а также разграничивают функции и определяют права и обязанности сторон по деятельности на рынках определенных групп товаров.

     Косвенное воздействие государства на товарное обращение происходит посредством  применения экономических рычагов стимулирования промышленных и торговых предприятий, использования кредитно-финансовой системы, тарифов на услуги (например, на перевозку грузов), влияния, на ценовую политику предприятий. К участию в реализации социально значимых программ (например, снабжение районов Крайнего Севера) привлекаются предприятия с обеспечением им финансовой поддержки через предоставление целевых или льготных кредитов, а также налоговых льгот, направленных на пополнение собственных оборотных средств. В то же время оптимальное сочетание экономических, административных и организационных методов регулирования товарного обращения определяется на региональных уровнях в соответствии с особенностями хозяйствования субъектов системы. Местные органы власти могут решать вопросы предоставления целевых кредитов и формирования заказа на товары массового спроса и социально значимые товары; освобождения от уплаты налога на прибыль, зачисляемую в местный бюджет; местных налогов и сборов, коммунальных платежей при закупках, накоплении и реализации этих товаров. Возможно установление обязательного ассортиментного перечня для оптовых и розничных предприятий, действующих в регионе, а также определение основных условий деятельности предприятий при выдаче лицензий на оптовую и розничную торговлю. При этом обязательно осуществление контроля качества товаров, ассортимента, соблюдение правил торговли, условий договоров и норм законодательных актов, с применением установленных законами санкций к предприятиям-нарушителям.

     Особую  группу методов государственного регулирования товарного обращения в развитых странах составляет сформировавшееся законодательство в области торговой практики. Оно преследует следующие основные цели:9

  1. Предусматривать санкции в случаях нарушения правил торговли.
  2. Информировать предприятия о том, что запрещено.
  3. Стимулировать прогрессивное развитие предприятий торговли и других отраслей товарного обращения.

     Таким образом, в странах с рыночной экономикой сформировались и применяются  разнообразные методы экономического и неэкономического воздействия на рынок и товарное обращение. Все они, в конечном счете, подчинены триединой цели - обеспечить:

  • производителю - свободу хозяйственной деятельности и выхода на рынок;
  • потребителю - свободу выбора товаров и услуг;
  • третьим лицам, не принимающим непосредственного участия в коммерческих сделках и ценообразовании, - учет интересов.

     Соотношение и масштабы использования различных  групп методов государственного регулирования рынка и товарного обращения определяются в каждый данный момент конкретной экономической и социальной ситуацией в стране. Опыт регулирования рынка в развитых странах свидетельствует об активном использовании разнообразных методов прямого и косвенного воздействия на конкуренцию, цены, внутреннюю торговлю.

     Особого внимания заслуживает зарубежный опыт развития информационной деятельности в органах государственного регулирования товарного обращения, используемой для развития инновационной деятельности, повышения эффективности торговых компаний, развития малого предпринимательства. Полная информация о товарах, их качестве и ценах в развитых странах считается существенным критерием уровня организации регулируемого рынка. Такая информация необходима:

  • предпринимателям - при формировании стратегии развития торговых и производственных компаний;
  • покупателям - для свободного выбора товаров (услуг) и безопасного их потребления.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Регулирование товарного обращения осуществляется в форме сочетания государственного регулирования как целевого воздействия  по иерархии до нижних уровней управления включительно и внутстемного саморегулирования предприятий оптовой и розничной торговли.

      Существуют  экономические, административные, организационные  методы государственного регулирования товарного обращения, что обусловлено спецификой переходного периода. Однако в соответствии с рыночными законами хозяйствования основным методом является экономический, т.е. непосредственное или косвенное воздействие на товарное обращение как систему с помощью различных экономических инструментов.

      Непосредственная  форма воздействия связана с  определением некоторых элементов  рынка. В настоящее время это  касается в основном формирования товарных ресурсов (прежде всего по социально  значимым товарам первой необходимости и товарам массового спроса).

      Прямое воздействие государства на формирование товарного обеспечения происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров, в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предприятий любых форм собственности, и обеспечения некоторых объемов поставок и реализации товаров в целях поддержания необходимого уровня потребления товаров населением.

Информация о работе Uосударственноt регулирования товарного обращения